Открытый урок чтения "Виталий Бианки"
план-конспект урока по литературе на тему

Рыжова Мария Александровна

Конспект открытого урока чтения в коррекционной школе, посвященного творчеству В.Бианки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок чтения В.Бианки21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок чтения по творчеству В.В. Бианки в 6 классе

Учитель - Рыжова М.А.

Тема: «Творчество Виталия Валентиновича Бианки».

Цель: 

  • знакомство с произведениями В.В. Бианки;
  • привлечение внимания к книгам писателя;
  • воспитание любви к родной природе;
  • развитие речи и познавательной активности.

Ход урока.        

  1. Вступление.

Короткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

  1. Основная часть.

- книга «Лесная газета» (комментарий учителя по книге);

             - прослушивание звуков природы «Загадочный лес»;

- чтение рассказа детьми «Хитрый лис и умная уточка»;

- первое знакомство с месяцами года по В. Бианки.

            Игра в новеллино  с рисунками.

           

  1. Заключение.

- Итог занятия.

  1. Вступление.

Слово учителя:

          Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти не только ваших родителей, но также в памяти  бабушек и дедушек. Патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь к слабому -  вот что отображал он в своих книгах, которые были интересны не только детям, но и взрослым.

         Орнитолог и исследователь, следопыт и путешественник, поэт, деятельный и трудолюбивый, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный человек Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей.

         «Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... — от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», — записывал он в своем дневнике


         Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога  Валентина Львовича Бианки.

          Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое — Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленький Виталий особенно запомнил выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе.  Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц. 
В.В. Бианки говорил:    

           Сколько часов терпеливых провел я в легких шалашиках из корабельных корзин, 
           Высохшей тины и веток, — птиц наблюдая, птицам невидимый.

          Отец постоянно брал меня с собой в лес, объясняя каждую птицу и зверушку по имени, отчеству и фамилии».

          С тех пор Бианки проводил  лето на природе, в деревне.

          Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил все свои наблюдения о повадках птиц и животных,  пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей.  Его брат Анатолий делал фотоснимки, так накапливался материал для будущих книг. 
          Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства.

           С 1928 г. до 1958 г.- (30 лет)  работа писателя над его главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое — в 1928 г.), которые постоянно дополнялись и изменялись, вышли при его жизни. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира.

           Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни. 
 

  1. Основная часть.

Книга «Лесная газета» - комментарий воспитателя, демонстрация книги.

            Прослушивание звуков природы «Загадочный лес»

Прочитать короткий рассказ-сказку (читают дети три человека).

О ком говорится в этой сказке? (об уточке и лисе).

А о чём ещё говорится в этой сказке? (о временах года)

Скажите, пожалуйста, сколько всего времён года вы знаете? (дети отвечают, а учитель прикрепляет на стенд разноцветные листы с надписями: белый -  зима, розовый - весна, зелёный - лето, оранжевый - осень.

А какое время года наступает сейчас? (Весна)

А какое было до этого? (Зима)

А какое время года будет после весны? (Лето)

А какое время года мы ещё не назвали? (Осень)

Молодцы. Всё знаете.

Раз сейчас наступает весна, то скажите мне, пожалуйста, какие месяцы  относятся к этому времени года? (Март, апрель, май)

Сейчас какой месяц идёт? (Март)

Дети  зачитывают несколько фраз из рассказа В. Бианки «Март».

Замечательно!

 Ну а теперь немного поиграем. Игра называется «Новеллино». Игру эту придумал сам Бианки.

           Получив листок определённого цвета, нужно нарисовать рисунок о времени года: на белом - о зиме,  на розовом  - о  весне,  на зелёном - о лете,  на оранжевом  - об осени. (Даётся время для рисования  на фоне музыки).

Отметить нужно все рисунки, вручить детям призы.

  1. Заключение.

О ком мы сегодня говорили? ( О Бианки)

Что нового мы с вами узнали? (про жизнь животных)

С какими новыми словами познакомились? (На стенде написаны слова: орнитолог, исследователь, новелла)

Понравилось вам сегодняшнее занятие?

Если вы захотите узнать больше о родной природе, то вы можете прийти в школьную библиотеку и взять там книги для чтения о животных и птицах Виталия  Валентиновича Бианки.

Учитель – Рыжова М.А.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....