Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа « Евгений Онегин»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Оксана Александровна Четвергова

Целью урока  является обобщение сведений учащихся об образе автора в романе «Евгений Онегин». Содержание урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний

  3. Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

2. Применение знаний и умений в новой ситуации

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.

  2. Информация о домашнем задании (комментирование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_36.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Четвергова Оксана Александровна,

 учитель МБОУ «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района, Оренбургской области

Название предмета: Литература

Класс: 9 класс

УМК: Учебник – хрестоматия «Литература. 9 класс» для общеобразовательных учреждений в 2 частях. /Автор Журавлёв В.П. - М.: Просвещение, 2015./ 

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа « Евгений Онегин».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 16 часов

Место урока в системе уроков по теме: 12 урок

Цель урока: обобщить сведения учащихся об образе автора в романе «Евгений Онегин»

Задачи урока: Образовательные: познакомить с понятиями «образ автора», «лирическое отступление»; показать содержательное и стилевое многообразие лирических отступлений; доказать, что автор является лирическим центром романа в целом.

Развивающие: развитие творческого потенциала учащихся, умения выражать свои мысли  и уважать мнение одноклассников, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста, развитие умения анализировать художественный текст, развитие речи учащихся.

Воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования; воспитание ценностного отношения к слову;  воспитание познавательного интереса к творчеству А. С. Пушкина.

Планируемые результаты: Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его литературе и культуре; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения.

Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач, работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: осознание значимости изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Техническое обеспечение урока: учебная доска

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник – хрестоматия «Литература. 9 класс» 1 часть /Автор Журавлёв В.П. - М.: Просвещение, 2010./, рабочая тетрадь для записей, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», раздаточный материал для работы в группах, стикеры для ФО, «Доска настроения».

Содержание урока

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний
  3. Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

2. Применение знаний и умений в новой ситуации

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
  2. Информация о домашнем задании (комментирование).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Психологический настрой.

Приветствуют учителя. Определяют состав групп для работы на уроке.

УУД: личностные, коммуникативные.

II. Актуализация опорных знаний учащихсся

Тест по роману «Евгений Онегин» (Приложение 1)

Взаимопроверка.

Выполняют тестовые задания; взаимопроверка, оценивают работу.

III. Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

  1. Поэтическая минутка (чтение наизусть писем Татьяны и Онегина)

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы продолжаем цикл уроко по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сегодня мы поговорим об образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Читают наизусть в группах (несколько учащихся – по одному от группы заслушать у доски)

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

2. Применение знаний и умений в новой ситуации

1) Аналитическая беседа

-Еще Белинский утверждал, что в романе Пушкина «Евгений Онегин» личность самого автора отразилась с чрезвычайной полнотой. Уже первые читатели романа обратили внимание на особую активность автора как действующего лица.

- Попробуйте представить внешность автора.

-Мы немало знаем об Авторе – о его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах, даже о винах, которые он любит. Но Автор в «Евгении Онегине» -- это человек без лица, без внешности, без имени.

-Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам.

-Однако возможно ли отождествлять Автора с Пушкиным?

-Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. Соотношение между Автором и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляд на литературу являются отражением пушкинских.

-Почему Автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств?

-- Только ли из характеристик Автора мы можем охарактеризовать героев?

2) Составление кластера. 

С помощью класса  составляется кластер, выделяющий грани в авторском облике, каким он предстает на страницах «Евгения Онегина»(

АВТОР

  1. Поэт пишет о себе, своей жизни, своих идеалах и надеждах, обсуждает близкие ему проблемы.

2) Поэт обращается к читателю, беседует с ними о любви, смысле жизни, назначении человека.

  3) Поэт раскрывает себя как создателя романа.

  4) Поэт сопровождает своими открытыми замечаниями и высказываниями поступки героев, создает «эффект присутствия»

3) Исследовательская работа (в группах) (Приложение 2)

1 группа. Рассмотреть образ автора как героя романа, воссоздать по тексту его биографию. Рассказать, какие литературные увлечения, интересы, пристрастия автора открываются в сюжете романа.

2 группа. Автор и его герои. Как раскрывается отношение автора к его героям? В чем заключается особенный «эффект присутствия» поэта рядом с ними?

3 группа. Автор – создатель романа. В какие секреты построения «Евгения Онегина» и развития его сюжета посвящает он читателя?

4 группа. Лирические отступления в романе. Какова их роль в романе?

4) Слово учителя

-В романе Пушкина воплотилась многогранная личность автора. Образ автора в романе многофункционален. Свой роман он называет «свободным». Творчество и вдохновение объединяют поэта с миром. Для него оказываются преодолимыми самые сложные препятствия, безграничная влюбленность в жизнь становится для него залогом бессмертия.

С помощью класса ведущий составляет кластер, выделяющий грани в авторском облике, каким он предстает на страницах «Евгения Онегина».

Высказывают свои точки зрения.

Высказывают свои точки зрения.

Размышляют о том, что любовь и дружба для Пушкина – две вещи, на которых испытывается человек, т.к. они раскрывают богатство души или ее опустошенность.

Предлагают свои варианты, подтверждая свои высказывания цитатами из романа.

Обсуждают задания, представленные на карточках, готовят ответы.

Об отношениях с друзьями, роднёй и жен-

щинами (гл. IV, стр. XVIII—XXII).

Автор — защитник Татьяны (Гл. III, стр. V—XII, XV, XXIV—XXV, XXXI—XXXII; гл. IV, стр. XXIII—XXIV; гл.VI, стр. XVIII; гл. VIII, стр. XIV—XVI, LI.)

Авторское отношение к судьбе Ленского(Гл. II, стр. X, XV; гл. IV, стр. XXVI, L—LI;

гл. VI, стр. XXIII, XXXVI—XXXIX, XLIII; гл. VII, стр. VIII—XI.)

— Авторская оценка Ольги (Гл. II, стр. XXI, XXIII; гл. VI, стр. XIII—XIV; гл. VII, стр. VIII—XII.)

О поэзии и замысле романа (гл. I, стр. LVII—LX; гл. VIII, стр. XLIX—L, о читателях и финале романа (гл. VIII, стр. XLIX—LI).

О Родине и Москве (гл. VII, стр. XXXIII—XXXVIII).

О музе и судьбе поэта (гл. VIII, стр. I—VI); о смы-

сле жизни (гл. VIII, стр. IX—XII); о вечном движении времени и быстротечной человеческой жизни (гл. VI, стр. XLIII—XLVI)

Записывают тезис в тетрадь.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные

УУД: личностные, регулятивные, ком-муникативные

IV. Рефлексия

1. «Пятистишие» (работа индивидуальная, в парах, в группе – по выбору учащихся)

2.  «Доска настроения»

3. Подведение итогов. Комментирование оценок.

Роман                                                  

Интересный, увлекательный

Затягивает, учит, воспитывает

Учимся жить на ошибках героев        

Жизнь

Автор

умный, талантливый

показывает, присутствует, рассказывает

роман в стихах – собранье пестрых глав

Романтик

Учащиеся пишут на стикерах свои мнения об уроке и вывешивают на «Доску настроения»

УУД: познавательные, регулятивные

V. Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть одно из лирических отступлений.
  2. Прочитать статьи учебника «Автор в романе» (стр.238-242) и составить план ответа на тему «Образ автора в романе

     „Евгений Онегин“».

3. Индивидуально: подготовить небольшие презентации (3-4 слайда) с устными комментариями с цитатной опорой на строфы из романа «Евгений Онегин» по следующим темам:

1. Социально-историческое развитие России первой трети  XIX века (из курса истории России: государственный строй, крепостничество, сословия Гл.1 стрф. VII, Гл.2 стрф. IV).

2. Жизнь и быт Петербурга (Гл.1 стрф. ХХХV)

3.  Образование  дворян (Гл.1 стрф. V –VIII).

4. Стиль бидермейер . ( Гл.1 стрф. ХV, ХХVI).

5. Театральная жизнь  пушкинской эпохи  (Гл.1 стрф. ХVIII-ХХI).

6.  Еда и предметы дворянского быта (Гл.1 стрф. ХVI, ХХIV)

 

Записывают домашнее задание, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"

Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений.   Воспитывать и развивать нра...

Презентация к изучению романа "Евгений Онегин" А.С. Пушкина

В данной презентации собран теоретический материал и иллюстрации для проведения итогового урока...

Обеды Онегина. Материалы к работе над первой главой романа "Евгений Онегин".

"Энциклопедия русской жизни" включает и кулинарные страницы, важные для понимания романа....

Изучение художественного языка романа "Евгений Онегин"

В данной работе укзаны некоторые особенности художественного языка романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", приведены примеры заданий-карточек для самостоятельной групповой работы над художественными особ...

Урок-путешествие по страницам романа "Евгений Онегин"

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ-по страницам романа "Евгений Онегин" IX класс Оборудование:    Репродукции картин А.Г.Венецианова "Пряха", М.Шибанова "Крестьянская свадьба", Б.М.Кустодиева "Масле...

Контрольная работа по 1 главе романа "Евгений Онегин"

Работа проводится как "входной" контроль: проверка прочитанного материала....

Контрольная работа по 2 главе романа "Евгений Онегин"

Работа проводится как "входной" контроль: проверка прочитанного материала....