Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику Т.В.Курдюмовой
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику Т.В.Курдюмовой. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, есть перечень методической литературы и указаны номера уроков с темами бесед по профориентационной работе с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9b_rup_emer_m.v._kurdyumova.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Утверждаю                                 Согласовано                         Рассмотрено

директор школы:                         председатель НМС:                 на заседании ШМО

________Малафеева        Е.В.                 ________ Суханова О.В.         ________ Суходолина Т.В.

Приказ №344 от 24.08.2016г.        протокол заседания НМС         протокол заседания ШМО

                                        № 3от23.08. 2016г.                № 3от10.06. 2016г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

для 9 б класса

на 2016 - 2017 учебный год

Программа рассчитана  на 102 часа, 3 часа в неделю

Учитель: Эмер Марина Витальевна

Высшая квалификационная категория

г. Радужный

Пояснительная записка

       Рабочая  программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и примерной программы для основного общего образования.

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая  программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы рабочей  программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая  программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом,  детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в рабочей программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

       В 9 классе на передний план выдвигаются задачи:

  • развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,
  • совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

 Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

В 9 классе учащиеся должны написать не менее 3 сочинений (из них 2 аудиторных сочинения).

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Специальные умения, навыки и способы деятельности

по учебному предмету «Литература»

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

        Главные цели ступени основного общего образования

Компетенции, необходимые для продолжения образования:

  • усвоение  обязательного минимума содержания основного общего образования на уровне федеральных государственных образовательных стандартов (Целостная научная картина мира);
  • сделать осознанный выбор профиля  для обучения на старшей ступени образования или в учреждении начального профессионального образования (профессиональное самоопределение);
  • овладение общеучебными умениями и навыками, мыслительными операциями, способами познавательной деятельности, необходимыми для продолжения образования на уровне государственных образовательных стандартов (критическое, логическое, креативное мышление) (внимание, память, воображение);
  • овладение простейшими  навыками планирования, проектирования, исследовательской, творческой деятельности, личной и предметной рефлексии (начальные навыки исследовательской деятельности);
  • формирование  положительной  мотивации на продолжение обучения и личностный рост (развитая мотивационная сфера, саморазвивающаяся личность);
  • овладение основами компьютерной грамотности на уровне пользователя ПК (использование компьютера в качестве универсального инструмента для решения задач интеллектуальной деятельности);
  • ознакомление с основными информационными технологиями и разнообразными формами, методами самостоятельной познавательной деятельности для приобретения знаний из различных источников информации (самообразование);
  • овладение иностранным языком на уровне функциональной грамотности  (на уровне минимальной коммуникативной достаточности);

Компетенции, необходимые для адаптации  к жизни в  обществе:

  • овладение умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другой точки зрения, погашения конфликтов. (Толерантность) (Коммуникативная компетентность и сотрудничество);
  • овладение знаниями, умениями и навыками общения: основами устного и письменного общения, умения вести диалог, монолог, полилог, знание и соблюдение традиций, этикета (Коммуникативная компетентность и сотрудничество);
  • овладение способами эмоционально-волевой регуляции и социального взаимодействия с семьей, друзьями, партнерами, коллективом, обществом (развитая эмоциональная сфера, волевое регулирование);
  • овладение основами мобильности, социальной активности (активная гражданская позиция и способность к социальному творчеству);
  •  овладение знаниями норм и правил поведения в социуме (законопослушание и ответственность перед собственной совестью);
  • осознание своего гражданского долга, чувство патриотизма к своей Родине, гордости за символы государства;
  • осознание собственной индивидуальности и своей ответственности за свои поступки (положительная Я-концепция, адекватная самооценка);
  • формирование  убеждения и жизненных принципах, основанных на общечеловеческих ценностях.

Компетенции,  формирующие культуру  личности человека.

  • Освоение культуры внешнего вида, одежды, оформления жилища, рабочего места;
  • Освоение   экологической  культуры;
  • Восприятие ценность живописи, литературы, искусства, музыки, народного творчества;
  • Знание  истории цивилизаций, собственной страны, религий в объеме школьной программы;
  • интеллигентность;
  • активное неприятие зла, хамства, пошлости и фальши.

Компетенции, формирующие ответственное отношение к своему здоровью.

  • Знание  и соблюдение норм  здорового образа жизни и личной гигиены;
  • знание опасности вредных привычек;
  • знание особенности физического, физиологического развития своего организма, типа нервной системы, темперамента;
  • знание  и владение основами физической культуры, простейшими приемами доврачебной помощи;
  • физическое и психическое здоровье.   

Для достижения главных целей основного общего образования работают цели предмета:         

        ели изучения предмета «Литература»

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для  изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 9 классе выделяется  102  часа (из расчета 3  учебных часа в неделю). 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к подготовке выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя; Н.А. Некрасова, А.П.Чехова, А.С. Грибоедова и др.;
  • изученные теоретико-литературные понятия:
  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

          уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

        

        Особенности организации учебного процесса по предмету

Отбор педагогических методов и приёмов диктуется интеллектуальными  возможностями данного 9 класса. Предпочтение отдается поисковой деятельности, где привлекаются сведения из различных источников; самостоятельному анализу  информации; решению нестандартных задач; поиск путей  выхода из проблемных учебных ситуаций; планированию собственной деятельности и осмыслению результатов, выявлению закономерностей, соотношений, связей. Проблемно-поисковый метод обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения использую такие приемы: создаю проблемную ситуацию, коллизию, задаю проблемные вопросы, организую коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждаю правильность выводов. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.                        

Эвристический метод. В ходе ее преподаватель ставит перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. На уроках использую в основном  эвристическую беседу и  эвристические задачи. Они способствуют развитию мыслительной деятельности, творческому воображению, нахождению нетривиальных путей решения задач, одновременно  формируя несколько компетенций  учащихся. Эвристические задания стали обязательным элементом уроков литературы не только потому, что изучение предмета происходит глубже,  доступнее представляются литературные процессы. Такие задания направлены на широкое поле деятельности:  анализ информации,  наблюдение, прогнозирование, поиск.  Сама структура эвристического задания привлекает учеников, интригует и побуждает к действию.

Стали обязательными Уроки творчества, которые способствуют раскрытию способностей. Учащиеся пробуют себя в роли поэтов, писателей, драматургов, сценаристов. Результаты участия ребят  в творческих конкурсах различного уровня позволяют говорить о  продуктивности уроков данной направленности.

        Формирование надпредметных компетенций

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернет).

       

 


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Уроки

Формирова-

ние речевой компетент-

ности  

К/р,

зачёты

Проекты, исследования

1

Введение

1

1

2

Древнерусская литература

5

4

1

3

Литература

ХVIII века

12

11

1

4

Литература ХIХ века

32

28

3

1

5

Поэзия второй половины ХIХ века

15

11

1

2

1

6

Литература ХХ века

27

26

1

7

Русская литература 60 - 90х годов

ХХ века

10

8

2

Итого

102

89

4

7

2


Содержание учебного предмета

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Знания, умения, компетенции

1.

Введение. Шедевры русской литературы.

1

2.

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве".

5

Знать содержание произведения.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение; отвечать на проблемный вопрос.

Осознать свой гражданский долг, испытывать чувство патриотизма к своей Родине; воспринимать ценность живописи; знать историю собственной страны.

3.

Литература ХVIII века

Классицизм.

М.В. Ломоносов

Г.Р. Державин

Д.И Фонвизин

Сентиментализм.

Н.М. Карамзин

12

Знать определение понятий классицизм, сентиментализм; содержание изучаемых произведений.

Уметь выразительно читать поэтический текст; воспроизводить и анализировать прочитанное; писать сочинение на литературную тему: читать по ролям.

Овладеть общеучебными  умениями и навыками устного общения; уметь вести диалог.

4.

Литература ХIХ века

А.С. Грибоедов

Романтизм

В.А. Жуковский

А.С. Пушкин  

Реализм

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

32

Знать определение понятий романтизм, реализм, роман в стихах,  социально-психологический  роман; содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить и анализировать прочитанное; отвечать на проблемный вопрос; писать сочинение на литературную тему; выразительно читать наизусть.

Сформировать убеждения и жизненные принципы, основанные на общечеловеческих ценностях.

5.

Поэзия второй половины ХIХ века

Ф.И. Тютчев

Н.А.Некрасов

И.С. Тургенев

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

15

Знать некоторые факты о творчестве писателей; содержание изучаемых произведений; понятие автобиографическое произведение.

Уметь анализировать стихотворение; выразительно читать наизусть.

Воспринимать, понимать литературу.

Овладеть навыками творческой деятельности.

6.

Литература ХХ века

И.А. Бунин

М. Горький

А.А. Блок

А.А. Ахматова

С.А. Есенин

В.В. Маяковский

М.А. Булгаков

М.А. Шолохов

А.Т. Твардовский

А.И. Солженицын

27

Знать некоторые факты о жизни и творчестве писателей; содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить и анализировать прочитанное; отвечать на проблемный вопрос; выполнять творческие задания.

Знать содержание изучаемых произведений.

Уметь анализировать лирические стихотворения; выразительно читать наизусть; воспроизводить и анализировать прочитанное; выполнять творческие задания.

7.

Русская литература

60-90х годов

ХХ века

В.М. Шукшин

В.П. Астафьев

В.Г. Распутин

А.В. Вампилов

Б.Ш. Окуджава

Е.А.Евтушенко

А.А. Вознесенский

10

Знать творчество писателей, содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить и анализировать поэтический текст; отвечать на проблемный вопрос, выразительно читать наизусть.

Усвоить обязательный минимум содержания основного общего образования на уровне федеральных государственных образовательных стандартов.

Сформировать положительную мотивацию на продолжение обучения и личностный рост.

Календарно-тематическое планирование. Литература. 9 класс.

урока

п/п

Дата

Разделы и темы программы

ЗУН, ОУУН

Перечень основных вопросов, подлежащих контролю на выходе

План

Факт

1

Шедевры русской литературы.

Древнерусская литература. (5 часов)

2

«Слово о полку Игореве». Золотое слово русской литературы.

Знать содержание произведения.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

Теория литературы: стихотворный перевод.

Тест на знание содержания произведения.

3

Сюжет. Герои «Слова…»

4

 Художественные особенности произведения.

5

Связь с фольклором.

6

Поэтические переводы «Слова…».

7

Поэтические переводы «Слова…».

Литература XVIII века. (12 часов)

8

Эпоха классицизма.

Знать определение понятий классицизм, ода; содержание изучаемых произведений.

Уметь выразительно читать поэтический текст; анализировать особенности поэтических произведений Ломоносова и Державина; отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания

Теория литературы: классицизм.

Теория литературы: ода.

9

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества…», «Вечернее размышление...».

10

Г. Р.Державин. «Властителям и судиям», «Памятник».

11

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Знать понятие классицистическая комедия, и о её жанровые особенности; содержание произведения.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему, читать по ролям.

Теория литературы: классицизм в драматическом произведении, комедия, три единства в классицистической комедии.

Инсценированное чтение.

Тест на знание содержания произведения.

12

Герои и события комедии.

13

Герои и события комедии.

14

Герои и события комедии.

15

Идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина. Тема воспитания в комедии.

16

Н. М. Карамзин – автор «Истории государства Российского».

Знать понятие сентиментализм. Сентиментальная повесть, и о её жанровые особенности; содержание произведения.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему, читать по ролям.

Теория литературы: сентиментализм, сентиментальная повесть.

17

Русский сентиментализм. «Бедная Лиза».

18

Русский сентиментализм. «Бедная Лиза».

19

Проверочная работа по теме «Литература XVIII века».

Проверка знаний, умений и навыков.

Проверочная работа по теме «Литература XVIII века».

Литература XIX века. (32 часа)

20

Золотой век русской поэзии.

Теория литературы: силлабо-тоническое стихосложение.

21

А.С. Грибоедов. Слово об авторе. История создания комедии «Горе от ума».

Знать некоторые факты из жизни

А. С. Грибоедова, содержание произведения.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему, читать по ролям, выразительно читать наизусть.

Теория литератур: комедия, монолог, внесценические персонажи, конфликт.

Чтение наизусть отрывка.

Тест на знание содержания произведения.

22

Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства.

23

Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов.

24

Герои и их судьбы. Чацкий и Молчалин.

25

Герои  и их судьбы. Чацкий и Софья.

26

Жанровое своеобразие комедии.

27

Язык пьесы.

28

О романтизме.

29

В.А.Жуковский. Романтическая баллада «Светлана».

30

А.С. Пушкин. Очерк жизни  и творчества.

Знать некоторые факты из жизни

А. С. Пушкина, содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему, читать по ролям, выразительно читать наизусть.

Теория литературы: лирическое стихотворение, тематика лирики, изобразительно-выразительные средства.

Выразительное чтение наизусть.

Анализ лирического стихотворения.

31

А.С. Пушкин. Любовная лирика.

32

Философские размышления о жизни в стихотворениях А.С. Пушкина.

33

Тема поэтического призвания в лирике

А. С. Пушкина.

34

Роман в стихах «Евгений Онегин».

Теория литературы: роман в стихах.

Тест на знание содержания произведения.

Чтение отрывка наизусть

35

Роман в стихах «Евгений Онегин».

36

Роман в стихах «Евгений Онегин».

37

Роман в стихах «Евгений Онегин».

38

О реализме.

Теория литературы: реализм.

39

М. Ю. Лермонтов.

Трагичность судьбы поэта.

Знать некоторые факты из жизни

М. Ю. Лермонтова, содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

Теория литературы: социально-психологический роман, типичный герой, собирательный образ.

Проверка техники чтения

40

М. Ю. Лермонтов. Поиск своего места в поэзии.

41

Роман «Герой нашего времени».

Композиция романа.

42

Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести.

43

Художественное совершенство языка повести.

44

Н. В. Гоголь. Краткий обзор творчества (повторение).

Знать некоторые факты из жизни

Н. В. Гоголя, содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

Теория литературы: поэма в прозе, лирические отступления, сатира.

45

Поэма «Мёртвые души».

Замысел и композиция поэмы.

46

Первые главы поэмы. Город N и его чиновники. Манилов. Приёмы создания образа.

47

Первые главы поэмы. Город N и его чиновники. Манилов. Приёмы создания образа.

48

И.С. Тургенев. «Первая любовь» - любимая повесть Тургенева.

Знать некоторые факты из жизни

И. С. Тургенева, содержание

Теория литературы: сюжет, стиль писателя.

49

И. С. Тургенев. «Первая любовь» - любимая повесть Тургенева.

изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

50

Проектная работа (составление таблицы по литературным направлениям).

Знать литературные направления.

Уметь выявлять особенности литературных направлений.

Проверка проектных работ.

Поэзия второй половины XIX века.

(15 часов)

51

Ф.И. Тютчев. Лирические стихотворения.

Знать некоторые факты о творчестве Тютчева, Некрасова, Фета; содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать поэтический текст, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания; выразительно читать наизусть.

Теория литературы: лирика, тематика и жанры лирических произведений.

52

Ф.И. Тютчев. Лирические стихотворения.

53

Н.А. Некрасов. Гражданские мотивы лирики.

54

Народность лирики Н.А.Некрасова.

55

А.А. Фет. Лирика любви, природы.

56

Л.Н. Толстой. Творческий путь великого писателя (обзор). Автобиографическая трилогия.

Знать некоторые факты из жизни

Л. Н. Толстого, содержание изучаемых произведений; знать, что такое автобиографическое произведение.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

Теория литературы: автобиографическое произведение, трилогия.

57

«Диалектика души» героев в повести «Юность».

58

«Диалектика души» героев в повести «Юность».

59

«Диалектика души» героев в повести «Юность».

60

А. П. Чехов. Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы.

Знать некоторые факты о жизни и творчестве А. П. Чехова, содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

Теория литературы: юмор, сатира.

Сочинение на литературную тему.

61

А. П. Чехов. Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы.

62

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений. Общая идея цикла.

63

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений. Общая идея цикла.

64

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений. Общая идея цикла.

65

Проверочная  работа по теме «Литература XIX века».

Проверка знаний, умений и навыков.

Проверочная  работа по теме «Литература XIX века».

Литература XX века. (27 часов)

66

И. А. Бунин. Лирические стихотворения.

Знать некоторые факты о жизни и

Теория литературы: проза, автобиографическая повесть, стилистическое мастерство.

67

И. А. Бунин. Лирические стихотворения.

творчестве И. А. Бунина, М. Горького, содержание изучаемых произведений; знать, что такое автобиографическое произведение.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

68

Автобиографический роман «Жизнь Арсеньева».

69

Автобиографический роман «Жизнь Арсеньева».

70

Максим Горький. Раннее творчество (обзор).

Теория литературы: публицистика.

71

Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты».

72

Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты».

73

Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты».

74

А. А. Блок. Слово о поэте. Лирические стихотворения.

Знать содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать поэтический текст, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  

творческие задания; выразительно читать наизусть.

Выразительное чтение наизусть.

Анализ лирического стихотворения.

75

А. А. Блок. Слово о поэте. Лирические стихотворения.

76

А. А. Блок. Слово о поэте. Лирические стихотворения.

77

А. А. Ахматова. Стихи о любви.

78

А. А. Ахматова. Стихи о любви.

79

А. А. Ахматова. Стихи о любви.

80

С. А. Есенин. Слово о Есенине и его судьбе. Тема Родины в лирике поэта.

81

С. А. Есенин. Слово о Есенине и его судьбе. Тема Родины в лирике поэта.

82

С. А. Есенин. Слово о Есенине и его судьбе. Тема Родины в лирике поэта.

83

Исследование поэтического текста.

Знать содержание стихотворения.

Уметь находить художественные приемы в стихотворении; выполнять исследовательскую работу.

Оценка исследований поэтического текста.

84

В. В. Маяковский. Слово о поэте.

Знать содержание изучаемого произведения.

Уметь воспроизводить прочитанное.

85

Сатирические стихи и стихи о любви.

86

М. А. Булгаков. «Мёртвые души». Комедия по поэме

Н. В. Гоголя.

Знать содержание изучаемого произведения.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, читать по ролям, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания.

Теория литературы: пьеса и инсценировка, связь эпох в литературе.

Инсценированное чтение.

Проверка творческих заданий по теме; оценка

сочинений на литературную тему.

87

М. А. Булгаков. «Мёртвые души». Комедия по поэме

Н. В. Гоголя.

88

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Гуманизм рассказа.

Знать некоторые факты о жизни и творчестве  Шолохова, Твардовского, содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

89

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Гуманизм рассказа.

90

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.

91

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.

92

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.

Русская литература 60 – 90-х годов XX века.

(10 часов)

93

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.

Знать о творчестве Шукшина, Астафьева, Распутина, содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать прочитанное произведение, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания, писать сочинение на литературную тему.

Проверка техники чтения.

94

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.

95

В. П. Астафьев. «Царь-рыба».

96

В. Г. Распутин. «Деньги для Марии».

97

А. В. Вампилов. «Старший сын».

98

Б. Ш. Окуджава. Авторская песня.

Знать содержание изучаемых произведений.

Уметь воспроизводить прочитанное разными способами, анализировать поэтический текст, отвечать на проблемный вопрос, выполнять  творческие задания; выразительно читать наизусть.

Выразительное чтение.

99

Е. А. Евтушенко. Лирика.

100

А. А. Вознесенский. Лирика.

101

Проверочная работа по теме «Литература XX века».

Проверка знаний, умений и навыков.

Проверочная работа по теме «Литература XX века».

102

Проверочная работа по теме «Литература XX века».

Профессиональная составляющая предмета «Литература» 9 класс

№ урока

(из КТП)

Тема урока

Профессиональная составляющая

Форма работы

Кол-во времени от урока

1

Шедевры русской литературы

Сложности писательской профессии.

5-7 мин.

5

Поэтические переводы «Слова…».

Профессия переводчика (лингвиста, языковеда).

Работа с текстом переведённого  произведения.

3-5 мин.

8

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества…», «Вечернее размышление...».

Авторитет писателя-учёного.

5 мин.

15

Н. М. Карамзин – автор «Истории государства Российского».

Мастерство профессии писателя-историка.

5-7 мин.

30

А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества.

Профессия «скульптор». Знакомство с памятниками Пушкину.

5-7 мин.

39

М. Ю. Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Поиск своего места в поэзии.

Удачное совмещение профессии военного офицера и писателя.

4-5 мин.

55

А. А. Фет. Лирика любви, природы.

Профессия « писатель». Мастерство описания в тексте.

5 мин.

60

А. П. Чехов. Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы.

Профессия врача в жизни и творчестве Чехова.

5 мин.

83

Исследование поэтического текста.

Профессия лингвиста (языковеда, филолога).

40 мин.

84

В. В. Маяковский. Слово о поэте. Сатирические стихи и стихи о любви.

Поэзия как труд в лирике Маяковского.

3-5 мин.

86

М. А. Булгаков. «Мёртвые души».

Комедия по поэме Н. В. Гоголя.

Удачное совмещение профессии врача и писателя в жизни и творчестве М.А.Булгакова.

5 мин.

88

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Гуманизм рассказа.

Романтика и сложности профессия шофёра (водителя).

3-5 мин.

90

А. Т. Твардовский.

Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.

Жизнь и судьба военного.

Особенности личности.

95

В. П. Астафьев. «Царь-рыба».

Сложности профессии эколога.

3-5 мин.

98

Б. Ш. Окуджава.

 Авторская песня.

Сложность профессии актера.

5-7 мин.

         

                                                                      Итого  (общее время)

1ч. 40 мин.

        


Контроль уровня обученности

        Включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений и навыков. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствует требованиям к уровню усвоения предмета.

        Контроль направлен на:

  • пересказ
  • отзыв
  • литературный диктант
  • выразительное чтение наизусть
  • анализ стихотворения
  • характеристику героя
  • сочинение на литературную тему
  • развернутый устный ответ
  • ответ на проблемный вопрос
  • комментирование поэтического текста
  • анализ прочитанного

Учебно-методическое обеспечение

    Ученику

  •    «Литература. 9 класс». Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М. Дрофа. 2014. Авторы-составители: Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Б. Марьина; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
  • Н.Н. Оглоблина. Тесты по литературе  5- 11 кл. М., «Олимп» 2008г. Пособие для учащихся.
  • Литература. 9 класс. Государственная итоговая аттестация в новой форме. Типовые тестовые задания. О.А. Кузанова,  М., «Экзамен», 2010 год

Учителю

  • Научно- методический журнал «Литература в школе». Под редакцией   Н.Л.Крупина.   
  • Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература  в школе». Под ред. Н.Л.Крупина.
  • Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 – 11 классы. Е.М. Мордес. Волгоград, Учитель, 2002
  • Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
  • Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
  • Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
  • Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
  • Литература в 7 классе. Кн. для учителя. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова.  Москва,  2002г
  • Поурочные разработки по русской литературе 9  класс,  2 части И.В Золотарева, М., «ВАКО» 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 2 класса по учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой “Enjoy English 2”

 Рабочая программа учебного курса «Английский язык»для 2 классаПояснительная записка  Рабочая программа предмета «Английский язык» для 2   класса  составлена в соответствии с: Законом РФ «Об образован...

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса по учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой “Enjoy English 3”

 Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 классаПояснительная записка  Рабочая программа предмета «Английский язык» для 3  класса  составлена в соответствии с:Законом РФ «Об образовани...

Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 4 класса по учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой “Enjoy English 4”

 Рабочая программа учебного курса «Английский язык»для 4 классаПояснительная записка  Рабочая программа предмета «Английский язык» для 4  класса  составлена в соответствии с:Законом РФ «Об образовании...

Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает  тематическое планирование и  материал для контроля знаний по каждой теме....

Рабочая программа учебного курса «За страницами учебника...»

Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с...

рабочая программа учебного курса "За страницами учебника"

рабочая  программа учебного курса "За страницами учебника"  может быть использована для учащихся 8 кл. и подготовки к ОГЭ....