урок осознанного чтения по литературе 5 кл
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Турчанова Светлана Николаевна

Тема урока: "Краткие сведения об А.С. Пушкине". В нем отражены все этапы урока осознанного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_osoznannogo_chteniya_lit_5_kl.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 5 класс.

Краткие сведения об А.С.Пушкине.

Цели: повторение изученного из биографии А. С. Пушкина, выявление новых фактов жизни и творчества поэта; формирование умения работать с текстом: извлекать из текста информацию, выделять главное и второстепенное, формулировать вопросы по тексту, оформлять извлеченную информацию в виде выступления; формирование умения ставить цели, соотносить свою деятельность с поставленной целью, оценивать свою деятельность и других; формирование умения работать в группе, выступать перед классом.

Ход урока:

1 Мотивация

На доске написана тема урока не полностью: Краткие сведения об… и висит закрытый портрет поэта. Узнаем, о ком речь, если угадаем:

Мороз и солнце… Строчка – ода.

Как ярко белый снег горит.

Доныне русская природа

Его стихами говорит.

Если не угадали, то:

Кот ученый, царь Салтан,

Рыбка золотая…

Кто все это написал,

Легкий стих слагая?

Открыть портрет.

В СМИ часто встречаются репортажи, когда корреспондент спрашивает у прохожих о чем-либо. Представьте, что на вопрос: «Что вы знаете об А. С. Пушкине?» - получили ответ: «А кто это?» Прокомментируйте ситуацию. Зачем изучаем биографию выдающихся людей?  

Если ответы путаные, то:

В вашем классе есть ученики, которыми вы гордитесь? Почему вы гордитесь, ведь это не ваши достижения? А А.С. Пушкин, который прославил свою страну на весь мир не вызывает у вас подобные чувства? Так зачем изучаем биографию выдающихся людей?  

(О людях, которые прославили нашу страну, надо знать как можно больше, ведь мы гордимся, что они у нас есть.)

2 Целеполагание

Сформулируйте цель своей деятельности на уроке. Цель записывается на доске.

3 Работа с текстом.

- работа с текстом до чтения (прием прогнозирования)

Сейчас я раздам вам текст, о чем он? Какие еще сведения могут там быть?

- работа с текстом во время чтения

Читают по абзацам по очереди. После каждого абзаца формулируют вопрос так, чтобы  в ответе на вопрос была дата, и задают его одноклассникам.  После прочтения:

Какие сведения мы предполагали узнать из текста?

Совпало ли наше представление с первичными предположениями?

-  работа с текстом после чтения

Самостоятельная работа. Выберите из текста материал:

1ряд – Пушкин – человек (внешность, характер)

2 ряд – Пушкин – поэт, писатель

3 ряд – Пушкин – памятник

Групповая работа. Подготовить выступление, используя выбранный материал и иллюстрации (лежат на свободной парте). В группе назначается учителем руководитель, который организует работу группы.

Выступление групп. Сами оценивают своё выступление, другие группы оценивают выступление.

4 Рефлексия:

 Какие цели ставили? Докажите. Что цели выполнена.

Самооценка – карточка, перечисли свою деятельность на уроке, поставь себе оценку.

Домашнее задание:

Выполнить тестовые задания.

Отметка за урок: оценка ученика (какую себе поставили) + тестовые задания.

Материалы к уроку

Текст биография А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился  26 мая 1799года в Москве на Немецкой улице. Александр был вторым ребенком в семье чиновника Московского комиссариата, отставного майора Сергея  Львовича и его жены Надежды Осиповны. У Пушкиных было восемь детей. Пятеро из них умерли в младенчестве. Родословная Пушкиных уходит корнями в африканские страны, это отразилось на внешности поэта. Он был шатен с сильно вьющимися волосами. Немного смуглое лицо его было оригинально: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, приятное.  В Эфиопии поэту даже поставили памятник, на котором внизу написали: «Нашему поэту».

Начальное образование, воспитание получил от бабушки - Марии Алексеевны, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни - Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Основы русской и французской грамматики, арифметики, географии, истории и рисования постигал под руководством домашних учителей. Интерес к литературе у него появился рано. В восемь лет он бегло читал и хорошо писал. По ночам тайком пробирался в огромную библиотеку отца и листал книги античных авторов, французских, российских. В этом же возрасте стал сочинять. Первые произведения были на французском языке. Это эпиграммы на своих домашних учителей. По словам брата Лёвы, он имел великолепную память и в 11 лет «знал наизусть всю французскую литературу». Когда ему исполнилось 12 лет, Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, закрытое учебное заведение с 30 учениками. Там Пушкин серьезно занимается поэзией, особенно французской, за что его и прозвали "французом". Стихи, которые он начал писать в лицее (лицейские стихи), почти сразу же снискали ему авторитет у товарищей. И не только у них. Уже в 1814 году его стихи печатает журнал «Вестник Европы». В том же году его печатает и журнал «Сын Отечества».

По окончании лицея в 1817 году поэт зачисляется на службу в Коллегию иностранных дел. Однако его призвание – литература, и он продолжает писать. Новые стихи все больше убеждают литературных авторитетов в гениальности Пушкина. «Чудесный талант! Какие стихи!» - напишет Жуковский.  Карьера чиновника не складывается, на Пушкина написали донос министру внутренних дел, где обращалось внимание правительства на политические стихи и эпиграммы. Прочитав донос, Александр I приказал отправить поэта в Екатеринослав. Пушкин подал прошение императору об отставке. Царь предписывает ему отныне жить в родовом имении Михайловском под надзором родителей. Там Пушкин записал со слов няни, которая разделила с ним ссылку, семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Одну запись Пушкин передал поэту Василию Андреевичу Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее.

После смерти Александра I по распоряжению нового царя Николая в сентябре 1826 года возвращается в Москву. Именно в этом городе находится самый знаменитый памятник Пушкину скульптора А.М. Опекушина. Вид памятника весьма эффектен: поза поэта непринужденная, простая,  взгляд задумчивый, устремленный вдаль. Пушкин стоит прямо, выдвинув вперед левую ногу, правая рука заложена за жилет, на плече плащ, в левой руке за спиной держит шляпу.

В 1831 поэт женился на Гончаровой Наталье Николаевне,  и это поначалу сближает его с царем, которому нравилась семья Гончаровых. Николай возвращает его на государственную службу и разрешает работать в государственных архивах, что для поэта, занимавшегося историей Пугачева (повесть «Капитанская дочка»), очень важно. Очень трогательный памятник Пушкину и Гончаровой находится на Арбате. Московский Арбат, арбатские переулки — именно здесь проходил их медовый месяц, здесь они прогуливались — молодые, влюбленные, счастливые… Скульптурная композиция изображает влюбленных Пушкина и Гончарову. Пушкин, как и многие поэты, был невероятно переменчивым в настроении человеком. Резкие переходы от глубочайшего уныния, депрессии к пламенеющей страсти и окрыленной одухотворенности были свойственны ему как в любви, так и в работе, в дружбе, в общении с людьми. Неинтересный собеседник или тема разговора делали поэта очень невежливым. Но стоило появиться чему-то, что могло привлечь его внимание, как Пушкин буквально менялся на глазах.

С 1836года Пушкина одолели всевозможные неприятности: смерть матери, долги, заботы по издательским делам стали причиной угнетенного состояния великого поэта. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль, на которой Дантес смертельно ранил в живот Пушкина. Прожив 2 дня в страшных мучениях, поэт скончался 29 января 1837 г. Благодарные потомки воздвигали и воздвигают памятники любимому поэту, как дань любви, уважения и бесконечной благодарности за великое творчество и ярчайший талант…

Тест

Вставьте вместо точек пропущенное слово

Александр Сергеевич Пушкин родился  26 мая 1799года в ……………………. на Немецкой улице.

Когда ему исполнилось 12 лет, Пушкин поступил в ………………………………, закрытое учебное заведение с 30 учениками.

Там Пушкин записал со слов ……………., которая разделила с ним ссылку, семь сказок.

Скульптурная композиция изображает влюбленных Пушкина и …………………..

27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль, на которой …………………. смертельно ранил в живот Пушкина.

Самооценка

Перечисли свою деятельность на уроке:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поставь себе оценку:________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

Урок внеклассного чтения по литературе

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.Костюнина "Вальс под гитару"...

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»

Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета».  В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...