Конспект урока «НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ГЕРАСИМА».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Фахрединова Людмила Федоровна

Конспект урока чтения и развития речи для обучающихся 8 класса школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennyy_oblik_gerasima.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе школы 8 вида

     (Фахрединова Л.Ф., учитель-дефектолог МОУ «Сош№1 г.Ртищево, Саратовской области» )

ТЕМА : «НРАВСТВЕННЫЙ  ОБЛИК  ГЕРАСИМА».

      ЦЕЛИ:

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма через уважение к русскому народу.
  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры, развитие устной и письменной речи учащихся.
  • Коррекция умений давать характеристику героям, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать отрывки художественного произведения, пересказывать.

                       ХОД  УРОКА.

  1. Дыхательная гимнастика. Речевая разминка.
  2. Актуализация знаний.
    1. Ребус  Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

    r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
    – Что обозначает это слово?  (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
    – Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)

-Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это?     (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

III. Работа с текстом.

Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Тема нашего урока : «  Нравственный облик Герасима».

( Словарь нравственных качеств будет вам помощником)

-Как вы понимаете  слово нравственный?  

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Безнравственный – нарушающий правила нравственности.

 

- Кто такой Герасим?

- Чем выделяется Герасим среди окружающих? Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь.

– Как работал Герасим? Герасим тяжело переживает переезд в город. Но его спасает труд. Он умеет работать не из-под палки, труд приносит ему радость 

-Тургенев использует следующие сравнения: 

 КАРТОЧКА.
“вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле”
“скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо”                     “бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как  пойманный зверь” “дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как  стекло, и летят во все стороны осколки и поленья”
– Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть такие черты характера Герасима, как  …..” (его любовь к свободной жизни, к земле, на которой он вырос.) Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло.
 У Тургенева мы читаем : «На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.»
Каково значение слова «степенный»? Почему автор сравнивает героя с гусаком?
Рассудительно - серьезный, отличающийся основательностью поступков,
достоинством поведения.
 Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый,  сильный.)

Итак, что мы узнали о Герасиме, как о человеке из первых глав? (Герасим – глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий, трудолюбивый, ответственно относящийся к своим обязанностям) 

– Как сложились отношения Герасима  с дворовыми?   Не идет  на конфликт, уважает  себя и других,

    IV.ФИЗМИНУТКА

– Но вот привычный ход его жизни нарушается. Судьба смилостивилась: Бог послал Герасиму утешение. Какое?

- Мог ли он услышать плеск воды, жалобное повизгивание?.. Сердце подсказало! Герасим спасает Муму

-  В чем значение этого события для Герасима? Снова есть, кого любить, кого защищать, о ком заботиться.

-          Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающие их состояние.                                                                                                                     -  Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как? Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком.

- Каким образом барыня опять вмешивается в судьбу Герасима? Как ведет себя Герасим? Какие черты характера  проявляет? ( Пытается всеми силами защитить питомицу, переживает, чувствует свое бессилие, но не идет на конфликт ни с кем)

-          Как реагируют на происходящее присутствующие слуги?

- Какие черты характера Герасима проявляются в этом эпизоде?

(Герасим – человек сильной воли, честный, прямой, мужественный.)

-          Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой.. Он… не то что наш брат»? как вы понимаете эти слова? (Все видят и знают, что Герасим никогда не лжет, не притворяется. Его слову верят, его уважают. Как он пообещал сделать, так и сделает.)

- Почему такой богатырь Герасим вынужден подчиниться барыне?

-         Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму? Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни

Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан?( Он хочет последний выход с Муму сделать как можно приятнее для неё.)

- Как выполнил Герасим своё обещание?

- Каково было душевное состояние Герасима? (зачитать)

  • Есть ли в повести еще люди, подобные Герасиму? Какие черты составляют его нравственный облик?

*Какая сцена в произведении показывает нравственное превосходство

Герасима над другими дворовыми, где он буквально выше их?

Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни  любовь к ближним, любовь к Отечеству,  способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Эти качества присущи Герасиму, этим он отличается от  других. А Герасим выше их, так как посмел ослушаться старуху, спрятав собаку) А дворовые проявляют  малодушие, они боятся хозяйки)

-          Как вы думаете, когда Герасим решил навсегда уйти из дома? Из чего вы сделали такой вывод? Когда утопил Муму, только тогда. ( Герасим не имел никакого права  уходить в  деревню. Но так жить он дальше не мог, не мог терпеть унижения барыни) ( В Герасиме победила не привычка подчиняться, а уважение к своему достоинству, желание освободиться от духовного гнета. Это был. его нравственная победа над барыней, победа добра над злом.) Ведь человек, являющийся частью такого прекрасного мира,  не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.

-          Вспомните финал рассказа. В каком настроении возвращался к себе в деревню Герасим? Несокрушимая отвага, отчаянная и радостная решимость.

V.Рефлексия.

 -Что нужного, интересного вы узнали сегодня?

Д/З :    Существуют две точки зрения на героя Тургенева

1.​ Герасим – слабый, безвольный человек

2.​ Герасим – человек, обладающий силой духа.

С какой вы согласны, обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...