«Они сошлись.Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…»
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс) на тему

Презентация содержит материал по подготовке к итоговому сочинению, можно использовать при подготовке к сочинению по литературе в 10 классе после изучения творчества А.С.Пушкина.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению 10 класс

Слайд 2

«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень…» Направление: «Дружба и вражда» Дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни

Слайд 3

«ДРУЖБА И ВРАЖДА» Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Слайд 4

Дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни Понятие «дружба» является одним из основополагающих в человеческом мироощущении и в системе ценностных ориентиров человека. Это подтверждает обилие пословиц и поговорок, посвященных дружбе, афоризмов и крылатых фраз. Начиная размышление над предложенной в данном направлении темой, учащиеся могут строить свои рассуждения, опираясь на известные им высказывания и определения.

Слайд 5

Пословицы: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Друг познается в беде. Друга узнать – вместе пуд соли съесть. Недруг поддакивает, а друг спорит.

Слайд 6

Афоризмы и высказывания известных людей: «Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга» У . Шекспир «Все пройдет – и надежды зерно не взойдет, Все, что ты накопил, ни за грош пропадет. Если ты не поделишься вовремя с другом — Все твое достоянье врагу отойдет» Омар Хайям

Слайд 7

Афоризмы и высказывания известных людей: «Исполнять обязанности дружбы несколько трудней, чем восхищаться ею» Лессинг «Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди» А.И . Герцен

Слайд 8

В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование слов «дружба» и «вражда»: ВРАЖДА – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью ( Непримиримая вражда; питать вражду). ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов ( Давнишняя дружба; дружба народов).

Слайд 9

Синонимы слова ДРУЖБА – дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо) приязнь, амикошонство, любовь, братание, единение, общение; дружба искренняя, лицемерная, собачья, тесная. Сделать что по дружбе. Быть в дружбе, водить дружбу, разорвать дружбу, сводить дружбу. Синонимы слова ВРАЖДА – антагонизм, злоба, недоброжелательство, нелюбовь, ненависть, неприязнь, неприязненность, рознь, недружелюбие, нелады. Иметь против кого зуб. Питать вражду.

Слайд 10

Тезис-вопрос Что такое настоящая дружба? Кого можно считать истинным другом? В чем проявляется дружба? Какова роль дружбы в жизни человека и можно ли обойтись без неё? Дружба и предательство? А были ли отношения между героями произведения дружбой или нет?

Слайд 11

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина Творчество и биография А.С. Пушкина; В произведениях лицейского периода (например, в стихотворении «Друзьям »); «Воспоминания в Царском Селе »; «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «К Чаадаеву», «К Языкову », «Во глубине сибирских руд …»; «19 октября »; «Евгений Онегин». Два «друга», Онегин и Ленский.

Слайд 12

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина Эволюция романтического канона дружбы особенно наглядно выступает в творчестве и биографии А.С. Пушкина. Тема дружбы всегда занимала важное место в творчестве поэта, но на разных этапах его жизни и творческого пути она звучит по-разному.

Слайд 13

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина В произведениях лицейского периода (например, в стихотворении «Друзьям») дружба описывается преимущественно в анакреонтовских тонах бесшабашного группового веселья, перемежающегося настроениями элегической тоски и грусти.

Слайд 14

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина, посвященном Лицею ( «Воспоминания в Царском Селе»), понятие «дружество», которое неоднократно использует поэт, имеет даже более широкий смысл, чем «дружба». Это понятие представляет собой особый круг друзей, который, «как душа, неразделим и вечен», это поэты единомышленники – та сила, которая, несмотря ни на что, способна поддержать человека в самых трудных, порой кажущихся непреодолимыми, жизненных испытаниях.

Слайд 15

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «К Чаадаеву», «К Языкову», «Во глубине сибирских руд…». В этих произведениях человек, являющийся частью «поэтического братства», готов на самопожертвование, понимание и прощение в любой ситуации, а разве не это пример безграничной дружбы и преданности?

Слайд 16

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина Горьким ощущением резко изменившейся обстановки, потери близких друзей и тяжелыми предчувствиями наполнены произведения, написанные после декабристского восстания. Это можно понять: круг друзей становится все уже, и с этим ничего нельзя поделать ( «19 октября »)

Слайд 17

Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина Свое отношение к товариществу Александр Сергеевич представляет читателю через образы героев романа «Евгений Онегин». Два «друга», Онегин и Ленский, в своем общении показывают нам, что друг – это понятие очень неоднозначное и противоречивое. В конце концов, мы даже начинаем сомневаться, друзья ли Евгений и Владимир или они враги. В диалогах героев чувствуется присутствие автора, он не простой безмолвный наблюдатель, он непосредственный участник событий, его отношение к дружбе мы улавливаем в разговорах героев. Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями .

Слайд 18

Композиция сочинения Вступление Основная часть Заключение

Слайд 19

Вступление Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

Слайд 20

Основная часть Основная часть : представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: Пересказа литературного произведения ; Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме; В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли; Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.

Слайд 21

Заключение Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть: Короткой , но емкой ; Органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О самом дорогом в стихах и прозе…

Урок развития речи в седьмом классе  ( два урока) Форма: творческий практикум Тема: « О самом дорогом в стихах и прозе…» ( Тема Родины в нашем творчестве) Цели: Общие: развитие речи ( написан...

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели:  1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;           2. Дать понятие ритма;      ...

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

Межпредметный проект "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..."

Портфолио межпредметного проекта: визитка, реклама, стартовая презентация учителя...

"Они сошлись. Волна и камень ..."

Мастер-класс, проведённый мной в рамках муниципального профессионального конкурса "Учитель года - 2014". Данное занятие можно использовать как классный час в 8-11 классах....

Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".

Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....

Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)

Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, ...