К.М.Симонов " Майор привез мальчишку на лафете". Дети и война.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Лустина Нина Владимировна

Конспект урока и презентация к нему.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 5 классе. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Учитель русского языка и литературы Лустина Н.В.

Слайд 11

К.М. Симонов.

Слайд 12

Родился в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. После седьмого класса пошел на производство; работал токарем. Начал писать стихи в 16 лет после поездки в Ленинград. Детство и юность

Слайд 13

Учеба в Литературном университете Сначала поступил в вечерний рабочий Литературный университет На третьем курсе перешел на дневное отделение

Слайд 14

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 1940-1941 гг. - окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии. «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны». («Автобиография»)

Слайд 15

Военные корреспонденты – К.Симонов и его боевые товарищи

Слайд 16

Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

Слайд 17

На камне возле Буйнического поля написано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах». На мемориальной доске возле рабочего кабинета на ул.Черняховского (Москва, м.Аэропорт) написано: «Герой Социалистического Труда».

Слайд 18

Майор привез мальчишку на лафете . Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней . Его везли из крепости , из Бреста . Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку Седой мальчишка на лафете спал. Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой… Ты говоришь, что есть еще другие , Что я там был и мне пора домой … Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца . Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца . Я должен видеть теми же глазами , Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли. За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он . «Майор привез мальчишку на лафете»

Слайд 19

Брестская крепость Крепость в черте города Бреста в Белоруссии, у впадения реки Мухавец в Западный Буг, а также Тереспольской гмины Польши. Дата постройки:1833 г.

Слайд 20

Лафет - станок артиллерийского орудия.

Слайд 22

Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...". 2. Написать сочинение "След войны в моей семье".



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5-м классе.

Учитель : Лустина Н.В.

Тема: "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". "Дети и война" .
Цель: рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлечённом темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке; активировать внимание учащихся на изображении героического прошлого России в творчестве К. Симонова; совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Метапредметные УУД:

Личностные: осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.


Наглядность: презентация, грамзапись песни "Тишина", использование фонохрестоматии для прослушивания правильного прочтения стихотворения М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете".  

Эпиграф  ( записан на доске) :
Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети.
                                                Ираида Мордовина
Ход урока
1. Оргмомент
2. Слово учителя
(Просмотр  1-10 слайдов. В этот момент звучит  грамзапись песни "Тишина".)

 -Ребята, вы просмотрели несколько слайдов. Что их объединяет?         ( Они все о войне)
Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне.
3. Запись темы урока в тетрадь : "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". Дети и война" .
 Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и, в первую очередь, детей.
Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов. (слайд 11) Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. ( слайд 12) Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. (слайд 13)
В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи Симонова.
В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму "Павел Черный".
Во время ВОВ он работает военным корреспондентом. ( слайды 14,15)
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. ( слайд 16) Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.  ( слайд 17)
3. Прослушивание выразительного чтения стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете" по фонохрестоматии.( слайд 18)
4. Анализ произведения.
- Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)
- К какому роду литературы относится это произведение ( проза , поэзия, драма) ?

- Выделите основную мысль ( идею) текста.

- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?
- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
-Откуда везли мальчика? (Из Бреста)
Запись в тетрадь: Брест - крепость- герой в черте города Бреста (Белоруссия) построенная в 1833-1838 годах. ( слайд 19)
- Она первая приняла на себя удар фашистской армии, напавшей на нашу страну 22 июня 1941 года. Целый месяц, до 20-х чисел июля, находясь в окружении, гарнизон крепости героически оборонялся ( не хватало боеприпасов, продовольствия, воды) от превосходящих сил немецко-фашистских войск.

В 1965 году (год 20-летия победы в ВОвойне) Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 года Брестская крепость является мемориальным комплексом.

 - На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?
("Седой мальчишка")
- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?
(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

Запись в тетрадь: лафет - станок артиллерийского орудия. ( слайд 20)
( Учитель возвращается к 18 слайду)

-Почему мальчик седой? ( (Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)
- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, ":За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"? Кто, по-вашему, был его собеседником?
(Собеседником рассказчика, скорее всего была его жена. За десять дней войны мальчик пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)
- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."
(Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)
- К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"?
(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.)
- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть своей земли".)
- Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"?
(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь. Здесь автор пишет о своём маленьком сыне, сравнивая его сон в относительно спокойном месте, не затронутом напрямую войной, со сном сына майора на лафете пушки, в самом центре войны. Поэт представляет своего сына на месте "седого мальчишки" , а себя- на месте майора. Для него нет своих и чужих детей. Своим стихотворением поэт говорит: война не должна калечить детские судьбы, детские души, поэтому он "прийти не сможет до конца" войны домой, он будет сражаться за мир.
Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
Но если не вернется, если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов.)
-Какова композиция стихотворения? Как оно построено?

(Стихотворение делится на две части. В первых трёх строфах рисуется картина, которая потрясла поэта, фронтовика. Четвёртая строфа объединяет эту картину с чувствами автора, которые он высказывает в заочном разговоре с женой. Последние пять строф- это объяснение того, почему солдат обязан выполнить свой воинский долг, так же как сыновья воинов должны будут его выполнить , если придут ещё раз "такие дни", дни войны.)

- Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
5.Составление синквейна по образу мальчика - героя стихотворения.  6. Минутка релаксации
-Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении? Опишите его.
- А теперь перечитайте про себя стихотворение, последите внутренне за сменой интонаций: в середине четвертой строфы - повествовательная, многоточие указывает на долгую паузу; тон горьких размышлений в 5-6-й строфах и строгий пафос трех заключительных строф.
7. Рефлексия.                                                                       8.Заключительное слово учителя
Стихотворение Симонова -это монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
9. Домашнее задание: 

подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...";

 написать сочинение "След войны в моей семье".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети и война. К. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". А. Твардовский "Рассказ танкиста".

Урок литературы в 5 классе с презентацией, видеороликом, аудиозаписью и с путевым листом для учащихся....

К. М. СИМОНОВ. «МАЙОР ПРИВЕЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ». ДЕТИ И ВОЙНА.

Цели деятельности учителя: рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлеченном темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение ка...