Урок по литературе для 7 класса (Кинофакт и произведение Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Житникова Надежда Викторовна

Литература и искусство неразделимые понятия. Важно учить детей читать, смотреть, думать и анализировать, сравнивать и сопоставлять. В этом помогут творческие уроки в форме круглого стола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhitnikova_n.v.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

                     (Разработка урока с использованием кинофрагментов)

Разработка  урока по литературе в 7 классе

по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Сравнение текста произведения Н.В. Гоголя  «Тарас Бульба»

 и фильма режиссера Владимира Бортко «Тарас Бульба».

Учитель русского языка и литературы МОУ СШ №93

Житникова Надежда Викторовна

Форма проведения: круглый стол

Место проведения: кабинет литературы

Цель: обмен мнениями в свободной форме по теме: «Сравнить текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и фильм, снятый по данной повести режиссером Владимиром Бортко»

Опережающее задание для подготовки учеников к заседанию круглого стола:

- архив фильмов «Тарас Бульба»

- творческая биография режиссера Владимира Бортко

- география съемок фильма «Тарас Бульба»

- судьба актеров фильма

- критики об экранизации фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»

- выбрать эпизод для инсценировки (одни - постановщики, другие – актеры, третьи – критики)

Оборудование: интердоска, фильм «Тарас Бульба» В. Бортко, портрет на доске писателя Н.В. Гоголя, раздаточный материал в виде набора смайликов, импровизированный почтовый ящик у входа в класс, столы расставлены кругом.

Ход

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы не в первый раз с Вами обсуждаем и сравниваем текст произведения и версию фильма. Сегодня это произойдет в иной форме – в форме круглого стола.  Сидя за круглым столом, Вы можете почувствовать «локоть своего одноклассника», близость с ним, надеюсь, поддержку друг друга, при этом, смотря в глаза своему собеседнику. Такая форма предусматривает возможность открыто высказывать свое мнение, аргументируя его,  соглашаться или нет - это тоже право каждого из вас, выступать не по регламенту, по зову сердца. В ходе нашей дискуссии родится истина.

 Мы с вами прочитали повесть Н.В. Гоголя, затем посмотрели фильм Владимира Бортко, Вам было предложено опережающее задание.

Итак, первый вопрос:

 Насколько версия фильма соответствует тексту оригинала?

Ученики:

Можно заметить некоторые отличия в композиции повести и фильма.

Во – первых, кино начинается монологом Тараса о товариществе «Нет уз святее товарищества…», а в тексте произведения этот эпизод находится в 9 главе, во – вторых, рождение Андрия у режиссера фильма снято с такой отцовской нежностью, а у Гоголя этого момента и вовсе нет, в – третьих,  нет душераздирающей сцены гибели матери Остапа и Андрия, жены Тараса - это домысленный эпизод Владимира Бортко. После отцеубийства Андрия у него, по версии режиссера, но не писателя, рождается сын от паночки. А ещё нельзя не заметить, что эпизод убийства отцом сына у Николая Васильевича Гоголя оказался более трепетным, чем у режиссера, так как Андрий умирает, лепеча о паночке – то есть любовь, правдоподобно, овладела им всем, всей его сущностью, стало его страстью и безумством. «Пропал козак… »

Второй вопрос: не испортило ли восприятие фильма то, что привнес режиссер, понравился ли  вам фильм.

Мнения учеников. (Многие сказали, что фильм понравился, оставил глубокий след в их душе)

Третий вопрос:

 Насколько интересно произведение русского писателя для киноискусства?

Ученик (информация может высвечиваться на доске)

 Первая экранизация «Тараса Бульбы» вышла в свет ещё в дореволюционной России, в 1909 году.

В 1924 году историю запорожского атамана воссоздали на экране кинематографисты Германии.

В 1936 году «Тарас Бульба» выходит на экран под флагами Франции и Великобритании.

На 22 июня 1941 года режиссер Александр Довженко назначил первый день съёмок «Тараса Бульбы». Фильм не случился: вся съёмочная группа отправилась на фронт.

В 1962 году американский режиссёр Дж. Ли Томсон снял «Тараса Бульбу».

В конце 60-х годов за повесть Гоголя хотел взяться Сергей Бондарчук, но ему начальство запретило снимать.

В 1987 году «Тараса Бульбу» экранизировали в Чехословакии

И вот к 200- летию со дня рождения Н.В. Гоголя фильм удалось снять режиссеру Владимиру Бортко.

Учитель. Ребята, такая архивная справка вам о чём говорит?

Ученики. Необыкновенный интерес представляет произведение Н.В. Гоголя не только для русского кинематографа, но и для мирового.

Учитель (включается фильм и показывается без звука, в нужный момент можно включить звук, остановить слайд)

 Как вы полагаете, актуально ли это произведение сегодня в XXI веке?

Ученики. Конечно, несмотря на то, что события, описанные Гоголем, переносят нас в XVвек, проблемы патриотизма останутся важными в любое время.  Встать на защиту православной веры, своего народа, своей земли – это долг любого человека.

Учитель. А что вы знаете о режиссёре, для которого этот фильм стал его детищем?

Ученик. Фильм снимался на деньги канала «Россия» и кинокомпании «Централ Партнершип» известным режиссёром Владимиром Бортко, на счету которого уже немало фильмов, снятых по произведениям русской классики. Это один из тех режиссёров, кто трепетно относится к тексту первоисточника.  Владимир Бортко сказал: «Ведь сам Николай Васильевич считал, что русские и украинцы  - это единая нация, неделимое целое. А кто об этом забыл, того милости просим в кинозал».

Учитель. Где снимался фильм «Тарас Бульба»?

Ученик. Фильм режиссёр снимал  в Западной Украине Каменец – Подольский, Восточная Украина – Киев, Запорожье, Аскания – Нова, Крым. В массовках снимались тоже украинцы.

Учитель. Соответствует ли игра актёров вашему представлению после прочтения повести «Тарас Бульба»?

Ученики.

-  Очень понравился Тарас, я узнал, что его играл лучший украинский актер Богдан Ступка. Так сильно сыграл актер, я поверил в мощь козачества и в патриотизм героя. Могу объяснить, почему Тарас убил Андрия. Такой полковник не смог смотреть в глаза козакам, имея сына – предателя. «Я тебя породил, я тебя и убью».

- А вы знаете, что эту роль сначала хотели предложить Жерару Депардье, но известный режиссёр Юрий Ильенко пообещал объявить голодовку, если эту роль отдадут иностранцу. Сыграть такой характер сможет только свой.

- А вот польскую красавицу, в которую влюбился сын Бульбы, сыграла полячка Магда Мельцаж. Ещё много других именитых актёров встречаем мы в фильме, но заметим, что там сыграл и наш волгоградский актер Зайцев.

Учитель. Ребята, а как критика откликнулась на этот фильм?

Ученики.

- Неоднозначно. Существуют разные отзывы. Например, Ирина Монахова, литератор, публицист и критик, замечает искажения и дополнения гоголевского сюжета в фильме все неудачные (мы их тоже заметили в начале нашего разговора), не все актеры понравились критику -  великолепна работа Богдана Ступки и Ады Роговцевой (мать Остапа и Андрия), не очень правдоподобна игра актера Петренко, игравшего Андрия.

- Но, тем не менее, публицист замечает, что гоголевские герои напоминают нам о себе с экрана, и их жизни вмешиваются, врываются в нашу сегодняшнюю жизнь. Было бы хорошо, если бы этот фильм больше показывали в кинотеатрах, а не кино о  терминаторах, призраках, демонах и колдунах.

Учитель. Скажите, а как интереснее: сначала чтение произведения, а потом –фильм или наоборот.

Ученики.

- Несомненно, надо читать авторский текст, ты же сам становишься участником всех событий, сам режиссёр. А потом можно смотреть и фильм.

Учитель. Какой эпизод стал самым сильным моментом и в повести, и в фильме?

Ученики.

- Для меня это пламенная, проникновенная речь Тараса о товариществе. И у Гоголя и у режиссёра эта сцена самая яркая и выразительная.

- А меня поразили сцены, описывающие нравы козаков Сечи. Тоже удачная постановка.

- Сцена казни Остапа у Бортко страшная. А в повести Гоголь умолчал о подробностях.

Учитель. А кто хочет попробовать проявить свои артистические качества и показать один из эпизодов произведения, как бы Вы это сделали, будучи режиссёром  или артистом?

Ученики. Возможны разные эпизоды, но дети взяли монолог Тараса о товариществе (ранее учили его наизусть), некоторые записали его на диктофон, другие читали сами. Второй эпизод: это сцена диалога полячки и Андрия в момент отречения героя от отца, родины, товарищей.

Учитель. Просим наших критиков, кто готов к этой роли (все по желанию, без принуждения) высказаться о постановке эпизодов и игре наших актеров.

Ученики. Критики отмечают положительное и отрицательное.

Учитель. Легко ли быть режиссёром?

Ученики. Оказалось, что нет. Необходимо решать много задач.

Учитель. Подведём итог нашего заседания круглого стола.

 Да, ребята, мы с Вами познакомились с произведением о трех козаках – богатырях: Тарасе, Остапе и Андрии, каждый из которых выбрал свой путь, согласно воспитанию, сложившемуся характеру, и отчасти внешним обстоятельствам, повлиявшим на судьбы гоголевских героев. Фильм должен объяснить нашим народам, что война – это страшно. И лучше дружить, чем враждовать.

Выходя сегодня из кабинета, опустите в  ящик смайлики, рассказывающие о том, как вы отнеслись к нашему сегодняшнему мероприятию. Результаты мы обсудим на следующем уроке. До новых интересных встреч, ребята!

Домашнее задание: написать отзыв на фильм В. Бортко «Тарас Бульба»

Литература

1. «Учительская газета» №12 от 24 марта 2009г., статья «А вы смотрели? Тарас Бульба: новое пришествие»

2. «Комсомольская правда»№48 ОТ 2-9 АПРЕЛЯ 2009Г. Статья «Тарас Бульба» - русский фильм

3. Научно –просветительский журнал «Духовно – нравственное воспитание» №6 2009г.Статья Ирины Монаховой «Их жизни вмешиваются, врываются в нашу сегодняшнюю жизнь…» Об экранизации повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

4. Международный общественный журнал «Свободная мысль» №6 2009г. Статья А.Соломина «Тарас Бульба» Владимира Бортко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе "Музыкальные образы произведений А.Н.Скрябина".

Комбинированный урок для учащихся 6-го класса по теме "Музыкальный образ" сочетает различные формы и методы работы. Ученики на уроке музицируют, слушают музыку, составляют ассоциативные гроздья, размы...

План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"

Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...

Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"

Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...

Презентация к уроку по литературе 6 класс по теме : нравственный выбор в произведении "Маттео Фальконе" П.Мериме.

Презентация содержит слайды, соответствующие теме урока. Общая информация  о жизни и творчестве П.Мериме. Дается толкование основным понятиям, прилагаются иллюстрации, помогающие дать срав...

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...