Презентация к уроку литературы в 8 классе "Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Варламова Светлана Леонтьевна

Презентация поможет организовать деятельность учащихся на уроке, который рассчитан на 2 часа. Это семинарское занятие организовано в форме групповой работы, работы в парах. В заметках к слайду даны задания для групп (лингвисты, литературоведы, историки, психологи)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА урока Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 1- Разминка (экскурс по проблемам повести) 2- Работа в группах по проблемам 3- Презентация групповой работы, Д/З Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия имени В.Н. Деева Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 2

Цели урока Знать : содержание повести, основные проблемы ее. Уметь : анализировать ключевые эпизоды и произведение в целом, сопоставлять образы-героев, использовать художественные средства для анализа, составлять план ответа по проблеме Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 3

РАЗМИНКА набираем баллы 1 В каком году была написана «Капитанская дочка» А) 1824 Б) 1833 В) 1836 Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 4

РАЗМИНКА набираем баллы 2. Какая проблема относится к социальным А) Чести Б) Пугачевского восстания В) Русского национального характера Г) Милосердия Д) Воспитания Е) Жизни и смерти Ж) Нравственного выбора З) Преемственности поколений Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 5

РАЗМИНКА набираем баллы 3. Назовите жанр произведения А) Роман Б) Повесть В) Семейная хроника Г) Исторический роман в мемуарной форме Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 6

РАЗМИНКА набираем баллы 4. От чьего лица ведется повествование А) Петруши Гринева Б) Петра Андреевича Гринева В) Рассказчика Г) Маши Мироновой Д) Автора Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 7

РАЗМИНКА набираем баллы 5. Почему автор использует ретроспективное повествование Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 8

РАЗМИНКА набираем баллы 6. Какое историческое событие легло в основу романа Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 9

РАЗМИНКА набираем баллы 7. Какая песня произвела на Гринева сильное впечатление Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 10

РАЗМИНКА набираем баллы 8. О какой услуге вспомнил Пугачев в разговоре с Гриневым Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 11

РАЗМИНКА набираем баллы 9. Какую поговорку употребляет Пугачев, говоря о переживаниях героя перед виселицей Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 12

РАЗМИНКА набираем баллы 10 Почему Пугачев помогает герою на протяжении всего романа Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 13

РАЗМИНКА набираем баллы 11. Соотнесите понятия А) Грозные лица, стройные голоса, А) Метафора унылое выражение Б) Эпитет Б)Ветер завыл, сделалась метель В) Сравнение В) Я чаю, небо с овчинку показалось Г) Олицетворение Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 14

РАЗМИНКА набираем баллы 12. Соотнеси понятия А) Проблема чести А) Екатерина - Маша Б) Проблема любви Б) Гринев - Пугачев В) Проблема жизни и смерти В) Екатерина - Пугачев Г) Проблема власти Г) Орел – Ворон Д) Гринев – Швабрин Е) Маша - Гринев Ответы 1 В 2Б 3Г 4 Б 11 Аб БГ ВА 12 все Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 15

Контрольный пересказ ЭПИЗОДЫ ДЛЯ АНАЛИЗА Сцена бурана (1-я встреча с Пугачевым) Сцена дуэли Сцена казни в Белогорской крепости (2-я встреча с Пугачевым) 2 совета (3-я встреча с Пугачевым, Оренбургский совет) Освобождение Маши Сцена в Летнем саду Казнь Пугачева (4-я встреча с Пугачевым) Сказка Шаблон ответа для анализа Этот эпизод описан в ….. главе В нем рассказывается о том, как ….. Центральные герои эпизода – это……. Далее по вопросам: Как помогает эпизод раскрыть характер героев? Докажите это на примерах из текста, остановившись на деталях (речь героев, обстановка, жесты, мимика) Почему этот эпизод важен в идейном содержании романа? Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 16

Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 1-й ЭПИЗОД

Слайд 17

Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 2-й ЭПИЗОД

Слайд 18

Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 3-й ЭПИЗОД

Слайд 19

Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 4-й ЭПИЗОД

Слайд 20

Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 5-й ЭПИЗОД

Слайд 21

Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 6-й ЭПИЗОД

Слайд 22

Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 7-й ЭПИЗОД

Слайд 23

Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44 8-й ЭПИЗОД

Слайд 24

Работа в парах 2 Проблема чести и бесчестия Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 25

Работа в парах Проблема нравственного выбора Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 26

Работа в парах Проблема свободы Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 27

Работа в парах Проблема нравственного воспитания Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 28

Работа в парах Проблема преемственности поколений Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 29

Работа в парах Проблема любви Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 30

Работа в парах Проблема жизни и смерти Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 31

Работа в парах Проблема русского национального характера Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 32

Смысл названия романа «Капитанская дочка» Композиционный центр Философский Человек Прямой история Жанровый Семейная хроника Тезис Главная героиня произведениясвязала воедино героев,проблемы, философию романа Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 33

Считаем баллы Форма работы СО ИТОГОВАЯ Наизусть ОЦЕНКА ТЕСТ X + X ПРИЗ ГРУППА БАЛЛ по КПД Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 34

Домашнее задание У: с 273-308, понятия, вопросы СОЧИНЕНИЕ Темы В чем смысл названия романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин: сравнительная характеристика героев. (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода …. (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Любовь в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». «Береги платье снову, а честь смолоду» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Роль природы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Проблема нравственного воспитания молодого человека. (На основе романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 35

ИТОГ УРОКА Писатель поставил вопрос : возможно ли в борьбе противоположных общественных сил сохранить честь и достоинство? И на высоком художественном уровне ответил:……. Что вам сегодня понравилось на уроке Чему вы сегодня научились Что пригодится вам в дальнейшем О чем узнали ? Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44

Слайд 36

СПАСИБО ЗА УРОК Варламова С.Л., г Ульяновск, МБОУ гимназия № 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка".

Презентация к уроку по литературе в 8 классе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка"...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....

Презентация к уроку литературы в 9 классе по изучению повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

Презентация содержит фотографии современного Санкт-Петербурга, иллюстрации к повести "Белые ночи"...

Презентация к уроку по теме "Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 7 ласс

Презентация к уроку, позволяющая осмыслить изученное произведение, сформулировать идею и основную мысль повести; ещё раз сравнить жизненные установки героев произведения. Поставлена  проблема выб...