Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением
методическая разработка по литературе на тему

Статья содержит методические рекомендации по проведению экскурсии по городу с исследовательским наполнением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_s_issledovan.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением.

 1.Введение. 

Самым доступным способом в привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия. Педагоги образовательных учреждений  применяют в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. Экскурсия для учащихся - это интеллектуальное удовольствие, а для педагога  - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от хорошей подготовки и от того, владеет ли он информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом красноречия. Экскурсия – это не только односторонняя подача материала педагогом, но и хорошая основа для научно-исследовательской деятельности учащихся.  Нами выявлено следующее противоречие: в условиях нашего города (г.Новокузнецк) существует великолепная возможность организации подобных экскурсий, в то же время опыт педагогов в этой области минимален, вероятно, это происходит из-за незнания методики проведения исследовательских экскурсий. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать экскурсию с исследовательским наполнением. В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением».

Объект исследования — методика проведения экскурсии.

Предмет исследования — исследовательское наполнение экскурсий.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные понятия, виды экскурсий, выбор темы, цели и задачи.

2. Определить специфику  проведения экскурсии с исследовательским наполнением.

  1. Понятие экскурсии, виды и цели.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка».  Самое раннее толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав» [3]. Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.» [5]. Музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея. Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия это – форма учебно–воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами[4]. Педагогу нужно очень серьезно подойти к выбору темы экскурсии. Тема экскурсии является её основой, на чем строится показ и рассказ. Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.  После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Целями экскурсии могут выступать:  воспитание патриотизма;  интернациональное воспитание;  трудовое воспитание;  эстетическое воспитание;  экологические воспитание;  показ достижения населенного пункта в экономике страны;  показ исторической роли населенного пункта;  знакомство с особенностями природы края;  расширение кругозора. В ходе экскурсионного процесса педагог помогает учащимся увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача) [2]. Затем определяется экскурсионный объект, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции. Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию [2]. Объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица. Объектами экскурсии могут являться:  памятные места; здания и сооружения; природные объекты; производственные и промышленные объекты; экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и   временные выставки; памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения, и т.д.

Одна из задач экскурсии - выработать у учащихся отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.  Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.  Оценка экскурсии - это выводы ребенка, к которым его подводит учитель.

   

3. Методика проведения экскурсии с исследовательским наполнением.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов. Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь учащимся легче усвоить ее содержание. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.   Существует мнение, что экскурсии - это маленькие диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Исследование опирается на некоторую систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть является научным. Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме.

        1). Учащимся или группам детей указываются объекты или объект для наблюдения.

        2). До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. В практике проведения экскурсий первый и второй этапы выполняются в тесной взаимосвязи, часто одновременно. Задания должны быть сформулированы очень четко, без лишних слов.

         3). Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Как и на предметном уроке, эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т. д.

         4).Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения.

         5). Обобщение и формулировка вывода.

                   Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующее задание в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на места экскурсии.          

Заключение. 

 В работе были рассмотрены основные понятия, этапы экскурсий, ее цели, задачи, значение в образовательном процессе.   Чтобы правильно организовать экскурсию с исследовательским наполнением, нужно придерживаться определенных ее этапов, включая практические занятия.  Учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы. Практика показывает, что  количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта. Все же, стоит признать, что экскурсия – это прекрасный метод изучения предмета.  Учащиеся высоко оценят, если экскурсия  будет содержать исследовательский элемент, ведь это не односторонний процесс подачи информации, а взаимодействие в команде, осознание своей значимости, у ученика останется чувство удовлетворения от активного участия, от выполненного задания,  повысится интерес и его «включенность» в процесс.

Список литературы:

  1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий. Методические рекомендации.  М.: 2002.
  2. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. Минск: Изд-во Университетское. 1988.
  3. Даль В.И. Толковый словарь.  Изд. Олма Медиа Групп. 2009.
  4. Савина Н.В. Экскурсии в природу: Учебно-практическое пособие. Минск. 2001.
  5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.;  Педагогика. М.: Изд.  Академия. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения экскурсий

Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные н...

Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии) .

Методика проведения практических занятий отвечает на следующие вопросы:1.Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?2.Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержан...

Сценарий проведения экскурсии "По страницам улиц моего города"

Задачи: 1.      Познакомить учащихся с историей создания улицы Строителей в р.п.Лесогорск.2.      Развивать интерес к истории родного поселка.3....

Методика проведения учебных экскурсий по географии

Учебные экскурсии  по географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, её проведение так же обязательно для учителя, как и проведение урока. ...

Методика проведения экскурсий

В последнее время в целях активизации познавательной деятельности учащихся экскурсии в последнее время используются не столь широко. При правильной их организации именно на экскурсиях можно добиться п...

Методика подготовки и проведения экскурсии

Материал помогае провести небольшую экскурсию на примере материала по ботанике. Данную методику можно применить при изучении зоологии и общей биологии, а также при проведении исследовательской деятель...

«Методика проведения учебных экскурсий в школе на примере Дудергофских высот »

В наше время, человек живущий в   невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: доби...