интегрированный урок литературы и искусства по повести И.Тургенева "Ася"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Тема урока: "Что есть красота?" 

Цель урока: формирование представления об истинной красоте; осознание целостности окружающего мира в результате сопоставительного анализа художественного произведения и произведений изобразительного искусства (в том числе и иллюстраций) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_k_uroku.docx37.36 КБ
Файл rabochiy_list.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  открытого интегрированного урока литературы и изобразительного искусства

Учителя: Романова В.Н., Гаврилова Т.В.

        Тема урока:  «Что есть красота?»

                                                                                                  … что есть красота

     И почему ее обожествляют люди?

                                                                                                                                                        Н.Заболоцкий

Дата:  17 марта 2017 г.

Класс:  8 «В»

Тип урока: урок-закрепление полученных знаний

Форма урока: урок-размышление

Цели: формирование представления об истинной красоте; осознание целостности окружающего мира в результате сопоставительного анализа художественного произведения и произведений изобразительного искусства (в том числе и иллюстраций)

Задачи:  дать определение понятию «красота» на основе анализа текста повести Тургенева, а также произведений изобразительного искусства, иллюстраций к повести; закрепить знания о  символе, гармонии, композиции;

осознать роль художественного произведения в формировании морально-нравственных качеств личности; развить кругозор, эмоциональную отзывчивость; творчески отбирать из произведений наиболее характерное и типичное и отражать их в образной форме;

обеспечить переживания радости творчества; развивать творческие способности; воспитать интерес к наследию русской культуры

Оборудование: материалы компьютерной презентации, рисунки учащихся школы, тексты рассказа Тургенева «Ася», рабочие листы

Предварительная подготовка: распределение учащихся по группам, задания к уроку

Зрительный и музыкальный ряд:  презентация («Волшебный мир искусства») , аудиозапись  Йозеф Ланнер Вальс «Расставание»

 

Материалы и оборудование: работы учеников -  иллюстрации выполненные учениками к повести   И.С. Тургенева « Ася»,  компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, иллюстрации к повести И.С.Тургенева « Ася», выполненные учениками.

     

  План урока:

1. Организационный момент – приветствие, просмотр презентации (2 мин)

2.Определение целей и задач урока (3мин).

3. Актуализация знаний (5 мин)

4. Беседа по теме урока - работа в группах (15 мин).

5. Физкультминутка (1 мин).

6. Выполнение практического задания  и озвучивание его учащимися (12 мин ).

7. Подведение итогов урока (5 мин)

8. Задание  на дом (2 мин).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителями класса. Подготовка учащихся к уроку.

Видеопрезентация  «Волшебный мир искусства»    (цель: создание мотивации работы на уроке, осознание темы урока) + аудиозапись  Йозеф Ланнер Вальс «Расставание»

2 . Определение  темы и цели урока 

       И: Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем вести беседу? (об искусстве, о красоте; что называют красивым; красота – это понятие, вмещающее в себя многое: и добро, и героизм, и искренность, честность, это идиллическая природа; о противопоставлении красивого и безобразного; о том, зачем нам красота нужна)

И: Верно. Мы с вами  вновь сегодня в таком знакомом и в то же время таинственном, интересном мире искусства Речь пойдёт о красоте. Вот и в качестве темы урока мы возьмём слова из стихотворения Н.Заболоцкого «Что есть красота…?» Не забывайте делать записи в своих рабочих листах. Запишите тему урока.

Л: Как вы полагаете, в чем заключается связь этого сложного понятия «красота» и произведения, которое вы прочитали к сегодняшнему дню? В чем цель урока? (Возможно, мы откроем для себя способы изображения красивого в повести Тургенева «Ася». Узнаем, какие герои считаются красивыми. В чем заключается красота героини? Как Тургенев изображает красоту? Красивы ли герои?)

И: Действительно, мы постараемся раскрыть значение понятия красоты,  поговорить о законах красоты.

Л: А также выявить закономерности в изображении красивого в тексте И.С.Тургенева, исследуя описание портретов героев, пейзажа, а также некоторых деталей в повести.

3. Актуализация знаний

Л: Вспомните, какие определения понятия красоты вы уже давали при написании творческой работы по русскому языку. С чем было связано такое определение? (Красота – это сила, дающая человеку возможность преображения, дарящая надежду на жизнь, несущая умиротворение)

И: Мы знаем, что искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род  духовно - практического освоения мира. Старинное песнопение или произведения графики, скульптуры, кинофильм или живописное произведение, изделие народных умельцев или литературное произведение необходимы нам и красивы. А есть ли у красоты свои законы? К уроку свои сообщения подготовили  ряд учеников.

Сообщения учащихся о гармонии:

Ученик: Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на  гармонии.

Ученик: Гармония (греч.harmonia) – это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого –  вывешивают на доске «гармония, созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого»)

Ученик: В «Одиссее»  Гомера «гармониями» названы гвозди и скрепы, которыми соединены доски в обшивке корабля. Следовательно, гармония – это то, что соединяет части в целое. Гармония – это то, без чего мир распался бы, это единство целого, достигнутое за счет уравновешенности его частей, устойчивое совершенство.

Л: Как вы думаете, можем ли мы дополнить ряд определений слова «красота» и с помощью такого понятия, как гармония? (Конечно, красота – это проявление гармонии) 

4. Беседа по теме урока. Аналитическая беседа – работа групп

Л: Насколько уместно проявление гармонии при описании героев повести, мы определим в ходе нашего урока. Повесть названа в честь героини. Давайте постараемся понять, почему именно её имя удостоилось такой чести.

Выступление группы 1

Л: Красива ли Ася? (Мы обратили внимание на имя героини – Ася – от «Анастасия» - «воскресшая», а Анна – «благодать». Мы задумались, почему Тургенев дал ей такое имя. Она, действительно, обладает настоящей красотой, преобразующей душу главного героя. Она юна, 17 лет, настоящая русская девушка…(материалы исследования)

И: Чем созданный И.С.Тургеневым образ Аси затронул вас? (Юная девушка с нелегкой судьбой, она дочь барина и горничной, с братом сводным, после смерти родителей приехала в Германию.  Она преображается на наших глазах: становится настоящей, когда влюбляется. Что это – настоящая любовь или влюблённость – нам трудно судить пока, но мы видим гармонию в ее душе, ее мысли и чувства согласны друг с другом.)

: Приведите строки из  повести, где автор дает портрет Аси.(« ..показалась мне очень миловидной»… «..ее смугловатого, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами…»)

*Л: Как она выражает чувства? («хамелеон», ни тени кокетства; порох она настоящий; бросилась с быстротою молнии)

*Л: В чем цель жизни Аси? (жажда подвига, быть нужной людям; любить и быть любимой)

Л.: Можно ли сказать, что Ася – натура гармоничная? (Мы наблюдаем за становлением ее характера, лишь к концу повести мы видим ее в согласии со своим внутренним миром)

И: Здесь представлен ряд портретов Аси. Мы знаем, что портрет не только отражает внешность героини, а что еще? (Затаенность душевных проявлений. Загадочность и таинственность, искренность и непосредственность, легкомысленность)

Л: Таким образом вы сформулировали основные особенности образа «тургеневской девушки». 

Выступление группы 2

Л: А портрет Н.Н. с таким же любованием дает нам И.С.Тургенев? (И.С. Тургенев не  дал нам подробно его портрет, знаем возраст - 25  лет,  знаем его   отношение к природе. Н.Н. говорил « ..я не люблю ее красот..»  . У него не было цели в жизни. Он «только что вырвался на волю, захотелось посмотреть мир божий…» (материалы исследования)

    И: На ряде выполненных работ мы видим рядом с Асей Н.Н. И он изображен со слегка наклоненной головой. Почему? Какое значение имеет такое изображение Н.Н? (Такое изображение говорит нам, что Н.Н. образованный, воспитанный человек из высшего света общается с юной девушкой, соблюдая правила принятые в обществе. Такое изображение говорит о трепетном отношении Н.Н. к Асе, помогает нам более полно представить образ героя повести)

Л: Как связаны понятия красоты и гармонии, если  речь касается образа Н.Н.? (Мы считаем, что Ася – гармоничная натура, причем ее внешняя миловидность уравновешивается глубиной душевных переживаний именно в тот момент, когда она влюбляется, у нее вырастают крылья любви. А вот Н.Н. дисгармоничен, нет согласия между сердечными переживаниями и его действиями, он поэтому и не обретает счастья)

Л: Вы заполнили таблицу на 1 стороне вашего рабочего листа. Что можно сказать о главных героях повести? (Явные противоположности, совершенно разные, нет единства душевных переживаний)

Выступление группы 3

Л: Автор повести  показывает главных героев и на берегу Рейна и на около развалин замка. Как вы думаете, описание пейзажа в повести необходимо? (Описание Рейна: « Вид был чудесный…»; описание заката: «Вечерние тени …»)

И: Какова роль пейзажа? (Пейзаж – это фон, на котором разворачиваются события повести; позволяет представить  место действия (местный колорит)  и  дополняет портрет главных героев повести (способ характеристики). Пейзаж отражает чувства и переживания героев(психологизм). Описание природы подчас подсказывает нам, как развернутся события повести, мы предугадываем их благодаря символам: лунный столб («вы его разбили» - 2 глава – предзнаменование разлуки героев)

Л: Гармоничен ли пейзаж? (Да, природа – это, пожалуй, единственный герой повести, который не приобретает гармоничное звучание, а обладает гармонией изначально. Именно поэтому красота присуща природе всегда, в любое время года, в любую погоду. И жто мы видим на великолепных иллюстрациях и зарисовках)

Выступление группы 4

Л: Внимательно читая повесть Тургенева, вы обратили внимание на некоторые образы-символы. Как они помогли вам найти ответ на вопрос, что такое красота? (Цветок гераниума – символ любви. Н.Н. хранит высохший цветок как память о трогательном чувстве. Птица – символ свободы, жизни, мира и гармонии. Не случайно образ птицы соотнесен с образом Аси – крылья любви и счастья она обретает, влюбившись в Н.Н.  Верх – низ – это противоречие сопутствует описанию главных героев, он живёт внизу (хотя автор отмечает его дворянское происхождение), а она – на холме, на 2 этаже (несмотря на низкое происхождение) – она выше Н.Н. в развитии чувств. Река – символ жизни, судьбы героев, это своего рода граница между ними, которую Н.Н. так и не преодолел.. Красота – в гармонии, любви, взаимодополнении, уравновешенности)

Выступление группы 5

Л.: Любовь Аси и Н.Н. оказалась несчастливой. Вы обратили внимание ещё на одну историю любви. Насколько красива она? (Это история любви Ганхен и ее жениха. Тургенев обращает наше внимание на сходство имен героинь не случайно. Еще не зная, чем закончится история любви Аси, мы предполагали о несчастливой развязке, ведь Ганхен не хранила верности своему жениху, уже не печалясь благодаря другому юноше…И в этой истории нет красоты отношений – она легкомысленна …Тургенев вводит эту историю накануне свидания Н.Н. с Асей. Мы осознаём, что это, как и алая заря, предвестник разлуки)

5.Физкультминутка

И.: Предлагаю с целью сохранения гармонии души и тела выполнить зарядку.

6. Выполнение практического задания  и озвучивание его учащимися.  Творческая часть урока.

 А) Размышления

Л: У вас уже складывается представление о том, что можно считать истинной красотой. Как Тургенев может нам постичь законы красоты? (Благодаря портретным характеристикам, пейзажу, интерьеру)

И: Все литературные приемы направлены на то, чтобы мы могли встретиться  с героями другой эпохи и понять их. Произведения искусства создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами и героями произведений пожалуйста скажите, а для чего? У каждого из нас свое восприятие  и  произведений искусства и окружающего нас мира.

(Сила воздействия художественного произведения на человека зависит от его  уровня образного мышления.

Да. Глубина понимания и художественного произведения и окружающего нас мира зависит от способностей человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Мы  знаем, что произведения искусства воздействуют на эмоциональную сферу человека. Воспринимая произведения искусства, человек может испытывать радость, восхищение, гнев, скорбь, боль, волнение…

И:  Психолог Л. Выготский писал: «Искусство побуждает искать и находить главное, думать, снова и снова  переживать за судьбы героев, соотнося их с собственной жизнью». От чего зависят чувства, воплощенные в искусстве? (Они зависят от художественного идеала. И от системы целостных представлений)

Л: Зачем же нам необходимо понимать красоту окружающего нас мира, красоту человека? (для того чтобы возвысить душу, иметь право называться ЧЕЛОВЕКОМ)

Учитель искусства: Принято считать, что истина - удел науки, добро - религии, красота принадлежит искусству. Одухотворенное лицо, внутренняя красота  - символ красоты на все времена.

Б) Практическая работа  (музыкальное сопровождение – Ланнеровский вальс)

Учитель русского языка и литературы: У каждого из вас сложилось  некое представление о красоте, о том, с какими нравственными понятиями оно связано. Заполним схему в ваших рабочих листах: что такое красота? (сила, преображающая человека; гармония, взаимопомощь, богатство душевных переживаний – жизнь души, любовь взаимная, несущая радость)

Инструктаж

И:  Инструктаж. Опираясь на таблицу ассоциаций, заполните схему. Произведения искусства воздействуют на эмоциональную сферу человека. Важно помнить, что мы учимся проникать в духовную,  эстетическую, художественную природу искусства. Пытаемся построить отношения  свои с художественными  образами,  созданными авторами произведений искусства ,становимся  зрителями, слушателями, читателями.

Вам предложена таблица, выберете из нее слова и представьте себя соавторами И.С.Тургенева. Предложите свои мини – действия героев произведения.

Чувство

Персонаж

                                   Состояние

Ситуация

Время

Место

Счастливая (счастливый)

Ася ;

 Н.Н.

дождь

утро

лес

Печальная (печальный)

снег

вечер

поле

Дружелюбная (дружелюбный)

солнце

полдень

дорожка

Сердитая (сердитый)

ветер

ночь

море

Испуганная (испуганный)

буря

сумерки

сад

Спокойная (спокойный)

туман

зима

Свой вариант

Решительная (решительный)

ураган

лето

Свой вариант

Свой вариант

Свой вариант

весна

Свой вариант

Свой вариант

Свой вариант

осень

Свой вариант

 Учитель искусства: Искусство – это средство познания и усовершенствования мира.

Анализ выполненных работ.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Л: Обратимся к эпиграфу к уроку – словам Н.Заболоцкого: что же «есть красота и почему её обожествляют люди?» (Не все способны быть по-настоящему красивыми, красота прежде всего связана с жизнью души, а это – удел не всех людей, не все способны жить жизнью любимого. А вот природа – это создание Божье, обладает естественной красотой – значит, истинной красотой!)

Л: Оценки сегодня за работу на уроке……

И:  Оценки за выполненные к уроку иллюстрации и   работу на уроке …..

Домашнее задание.

 Л: ответ на вопрос «Современна ли «тургеневская» девушка?»

И: «Меру во всем соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы. К следующему уроку принести  цветную бумагу, ножницы с тупыми концами, клей ПВА  для создания гармоничной композиции с выразительным художественным образом на тему  «Времена года. Спасибо за работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Дата: ___________________               Тема урока: ____________________________________________________

Цель урока: ____________________________________________________________________________________________________________________________

КРАСОТА

Имена героев

Возраст

Место проживания

Родина

Положение в обществе

Портрет

Поведение, выражение чувств

Понимание цели жизни

Отношение к природе

ГАРМОНИЯ

ПЕЙЗАЖ

Тезис:

Доказательства:

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СИМВОЛЫ

Истории любви

_______________________________

Счастливы ли герои? В чём причина?________________________________

______________________________

Счастливы ли герои? В чём причина?________________________________

Что такое красота?

Задание на дом по литературе: ответ на вопрос «Современна ли «тургеневская» девушка?»

Задание на дом по искусству: принести  цветную бумагу, ножницы с тупыми концами, клей ПВА  для создания гармоничной композиции с выразительным художественным образом на тему  «Времена года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литературы "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Запорожское казачество в повестиН.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок. (Литература +  история + ИЗО)    Цели:Образовательные:актуализация и интеграция зна...

Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".

Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...

интегрированный урок литературы и изо по повести Е.Д.Айпина "Я слушаю Землю"

Цели урока: познакомить с творчеством Еремея Айпина, с содержанием рассказа «Я слушаю землю», формировать навыки самостоятельной работы с текстом, научить учащихся самостоятельно мыслить, определять ...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Конспект интегрированного урока литературы и искусства

Цель урока - познакомить учащихся с бессмертным образом белых журавлей в литературе, музыке и скульптурных композициях....