Поединок филологов
материал по литературе (7 класс) по теме

Морозова Юлия Александровна

интеллектуальная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poedinok_filologov_7_klass.docx20.03 КБ
Файл prilozhenie_1.docx10.81 КБ
Office presentation icon poedinok_filologov.ppt296.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса

Интеллектуальная игра

Тема:  «Поединок филологов»

Цели игры:

  • Активизировать интерес учащихся к учебному предмету, расширить кругозор;
  • Развивать артистические, творческие способности; умение работать в группах;
  • Совершенствовать знания, полученные в 5 – 7 классах,  повторить основные разделы русского языка, литературы;
  • Воспитывать уважение к родному языку, его богатству.

Продолжительность – 45 минут

Ход игры

- Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть Вас на интеллектуальной игре «Поединок филологов». Давайте поприветствуем наши команды.

(представление команд, названия, девизы и т.д.).

- Наша игра будет состоять из трех  блоков, включающих в себя различные   задания. За каждое верно выполненное задание вы получите баллы. А оценивать наш поединок будет строгое и справедливое жюри.

Итак, блок 1. «Ты – мне, я – тебе»

Задание:

Перед вами 4 группы вопросов по темам лексика, фразеология, морфология и состав слова и словообразование. В каждой группе по 5 вопросов, которые расположены в столбик от легкого к сложному.  Цена 1,2 вопросов – 1 балл,  3, 4 – 2 балла, 5 вопроса –3 балла. Задача команды  - выбрать вопрос  для своих соперников.

  1. Лексическое значение слова

 (по лексическому значению угадать слова)

  1. Глава государства (президент)
  2. Древнеегипетский царь (фараон)
  3. Научное справочное пособие (справочник)
  4. Машина для уборки урожая (комбайн)
  5. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)
  1. Фразеология.

(подобрать синонимы к фразеологизмам)

  1. Куры не клюют (избыток чего – либо)
  2. Рукой подать (близко)
  3. Делать из мухи слона (преувеличивать)
  4. Куда Макар телят не водил (в неизвестном направлении)
  5. Манна небесная (благодать, удача)
  1. Морфология

(ответить на вопросы)

  1. Какой частью речи являются слова УВЫ и АХ? (междометие)
  2. Назовите служебные части речи  (предлог, союз, частица)
  3. Какого рода слово Миссисипи? (женского)
  4. Какой падеж подчиняется предлогам СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ? (дательный)
  5. Назовите прилагательное, которое оканчивается на ЕЕЕ? (длинношеее)
  1. Состав слова и словообразование

(ответить на вопросы)

  1. Часть слова, стоящая после корня (суффикс)
  2. Способ образования слова ДИВАН – КРОВАТЬ (сложение целых слов)
  3. У каких самостоятельных частей речи нет окончания? (наречие, деепричастие)
  4. Назовите способ образования слова ВЪЕЗД (бессуфиксальный)

(Жюри оценивает ответы команд, выставляет баллы, подводит итог 1 конкурса)

Блок II «Литературный»

Задание:

По отрывку из литературного произведения нужно угадать название и автора этого произведения (макс. Количество баллов -  2 )

  1. «А у оратая кудри качаются,

Что жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя» («Вольга и Микула Селянинович»)

  1. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.  (А.С. Пушкин «Медный всадник»)

  1. Ай вы, купцы новгородские,

О чем же вы бьете со мной о велик заклад? («Садко»)

  1.  Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала… (И.А. Крылов «Свинья под Дубом»)

  1. Бабушка сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются идти по землянику, и послала меня вместе с ними, обещая, что купит мне пряник – конем» (В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

  1. К старухе Агафье Журавлевой приехал отдохнуть сын Константин Иванович с женой и дочерью. (В. Шукшин «Срезал»)

  1. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой. (А. де Сент -  Экзюпери «Маленький принц»)

  1. Белеет парус одинокий

                В тумане моря голубом… (М.Ю. Лермонтов «Парус»)

(Жюри оценивает выступления команд и подводит итог второго конкурса)

Блок III. «Игра слов»

Задание:

Блок состоит из трех заданий. На каждое задание отводится определенное время.

Задание 1. «Переводчик»

Для 1 команды:

Замените все слова в предложении синонимами. За каждый верное предложение – 1 балл.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию (Врач назначил больному укол)
  2. Караульный укрылся под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома)

Для 2 команды:

Замените все слова в предложении антонимами. За каждое верное предложение – 1 балл.

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер)
  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредет по узкой тропинке)

(жюри подсчитывает баллы)

Задание 2. «Найди лишнее»

Перед вами 4 столбика слов. Найдите среди них лишнее и объясните свой выбор.

Определение        Приставка        Наречие        Подрамник

Дополнение        Лексика        Определение        Подружка

Обращение        Суффикс        Деепричастие        Подрезка

Обстоятельство        Основа        Предлог        Подрыв

(подсчет баллов)

Задание 3. «Заключительное»

С О О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О С Т Ь

Составьте как можно больше слов за 1 минуту.

(жюри подводит итоги конкурса, затем всей игры и называет победителя)



Предварительный просмотр:

Лист учета баллов

Команда

Блок I.

«Ты – мне, я – тебе»

Блок II.

«Литературный»

Блок III.

«Игра слов»

Итог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра «Поединок филологов»

Слайд 2

Блок I. «Ты – мне, я – тебе» Задание: Перед вами 4 группы вопросов по темам лексика, фразеология, морфология и состав слова и словообразование . В каждой группе по 5 вопросов, которые расположены в столбик от легкого к сложному. Цена 1,2 вопросов – 1 балл, 3, 4 – 2 балла, 5 вопроса –3 балла. Задача команды - выбрать вопрос для своих соперников.

Слайд 3

Блок II «Литературный» Задание: По отрывку из литературного произведения нужно угадать название и автора этого произведения.

Слайд 4

Отрывок № 1 «А у оратая кудри качаются, Что жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя»

Слайд 5

Отрывок № 2 «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

Слайд 6

Отрывок № 3 «Ай вы, купцы новгородские, О чем же вы бьете со мной о велик заклад?»

Слайд 7

Отрывок № 4 «Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала…»

Слайд 8

Отрывок № 5 «Бабушка сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются идти по землянику, и послала меня вместе с ними, обещая, что купит мне пряник – конем»

Слайд 9

Отрывок № 6 «К старухе Агафье Журавлевой приехал отдохнуть сын Константин Иванович с женой и дочерью».

Слайд 10

Отрывок № 7 «Взрослые посоветовали мне не рисовать змей снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой» .

Слайд 11

Отрывок № 8 «Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…»

Слайд 12

Блок III. «Игра слов» Блок состоит из трех заданий. На каждое задание отводится определенное время. Задание 1. «Переводчик» Задание 2. «Найди лишнее» Задание 3. «Заключительное»

Слайд 13

Задание 1. «Переводчик» Для 1 команды: Замените все слова в предложении синонимами. Для 2 команды: Замените все слова в предложении антонимами.

Слайд 14

Задание 2 «Найди лишнее» В каждом из 4 столбиков найти лишнее понятие.

Слайд 15

1. Определение Дополнение Обращение Обстоятельство 2.Приставка Лексика Суффикс Основа 3.Наречие Определение Деепричастие Предлог 4.Подрамник Подружка Подрезка Подрыв

Слайд 16

Задание 3. «Заключительное» С О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О С Т Ь За 1 минуту составьте как можно больше слов

Слайд 17

Спасибо за участие!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

Математический поединок - алгебра 7 класс

Урок посвящен закреплению знаний по формулам сокращенного умножения. Учащиеся класса разбиты на команды и каждой команде дается право выбора тактики ответов на полученные ими карточки. Перед началом р...

Дидактическая игра-урок Математический поединок

Дидактическую игру можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически...

Лингвистический поединок для учащихся 5-6 класса

Проводился в рамках предметной недели русского языка и литературы...

Интеллектуальная игра "Поединок филологов"

"Поединок филологов" - интеллектуальная игра для семиклассников. Мероприятие включает в себя много интересных заданий по русскому языку и литературе. Дети делятся на команды и готовят домашнее задание...

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры  2013 - 2014 уч.г....

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим!

Репортаж о съемках программы Поедем, поедим...