Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Анализ рассказа М.М.Пришвина "Москва-река".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.05 КБ |
m._m._prishvin.ppt | 625 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгодонской район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Романовская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока литературы в 7 классе:
Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река».
Учитель русского языка и литературы
Карагодина Н.А.
2016 год
Тема. Краткие сведения о М.М.Пришвине. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река».
Цели:
- актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве М.М.Пришвина, полученные в 6 классе; выявить особенности личности писателя, воссоздать атмосферу Дунина, места действия рассказа М.М.Пришвина «Москва-река»; выявить художественную идею произведения;
- развивать навыки работы с учебником; навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
- формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе осмысления понятия «малая родина».
Цели для уч-ся: продолжение знакомства с творчеством М.М.Пришвина; анализ рассказа «Москва-река»; создание собственного представления о писателе.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, карточка-информатор.
ХОД УРОКА.
І. Актуализация имеющихся знаний.
– Какие факты биографии М. Пришвина вам известны? (рассказ о М.М. Пришвине по изученным в 6 классе материалам).
– Какое произведение М.М. Пришвина вы изучили в 6 классе, какова его художественная идея? (Писатель обращается в своём творчестве к русской природе, её необычайным красотам. Изучили сказку-быль «Кладовая солнца», в которой показаны отношения человека и природы). (Краткая запись в графе «Что знал(а)»).
II. Изучение нового материала.
- Сообщение темы, цели.
- Работа с текстом.
2.1. Анализ содержания рассказа М.М. Пришвина «Москва-река»:
- Какова тема рассказа? (повествование о реке Москве в деревне Дунино)
- Какова основная мысль произведения? («Краше нашего Дунина я нигде не видал!»
- Главный образ рассказа? (Москва-река). Найдите в тексте рассказа слова, сравнивающие реку в деревне Дунино и в городе Москве.
- Как передано описание Москвы-реки в городе Москве?
Метафора «закованная в камень река» дважды звучит из уст рассказчика. Описание реки в городе Москве противопоставлено маленькой, зеленой, живой реке в деревне Дунино.
- Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и городе Москве; чужих стран и родной деревни? (антитеза) Приведите примеры ее использования (зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня).
- Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья и ледохода.
2.2. Выразительное чтение фрагмента от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло...» до слов «...медленно оставляющих смоляной след».
- Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем. (тропы – эпитеты, олицетворение, неологизм, метафора, фигура речи – градация)
2. 3. Слово учителя.
Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какая она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека.
2.4. Москва-река — центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим.
- Какие детали их создают? Приведите несколько примеров. (Звенигород, жители деревни – образ малой родины).
2.5. Работа в группах:
1 группа.
Выразительное чтение учащимся рассказа от начала до слов «...город получил свое прекрасное имя — Звенигород».
- Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство. (Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», отмечает его «прекрасное имя». Он любит этот город, гордится его историей).
2 группа.
- Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?
- Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
(Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине).
2.6. Исследовательская работа.
Герой рассказа Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение красотой разных земель и несколько раз повторяет фразу: «какие там». Синтаксическая конструкция этих предложений характерна для устной речи.
- Найдите примеры разговорного стиля в данном рассказе (см. образец задания 6 в учебнике).
- Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина, а вместе с ними и автора, к родным местам?
2.7. Слово учителя.
Из любви к месту, где ты родился или где живешь, вырастает любовь к Родине, к своей Отчизне. Образ родины, России складывается исподволь, незаметно. Он подготовлен картинами природы. Природа, являясь действующим лицом произведения наряду с людьми, взаимодействует. по мнению Пришвина, с человеческой душой, облагораживает ее, формирует нравственный мир человека, любовь к своей Родине.
Физминутка.
3. Слово учителя.
Чтобы попытаться понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги, дневники, где, как правило, записывается всё самое сокровенное. Попробуем приблизиться к пониманию личности человека, писателя Михаила Пришвина, обратившись к отрывкам из его дневников.
3.1. Знакомство со статьей учебника.
3.2. Подготовленное сообщение. Дневниковые записи М. Пришвина.
4. Виртуальная экскурсия в музей М. Пришвина в деревне Дунино. (Презентация)
5. Работа с карточкой-информатором. (Запись в графе «Что узнал(а)».).
III. Подведение итогов урока.
Воссоздайте портрет М.М.Пришвина на основе прочитанных произведений и материалов о писателе.
- Каким вы теперь представляете Пришвина? (выполняется либо в форме синквейна, либо эссе, либо монологического высказывания).
Пришвин – певец природы, ее защитник. Агроном, географ, этнограф, писатель-классик, на книгах которого росли и учились чувствовать, понимать и любить родную землю несколько поколений. Лирик, романтик, необыкновенно мудрый человек. М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать вводную статью о К.Г.Паустовском, составить её тезисный план.
2.Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство».
3.Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение «географа» «Мещёрская низменность»;
- подготовить выразительное чтение фрагментов «Автобиографии» К.Паустовского.
4.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.И.Левитана «Туман над водой», «Заросший пруд», «Июньский день», «Папоротник в лесу», «В парке», «Деревенская панорама», «Над вечным покоем».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
laquo;Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов по рассказам Юрия Казакова «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках предмет...
Тема: Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.
Ззнакомство учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;особенностями жанра рассказа.Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, ...
Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.
Знакомство учащихся со своеобразием творческой манеры писателя, особенностями жанра рассказа. Через аналитическую работу с текстом показаны взаимоотношения человека и природы, взросление ге...
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...