Программа внеурочной деятельности для 8 класса "Литературное краеведение"
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Основные задачи:
- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;
- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;
- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_kl.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа спецкурса по литературному краеведению для 8 класса составлена на основе «Программы спецкурса для 5-11 классов массовых школ «Литературное краеведение Ульяновской области», авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина, Ульяновск: ИПК ПРО, 2008г. Данный спецкурс представляет собой переизданную, расширенную и обновлённую программу «Литературное краеведение Ульяновской области», разработанную в 1995 году.
Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Материалы по литературному краеведению Ульяновской области, легшие в основу данного учебного предмета, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.
Структура программы:
- пояснительная записка,
- основное содержание курса,
- тематическое планирование;
- списки рекомендуемой литературы,
Основные задачи предмета:
- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;
- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;
- знакомство с произведениями писателей, поэтов Симбирска-Ульяновска, их художественным мастерством;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- Мемуарная литература
- Понятие об историческом и литературном очерке
- Поэтика стиха
- Юмор, ирония, сатира
- Сентиментализм, романтизм
- Анекдот
- Историзм; народность
- Ирония
- Мемуарная литература
- Гуманизм в искусстве
- Автобиографичность произведения
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению школьной программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы урока
- Урок усвоения новых знаний или нового материала.
- Урок закрепления изученного материала.
- Урок контроля.
- Урок обобщающего контроля.
- Комбинированный урок.
Формы организации работы учащихся:
- Индивидуальная.
- Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам).
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
- Игры;
- Диалоги и беседы;
- Практические работы;
- Проектные работы.
- Семинары.
- Лекции.
- Дискуссии.
- Проектные работы.
Виды деятельности учащихся
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций или проектов;
- Рефлексия.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литературное краеведение» являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
- соблюдение норм и правил поведения в кабинете русского языка и литературы, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
2. Содержание тем.
- Введение.
Симбирский край – «край древний праотцов» (Н. Языков).
Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края.
- История города Симбирска и края в очерковой литературе.
Древний облик края в историческом очерке М.Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое». Значение данного произведения.
Картины окрестностей Симбирска и быта горожан в очерке
Д.П. Ознобишина «Поливна». Личность автора (поэт, писатель, переводчик, историк, путешественник, просветитель).
Поэтический мир природы и легенд края, приметы времени в очерке
В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления» (извлечения).
Реалистические картины жизни Симбирского края 1-ой половины XIX века в очерке В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское».
Симбирск и симбиряне в очерке И.А. Гончарова «На родине». Приёмы беллетризации в очерке.
Характеристика Симбирска начала XX века в статье В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и молодое поколение». Объективное и субъективное в произведении.
Теория литературы: очерк как публицистический жанр. Понятие об историческом и литературном очерке.
- Образ города Симбирска и края в лирике.
Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина. Своеобразие лирического голоса автора. Особенности художественной манеры: сказочные интонации (стихотворение «Городок»), торжественность языка (стихотворение «Памятник Карамзину»), проникновенность чувств (стихотворение «Симбирску»).
«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворении К.И. Коренева «Воспоминание».
Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении П.А. Александрова «Симбирск».
«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца «Волжские легенды».
«Край необъятный, …солнечный, великий» в стихотворении Н. Благова «В Жигулях».
Теория литературы: поэтика стиха.
- Сатирический облик края.
М.Ю Лермонтов и наш край.
Сатирическая картина быта и нравов симбирского дворянства 20-30-х годов в поэме «Сашка» (отрывок). Лаконичность и меткость характеристик, воздушная лёгкость стиха, разговорность, естественность живого языка.
Д.Д. Минаев и Симбирск.
«Губернская фотография» – острая социально-политическая сатира. Образ крепостнического города. Галерея портретов крепостников. Художественные особенности авторской манеры повествования: простота, выразительность и резкость языка; язвительная насмешка, соединённая с презрением и негодованием.
Теория литературы: юмор, ирония, сатира.
- Лицо времени в произведениях эпического жанра.
Приёмы воссоздания реалистического. Художественные особенности манеры повествования авторов.
Симбирский период жизни Н.М. Карамзина. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Приёмы обрисовки «нравственного характера» нового поколения передовых людей начала XIX века – благородного романтика, общественного деятеля, человека глубоких и твёрдых убеждений. Сочетание сентиментального и романтического в произведении. Незаконченность романа как художественный приём.
В.А. Соллогуб и Симбирский край.
Образы провинциальных дворян в рассказах «Три жениха» и «Медведь».
Быт и нравы уездного города в рассказе «Собачка». Анекдотичность сюжета и мастерское решение идеи произведения: «Зло таится не в одном человеке, а в порядках, на которых основано государство».
Д.В. Григорович и наш край.
Жизненная основа произведения «Деревня». Сюжет повести (рассказа) – круговорот «бесправной женской доли». Особенности композиции: народно-песенные эпиграфы, двойной контраст (Акулина – мучители-крестьяне – крестьяне – мучитель барин); пейзаж. Григорович – мастер концовки. Языковые средства создания деревенского колорита.
Симбирские впечатления Л.Н. Толстого в рассказе «Фальшивый купон». Отражение в нём авторской философии «непротивления злу насилием». Противопоставление нарастающему злу «деятельного христианства», поглощающего зло. Нравоучительный характер рассказа.
А.Н. Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору). Симбирские корни Алексея Толстого. Наш край и его обитатели в произведениях писателя. Высоконравственный идеал автора – прочность и незыблемость существования человека на «родимой» земле, всякое нарушение которого грозит миру и человеку невосполнимой потерей нравственного достоинства. Утверждение силы подлинных человеческих чувств, возрождающих и очищающих человека. Особенности творческой манеры Толстого (лёгкая ироничность, добродушно насмешливый авторский голос, внутреннее совершенство произведений).
Симбирск глазами Максима Горького. (Отрывок из повести «Мои университеты»). Жанровое своеобразие произведения, мемуарность и историчность.
А.С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята». Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.
Симбирская деревня первых лет советской власти в повести Фёдора Панфёрова «Недавнее прошлое». Автобиографическая основа произведения. Авторские средства воссоздания реалистической картины времени.
3. Тематическое планирование
№ раздела/урока
Название темы, раздела
Количество часов
1/1
Введение.
Симбирский край – «край древний праотцов» (Н. Языков). Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края
1
История города Симбирска и края в очерковой литературе
2
Очерк как жанр публицистики.
3
Древний облик края в историческом очерке М. Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое».
4
Картины окрестностей Симбирска и быта горожан в очерке Д. П. Ознобишина «Поливна».
5
Поэтический мир природы и легенд края в очерке В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления» (извлечения).
6
Реалистические картины жизни Симбирского края в очерке В. А. Соллогуба «Поездка в Архангельское».
7
Симбирск и симбиряне в очерке И. А. Гончарова «На родине». Приёмы биллетризации в очерке.
8
Характеристика Симбирска начала XX века в статье В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и молодое поколение».
Образ города Симбирска и края в лирике.
9
Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д. П. Ознобишина.
10
«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворении К. И. Коренева «Воспоминание».
11
Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении П. А. Александрова «Симбирск».
12
«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца « Волжские легенды».
13
«Край необъятный, …солнечный, великий» в стихотворении Н. Благова «В Жигулях».
Сатирический облик края
14
15
М. Ю Лермонтов и наш край.
Сатирическая картина быта и нравов симбирского дворянства 20-30-х годов в поэме «Сашка» (отрывок).
16
17
Д. Д. Минаев и Симбирск.
«Губернская фотография» - острая социально-политическая сатира. Образ крепостнического города.
Лицо времени в произведениях эпического жанра
18-
20
Симбирский период жизни Н. М. Карамзина. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени».
21
22
В. А. Соллогуб и Симбирский край. Образы провинциальных дворян в рассказах «Три жениха» и «Медведь».
Быт и нравы уездного города в рассказе «Собачка».
23
Д. В. Григорович и наш край. Жизненная основа произведения «Деревня».
24
Симбирские впечатления Л. Н. Толстого в рассказе «Фальшивый купон».
25
26
А. Н. Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору). Симбирские корни Алексея Толстого.
27
Симбирск глазами Максима Горького. (Отрывок из повести «Мои университеты»).
28
А. С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята».
29
Симбирская деревня первых лет советской власти в повести Фёдора Панфёрова «Недавнее прошлое».
Обобщающие занятия
30-
32
Экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.
33
34
Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале).
35
Резервный урок
1
ИТОГО ЧАСОВ: 35
4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ «Литературное краеведение Ульяновской области», авторы: Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина, Ульяновск: ИПК ПРО, 2008г.
- Учебное пособие для V-IX классов общеобразовательных учреждений «Литературное краеведение. Родное слово» (фольклор, язык, литература под редакцией В.Н.Янушевского. – Ульяновск: – ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2009г.
- Учебная хрестоматия по литературному краеведению «Край прелестный – это ты…» под редакцией В.Н.Янушевского. – Ульяновск: – ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000г.
5.Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения литературного краеведения обучающиеся 8 класса должны
знать/понимать:
- взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
- историю создания произведений;
- биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
- характеристику героев;
- характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отраженные в изученных произведениях;
- жанровые особенности произведений;
- тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть;
уметь
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
- выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
- давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
- составлять рассказ об авторе книги;
- подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
- выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные наизусть;
- делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
- работать со справочной и критической литературой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
- Литература
- Е.И. Голенко. Ульяновск. Пособие для учителей. – Ульяновск, 1971.
- Край Симбирский. – Саратов, 1989.
- Н.А. Кузминский. Край наш родной. – Ульяновск, 1975.
- К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.
- Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
- С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты о Симбирском-Ульяновском крае). Корпорация технологий продвижения. Ульяновск. 2005.
- Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск, 1993, с. 5-34, 81-85.
- С. Васильева. «А мы о нём и не знали…» («Симбирские губернские ведомости» от 21.07.1994).
- Т.М. Гольц. Сердце брата. – Душанбе, 1991.
- Д.П. Ознобишин. Стихотворения. – М., 1992, с. 86-90.
- И.А. Гончаров. Собрание сочинений. – М., 1952, т. 7, с. 271-348, 500.
- Писатели нашего края XVIII-XIX в.в. – Ульяновск, 1977, с. 39-63.
- С. Васильева. «А мы нём и не знали…» («Симбирские губернские ведомости» от 21.07. 1994 г.)
- Литературный Ульяновск. – Ульяновск, 1953, с. 148-150.
- Д.П. Ознобишин. Стихотворения. – М., 1992.
- Скиталец. Избранное. – М., 1988, с. 11-15.
- Живые страницы. – М., 1970, с. 330-335. (Из воспоминаний Е.А. Сушковой).
- М.Ю. Лермонтов. Поэмы. – М., 1987.
- Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 40-42, 51-56, 65-76.
- К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 40-42, 51-56, 183-184.
- Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Избранные произведения. – М., 1976, с. 123-148.
- Л.Г. Косулина. Подвиг честного человека. // Литература в школе, № 6, 1993, с. 20-30.
- Писатели нашего края XVIII-XIX в.в. – Ульяновск, 1977, с. 4-17.
- К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 42-43, 47-48, 77-88, 148-150, 156-161, 162-174, 177-179.
- В.А. Соллогуб. Повести и рассказы. – М., 1988.
- Д.В. Григорович. Повести и рассказы. – М., 1988.
- Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 12-ти томах, т. 2.
- Ю. Окляндский. Шумное захолустье. – Куйбышев. 1965.
- А.Н. Толстой. Собрание сочинений в 10-ти томах, т. 1.
- Алексей Толстой и Самара. Составители Лимарова А.А., Соловьёва Н.Н. – Куйбышев, 1982.
- М. Горький. Собрание сочинений в 16-ти томах, т. 9.
- А.С. Неверов. Рассказы, повести. Роман. – М., 1983, с. 53-65.
- Ф. Панфёров. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М., 1986, т. 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край - село Катунки"
Программа предназначена для гражданско-патриотического воспитания учащихся...
Программа внеурочной деятельности по краеведению 5 класс
кружок "Родные истоки"...
Программа внеурочной деятельности для 5 кл. "Литературное краеведение"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 кл...
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса
Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ «Я -КРЫМЧАНИН»
Целью образовательной программы является обретение личностью компетентностей в процессе ознакомления школьников с историей, памятниками археологии, истории и культуры Крымского полуострова....
Программа внеурочной деятельности "Туризм и краеведение"
Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.Создание...