рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Данная рабочая программа  ориентирована на содержание авторской программы (Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2014) и на  учебник-хрестоматию «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин/ под ред. В.Я. Коровиной. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016».  рассчитана на 102 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_kl_fgos.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

.

Рабочая программа курса «Литература» 6 класс

Рабочая программа составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с  основными положениями ФГОС. Данная рабочая программа  ориентирована на содержание авторской программы (Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2014) и на  учебник-хрестоматию «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин/ под ред. В.Я. Коровиной. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016». В рабочей программе  учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, что составляет 102 учебных часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты :

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему  многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными  результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

5 - 6 классы

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 Предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе в 6 классе

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.),
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять

    их   художественные функции (5–7 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7кл.)
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, сочинения,
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая

    личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,

    специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в

    Интернете (5–9 кл.)

Содержание изучаемого курса

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядовогофольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность.  и поговорок. Афористичность загадок. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Зимний вечер». Образ героя, отрезанного от внешнего мира.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника

к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы, «Узник», «Выхожу один я на дорогу». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воз-

дух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Романсы на стихи русских поэтов. А.С. Пушкин «Зимний вечер», М.Ю. Лермонтов «Парус», Ф.И. Тютчев «Еще в полях белеет снег».Воплощение настроения стихотворений в музыке.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены вой ны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Ма-

стерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих

истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Льюис Кэрролл. Рассказ о писателе. Алиса в Стране чудес». Мир парадоксов и абсурда в сказке.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Содержание в соответствии с ООПООО

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Введение. Художественное произведение, автор, герои.

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

2.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Устное народное творчество. Жанры фольклора.

Русский фольклор:

сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)

3.

Пословицы и поговорки.

4.

Загадка как малый жанр фольклора.

5.

РР Красота и мудрость русского фольклора.

6.

Из древнерусской литературы. Русская летопись

Древнерусская литература–  1-2 произведения на выбор

7.

Из литературы 18 века. Русские басни. И.И. Дмитриев. «Муха».

И.А. Крылов – 3 басни по выбору

Аллегория

8.

Из литературы 19 века. И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Аллегория и мораль в басне.

9.

И.А. Крылов. Власть и народ в басне «Листы и корни».

10.

И.А. Крылов. Осуждение человеческих пороков в басне «Ларчик»

11.

РР Сочинение «Какие человеческие пороки осуждает И.А. Крылов в своих баснях?»

12.

А.С. Пушкин. «Чувства добрые» в стихотворении «И.И. Пущину»

А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза.

 Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

13.

А.С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта»

14.

А.С. Пушкин.  Человек и природа в стихотворениях «Зимнее утро», «Зимний вечер»

 

15.

Вн.чт.А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина.

16.

РР. Сочинение – анализ стихотворения А.С. Пушкина

17.

А.С. Пушкин. Композиция романа «Дубровский». Картины жизни русского барства.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836)

Герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет.

18.

А.С. Пушкин «Дубровский». Причины и следствия крестьянского бунта.

19.

А.С. Пушкин «Дубровский». История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

20.

А.С. Пушкин «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

21-22

РР Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

23.

А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»:сюжет и герои.

«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея

24.

А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести.

25-26.

Вн.чт. «Повести Белкина»: проблемы и герои.

27.

Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина

28.

М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворениях «Тучи», «Утес», «Узник», «Выхожу один я  на дорогу»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения:  «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

М.Ю.Лермонтов - 10 стихотворений по выбору

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

29.

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром.

30.

М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества и изгнанничества в стихотворениях «Листок», «На севере диком стоит одиноко…»

31.

РР. Сочинение- анализ стихотворения М.Ю.

Лермонтова.

32.

И.С. Тургенев. Образ автора и рассказчика в рассказе «Бежин луг»

И.С.Тургенев

- 1 рассказ по выбору

33.

Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

пейзаж

34.

Картины природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

35.

Вн.чт. И.С. Тургенев. Сюжеты и герои  «Записок охотника»

36-37.

Ф.И. Тютчев Природа и человек в стихотворении «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся»

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору

38.

Ф.И. Тютчев. Динамические картины природы в стихотворении «Листья»

39.

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Особенности изображения природы.

А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору

40.

А.А. Фет «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

41.

А.А. Фет «Учись у них- у дуба, у березы…»Краски и звуки в пейзажной лирике.

42.

РР Сочинение - анализ лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

43.

Н.А. Некрасов. Автор и народ в стихотворении «Железная дорога».

Н.А.Некрасов

- 1–2 стихотворения по выбору

44.

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения»

45.

Проверочная работа по творчеству И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова.

46.

Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть.

47.

Н.С. Лесков. «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии.

Н.С.Лесков

- 1 повесть по выбору

Ирония, юмор, сатира.

48.

РР. Сочинение по сказу Н.С. Лескова «Левша»

49.

Вн.чт. Н.С. Лесков «Человек на часах». Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.

50.

А.П. Чехов. Герои рассказа «Толстый и тонкий»

А.П.Чехов

- 3 рассказа по выбору

Ирония, юмор, сатира.

51.

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе»

52.

Вн.чт. Сюжеты и герои юмористических рассказов А.П. Чехова.

53.

Родная природа в стихотворениях Я.П. Полонского. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Поэзия 2-й половины XIX в., например:

А.Н.Майков, А.К.Толстой,

Я.П.Полонский и др.

(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

54.

Родная природа в стихотворениях Е.А. Баратынского («Весна, весна!..», «Чудный град…»), А.К. Толстого («Где гнутся над омутом лозы…»)

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения:  «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору

55.

Романсы на стихи русских поэтов. А.С. Пушкин «Зимний вечер», М.Ю. Лермонтов «Парус», Ф.И. Тютчев «Еще в полях белеет снег».

56.

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип.

Проза конца XIX – начала XX вв.,  например:

М.Горький, А.И.Куприн,

Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,

И.С.Шмелев, А.С. Грин

(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)

57.

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

58.

А.С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.

59.

«Алые паруса»: Ассоль и Грей.

60.

Вн.чт. А.С. Грин. Победа человека над самим собой в рассказах «14 футов», «Победитель».

61.

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке.

62.

Вн.чт. А.П. Платонов Сюжеты и герои рассказов «Цветок на земле», «Корова».

63.

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

64.

Д.С. Самойлов. Образы и картины военного времени в стихотворении «Сороковые».

65.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.

Проза о детях, например:

В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль, Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)

66.

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.

67.

Вн.чт. В.П. Астафьев. Два мира в рассказе «Белогрудка».

68.

В.Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.

69.

«Уроки французского»: стойкость главного героя.

70.

В.Г. Распутин. Образ учительницы в рассказе «Уроки французского».

71.

В.М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя.

В.М.Шукшин

1 рассказ по выбору

72.

Вн.чт. В.М. Шукшин. Образы «странных» героев в рассказах «Чудик», «Срезал»

73.

Ф.И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

Проза о детях, например:

В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль, Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)

74.

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе

75.

76

РР Сочинение по произведениям В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф.А. Искандера.

77

Родная природа в стихотворениях А.А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

78.

С.А. Есенин. Родная природа и родина в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

С.А.Есенин

- 1 стихотворение по выбору

79.

А.А. Ахматова Поэтизация родной природы в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…»

А.А.Ахматова

- 1 стихотворение по выбору

80.

Н.М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная.

81-82.

РР Сочинение по произведениям русских поэтов 19 - 20 веков о родине и родной природе.

83.

Из литературы народов России. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».

Г.Тукай, М.Карим,

К.Кулиев, Р.Гамзатов и др.

(1 произведение по выбору,

5-9 кл.)

84

К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…»

85

Проверочная работа по творчеству поэтов и писателей 20 века.

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея.

86.

Из зарубежной литературы. Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

Миф и фольклор

87.

Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя.

88

Вн.чт. Мифы Древней Греции.

89.

Геродот. «Легенда об Арионе»

Зарубежный фольклор легенды, баллады, саги, песни

(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)

90

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

Гомер«Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

91.

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

  92-93

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

94.

«Дон Кихот»: «вечные  образы» в искусстве.

 95

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести в балладе.

Зарубежный фольклор легенды, баллады, саги, песни(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)

Зарубежная новеллистика, например:

П.Мериме, Э. По, О`Генри, О.Уайльд, А.К.Дойл, Джером К. Джером, У.Сароян, и др.

(2-3 произведения по выбору)

96.

П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.

97.

Проблемы чести и предательства в новелле «Маттео Фальконе»

98-99.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Философская сказка- притча.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

100-101.

Льюис Кэрролл.  Алиса в Стране чудес». Мир парадоксов и абсурда в сказке.

Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:

Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А. Гофман, Бр.Гримм,

Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Д.Родари, М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.

(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)

 102.

Итоговый урок-праздник. Задания для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...