Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Киселева Ольга Вячеславовна

Рабочая программа  по литературе  для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl.liter_.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г.Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза

М.П.Константинова

РАССМОТРЕНО                     СОГЛАСОВАНО

на заседании МО                     Заместитель директора

учителей русского языка        по УВР

и литературы                           __________________

Рук. МО______________

Борзунова О.Б.                         И.В.Гулидова

Протокол № _____                  «______»______2016г.

от «____» ___________ 2016 г.

Рабочая программа

по литературе

для 8А класса

на 2016-2017 учебный год

г.Усмань, 2016г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цели обучения по литературе в 8  классе:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как особой формы читательской деятельности;

- формирование  и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование теоретико-литературных понятий как условие  полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

 Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089),

-образовательный стандарт основного общего образования по литературе;

-примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений  с русским языком обучения; 

-сборник «Программы общеобразовательных учреждений» . Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11, 10-11 классы, «Просвещение», М.,  2008 г, 10 издание;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-методические рекомендации ГАУДПО ЛО «ИРО» «О преподавании предмета «Литература»  в общеобразовательных учреждениях Липецкой области  в 2016-2017 учебном году»;

-образовательная программа ОУ;

-учебный план ОУ на 2016-2017 учебный год;

- календарный учебный график ОУ на 2016-2017 учебный год;

-Положение № 26 МБОУ СОШ №2 о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу,

их обоснование

Изменений в содержание не внесено. Для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий внесено изменение в рекомендованное количество часов, отведённое на изучение творчества того или иного писателя в связи с календарным учебным графиком ОУ на 2016-2017 учебный год

Место и роль  литературы в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по литературе для 8 класса

       Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, календарным учебным графиком рассчитана на 2 часа в неделю на 35 недель (70 ч.).

Формы организации образовательного процесса:

- традиционные уроки;

- уроки развития речи ;

- уроки контроля знаний, умений и навыков;

- анализ текста;

- элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;

- проверочные работы по пройденным темам и разделам;

- публичное выступление;

- создание собственных текстов разных типов, стилей и жанров;

- самостоятельная работа учащихся.

-виды работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы

Технологии обучения:

-технология традиционного обучения;

-технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;

-технология дифференцированного обучения;

-технология проблемного обучения  ;

-личностно-ориентированные технологии обучения;

-технология индивидуализации обучения;

-информационно-коммуникационные технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

   Читательская- это  творческое чтение, освоение литературного произведения на личностном уровне, умение вступать в диалог «автор-читатель», способность к пониманию специфики языка художественного произведения.

Речевая- владение всеми нормами речевой деятельности при устных ответах,  написание творческих работ различных жанров.

Общекультурная- восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры посредством беседы, чтения произведений.

Ценностно-мировоззренческая- понимание нравственных ценностей и категорий, отражённых в литературе,  определение и обоснованность своего отношения к этим категориям.

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный

-фронтальный        

-комбирированный

Виды контроля

-текущий

-тематический

-итоговый

Информация об используемом учебнике

  Программа реализуется через учебник «Литература. 8 класс» (в 2 частях) под редакцией В.Я.Коровиной, М, «Просвещение», 2010

 

Содержание рабочей программы  по литературе для 8  класса

(70ч)

Введение(1ч.)

         Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (3ч.)

         В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

         Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

         Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  Особенности содержания и формы народных преданий.

        Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы(2ч.)

         Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

         «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

   Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века(3ч.)

       Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

         Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века(34ч.)

   Иван Андреевич Крылов.  Поэт и мудрец.  Язвительный сатирики и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.  «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо.  Мораль басни. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

         Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).

    Кондратий Федорович Рылеев.  Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками. «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

         Теория литературы. Дума (начальное представление).

         Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

         «Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

         К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

         «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

         «История Пугачева» (отрывки).  Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.  Смысловое различие.  История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.  Пугачев и народное восстание.  Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.  Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А .С. Пушкин).

         Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

         Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

         «Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.

         Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

         «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

         Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

         «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

         Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

         «Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

         «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

         Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

         Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.

         «Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

         Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

         Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

         «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

  Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов «Осень»; Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; А. А. Фет «Первый ландыш»; А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

         Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

      Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века(18ч.)

         Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе. «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

         Александр Иванович Куприн.  Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

         Теория литературы.  Сюжет и фабула.

      Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте.  «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

       Сергей Александрович Есенин.  Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

         Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).

         Иван Сергеевич Шмелев.  Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

         Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

      М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

       Михаил Андреевич Осоргин.  Краткий рассказ о писателе.  «Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

         Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе.

         «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

     Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

         Андрей Платонович Платонов.  Краткий рассказ о жизни писателя.

         «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

         Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

         Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

         Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

    И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»

         Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы(9ч.)

     Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.  «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

       Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

     Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».

     Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

         Жан Батист Мольер.  Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

      Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).

         Джонатан Свифт.  Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество.  Гротесковый характер изображения.

         Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Учебно-тематический план по литературе  в 8 классе

Раздел

Все

го ча

сов

Формы проведения уроков

Прак-

тич. занят.

Уроки развития речи

Творческие работы

Контрольные работы

(тесты)

1

Введение

1

1

-

-

-

2

        Устное народное творчество

3

3

-

-

-

3

Из древнерусской литературы

2

2

-

-

-

4

        Из литературы 18 века

3

2

1

1(дом.)

-

5

        Из литературы 19 века

34

29

2

2(ауд.)

1(дом.)

2

6

   Из русской литературы 20 века

18

15

3

2(дом.)

1(ауд.)

1

7

        Из зарубежной литературы

9

8

-

-

1

Итого

70

60

6

7

4

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по литературе

Ученик  должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

 

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

 

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

 

Литература для учителя и обучающихся

Литература для учителя

1. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Литература: 8 класс учебник в 2-х ч. – М:   Просвещение. 2008.

2.Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.

2.Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО,2004.

3.Коровина В.Я, Збарский И.С.  Коровин Литература: 8 класс: Методические советы.  – М:   Просвещение. 2008.

4.Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен. 2004.Мапченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя. – М.: Просвещение,2008.

 

Литература для обучающихся

 

1.Коровина В.Я, Журавлёв В.П.  Литература: 8 класс учебник в 2-х ч. – М:   Просвещение. 2008.

2. Коровина В.Я, Журавлёв В.П.  В.И. Читаем, думаем, спорим…8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М:   Просвещение. 2006.

3.Литература: 8 класс:  Фонохрестоматия  на CD-ROM/ Сост. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. - М:   Просвещение, 2003.

 

 

Мультимедийные пособия.

1.Литература: 8 класс:  Фонохрестоматия  на CD-ROM/ Сост. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. - М:   Просвещение, 2003

2.Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия

3.Компакт-диск. Поурочные планы по литературе по программе В.Я.Коровиной. 8-9 классы. Издательство «Учитель».


Календарно-тематический план уроков литературы  в 8 В классе

на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Тема урока

Кол-во уроков

Раздел

Кол-во

часов раздела

Вид

 контроля

Форма

 контроля

Дата

Корректи-ровка даты

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1

Введение

1

текущий

комбиниров.

Лирические и хороводные песни: «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты, ночка, ты; ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»-отражение жизни народа. Исторические песни

1

УНТ

3

текущий

комбиниров.

Предание как исторический жанр русской народной прозы, его особенности. Предание «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

текущий

комбиниров.

Частушка как малый песенный жанр, их поэтика. Отражение различных сторон жизни народа в частушках

1

текущий

комбиниров.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.  «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов

1

Из древнерусской литературы

2

текущий

комбиниров.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои

1

текущий

комбиниров.

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме

1

Из литературы 18 века

3

текущий

комбиниров.

Анализ эпизода комедии «Недоросль»

1

текущий

комбиниров.

РР Подготовка к домашнему сочинению «Человек в литературе 18 века»

1

Культура речи

6

тематический

комбиниров.

Дом.соч.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»-осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства

1

Из литературы 19 века

34

текущий

комбиниров.

Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа

1

текущий

комбиниров.

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте.  «Смерть Ермака»- историческая тема думы. Образ  Ермака Тимофеевича.

1

текущий

комбиниров.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября»- их основные темы и мотивы

1

текущий

комбиниров.

А.С. Пушкин  и история. Историческая тема в творчестве Пушкина

1

текущий

комбиниров.

А.С. Пушкин. «История Пугачева». История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение    к Пугачёву

1

текущий

комбиниров.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои  и их исторические прототипы

1

текущий

комбиниров.

Гринев: жизненный путь героя, Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

текущий

комбиниров.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

текущий

комбиниров.

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

текущий

комбиниров.

Гуманизм и историзм  А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Понятие о романе и о реалистическом произведении.

1

текущий

комбиниров.

РР Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Культура речи

6

тематический

индивид.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»-особенности повести. Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга

1

текущий

комбиниров.

Контрольная работа  по творчеству А.С. Пушкина

1

тематический

индивид.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве

1

текущий

комбиниров.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически – условный историзм поэмы

1

текущий

комбиниров.

Композиция и художественные особенности поэмы. Образ монастыря и образы природы. Развитие представлений о жанре романтической поэмы

1

текущий

комбиниров.

РР Классное сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

Культура речи

6

текущий

комбиниров.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении

1

текущий

комбиниров.

Н.В. Гоголь.  «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии.  «Ревизор»

1

текущий

комбиниров.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения . Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

1

текущий

комбиниров.

Хлестаков.  Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление

1

текущий

комбиниров.

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, финала, немой сцены

1

текущий

комбиниров.

Дом.соч. «Роль эпизода в драматическом произведении»

Н.В. Гоголь.  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.  Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

1

текущий

комбиниров.

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

1

текущий

комбиниров.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Ирония, сатира, гипербола, гротеск

1

текущий

комбиниров.

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»

1

текущий

комбиниров.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

1

тематический

индивид.

Н.С. Лесков. Слово о писателе.  Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.  Художественная деталь

1

текущий

комбиниров.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе.  Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа

1

текущий

комбиниров.

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала».  Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев

1

текущий

комбиниров.

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

1

текущий

комбиниров.

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

текущий

комбиниров.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

текущий

комбиниров.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина- прозаика

1

Из русской литературы 20 века

18

текущий

комбиниров.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви. Понятие о сюжете и фабуле.

1

текущий

комбиниров.

РР Подготовка к домашнему сочинению  по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

1

Культура речи

6

текущий

комбиниров.

Дом.соч.

А.А.Блок. Слово о поэте.  «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл

1

текущий

комбиниров.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Понятие о драматической поэме

1

текущий

комбиниров.

РР Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.  Подготовка к сочинению

1

текущий

комбиниров.

Дом.соч.

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем»-воспоминание о  пути к творчеству

1

текущий

комбиниров.

«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни»

1

текущий

комбиниров.

М.А. Осоргин.  Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

тематич.

индивид.

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина,  А.И.Куприна

1

тематический

индивид.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения родине

1

текущий

комбиниров.

Василий Теркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

1

текущий

комбиниров.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления

1

текущий

комбиниров.

А.П. Платонов Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

1

текущий

комбиниров.

Творчество М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»), Е.К. Маслова «Земля моя», «Доля солдатская», «Старые солдаты»

1

текущий

комбиниров.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе

1

текущий

комбиниров.

РР Классное сочинение  на тему «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

1

Культура речи

6

текущий

комбиниров.

Русские поэты о Родине, родной природе

1

текущий

комбиниров.

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира

1

Из зарубежной литературы

9

текущий

комбиниров.

Сонеты У. Шекспира: «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

1

текущий

комбиниров.

Ж. Б. Мольер. Слово о писателе.  «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа

1

текущий

комбиниров.

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

1

текущий

комбиниров.

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения

1

текущий

комбиниров.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1

текущий

комбиниров.

Итоговая контрольная работа

1

итоговый

индивид.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

1

текущий

комбиниров.

Рекомендации для летнего чтения

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...