Сценарий конкурса чтецов «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» на ежегодном фестивале школы "Пушкинские чтения"
методическая разработка по литературе на тему

Макарова Эльвира Ильдаровна

Работа представляет собой сценарий конкурса чтецов на ежегодном школьном фестивале «Пушкинские чтения», который в 2013-2014 учебном году был посвящён 180-летию пребывания А.С.Пушкина в Казани.

Сценарий конкурса разработан в форме литературно-музыкальной композиции по произведениям А.С.Пушкина в соответствии с хронологией написания произведений, историей их создания.

Приложением к сценарию является презентация, иллюстрирующая каждое произведение, события из жизни поэта и его современников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный материал для участия во Всероссийском дистанционном педагогическом конкурсе разработок внеклассных мероприятий

«Внеклассное движение»                                                    

  1. ФИО автора работы, должность, место работы: Макарова Эльвира Ильдаровна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы                                       Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г.Казани
  2. Название работы: сценарий конкурса чтецов  «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…»
  3. Направление: филологическое, общешкольное мероприятие по литературе
  4. Участники (возраст, класс): 5-11 класс (10-17 лет)
  5. Цели и задачи: 

- воспитание любви к русской классической литературе, к художественному слову;

- формирование  представления о поэзии А.С.Пушкина в неразрывной связи с его биографией, историей России и родного города; формирование личностного отношения к творчеству великого русского поэта;

- развитие коммуникативных, творческих навыков, сценического мастерства, искусства декламации

  1. Аннотация: работа представляет собой сценарий конкурса чтецов на ежегодном школьном фестивале «Пушкинские чтения», который в 2013-2014 учебном году был посвящён 180-летию пребывания А.С.Пушкина в Казани.

Сценарий конкурса разработан в форме литературно-музыкальной композиции по произведениям А.С.Пушкина в соответствии с хронологией написания произведений, историей их создания.

Приложением к сценарию является презентация, иллюстрирующая каждое произведение, события из жизни поэта и его современников.

Сценарий конкурса чтецов

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

 Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

  • Звучит «Вальс №7» до - диез минор Ф.Шопена

1 ведущий:

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

2 ведущий:

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

3 ведущий:

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

4 ведущий:

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

5 ведущий:

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт. 

(Я. Грот. Памяти Пушкина)

  • Звучит музыка из к/ф «Звезда пленительного счастья» И.Шварца

6 ведущий: Можно немало говорить о том, что сделал Пушкин для русской и мировой культуры. Но, когда мы читаем его произведения, мы чувствуем, какой огромный художественный мир – целый мир! – создал Александр Сергеевич, как он прекрасен и многообразен, как в нём всё полно жизни, чувства и глубокой правды.

Ведущий: А сколько поэтов и писателей посвятили А.С.Пушкину свои произведения, сколько вдохновения дарил он великим мастерам слова.

Все ведущие перечисляют по очереди имена поэтов и писателей: Это М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, И.А.Бунин, А.А. Блок, С.А.Есенин, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева, Н.Рубцов, А.Дементьев, Р.Казакова, Д.Самойлов, Р.Рождественский, Э.Багрицкий и многие-многие лругие…

Ведущий:

О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Ведущий: Вот и мы сегодня попробуем приоткрыть завесу пушкинского гения, прикоснуться душой к его творчеству.

Ведущий:

Второй год подряд в нашей школе проходит фестиваль «Пушкинские чтения». Нынче он посвящен 180-летию пребывания поэта в Казани.

Ведущий: Сегодня мы проводим конкурс чтецов, в рамках которого мы услышим стихи и прозу А.С.Пушкина, а также стихи других поэтов, посвященных памяти Александра Сергеевича.

Ведущий: Разрешите представить жюри нашего конкурса:…

  • Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского

Ведущий: В 1911 году А.Ахматова напишет:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Ведущий: Это о Царском селе. Воспоминания о Царском Селе всегда рождали у Александра Сергеевича Пушкина светлое чувство

Ведущий: В Царском Селе, в лицейских стенах, Пушкин провел отрочество и юность. Здесь впервые явилась ему его вдохновенная муза, родились «души прекрасные порывы», посетила юношу «сердца первая любовь». В Лицее он встретил преданных друзей — Пущина, Дельвига, Кюхельбекера, Малиновского, Яковлева, Матюшкина.

Ведущий: В Царском селе будущий первый поэт России напишет в 1816 году стихотворение, посвященое востмилетней младшей сестре друга Пушкина по Лицею барона Антона Антоновича Дельвига – баронессе Марии Антоновне.

Ведущий: Стихотворение «К Маше» прочтет __________, ученик 6___ класса.

  • Звучит мелодия романса «Я помню чудное мгновенье» Ф Глинки.

Ведущий: В 1819 году в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств, сановника, вельможи, но милого, доброго человека и радушного хозяина А.С.Пушкин встретил 19-летнюю красавицу, поразившую его. Это была племянница Оленина – Анна Петровна Керн. Тогда она не обратила никакого внимания на пылкого поэта.

Ведущий: Вторая встреча произошла в 1825 году, когда Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Именно тогда было написано знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Ведущий: Гораздо позже по иронии судьбы композитор Ф.Глинка полюбил дочь А.Керн Екатерину и в 1840 году посвятил ей романс, который стал шедевром русского музыкального искусства.

Ведущий: Имя А.Керн вряд ли бы осталось в памяти потомков, но гений Пушкина обессмертил его.

Ведущий: Современный поэт А.Дементьев посвятил свои стихи женщине, благодаря которой мы можем наслаждаться гениальными строками пушкинского творения.

Ведущий: Стихотворение А.Дементьева «Встреча Пушкина с Анной Керн» прочтет ученица 11 класса _____________.

  • Звучит музыка А.Петрова из к/ф «Петербургские тайны»

Ведущий: В 1824 году из-за своего вольнодумства и довольно резких высказываний в адрес царского режима поэт был отстранен от государственной службы и сослан в родовое поместье Михайловское, где ему предстояло провести два долгих года.

Ведущий: Стихотворение «Храни меня, мой талисман», написанное в 1825 году, относится также к Михайловскому периоду (1824 - 1826г. г.). Именно в это время, по мнению критиков, гений Пушкина «достигает своей зрелости».

Ведущий: При жизни автора это стихотворение не было опубликовано (поэт считал его слишком личным).  А посвящено оно было Е. К. Воронцовой, его возлюбленной, жене его начальника в период пребывания в южной ссылке в Одессе (1823 г.), которая перед отъездом в Михайловское подарила Пушкину кольцо - талисман, и с ним он никогда не расставался!

Ведущий: Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» прочтет ученица 10__ класса ______________________.

Ведущий: В начале октября 1824 года Пушкин получил от Е.К. Воронцовой письмо, которое, чтобы не компрометировать любимую, должен был сжечь. А через несколько месяцев поэт создает стихотворение «Сожженное письмо»....

Ведущий: Для чтения стихотворения «Сожженное письмо» приглашается ученица 8___ класса ________________.

  • Звучит музыка А.Рыбникова «Звезда» (из рок – оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»)

Ведущий: Покидать Михайловское Пушкину было строжайше запрещено, друзья наведывались к нему в гости нечасто, поэтому очень скоро поэт сошелся с немногочисленными соседями-помещиками, среди которых оказалась 19-летняя Александра Осипова.

Ведущий: Она была приемной дочерью овдовевшей помещицы, поэтому в ее доме чувствовала себя несколько стесненно и неуверенно. Тогда как Пушкин с азартом играл с родными детьми помещицы и даже организовывал с их участием шуточные театрализованные представления, Александра предпочитала гулять по саду в одиночестве или же читать французские романы.

Ведущий: За все время знакомства с девушкой Пушкину удалось переброситься с ней лишь несколькими незначительными фразами. Однако он был поражен удивительной красотой и сдержанностью девушки, постепенно осознавая, что влюбился в Александру, как мальчишка. Именно ей в 1826 году он посвятил свое стихотворение «Признание», которое так никогда и не было прочитано его избранницей.

Ведущий: «Признание» А.С.Пушкина сегодня мы послушаем в исполнении ________________, ученика 11 ___ класса, и ____________, ученицы 11_______ класса. С этим стихотворением они выступали на республиканском конкурсе чтецов и стали его лауреатами.

  • Звучит «Октябрь» П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

Ведущий: Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой.

Ведущий: Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.

Ведущий: Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ.

Ведущий: Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной.

Ведущий: Сегодня со стихотворением «Зимняя дорога» нас познакомит ученик 6___ класса __________________.

  • Звучит музыка из к/ф «Звезда пленительного счастья» И.Шварца

Ведущий: Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.
Ведущий: Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца.

Ведущий: Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии, как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Ведущий: Стихотворение «Поэту» прочтет __________, ученик 9___________ класса.

Ведущий: Стихи Пушкина переведены на многие языки мира, татарские поэты тоже отдали дань памяти великого поэту.

Ведущий: Стихотворение «Поэту», переведенное на татарский язык Ахметом Исхаком, мы услышим в исполнении _______________, ученика 9____ класса, который принял участие в республиканском конкурсе чтецов на Всероссийском Пушкинском фестивале и занял 1 место.

Ведущий: 

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущий: Эти строки в 1830 году А.С.Пушкин посвятил своей жене Наталье Николаевне.

  • Звучит вальс из сюиты «Метель» Г.Свиридова

Ведущий: Пушкин встретил Наталью Гончарову в Москве в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля. В апреле 1829 года он просил её руки. Ответ матери Гончаровой был неопределённым: Наталья Ивановна считала, что 16-летняя на тот момент дочь слишком молода для брака, но окончательного отказа не было.

Ведущий: Весной 1830 года поэт, уехавший в Санкт-Петербург, через общего знакомого получил известия от Гончаровых, внушившие ему надежду. Он возвратился в Москву и вторично сделал предложение. 6 апреля 1830 года согласие на брак было получено.

Ведущий: Помолвка состоялась 6 мая 1830 года, но переговоры о приданом отсрочили свадьбу. В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. Свадьба была снова отложена, и Пушкин уехал в Болдино, чтобы вступить во владение частью этого поместья, выделенной отцом.

Ведущий: Из-за эпидемии холеры Пушкин задержался в имении на три месяца, которые стали для него одним из самых плодотворных периодов в творчестве.

1 ведущий/2 ведущий (по очереди): За это время завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написаны: стихотворная повесть (поэма) «Домик в Коломне», лирические стихотворения («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» — всего около тридцати).

Ведущий: Давид Самойлов этому периоду в жизни А.С.Пушкина посвятил стихотворение «Болдинская осень», которое прочтет ____________, ученица 8______ класса.

Ведущий: В Болдинскую осень 1830 года среди прочих замечательных поэтических произведений А.С.Пушкиным было написано стихотворение «Для берегов отчизны дальной…».

Ведущий: Сегодня с этим произведением нас познакомит ученик 9 класса _____________.

  • Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковсого

Ведущий: 2 марта 1831 состоялось венчание в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.

Ведущий: «Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», — писал поэт своему другу Плетнёву вскоре после свадьбы.

Ведущий: Стихотворение Николая Доризо «Наталья Пушкина» прочтет _________________, ученица 8____________ класса

  • Звучит «Октябрь» П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

Ведущий: Осеню 1833 г., после поездки на Урал, поэт снова отправился в Болдино – «в обитель дальную трудов и чистых нег». Он писал жене: "Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться".

Ведущий: За осень 1833 г. Александр Cергеевич написал "Медного всадника", "Анджело", "Сказку о мертвой царевне", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Пиковую даму", несколько стихотворений, закончил "Историю Пугачева".

Ведущий: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» Узнали?

Ведущий: Конечно, это любимая с детства «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Ведущий: А все ли из вас помнят, кто все-таки помог царевичу Елисею отыскать пропавшую царевну?

Ведущий: Если не помните, то послушайте выступление ____________, ученика 5___ класса, который прочтет отрывок из полюбившейся сказки.

Ведущий: А.Пушкин дорог нам не только как поэт, но и как историк, тем более что его исторический труд связан с пребыванием поэта в нашем городе.

Ведущий: Посещение А.С.Пушкиным Казани в сентябре 1833 года связано с его работой над историческим романом о событиях крестьянской войны 1773-1774 гг. под руководством Емельяна Пугачева "История Пугачева".

Ведущий: Но более результат его труда известен нам по его художественной повести «Капитанская дочка», отрывок из которой прочтет ученик 9___ класса ________________

  • Звучит музыка А.Петрова из к/ф «Петербургские тайны»

Ведущий: 29 января 1837 года после рокового выстрела Дантеса во время дуэли на Черной речке оборвалась жизнь гениального поэта, ставшего на века нашей национальной гордостью.

Ведущий: Смерть Пушкина вызвала исключительный по силе и широте отклик во всех слоях общества.

Ведущий: Особенно остро восприняли гибель Александра Сергеевича русские поэты.

Ведущий: Одним из них был Ф.И.Тютчев. Заключительные строки из его стихотворения, посвященного гибели Пушкина, станут крылатыми и пророческими:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет…

1 ведущий: Стихотворение Ф.И.Тютчева «29 января 1837 года» в конкурсной программе представит ____________, ученица 8___ класса.

  • Звучит музыка А.Рыбникова «Звезда» (из рок – оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»)

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Чтец. Именно поэтому никак не можем мы смириться с несправедливостью жизни и смерти, и хочется крикнуть, что Пушкин был спасен..

Чтецы:

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским...
Его любимый друг
С достоинством и блеском –
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Остались боль и ярость.
Да шум великосветский,
Что так ему постыл.

К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён...

Все было очень просто:
у Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали,
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать:
Пускай не ждут.
Могло всё измениться
В те несколько минут...

К несчастью, Натали
Была так близорука, –
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён...

Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперед Данзас –
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорит он другу...

И опускает руку
Несбывшийся Дантес.

К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел...
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён...

Подведение итогов конкурса чтецов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"

Урок литературы, посвященный Дню памяти А.С.Пушкина, проводится в 5 классе. Урок проводится в форме устного журнала, который состоит из нескольких страниц: 1 страница "День памяти А.С.Пушкина", 2 стра...

"Тебя,как первую любовь, России сердце не забудет..."

Посвящается А.С.Пушкину, местам, связанных с именем русского поэта....

Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .

Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными  произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...

Сценарий конкурса чтецов «Я люблю тебя, Россия»! (в рамках гимназического образовательного проекта "Моя Россия")

Сценарий конкурса чтецов «Я люблю тебя, Россия»! Цели:воспитывать у детей любовь к родной стране, уважение к культурному наследию своего народа;вызвать эмоциональный отклик у детей;способс...

Презентация к уроку Памяти Александра Сергеевича Пушкина "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет" (Ф.И. Тютчев)

У каждого народа есть свои святыни. Без них народ распадается, превращается в население, а Родина - в территорию. И нашу святыню - Пушкина - надо беречь. И не столько на полках, сколько в душе. На пол...