Урок по циклу рассказов И.А.Бунина "Темные аллеи". Совершенная любовь в несовершенном мире.
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) на тему

Урок посвящен теме любви в творчестве И.А.Бунина. Тема рассматривается на материале цикла рассказов "Темные аллеи". Урок интересен тем, что тема любви у Бунина резко отличается от других русских писателей. Если в русской литературе 19 в. тема любви рассматривалась исключительно на платоническом уровне, то Бунин позволяет себе касаться и физической любви. Только в соединении тела и духа может быть истинная гармония.Но любовь не может быть вечной. Это лишь мгновения счастья.Длящаяся любовь переходит в свою противоположность, поэтому возлюбленных надо развести любыми способами...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin.sovershennoe_schaste.t_emnye_allei.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенное счастье в несовершенном мире. Урок по циклу рассказов "Темные аллеи" И.А. Бунина

Эпиграф

«Всякая любовь – великое счастье, «дар богов», даже если она и не разделена».

                                                                                           (Георгий Адамович, поэт и литературный критик)

Вступление. Слово учителя.

Особо остро тема любви проявилась у писателя, когда он находился в эмиграции. Именно тогда, в годы разлуки с Россией, Бунин описал самые нежные и лучшие человеческие чувства. Название сборника «Темные аллеи» символично. Оно не означает «тенистые». Это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. Об этой книге рассказов критик Г. Адамович писал: “Всякая любовь – великое счастье, “дар богов”, даже если она и не разделена. Оттого от книги Бунина веет счастьем, оттого она проникнута благодарностью к жизни, к миру, в котором, при всех его несовершенствах, счастье это бывает”.

Настоящая любовь – всегда счастье, даже если она завершается трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, проглядевшие или разрушившие свою любовь. В раскаянии героев таится мотив несовершенства людей, не научившихся еще дорожить настоящими чувствами, и мотив несовершенства самой жизни, социальных условий, обстоятельств, которые препятствуют любви. В литературе того времени отдавалось предпочтение любви духовной, «платонической». Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно «первой любви». Но Бунина интересует истинная земная любовь, “гармония земли и неба”, особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Слово учащихся о «Темных аллеях» (Выступление заранее подготовленного ученика)

Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям. Сборник открывает рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов. Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров. Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В России рассказы впервые начали печатать с 1955 года. Цикл рассказов «Темные аллеи» является некой энциклопедией любви. В эту книгу Бунин попытался вложить всю гамму сложных отношений между влюбленными.

Слово учителя (концепция любви): 

Русская классическая литература долгое время решала философско-нравственные проблемы, а любовь отступала на второй план. О своеобразии бунинской философии любви мы уже говорили на прошлом уроке.   Но то были, можно сказать, ранние рассказы. Автору же «Темных аллей» уже более 70 лет. Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина - это зарница: вспыхнула и погасла. Попытки построить тихое семейное счастье оборачиваются неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. Но в этой разлуке есть высокое значенье. Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь».  Именно такая, недолговечная, но яркая любовь описывается им в цикле рассказов «Темные аллеи». И уже неважно, каков финал этих отношений — разлука или смерть, главное — это незабываемые переживания в судьбе влюбленных людей. «Я 38 раз (такое количество рассказов в книге) писал об одном и том же»,- говорил о сборнике Иван Бунин

Как вы думаете, почему эти рассказы можно объединить в цикл?

 1.Тематика (разные лики любви).  2.Действие всех рассказов происходит в старой России. 3.Все герои - русские.

Какие ассоциации вызывает название сборника «Темные аллеи?

1.Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом.

Слово учителя

 Цикл открывается рассказом “Темные аллеи”, написанным в 1938 году. Он задает общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всего цикла. Рассказ (как и весь сборник) получила своё название от двух строк стихотворения Николая Огарёва «Обыкновенная повесть»: «Кругом шиповник алый цвел, стояла тёмных лип аллея…». «Шиповник» — альтернативное название сборника.  Уже в первом рассказе появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий.

Сюжет:

Осенью к постоялому двору подъезжает тарантас со стариком-военным со строгим и усталым взглядом. Он встречает на постоялом дворе женщину, которую соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? В рассказе Надежда, владелица “постоялой горницы”, через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”, “Все проходит, да не все забывается”, — говорит она. И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгновения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.

Почему рассказ начинается с небольшой пейзажной зарисовки? На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? 

Осень. Это символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя, настраивает на трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь.
 
Почему Бунин так подробно описывает обстановку в  доме? Что хочет показать автор?

«Как чисто, приятно у тебя», — сразу замечает Николай Алексеевич. Через детали обстановки показано трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной Надежды.

Как раскрывает портрет характер и жизнь Николая Алексеевича?

 Седок похож на Александра II.Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой и усталым взглядом. Все это говорит о несложившейся жизни.

Как представлена героиня? 

 Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота. Повествователь любуется героиней, которая несмотря на возраст сохранила былую красоту.

Как характеризует героиню ее постоялый двор? Как мужики оценивают Надежду?

Хорошая хозяйка. Баба – ума палата. Но крута!

Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича?

 Он – любовь всей ее жизни. Она о нем никогда не забывала.

Каково душевное состояние героя и почему оно меняется? 

Воспоминания о любви возвращают его к жизни, усталость и рассеянность исчезают, появляется решимость, но потом приходит стыд.

Почему диалог героев переходит в спор? Что они говорят о любви?

У героев - разные взгляды на настоящую любовь. Герой воспринимает любовь как обыкновенную приятную историю, а героиня – как смысл  всей жизни.

Почему история жизни героя умещается в один абзац?

 Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Жизнь не заладилась.

Как раскрывается характер Надежды в ее небольшом монологе? 

Твердая, страстная, верная, преданная.

 Как характеризует героя история бывшей любви? 

 Романтичный, слабохарактерный, не умеющий любить, отдавать себя.

Что помнят герои об их любви? Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой? 

Он соблазнял красивыми словами, бессердечно бросил, для нее темные аллеи – боль на всю жизнь; для него – красивая девушка, давшая ему лучшие минуты.

Какую причину называет герой в конце рассказа, объясняя невозможность их отношений? 

 Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей? И, закрывая глаза, качал головой. Социальная причина (классовое неравенство).

Как к героям относится автор?                

И. Бунин симпатизирует Надежде больше. Она красива, спокойна, нет признаков старости, усталости, что, безусловно, присутствует в Николае Алексеевиче.

Что делает жизнь Надежды полнее?

 Надежда одинока, но нет такого чувства, что ее жизнь не удалась, не сложилась, прошла впустую, нет ощущения уставшего от жизни человека. Она все также молода, красива, легка. Надежда всю жизнь любит и продолжает любить Николая Алексеевича. И именно любовь наполняет жизнь Надежды смыслом

Как вы думаете, почему Надежда не прощает Николая Алексеевича? 

Для нее лучшие минуты в жизни – не простые слова. Николай Алексеевич когда-то предал Надежду, и поэтому Надежда не прощает его.

 Почему Бунин не дает шанса Николаю Алексеевичу быть прощенным Надеждой?

Бунин не прощает ошибок в любви. Поэтому, однажды предав любовь, Николай Алексеевич не имеет шансов быть прощенным, быть счастливым. Все его жизненные неудачи воспринимаются как возмездие за преданную любовь.

 Какова концепция любви в этом рассказе?                                                                                

 Настоящая любовь не прощает ошибок, и, раз ошибившись, отвернувшись от любви, человек обрекает себя на жизнь без любви, а, следовательно, без счастья. Такова и есть жизнь Николая Алексеевича.

 Разбор рассказа «Чистый понедельник»

Слово учителя:

Лучшим рассказом в цикле сам писатель считал рассказ «Чистый понедельник». Это загадочная и не до конца понятная история любви. И. А. Бунин считал, что в сборнике «Тёмные аллеи» каждый рассказ написан «своим ритмом», а про «Чистый понедельник» он написал на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Каков его сюжет?

Героиня рассказа – загадочная красивая молодая женщина, непонятная герою-рассказчику. Она позволяет ему любить себя, но почему-то не может полюбить сама. Она соглашается бывать с героем в ресторанах, театрах, гостях, словом, старается быть его возлюбленной. Ничто, казалось бы, не разделяет героев: ни возраст, ни социальное происхождение, ни богатство, ни вмешательство родных и близких… Бунин рисует красивую, идеальную для взаимной любви и супружества пару. Наконец, героиня решается на близость. Но после ночи, проведенной с возлюбленным, она уходит. Из письма рассказчик узнает, что она находится в монастыре на послушании, готовится принять постриг. Через несколько лет состоялась их встреча, вернее, иллюзия встречи. Герой увидел в храме проходящих мимо него монашек. Фигура одной показалась ему знакомой…

Почему рассказ называется «Чистый понедельник?» 

(возможные ответы)

Слово учителя:

Центральные события рассказа приходятся на Прощёное воскресенье и Чистый понедельник, первый день Великого Поста. Перед его началом верующие убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители облачаются в тёмные ризы, звон к богослужению становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится чтение псалмов и молитв. В Прощёное воскресенье люди просят прощение и прощают обиды. Для героини это не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью, где она не смогла найти высшего смысла, высшей гармонии. В Чистый понедельник человек начинает очищаться от скверны. Само название рассказа символизирует некую границу, за которой - новая жизнь. Этот день стал переломным моментом и в жизни героя. Героиня открывает ему путь в иной мир. Пройдя через страдания, связанные с утратой любимой, герой начинает ощущать стремление к тому духовному миру, в который уходит она.

Что же произошло? Почему героиня ушла?

 Бунин ставит свою героиню перед выбором. Она долго и мучительно искала равновесия между земной любовью и небесной. И она выбрала чистую любовь к Богу. И ушла от своего возлюбленного в Чистый понедельник, первый день Великого Поста. В этот день героиня очистилась от праздной, бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном мире, героиня уходит из него туда, где, ей кажется, они есть: в монастырь.

А что такое монастырь в представлении Бунина – это настоящее или прошлое России

(возможные ответы)

Слово учителя:

 Вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студёной купели до смертного часа.  Это прошлое России. Это место очищения и одухотворения. И героиня, как и Бунин, выбирают прошлое России, так как настоящая жизнь России бессмысленна и бездуховна. История храмов – это история старой России, которая с древности запечатлена в русских летописях.

Какие детали указывают на то, что героиня выберет прошлое?

Наша героиня жила против храма Христа Спасителя. «Левее была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него». Героиня говорит: «Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу».

Какие книги привозил герой своей возлюбленной? Что это за книги?

«Я привозил ей… новые книги Гомфансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского». Это книги не русских, а западных авторов, книги, по-видимому, модные, светские, которые героине, возможно, интересны, но не близки. И здесь мы видим противопоставление двух видов культур в России начала 20 века – светской и национальной.

 Какая из этих двух культур ближе автору и его героине, духовная или светская?

Православная духовная культура ближе, потому что это истинная Русь.

Почему нет имён у главных героев рассказа?

Возможно, для писателя важны не имена, а нечто другое: важно показать внутренний мир человека, отношения между людьми, переживания героев. Эта история типична.

А есть ли в рассказе имена собственные?

Есть. Это фамилии, названия улиц, каких-то московских местечек. Писатель окружает нас реальными историческими лицами, современниками Бунина, которые стали своеобразными «символами» эпохи. Герои знакомятся на лекции, которую читает Андрей Белый, на театральном капустнике мы видим Станиславского и Москвина, которые выделывают под «хохот публики отчаянный канкан», героиню приглашает на танец известный театральный деятель Сулержицкий, а изрядно подвыпивший Качалов едва не падает, пытаясь поцеловать руку «царь-девице». 

Какова их роль?

Судьба героев тесно переплетена с судьбой России.

Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?

Жизнь, самая обычная для их круга. Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут на концерт, на театральный капустник, в театр.

Как относится к такой жизни героиня?

Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет ничего пошлее театральных капустников, она уходит с концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был». Роман В. Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались в столице, ей кажется «до того высокопарным, что совестно читать».

Почему же героиня продолжает посещать капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой, обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо?

 «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом...»

Почему так ведет себя героиня?

Она ищет смысл, опору в окружающем её мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувством. Мир, общество несовершенны.

Слово учащихся. Характеристика героини (двойственность):

 В героине совмещены противоположные начала.  С одной стороны, она любит роскошь, светскую жизнь, увлекается западноевропейскими модными писателями. С другой, любит и хорошо знает русскую литературу, которую периодически цитирует наизусть. За европейским лоском скрывается исконно-русская душа. Героиня с тихим восторгом рассказывает о старообрядческих похоронах, наслаждается звучанием древнерусского имени. Девушка принимает любовь героя, но прерывает разговоры о свадьбе. Она мучительно ищет себя, но ее ничто не удовлетворяет. Девушка дарит свою любовь герою в их последнюю ночь, а на следующий день уезжает.

Слово учителя:

В центре рассказа - героиня, а герой как бы при ней. Она составляет смысл его жизни: «… был несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее». Героиня мудра, она глубже героя. Он же все время пытается разгадать, что составляет секрет ее женского обаяния: внешность? жесты? манера держаться? Он пытается осознать, в чем источник ее духовного странничества? Переживания героини недоступны рассказчику, он не понимает ее поведения. Она зачем-то училась на курсах, разучивала начало «Лунной сонаты», зачем-то повесила над диваном портрет босого Толстого. Сложность, самобытность ее души раскрывается нам не явно, а вскользь, в неожиданных фразах, оригинальных изречениях: «Кто же знает, что такое любовь?..», «Счастье, счастье… Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету» 

А каков наш герой? (слово учащихся)

(Возможные ответы)

Слово учителя:

Герой видит только внешнее, сосредоточен только на своих чувствах, именно поэтому он не способен узнать девушку глубже, понять суть ее поступков. Для него становится шоком тот факт, что она посещает Рогожскую старообрядческую церковь, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя. Мы видим пропасть, разделяющую героев. Он вполне удовлетворен жизнью, но чувствует себя ненужным ей: «Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!» Но он счастлив уже тем, что сидит с ней в санках, входит с ней в залу ресторана, слышит её голос. «И завтра, и послезавтра будет всё то же, - думал я, - все та же музыка и все то же счастье!» Но завтра и послезавтра у счастья не бывает. И герой скоро это поймёт.

 Когда это произойдёт?

Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем только сейчас узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилась старая Русь. В этот день было принято решение. Герой очень тяжело переживает это расставание. Он ходит по самым грязным кабакам, спивается, опускается. В один момент его все-таки настигает некое безнадежное смирение.

Что хотел сказать Бунин финалом рассказа?

В финале происходит узнавание героини: она, её душа - высь; он и связанное с ним - настоящее, земное. В рассказе меняются оба героя. Их жизнь наполняется новым смыслом. Миру сиюминутности и пошлости они предпочитают мир просветлённости, покоя и ясности. Мир, основанный на традициях православной культуры, мир старой России. В этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой Чистый Понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.

Заключение: 

Все произведения Бунина полны интересом к вечным загадкам человеческого существования: времени, памяти, наследственности, любви, смерти. Большинство рассказов о любви заканчиваются печально. И. А. Бунин писал: «Неужели вы не понимаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - я был близок к самоубийству». Для писателя всякая истинная любовь - источник трагедии. Попробуем понять, почему так происходит, обратившись к рассказам цикла.

Так что же такое любовь в рассказах Бунина?

Ответы:

  • Любовь – это высокий дар, превращающий жизнь обычного человека в житие. Но кому-то этот дар дается, а кому-то нет
  • Любовь – это всегда трагедия
  • Любовь – это мгновение, которое удержать невозможно
  • Любовь – это синтез духа и плоти, гармония земли и неба

Каковы причины расставания влюбленных?


Во-первых, истинную любовь очень трудно вовремя узнать и оценить. (
Рассказ «Натали», «Солнечный удар»)

Во-вторых, любовь хрупка и недолговечна, жизненные обстоятельства в любой момент могут разлучить любящих. (Рассказ «Холодная осень», «Грамматика любви»)

В-третьих, любовь приходит неожиданно, непредсказуемы ее проявления. (Рассказ «Солнечный удар»).

В-четвертых, несоответствие духовных устремлений, любящих (Рассказ «Чистый понедельник»)

В-пятых, несоответствие социальных положений, любящих («Рассказ «Темные аллеи»)

Выводы:

Человек в произведениях А. И. Бунина находится в замкнутом кругу обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, но никогда за него не борются. Любовь всегда связана с трагедией, над ней вечно висит рок, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.

Домашнее задание

  1. Анализ рассказа на выбор ученика

План анализа.

  • Дата написания.
  • Форма изложения.
  • Смысл названия.
  • Жанровое своеобразие.
  • Особенности изображения героев (сопоставление – противопоставление на уровне портретной характеристики).
  • Динамика отношений.
  • Особенности композиции
  • Функция пейзажа.
  • Трактовка финала.
  • Своеобразие образа любви.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОЧИТАЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ О ПРОЗЕ И. А. БУНИНА И ПОПРОБУЙТЕ ТЕЗИСНО СФОРМУЛИРОВАТЬ КОНЦЕПЦИЮ ЛЮБВИ ПИСАТЕЛЯ.

“Катастрофичность любви у Бунина вытекает из самого его характера. Это разрыв с буднями жизни и выход в совершенно иное измерение. Это падение в бездну и одновременно – к самому средоточию жизни, к бессмертию, сконцентрированному в одном мгновении любви.

Такое состояние экстаза, граничащего с безумием, несовместимо с обычным течением будничной жизни, несовместимо с условиями земного существования, и, следовательно, у любви не может быть счастливого житейского конца”. Ю. Мальцев.

“В центре цикла - женщина, и весь бунинский мир пронизан силовыми линиями тяготения к женщине”. Д. Мышалова.

“Большинству рассказов, входящих в книгу “Темные аллеи”, присуще то сочетание тонкого лиризма и проникновенной лирики чувств с острой и четкостью пластического рисунка, которое всегда было свойственно лучшим произведениям Бунина” А. Волков

“Рассказы Бунина о любви - это повествование о ее загадочной, ускользающей природе, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен.

Именно в любви видел Бунин “возвышенную цену” жизни, в любви, дающей сознание “приобретения” счастья, хотя всегда неустойчивого, теряемого, как неустойчива в утратах сама жизнь. Герои Бунина – это люди единой судьбы: для них характерна внутренняя трагическая опустошенность, отсутствие “цены жизни”. Они ищут ее в любви, в воспоминаниях о прошлом. Будущего у них нет”. А. Соколов.

“Совершенно правильно было замечено, что в бунинском восприятии мира как-то чарующе своеобразно сожительствует любовь и смерть. Бунин с необычайной остротой чувствует смерть. И в то же время никто из новейших писателей с такой полнотой не измерил и не изобразил всепоглощающей силы любви, именно той любви, плотской и в то же время душевной, которая является источником всякой жизни” П.Б. Струве

“Любовь в представлении писателя вообще существует только как потребность любви, как воображение счастья любви, которая принимается человеком за самое любовь. Осуществившись, эта мечта любви, выбивающая человека из обыденной колеи его жизни, перестает быть любовью: осуществление любви есть и ее отрицание – в этом одна из самых характерных коллизий бунинских решений темы любви во всей его прозе” 

“В центре внимания автора во всех рассказах цикла – любовь мужчины и женщины, причем чаще всего показанная через призму памяти. Сюжетная формула, как правило, повторяется: встреча, внезапное сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание, возможно смерть…Любовь у Бунина – это не только духовное единство, но и физическая близость, причем любовь никогда не длится, не перерастает в состояние прочного земного блаженства” В. Агеносов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

Живописная образность цикла И. А. Бунина "Темные аллеи"

Данная статья посвящена циклу "Темные аллеи"...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида

Технологическая карта урока русского языкаТема: Глаголы совершенного и несовершенного видаКласс: 6Программа: Русский язык. 6класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч.Ч.2/[Л.М. Рыбч...