Программа внеурочной деятельности для 8 класса "Литературное краеведение"
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Кряжова Ирина

Основные задачи:

- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;

- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_kl.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа спецкурса по литературному краеведению для 8 класса составлена на основе «Программы спецкурса для 5-11 классов массовых школ «Литературное краеведение Ульяновской области», авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина, Ульяновск: ИПК ПРО, 2008г. Данный спецкурс представляет собой переизданную, расширенную и обновлённую программу «Литературное краеведение Ульяновской области», разработанную в 1995 году.

Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по литературному краеведению Ульяновской области, легшие в основу данного учебного предмета, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Структура программы:

- пояснительная записка,

- основное содержание курса,

- тематическое планирование;

- списки рекомендуемой литературы,

Основные задачи предмета:

- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;

- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

  • Мемуарная литература
  • Понятие об историческом и литературном очерке
  • Поэтика стиха
  • Юмор, ирония, сатира
  • Сентиментализм, романтизм
  • Анекдот
  • Историзм; народность
  • Ирония
  • Мемуарная литература
  • Гуманизм в искусстве
  • Автобиографичность произведения

Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;
  2. исключение психотравмирующих факторов;
  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  4. развитие положительной мотивации к освоению школьной программы;
  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы урока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.
  2. Урок закрепления изученного материала.
  3. Урок контроля.
  4. Урок обобщающего контроля.
  5. Комбинированный урок.

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная:
  1. фронтальная;
  2. парная;
  3. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам).

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Игры;
  2. Диалоги и беседы;
  3. Практические работы;
  4. Проектные работы.
  5. Семинары.
  6. Лекции.
  7. Дискуссии.
  8. Проектные работы.

Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;
  2. Обсуждения;
  3. Работа с источниками;
  4. Доклады;
  5. Защита презентаций или проектов;
  6. Рефлексия.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литературное краеведение» являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
  3. использование для решения познавательных задач различных источников информации;
  4. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  5. соблюдение норм и правил поведения в кабинете русского языка и литературы, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

2. Содержание тем.

  1. Введение.

Симбирский край – «край древний праотцов» (Н. Языков).

Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края.

  1. История города Симбирска и края в очерковой литературе.

Древний облик края в историческом очерке М.Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое». Значение данного произведения.

Картины окрестностей Симбирска и быта горожан в очерке

Д.П. Ознобишина «Поливна». Личность автора (поэт, писатель, переводчик, историк, путешественник, просветитель).

Поэтический мир природы и легенд края, приметы времени в очерке

В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления» (извлечения).

Реалистические картины жизни Симбирского края 1-ой половины XIX века в очерке В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское».

Симбирск и симбиряне в очерке И.А. Гончарова «На родине». Приёмы беллетризации в очерке.

Характеристика Симбирска начала XX века в статье В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и молодое поколение». Объективное и субъективное в произведении.

Теория литературы: очерк как публицистический жанр. Понятие об историческом и литературном очерке.

  1. Образ города Симбирска и края в лирике.

Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина. Своеобразие лирического голоса автора. Особенности художественной манеры: сказочные интонации (стихотворение «Городок»), торжественность языка (стихотворение «Памятник Карамзину»), проникновенность чувств (стихотворение «Симбирску»).

«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворении К.И. Коренева «Воспоминание».

Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении П.А. Александрова «Симбирск».

«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца «Волжские легенды».

«Край необъятный, …солнечный, великий» в стихотворении Н. Благова «В Жигулях».

Теория литературы: поэтика стиха.

  1. Сатирический облик края.

М.Ю Лермонтов и наш край.

Сатирическая картина быта и нравов симбирского дворянства 20-30-х годов в поэме «Сашка» (отрывок). Лаконичность и меткость характеристик, воздушная лёгкость стиха, разговорность, естественность живого языка.

Д.Д. Минаев и Симбирск.

«Губернская фотография» – острая социально-политическая сатира. Образ крепостнического города. Галерея портретов крепостников. Художественные особенности авторской манеры повествования: простота, выразительность и резкость языка; язвительная насмешка, соединённая с презрением и негодованием.

Теория литературы: юмор, ирония, сатира.

  1. Лицо времени в произведениях эпического жанра.

Приёмы воссоздания реалистического. Художественные особенности манеры повествования авторов.

Симбирский период жизни Н.М. Карамзина. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Приёмы обрисовки «нравственного характера» нового поколения передовых людей начала XIX века – благородного романтика, общественного деятеля, человека глубоких и твёрдых убеждений. Сочетание сентиментального и романтического в произведении. Незаконченность романа как художественный приём.

В.А. Соллогуб и Симбирский край.

Образы провинциальных дворян в рассказах «Три жениха» и «Медведь».

Быт и нравы уездного города в рассказе «Собачка». Анекдотичность сюжета и мастерское решение идеи произведения: «Зло таится не в одном человеке, а в порядках, на которых основано государство».

Д.В. Григорович и наш край.

Жизненная основа произведения «Деревня». Сюжет повести (рассказа) – круговорот «бесправной женской доли». Особенности композиции: народно-песенные эпиграфы, двойной контраст (Акулина – мучители-крестьяне – крестьяне – мучитель барин); пейзаж. Григорович – мастер концовки. Языковые средства создания деревенского колорита.

Симбирские впечатления Л.Н. Толстого в рассказе «Фальшивый купон». Отражение в нём авторской философии «непротивления злу насилием». Противопоставление нарастающему злу «деятельного христианства», поглощающего зло. Нравоучительный характер рассказа.

А.Н. Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору). Симбирские корни Алексея Толстого. Наш край и его обитатели в произведениях писателя. Высоконравственный идеал автора – прочность и незыблемость существования человека на «родимой» земле, всякое нарушение которого грозит миру и человеку невосполнимой потерей нравственного достоинства. Утверждение силы подлинных человеческих чувств, возрождающих и очищающих человека. Особенности творческой манеры Толстого (лёгкая ироничность, добродушно насмешливый авторский голос, внутреннее совершенство произведений).

Симбирск глазами Максима Горького. (Отрывок из повести «Мои университеты»). Жанровое своеобразие произведения, мемуарность и историчность.

А.С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята». Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.

Симбирская деревня первых лет советской власти в повести Фёдора Панфёрова «Недавнее прошлое». Автобиографическая основа произведения. Авторские средства воссоздания реалистической картины времени.

3. Тематическое планирование

№ раздела/урока

Название темы, раздела

Количество часов

1/1

Введение.

Симбирский край – «край древний праотцов» (Н. Языков). Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края

1

История города Симбирска и края в очерковой литературе

2

Очерк как жанр публицистики.

3

Древний облик края в историческом очерке М. Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое».

4

Картины окрестностей Симбирска и быта горожан в очерке Д. П. Ознобишина «Поливна».

5

Поэтический мир природы и легенд края в очерке В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления» (извлечения).

6

Реалистические картины жизни Симбирского края в очерке В. А. Соллогуба «Поездка в Архангельское».

7

Симбирск и симбиряне в очерке И. А. Гончарова «На родине». Приёмы биллетризации в очерке.

8

Характеристика Симбирска начала XX века в статье В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и молодое поколение».

Образ города Симбирска и края в лирике.

9

Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д. П. Ознобишина.

10

«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворении К. И. Коренева «Воспоминание».

11

Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении П. А. Александрова «Симбирск».

12

«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца « Волжские легенды».

13

«Край необъятный, …солнечный, великий» в стихотворении Н. Благова «В Жигулях».

Сатирический облик края

14

15

М. Ю Лермонтов и наш край.

Сатирическая картина быта и нравов симбирского дворянства 20-30-х годов в поэме «Сашка» (отрывок).

16

17

Д. Д. Минаев и Симбирск.

«Губернская фотография» - острая социально-политическая сатира. Образ крепостнического города.

Лицо времени в произведениях эпического жанра

18-

20

Симбирский период жизни Н. М. Карамзина. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени».

21

22

В. А. Соллогуб и Симбирский край. Образы провинциальных дворян в рассказах «Три жениха» и «Медведь».

Быт и нравы уездного города в рассказе «Собачка».

23

Д. В. Григорович и наш край. Жизненная основа произведения «Деревня».

24

Симбирские впечатления Л. Н. Толстого в рассказе «Фальшивый купон».

25

26

А. Н. Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору). Симбирские корни Алексея Толстого.

27

Симбирск глазами Максима Горького. (Отрывок из повести «Мои университеты»).

28

А. С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята».

29

Симбирская деревня первых лет советской власти в повести Фёдора Панфёрова «Недавнее прошлое».

Обобщающие занятия

30-

32

Экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.

33

34

Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале).

35

Резервный урок

1

ИТОГО ЧАСОВ: 35

4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ «Литературное краеведение Ульяновской области», авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина, Ульяновск: ИПК ПРО, 2008г.
  2.  Учебное пособие для V-IX классов общеобразовательных учреждений «Литературное краеведение. Родное слово» (фольклор, язык, литература под редакцией В.Н.Янушевского. – Ульяновск: – ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2009г.
  3. Учебная хрестоматия по литературному краеведению «Край прелестный – это ты…» под редакцией В.Н.Янушевского. – Ульяновск: – ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000г.

5.Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения литературного краеведения обучающиеся 8 класса должны

знать/понимать:

  1. взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
  2. историю создания произведений;
  3. биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
  4. характеристику героев;
  5. характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отраженные в изученных произведениях;
  6. жанровые особенности произведений;
  7. тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть;

уметь

  1. анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
  2. выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
  3. пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
  4. давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
  5. писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
  6. составлять рассказ об авторе книги;
  7. подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
  8. выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные наизусть;
  9. делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
  10. работать со справочной и критической литературой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  3. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
  1. Литература
  1. Е.И. Голенко. Ульяновск. Пособие для учителей. – Ульяновск, 1971.
  2. Край Симбирский. – Саратов, 1989.
  3. Н.А. Кузминский. Край наш родной. – Ульяновск, 1975.
  4. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.
  5. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
  6. С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты о Симбирском-Ульяновском крае). Корпорация технологий продвижения. Ульяновск. 2005.
  7. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск, 1993, с. 5-34, 81-85.
  8. С. Васильева. «А мы о нём и не знали…» («Симбирские губернские ведомости» от 21.07.1994).
  9. Т.М. Гольц. Сердце брата. – Душанбе, 1991.
  10. Д.П. Ознобишин. Стихотворения. – М., 1992, с. 86-90.
  11. И.А. Гончаров. Собрание сочинений. – М., 1952, т. 7, с. 271-348, 500.
  12. Писатели нашего края XVIII-XIX в.в. – Ульяновск, 1977, с. 39-63.
  13. С. Васильева. «А мы нём и не знали…» («Симбирские губернские ведомости» от 21.07. 1994 г.)
  14. Литературный Ульяновск. – Ульяновск, 1953, с. 148-150.
  15. Д.П. Ознобишин. Стихотворения. – М., 1992.
  16. Скиталец. Избранное. – М., 1988, с. 11-15.
  17. Живые страницы. – М., 1970, с. 330-335. (Из воспоминаний Е.А. Сушковой).
  18. М.Ю. Лермонтов. Поэмы. – М., 1987.
  19. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 40-42, 51-56, 65-76.
  20. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 40-42, 51-56, 183-184.
  21. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Избранные произведения. – М., 1976, с. 123-148.
  22. Л.Г. Косулина. Подвиг честного человека. // Литература в школе, № 6, 1993, с. 20-30.
  23. Писатели нашего края XVIII-XIX в.в. – Ульяновск, 1977, с. 4-17.
  24. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 42-43, 47-48, 77-88, 148-150, 156-161, 162-174, 177-179.
  25. В.А. Соллогуб. Повести и рассказы. – М., 1988.
  26. Д.В. Григорович. Повести и рассказы. – М., 1988.
  27. Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 12-ти томах, т. 2.
  28. Ю. Окляндский. Шумное захолустье. – Куйбышев. 1965.
  29. А.Н. Толстой. Собрание сочинений в 10-ти томах, т. 1.
  30. Алексей Толстой и Самара. Составители Лимарова А.А., Соловьёва Н.Н. – Куйбышев, 1982.
  31. М. Горький. Собрание сочинений в 16-ти томах, т. 9.
  32. А.С. Неверов. Рассказы, повести. Роман. – М., 1983, с. 53-65.
  33. Ф. Панфёров. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М., 1986, т. 1.




 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край - село Катунки"

Программа предназначена для гражданско-патриотического воспитания учащихся...

Программа внеурочной деятельности для 5 кл. "Литературное краеведение"

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 кл...

Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса

Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ «Я -КРЫМЧАНИН»

Целью образовательной программы является обретение личностью компетентностей в процессе ознакомления школьников с историей, памятниками археологии, истории и культуры Крымского полуострова....

Программа внеурочной деятельности "Туризм и краеведение"

Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.Создание...