Литературная игра по жизни и творчеству А.С.Грибоедова
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Гончаренко Ильсия Эседулловна

Литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С.Грибоедова, знакомит обучающихся 9 класса с незаурядным человеком, талантливым писателем и выдающимся дипломатом. В 2015  году А.С.Грибоедову  исполнилось бы 220 лет. И мы до сих пор читаем его бессмертную комедию «Горе от ума»  и восхищаемся ею. Создав её,  Грибоедов стал не только художником-реалистом, но и новатором в области  литературного языка. Вопросы языка в комедии играют исключительно важную роль. Умелое, бережное отношение к  использованию реального живого русского языка в стихотворной форме  под силу только человеку, искренне любящему своё Отечество. Можно с уверенностью сказать, что наряду с Крыловым и Пушкиным Грибоедов стал подлинным создателем русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературная игра86 КБ

Предварительный просмотр:

Ильсия Гончаренко

ЛИТЕРАТУРНАЯ  ИГРА ПО ЖИЗИ И ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА

Ilsiya Goncharenko

A  LITERARY GAME ABOUT GRIBOYEDOV’S LIFE AND WORKS

Abstract The literary game devoted to Griboyedov's life and works acquaints students with the outstanding person and the writer‘s exceptional talent. In 2015 Gribodayev A.S would have been 220 years and we still read his works and admire his deathless comedy "Woe from wit".

The purpose of this event is to show the political and literary significance of this comedy, to develop the students’ motivation and to introduce Griboyedov’s   life and creation

Keywords  A literary game, a writer, a comedy, a diplomat Griboyedov A.S. , "Woe from wit".

Аннотация Литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С.Грибоедова, знакомит обучающихся 9 класса с незаурядным человеком, талантливым писателем и выдающимся дипломатом. В 2015  году А.С.Грибоедову  исполнилось бы 220 лет. И мы до сих пор читаем его бессмертную комедию «Горе от ума»  и восхищаемся ею. Создав её,  Грибоедов стал не только художником-реалистом, но и новатором в области  литературного языка. Вопросы языка в комедии играют исключительно важную роль. Умелое, бережное отношение к  использованию реального живого русского языка в стихотворной форме  под силу только человеку, искренне любящему своё Отечество. Можно с уверенностью сказать, что наряду с Крыловым и Пушкиным Грибоедов стал подлинным создателем русского литературного языка.

Цель данного мероприятия – показать общественное, политическое и литературное значение комедии « Горе от ума», усилить мотивацию углублённого изучения этого произведения и познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.С.Грибоедова. 

Ключевые слова   Александр Сергеевич Грибоедов, писатель, дипломат, литературная игра, комедия, «Горе от ума», создатель русского литературного языка

            Александр Сергеевич Грибоедов, талантливый поэт, композитор, дипломат, вошел в историю русской литературы как автор знаменитой комедии «Горе от ума». Один из образованнейших людей своего времени, Грибоедов сделал целью своей жизни служение Родине, полагая: «Чем человек просвещённее, тем полезнее он своему Отечеству».

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени.

    В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад.    Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах.    Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остается ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается.    «Горе от ума» — самобытное, выдающееся произведение русской литературы с выразительными характерами, яркой речью персонажей и острыми проблемами, актуальными и в наше время.

Цели данного мероприятия:

  1.  показать общественное, политическое и литературное значение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Познакомить с жизнью и творчеством великого писателя;
  2.  способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков;
  3. способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение комедии, воспитанию самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности..

Оборудование: мультипроектор, портреты А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, С.Н.Бегичева и др.иллюстрации к персонажам комедии, различные издания книг А.С. Грибоедова и книг о нем, белый передник, большие часы с музыкой, стул, адрес – календарь, перо, чернила, опахало (большой веер), уксус, стакан с водой, цветная бумага, выставка книг, черный ящик

Предварительная подготовка:

  • Чтение комедии А.С.Грибоедова, критических статей Гончарова, Герцена, Белинского, воспоминаний Бегичева, Булгарина, Пушкина и др.
  • Презентация команд (название команды и девиза, в качестве которого можно выбрать афоризм из пьесы),
  • Инсценирование отрывков комедии
  • Подготовка вопросов к  команде соперника

Эпиграфы к уроку: «Грибоедов сделал свое дело – он уже написал «Горе от ума» А.С.Пушкин;  «Певец тебе даны рукой судьбы душа живая, пламень чувства, веселье тихое и светлая любовь, святые таинства высокого искусства и резво – скачущая кровь!» В.К.Кюхельбекер.

Слово учителя: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов». Так писал Грибоедове Пушкин. Он не зря назвал Грибоедова человеком «необыкновенным», «замечательным».  Но след о себе Грибоедов ставил – свою комедию «Горе от ума», которая вот уже вторую сотню лет тревожит воображение читателей и ставится на сцене.

Итак, сегодня у нас пройдет литературная игра, посвященная  жизни и творчеству Александра Сергеевича Грибоедова. Дорогие друзья! Вы прочитали комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума". Хотим надеяться, она не оставила Вас равнодушным, Вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным 'мастером слова, о котором великий поэт А.А. Блок сказал, что "не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных".

- Представление жюри, помощников

Первый конкурс. Презентация  команд.

Второй конкурс.  Предлагаем проверить, насколько Вы были внимательны и наблюдательны во время чтения. Конкурс «Что бы это значило?»  (Каждой команде предлагается по 2-3 предмета. Необходимо рассказать о ситуации, связанной с этими предметами

  1. Белый передник, большие часы с музыкой, стул (в 1 явлении Лиза лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и играют. Тем самым предупреждает Софью)
  2. Адрес – календарь (ежегодно издаваемый справочник чинов, чиновников, чистые листы для пометок), перо, чернила (во 2 действии Фамусов разговаривает с Петрушей и велит читать календарь, а затем записать – куда ему идти в гости, где какие приемы)
  3. Опахало (большой веер), уксус, стакан с водой (все эти предметы приготовились привести в чувство Софью. Она упала в обморок, увидя как Молчалин падает с лощади)

Третий конкурс «Черный ящик»

В черном ящике лежит какой-то предмет, сыгравший определенную роль для характеристики героя. По подсказке команда должна определить, о каком предмете идет речь, кто произносит эти слова

1. Есть у меня вещицы три:

    есть туалет, прехитрая работа –

    снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,

    кругом все прорезь, позолота;

    подушечка, из бисера узор;

    и перламутровый прибор –

    игольничек и ножинки, как милы!

    Жемчужинки, растертые в бедины!

- Какая 3 вещица (помада есть для губ, и для других причин,  с духами стекляночки: резеда и жасмин) (Молчалин) в черном ящике – помада

2. Нет, есть – таки занятья:

    На… я  твержу дуэт

    А – мельный (ФЛЕЙТА, Платон  Михайлыч Горич)

3. Я вас обрадую: всеобщая молва,

    что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

    там будет лишь учить по-нашему: раз, два;

    а… сохраняет так: для больших оказаний. (Книги, Скалозуб)

Четвертый конкурс

Командам предлагается узнать героев по данному описанию. Принимаются письменные ответы команд

Это могут быть второстепенные персонажи. Отрывки приводятся из текста и из критических статей

1 карточка

1. «Он дойдет до степеней известных

    Ведь нынче любят бессловесных» (Чацкий о Скалозубе)

2. «Хрипун, удавленник, фагот,

    Созвездие маневров и мазурки» (Чацкий о Скалозубе)

3. «Пустейший человек, из самых бестолковых» (Чацкий о Фоме Фомиче)

4. «Нет отдыха, мечусь, как словно угорелый

    По должности, по службе хлопоча.

    Тот пристает, другой, всем дело до меня» (Фамусов о себе)

5. «Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота» (Гончаров о Софье)

2 карточка

1. «Остер, умен, красноречив,

    В друзьях особенно счастлив» (Софья о Чацком)

2 «При нем остерегись: переносить горазд,

    И в карты не садись: продаст» (Платон Михайлович о Зарецкос)

3. «О Бейроне, ну о матерьях важных,

    Частенько слушая, не разжимая губ;

    Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп» (Репетилов о себе)

4. «Ну жалкий же ездок» (Сколазуб о Молчалине)

5. «Он полнейший выразитель современной им действительности, Он деятельнейший, хотя, быть может, и не вполне сознательный созидатель тех сумерек, благодаря которым настоящий, заправский человек не может сделать шага, чтоб не раскрывать себе лба». (С. – Щедрин о Молчалине)

3 карточка

1. «Известный человек, солидный,

    И знаков тьму отличья нахватал,

    Не по летам и чин завидный,

    Не нынче завтра генерал» (Фамусов о Скалозубе)

2. «От женщин бегает, и даже от меня!

    Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник»

                                (Князь Федор, племянник княгини Тугоуховской)

3. «Но крепко набрался каких-то новых правил

    Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

    В деревне книги стал читать» (двоюродный брат Скалозуба)

4. «Теперь в отставке, был военный;

    И утверждают все, кто только прежде знал,

    Что с храбростью его, с талантом,

    Когда бы службу продолжал,

 Конечно был бы о московским комендантом» (Платон Михайлович)

5. «Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уж начатым веком. Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство…» (Гончаров о Чацком)

Пятый конкурс (капитанский) «Умники и умницы» (на знание биографии писателя). Выбор дорожки определяется результатами предыдущих конкурсов. На зеленой дорожке 4 вопроса и 2 возможности дать неправильный ответ, не выбывая из игры. На желтой дорожке 3 вопроса и возможность 1 раз ошибиться. На красной дорожке 2 вопроса, но ошибаться нельзя.        Зеленая дорожка

Александр Сергеевич Грибоедов

  1. Судьба вас обрекла на постоянные скитания. Но как только удавалось хоть ненадолго осесть на одном месте, вы заботились о нем. «О любезное  мое…, где она я совершенно неизвестен», - жаловались вы из Тавриза в феврале 1820 года. О чем речь? (фортепьяно)
  2. Неизвестно, как сложилась бы ваша судьба, если бы вы не встретили друга, нравственное влияние которого ощущали потом всю жизнь. «Ты, мой друг, поселил в меня, или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я с тех пор начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души», - писал он. О каком друге идет речь? (Степан Никитич Бегичев)
  3. Осенью 1817 года, в Петербурге ваше имя оказалось замешанным в громкую и скандальную историю «дуэли четвертых». Что эта за дуэль? Как она повлияла на вас?  (На этой дуэли Грибоедов был секундантом своего приятеля графа Завадовского, которого вызвал поручик В.В.Шерементьев. Дрались из-за балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой. Секундантом Шереметьева был известный дуэлянт, будущий декабрист А.И.Якубович. При обсуждении условий вспыхнула ссора между секундантами и после дуэли положено было им стреляться. Шереметьев выстрелил почти  сразу, на ходу пуля оторвала воротник. Пистолет Завадовского дал осечку. Затем он стал медленно, насмешливо целиться. Шереметьев не выдержал и крикнул, что если будет промах, то он его пристрелит как собаку. Грянул выстрел. Пуля попала в живот. Он умер через 26 ч в страшных мучениях. Через год на Кавказе состоялась дуэль секундантов. Якубович прострелил Грибоедову руку. Испытавший сильное потрясение после смерти Шереметьева Грибоедов  решил отрешиться от праздно – рассеянной светской жизни, начать все сызнова и в качестве первого шага указал подлинный год своего рождения (тем самым не отрицал свое «незаконное» рождение).
  4. 10 февраля 1828 года между Россией и Персией был заключен Туркманчайский мирный договор. В подготовке этого договора большую роль играли вы, ведя дипломатические переговоры. Ваша миссия удалась блестяще. Какую награду пожаловал вам царь? (Был пожалован чин статского советника, орден св.Анны 2 степени с алмазами, медаль за Персидскую войну и 4000 червонных. Затем назначил его полномочным министром при персидском дворе).

Желтая дорожка

Алексей Петрович Ермолов (главнокомандующий в Грузии, генерал; в вашем подчинении находился А.С.Грибоедов)

  1. Неизвестно существовало ли тайное общество в Грузии. Но царь Николай вас боялся. Почему? (Этот генерал, которого в случае победы декабристы предполагали ввести в правительство, государственного человека, железной волей и реальной военной силой)
  2. Вы ценили и уважали А.С.Грибоедова за его живость ума. Но после восстания декабристов под арест брали все лица, «оказывающиеся по показаниям соучастниками в обществе мятежников». Так 22 января 1826 года посланный за Грибоедовым на Кавказ фельдъегерь Уклонский прибыл в крепость Грозную с пакетом. Что было в этом пакете ясно (приказ об аресте). Чем вы помогли Грибоедову? ( Когда Ермолов вскрыл пакет, помедлив, дал возможность стоявшему за его спиной адъютанту прочитать отношение военного министра. Затем стал расспрашивать столичные новости, велев подать ужин. В это время адъютант  вывел Грибоедова. И тот сумел уничтожить все записи и письма, компрометирующие его и других. Будучи в Петербурге, доказать причастность писателя к тайному обществу не удалось, его освободили
  3. События на Кавказе развивались бурно, Грибоедов оказался в центе их. 28 марта 1827 года Паскевич назначен главнокомандующим Грузией, сменив вас. Борьба старших генералов окончилась вашим поражением. Известный писатель в своем романе писал так: «На очень холодной площади в декабре 1825 года перестали существовать люди 20х годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось». Кто автор этого романа? Каково его название? (Ю.Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»)

Красная дорожка

Александр Сергеевич Пушкин

  1. В своем письме к А.А.Бестужеву вы задаетесь вопросом: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? И тут кто умное действующее лицо». И тут же отвечаете… «Что же вы ответили?» (Грибоедов)
  2. Вы расстались с Грибоедовым в 1828 году, в Петербурге, пред отъездом в Персию. О чем вы с ним разговаривали? Что он вам говорил? (Грибоедов прощался, предчувствуя свою гибель. Он говорил: «Вы еще не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдет до ножей». Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобицы его 70 сыновей. Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись).

Шестой конкурс «Маска, я тебя знаю!»

Командам предлагается узнать героя комедии по одной – двум характеристикам. Если команда не отгадывает, то очко может заработать другая, которая быстрее поднимет руку.

1. «Он слова умного не выговорил сроду»   (Софья о Скалозубе)

    «И золотой мешок, и лежит в генералы» (Фамусов о Скалозубе)

2. «Не человек, змея! (Софья о Чацком)

    «Кто так чувствителен, и весел, и остер» (Лиза о Чацком)

    «Ах! Боже мой! Он корбонари! (Фамусов о Чацком)

3. «Жалчайшее создание!

    Уж разве поумнее (Чацкий о Молчалине)

    «Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

    Увидим - будто век знакомы,

    Явился тут со мной; и вкрадчив и умен,

    Но робок… (Софья о Молчалине)

4. «Вы страстные к чинам (Чацкий о Фамусове)

    А у меня, что дело, что не дело,

    Обычай мой такой:

    Подписано, так с плеч долой» (Фамусов о себе)

5. «Позвольте вам услужить, зато

    Куда я ни кидался

    В контору – все взято,

    К директору, - он мой приятель, -

    С зарей в чистом часу, и кстати ли!

    Уж с вечера никто достать не мог… (Загорецкий)

6. «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (Репетилов о себе)

    «Такой же я, как вы, ужасный генерал» (Загорецкий о Репетилове)

7. «Я от него было и двери за запор;

    Да мастер услужить» (Хлестова о Загорецком)

    «Чтоб взамен прогнать и вас и ваши тайны»  (Чацкий о Репетилове)

Седьмой конкурс «Инсценирование»

Подводятся итоги 6 конкурса и общие итоги

Восьмой конкурс «Вопрос – ответ»

Команды предлагают друг другу вопросы по жизни и творчеству Грибоедова, подготовленные самостоятельно.

Девятый конкурс

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» около семидесяти крылатых выражений. Вот почему А.С.Пушкин в 1825 году писал своему другу А.Бестужеву: «О стихах с не говорю, половина должна войти в пословицу». В течение 3х минут вы должны вспомнить и записать как можно больше таких «крылатых выражений»

     1.«Счастливые часы не наблюдают» (С)

  1. «Нельзя для прогулок подальше выбрать закоулок» (Ф)
  2. «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Ф)
  3. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (Ч)
  4. «Грех не беда, молва нехороша» (М)
  5. «Свежо предание, а верится с трудом» (Ч)
  6. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Ч)
  7. «Служит делу, а не лицам» (Ч)
  8. «Ах! Злые языки страшнее пистолета»(М)
  9. «Дома новы, а предрассудки стары» (И)
  10. «В мои лета не должно слить

Свое суждение иметь» (М)

  1. «Уж коли горе пить,

Так лучше сразу» (Ч)

  1. «Чины людьми даются,

А люди могут обмануться» (Ч)

14. «Ум с сердцем не Владу» (Ч)

15. «Он дойдет до степеней известных,

      Ведь нынче любят бессловесных» (Ч про М)

Подведение итогов

Награждение (книги, билеты в театр, памятные дипломы "Исключительный читатель", "Замечательный читатель", "Внимательный читатель".)

Список литературы

1.Айзерман, Л.С. Горе уму и горе от ума : «Горе от ума» А.С. Грибоедова / Л.С. Айзерман // Литература – Первое сентября. – 1995. – № 1. – С. 4.

 2.Архангельский, А. Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» : анализ текста / А. Архангельский // Литература – Первое сентября. – 1998. – № 46. – С. 7.

3. Сайт http://www.griboedov.net/

4. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977 (3-е изд.). – С.10

5. Мясоедова Н.Е. О Грибоедове и Пушкине (статьи и заметки). СПб, 1998. – С.24

6. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия. М., 2005.- С.56

ФИО автора  Гончаренко Ильсия Эседулловна

Организация  МБОУ «Школа №38»

Страна / Город  Республика Татарстан/ г. Казань

Е-mail: ilsiya9@mail/ru

Наименование статьи ЛИТЕРАТУРНАЯ  ИГРА ПО ЖИЗИ И ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА

Аннотация  Литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С.Грибоедова, знакомит обучающихся 9 класса с незаурядным человеком, талантливым писателем и выдающимся дипломатом. В 2015  году А.С.Грибоедову  исполнилось бы 220 лет. И мы до сих пор читаем его бессмертную комедию «Горе от ума»  и восхищаемся ею. Создав её,  Грибоедов стал не только художником-реалистом, но и новатором в области  литературного языка. Вопросы языка в комедии играют исключительно важную роль. Умелое, бережное отношение к  использованию реального живого русского языка в стихотворной форме  под силу только человеку, искренне любящему своё Отечество. Можно с уверенностью сказать, что наряду с Крыловым и Пушкиным Грибоедов стал подлинным создателем русского литературного языка.

Цель данного мероприятия – показать общественное, политическое и литературное значение комедии « Горе от ума», усилить мотивацию углублённого изучения этого произведения и познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.С.Грибоедова.

Ключевые слова  

Александр Сергеевич Грибоедов, писатель, дипломат, литературная игра, комедия, «Горе от ума», создатель русского литературного языка

Author  Goncharenko  Ilsiya Esidullovna

Organization Secondary school № 38

Country/ City  Republic of Tatarstan/ Kazan

Е-mail: ilsiya9@mail/ru

Title of article

A  LITERARY GAME ABOUT GRIBOYEDOV S LIFE AND WORKS

Abstract The literary game devoted to Griboyedov's life and works acquaints students with the outstanding person and the writer‘s exceptional talent. In 2015 Gribodayev A.S would have been 220 years and we still read his works and admire his deathless comedy "Woe from wit".

The purpose of this event is to show the political and literary significance of this comedy, to develop the students’ motivation and to introduce Griboyedov’s   life and creation

Keywords

A literary game, a writer, a comedy, a diplomat Griboyedov A.S. , "Woe from wit".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Жизнь и творчество А.С. Грибоедова"

Методический материал к уроку литературы...

тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"

тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедовова"...

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

Конспект урока литературы...

Зачётная работа №1 по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова", 9 класс вечерней школы

Данная зачётная работа предназначена для обучающихся 9 класса вечерней школы. Она позволяет быстро проверить знания учеников по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова". Ответы на вопросы вписываются ...

Урок "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"

Данный конспект урока содержит материал о жизни и творчестве А.С.Грибоедова...

"Нет человека более достойного имени гения…" Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Литературная игра способствует развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н. Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда....

Презентация "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова...