«Ангел по имени мама» / В. А. Сухомлинский «Две матери»/
план-конспект занятия по литературе (7, 8 класс) на тему

Шевелёва Ольга Михайловна

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения с элементами критического мышления.

Тема: «Ангел по имени мама» / В. А. Сухомлинский  «Две матери»/

Учитель МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева»

Шевелёва Ольга Михайловна

Цель: - максимально привлечь ребят к процессу чтения, к анализу.

- способствовать осознанному усвоению содержания и основных мыслей рассказа

- развивать умение исследовать проблему, анализировать

- воспитывать чувство любви и уважения к матери

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой.

На уроке мы иногда будем работать в парах, доказывать и аргументировать свои ответы.

- давайте вспомним правила сотрудничества

  • Осмыслить задания;
  • Выслушивать мысли каждого;
  • Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
  • Не перебивать друг друга;
  • Соблюдать правило поднятой руки;

           - Ребята, у вас на партах лежат тетрадки, в которых мы будем с вами сегодня работать. Но пока вы их не трогаете, когда придет время работы в них – я вам скажу.

       2. Прогнозирование темы урока (работа в парах)

          - Определить тему урока вы сможете, разгадав путаницы. В них спрятались пословицы. Вам нужно поставить слова в нужном порядке, чтобы можно было прочитать эти пословицы.

- Сердце матери лучше солнца греет.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Птица рада весне, а младенец матери.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Матушкин гнев, что весенний снег: и много он выпадает, да скоро растает.

- Материнская ласка конца не знает.

- Ради ребёнка мать и в огонь бросится.

(обучающиеся обсуждают и выставляют слова в нужном порядке)

- Запишите каждый свою пословицу в своей рабочей тетрадке. А теперь, ребята, давайте проверим какие пословицы у вас получились. (проверка по слайду)

- Итак, какое слово красной нитью пройдёт через наш урок?

Сообщение темы и цели урока

«Я верю, что женщина – чудо такое

Какого на Млечном пути не сыскать.

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина – мать!

- Самое первое лицо, которое видит маленький человечек – это лицо мамы. Первые поцелуи в нашей жизни мы принимаем от мамы. Первые нежные и ласковые слова мы услышали от мамы. С детскими проблемами и вопросами мы в первую очередь бежим к маме. И наш сегодняшний урок мы тоже посвятим любви к матери по рассказу В. А. Сухомлиноского «Две матери».

Как вы считаете, ребята, почему такое стало возможным? Почему у Белокосой матери вырос равнодушный сын? Что (возможно) не так делала мать, когда её сын был еще маленьким? А что необходимо делать, чтобы дети выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными?

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость – неотвратима, смерть – неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня.

И это зависит не только от родителей, но и от вас самих – детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением.

Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды.

Когда болит сердце за вас, дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся.  А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.

Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.

Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.

Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Надо уметь чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих вас людей, уметь желать добра.

Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.

А) Стратегия «Чтение с остановками».

  • Чтение 1 – й части хорошо читающими учащимися.
  • Вопросы по прочитанному:

     - Почему автор рассказывает о мечтах матерей?

     - Мечты, какой из матерей вам кажутся наиболее значительными, важными, может быть более правильными?

  • Чтение 2 –й части.
  • Вопросы про прочитанному:

     - Почему в глазах отцов сияло счастье, изумление, умиление?

      - Почему автор говорит, что у колыбели новорожденного мечтают только о счастливом будущем?

     - Как вы думаете, сбудутся ли мечты у родителей этих двух мальчиком?

  • Чтение 3 – й части.
  • Вопрос:

     - Как вы думаете, почему они молчали о сыновьях?

  • Чтение 4 – й части.
  • Вопросы:

     - Почему Белокосая мать сказала, что счастье обошло Чернокосую?

     - Почему Чернокосая ничего не ответила?

     - Как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?

  • Чтение 5 –й части.
  • Вопросы:

     - Как вы думаете, почему в глазах Чернокосой светилась радость?

     - Как вы думаете, подтвердились ли слова Белокосой, что счастье обошло Чернокосую мать?

    - Почему автор говорит, что сын выкладывал угощения, как бы извиняясь?

  • Чтение 6 –й части.
  • Вопросы:

     - Почему Белокосая мать вздыхала и не хотела, чтобы её вздохи слышала Чернокосая?

    - Почему Белокосая слушала рассказ внука Чернокосой с болью в сердце?

    - Как вы думаете, что произойдёт дальше, исходя из прочитанного?

  • Чтение 7 –й части.
  • Вопросы:

     - Почему Чернокосая выздоровела, а Белокосая нет?

     - Как вы считаете, может ли хорошее настроение, радость способоствовать выздоровлению?

     - Как вы думаете, правильно ли она поступила, ведь её слова, наверное, больно ранили Белокосую?

     - У рассказа есть название, а давайте подумаем, как еще он мог бы называться?

Итог урока.

- Какой вывод лично для себя вы сделали сегодня на уроке?

- Ребята, помните, пожалуйста, чтобы мамы были счастливы дети должны вырасти добрыми и чуткими! И как говорил В. А. Сухомлинский: «Три бедствия у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами деть.»

Ещё хочу прочитать прекрасное стихотворение, которое посвящено маме.

Как ты, моя родная, поседела...
Не я ли, дочь твоя, тому виной?
Вся жизнь твоя в заботах пролетела
В привычке щедро жертвовать собой.

Ты у меня одна на целом свете,
Мой самый главный в жизни человек.
Увы, как поздно понимают дети,
Что матерей их нежных краток век.

Прости, что я была груба порою,
Что сердца твоего не берегла.
И не всегда платила добротою
За то, что ты лишь для меня жила.

Чем мне тебя благодарить, не знаю...
такой безмерной платы в мире нет.
Лишь об одном смиренно умоляю:
- Живи, родная, много много лет!

  - Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью относится в своим мама, и понесём через всю жизнь свет материнской любви!

Д/З:

  1. Синквейн слово «Мама»

                          или        

  1. Продолжи предложение «Я люблю свою маму потому что…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И все-таки лучше всех на земле -мама. Моя мама". Конкурс чтецов, посвященный Дню матери

"И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама". (Р. Рождественский) - это конкурс чтецов, посвященный Дню матери. Сценарий включает в себя подборку стихотворений, представляемых на конкурсе. В нем ...

«Мамам России посвящается»... Ко дню матери России

классный час по теме: «Мамам России посвящается»... Ко дню матери России...

Сценарий праздничного вечера «АНГЕЛ ПО ИМЕНИ МАМА»

Сценарий вечера для учащихся и родителей 10-11 классов посвященного Дню МАТЕРИ...

Презентация к сценарию мероприятия "Ангел по имени мама"

Презентация к сценарию мероприятия "Ангел по имени мама"...

Сценарий праздника "Ангел по имени МАМА"

Сценарий праздника, посвященный женщинам: мамам, бабушкам, возлюбленным. По времени проведения рассчитан на 1,5 часа. Рассчитан на аудиторию 5-9 класс. В ходе праздника могут быть задействованы все уч...

Сценарий внеклассного мероприятия Праздник ко Дню Матери « Ангел по имени Мама» для учащихся 7-а класса

: разработка предназначена для классных руководителей, мероприятие ориентировано на учащихся 6-7-8  классов и рекомендуется проводить накануне Дня Матери в конце ноября....

Сценарий праздничной программы "Мамы разные нужны, мамы разные важны" ко Дню Матери

Сценарий посвящён Дню Матери, содержит стихотворения, сценки, названия вокальных и танцевальных номеров....