Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (презентация к методической разработке)
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Шагинян Гаянэ Нодариевна

Презентация к методической разработке: "Анализ произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина".

В данной разработке представлены следующие произведения: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик" и "Премудрый пискарь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.e.saltykov-shchedrin.pptx657.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаи́л Евгра́фович Салтыко́в-Щедри́н ( настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин ) (1826 —1889 ) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Слайд 2

Мировоззрение (миросозерцание) – система обобщённых взглядов на мир и места человека в нём, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности .

Слайд 3

Основные типы мировоззрения Житейское Религиозное Философское

Слайд 4

Мировоззрение М. Е. Салтыкова-Щедрина Жизнь – служение идеалам Творчество – средство борьбы с пороками Христианские ценности и вера Честь Совесть ЛЮБОВЬ ИСТИНА

Слайд 6

Взгляды генералов Цитаты из сказки Салтыкова-Щедрина Нет необходимости в каких-либо знаниях. Главное – это заработать пенсию. Служба состоит в том, чтобы повторять одни и те же слова. Пища появится на столе сразу, надо только отдать приказ кухарке. Не нужно ничего делать, за тебя всё сделают другие. Работать за них должен мужик. Не знаю, что такое благодарность, сострадание.

Слайд 7

Генерал, ночная рубашка, орден, учитель каллиграфии Генерал, ночная рубашка, орден, глухое рычание Мужчина-лежебок, запах мякинного хлеба, стал перед ними действовать, взял себе кислое, сплел верёвку, в пригоршне суп сварил

Слайд 8

Что общего между всеми представлениями генералов? В чём особенности мировоззрения сказочных генералов М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Слайд 9

Домашнее задание. 1. Прочитать в учебнике статью «Сатира» (с.346 – 347), выучить термины. Подготовить ответы на вопросы 3-5 к этой статье. 2. Прочитать сказки «Дикий помещик», «Премудрый пискарь ». 3. Сравнить литературную и фольклорную сказки на примере сказки «Премудрый пискарь ».

Слайд 10

«Дикий помещик» «Премудрый пискарь »

Слайд 11

Гротеск Эзопов язык Гипербола Сарказм Сатира

Слайд 12

ДИ́КИЙ 1 . Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивированный (о растениях, о местностях), неприручённый (о животных). "Дикие племена" 2 . переносное значение Грубый , необузданный. "Д. нрав" 3 . переносное значение Нелепый , странный разг.. "Дикое предположение" 4 . переносное значение Чуждающийся людей, застенчивый. "Д. ребёнок" 5 . Необычайный , очень сильный разг.. "Д. восторг"

Слайд 13

Пространство в сказке «Дикий помещик» «Всего <…>довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов» Дом Дерево, мечта о плодовом саде

Слайд 14

К чему приведёт желание помещика избавиться от мужика?

Слайд 15

1. Как надо жить? 2. Какие победы одержал в своей жизни пискарь ? Ради чего? 3. Почему писатель высмеивает пискаря за его желание жить как можно дольше? 4. Какое качество развито у пискаря сильнее всего? 5. Какую жизненную позицию осуждает, а какую утверждает автор сказки?

Слайд 16

Авторский идеал человека в сказке «премудрый пискарь » Жить для других Гражданин не должен бояться и сидеть в «норе» Не чуждаться общественности Делиться добродетелями

Слайд 17

Домашнее задание. 1. Прочитать сказку Г. Х. Андерсена «Старый дом». 2. Прочитать в учебнике статью « Л.Н.Толстой » и ответить на вопросы к ней (с. 7 - 8 в учебнике) 3. Прочитать в учебнике главы I, XIII, XV . Подготовить по вариантам: в.1 – рассказ о Карле Ивановиче; в.2 – рассказ о Наталье Саввишне .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Методическая разработка: Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Комбинированный урок с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Методическая разработка урока с применением здоровьесберегающих технологий «СКАЗКИ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА»

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям русского языка и литературы. В ней представлен анализ отдельных сказок Салтыкова- Щедрина, показаны элементы здоровьесберегающих технол...

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...