Эффективное использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья представляет обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon Из опыта работы51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное использование информационных технологий

на уроках русского языка и литературы

Шатерник И.Б

Современные требования к проведению урока в школе обусловлены переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт. Но ключевыми остаются вопросы, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика, как заинтересовать учебным материалом, как приблизить классическое художественное произведение к современному ребенку. Мы хотим, чтобы ребята на уроке работали с радостью, с интересом, с удовольствием познавали предмет на индивидуальном для каждого уровне успешности. В настоящий момент основная цель обучения - это подготовить школьника в качестве самостоятельного субъекта образовательной деятельности, научить учиться. В основе современного образования лежит активность прежде всего ученика. На воспитание творческой, активной личности, умеющей думать, находить нужную информацию и направлены современные  уроки.

Одним из эффективных средств активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. Использование информационных технологий очень важно в современной методике и в преподавании  филологических дисциплин, потому что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, дифференцировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, предупреждают неуспеваемость и повышают грамотность учащихся, позволяют проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно-практическим конференциям, семинарам.

Владение ИКТ позволяет использовать новые электронные ресурсы, осуществлять электронный контроль знаний учащихся. В работе использую образовательные ресурсы в интернете, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации: Русский на пять, Литературус и др. Применяю мультимедийные продукты и диски, электронные пособия. Для создания открытой информационной образовательной среды ежедневно веду электронный журнал, поддерживаю связь с родителями через сайт школы.

Шагая в ногу со временем, на своих уроках я использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал.  Также с помощью технических средств можно быстро проверить уровень знаний -  при проверке домашнего задания ученик отвечает на вопросы теста. Это экономит время и поддерживает интерес к предмету. Интернет помогает найти необходимый материал по любой теме, очень полезны сайты и электронные словари: Грамота.ру, . При демонстрации презентаций очень важно соблюдать  определенные условия: каждый слайд должен содержать немного информации, мысли должны быть сформулированы четко, рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде. После создания презентации и ее оформления необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом.

Использование  различных видео-  и аудиофайлов на уроках литературы способствует погружению учащихся в учебный материал, приближает текст и автора к современному ребенку. Это, к примеру, актерское чтение  произведений известными поэтами и писателями, чтение стихов самими авторами. Чтение произведения самим поэтом (аудиозапись) часто помогает лучше понять основную мысль. Также  демонстрирую клипы, созданные к стихотворениям. Они помогают не только услышать стихотворение или песню, положенную на стихи, но и зрительно представить картину. На заключительных уроках литературы использую отрывки из художественных фильмов, спектаклей изучаемых произведений. Очень хорошо помогают видеофайлы при знакомстве с личностью писателя, учебные фильмы, воспоминания современников писателя. Особенно интересны ребятам заочные экскурсии по литературным местам писателей. Большую роль играют информационные технологии и при установлении взаимосвязи литературы с другими видами искусства. Например, при знакомстве учащихся со «Словом о полку Игореве» можно продемонстрировать полотна известных живописцев к данному произведению, послушать отрывок из оперы «Князь Игорь», показать отрывок из мультфильма. На завершающем уроке по изучению произведения часто предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, проверяя знание текста и основных проблем произведения.  

Информационные технологии использую в своей работе и как способ обмена опытом с коллегами. В Интернете есть много интересных и полезных учительских сайтов: 1 сентября, На урок, Про школу, Продленка, Методисты, Учительский портал, Педсовет, Презентации COM, Инфоурок, nsportal.ru, Мультиурок. Создание своего персонального сайта как учителя русского языка и литературы, на котором я размещаю свои личные наработки по русскому языку и литературе, воспитательной работе, позволило обобщить мой педагогический опыт, транслировать практические результаты своей профессиональной деятельности. Важно помнить о следующих моментах: применение ИКТ на уроке должно быть оправдано. Нет необходимости каждый урок проводить по данной методике. Необходимо чередовать приемы данной технологии с другими формами и методами. Демонстрация видео- и аудиоматериала не должна превышать двадцати минут. Весь используемый материал должен быть качественным, без нарушений санитарных норм.

Представляю список образовательных ресурсов, полезных учителю-филологу: http://www.gramota.ru; http://www.gramma.ru, http://KURSY.RU/jur_wrds, http://www.repetitor.1c.ru/online,  http://speakrus.narod.ru, http://www.edu.nsu.ru/vmrus, http://www.comics.ru/dic,   http://www.slovari.ru/lang/ru, http://www.russlang.narod.ru,   http://starling.rinet.ru/morphoru.htm, http://www.teneta.ru/rus, http://ssp.ioso.ru, http://www.online.ru/sp/eel/russian, http://www.litera.ru, http://www.alleng.ru/edu/ruslang.htm, http://language.edu.ru.

Литературные страницы и сайты писателей:  

1.Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

2.Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru

3.BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru

4.  Kidsbook: библиотека детской литературы http://kidsbook.narod.ru 

5.Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum  

6.В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru

7.Древнерусская литература http://pisatel.org/old/ 

8.Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru 

9.Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru 

10.Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия http://www.foxdesign.ru/legend

11.Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru 

12.Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

13. Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/

14.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru 

15.Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://likhachev.lfond.spb.ru 

16.Белинский Виссарион Григорьевич http://www.belinskiy.net.ru 

17.Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru

18.Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru 

19.Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru 

20.Гончаров Иван Александрович http://www.goncharov.spb.ru 

21.Грибоедов Александр Сергеевич http://www.griboedow.net.ru 

22.Добролюбов Николай Александрович http://www.dobrolyubov.net.ru 

23.Достоевский Федор Михайлович http://www.dostoevskiy.net.ru 

24.Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru 

25.Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru 

26.Карамзин Николай Михайлович http://www.karamzin.net.ru 

27.Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru 

28.Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru 

29.Островский Александр Николаевич http://www.ostrovskiy.org.ru 

30.Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru

31.Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru 

32.Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru 

33.Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.r

Современные ученики имеют прекрасную возможность получать знания с помощью интернет-уроков, самостоятельного поиска информации, готовиться к уроку, производить самоконтроль посредством тестовых заданий и т.д. Исходя из вышеизложенного, могу отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет экономить время на уроке, обеспечить глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении.



Предварительный просмотр:

Эффективное использование информационных технологий

на уроках русского языка и литературы

Шатерник И.Б

Современные требования к проведению урока в школе обусловлены переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт. Но ключевыми остаются вопросы, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика, как заинтересовать учебным материалом, как приблизить классическое художественное произведение к современному ребенку. Мы хотим, чтобы ребята на уроке работали с радостью, с интересом, с удовольствием познавали предмет на индивидуальном для каждого уровне успешности. В настоящий момент основная цель обучения - это подготовить школьника в качестве самостоятельного субъекта образовательной деятельности, научить учиться. В основе современного образования лежит активность прежде всего ученика. На воспитание творческой, активной личности, умеющей думать, находить нужную информацию и направлены современные  уроки.

Одним из эффективных средств активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. Использование информационных технологий очень важно в современной методике и в преподавании  филологических дисциплин, потому что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, дифференцировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, предупреждают неуспеваемость и повышают грамотность учащихся, позволяют проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно-практическим конференциям, семинарам.

Владение ИКТ позволяет использовать новые электронные ресурсы, осуществлять электронный контроль знаний учащихся. В работе использую образовательные ресурсы в интернете, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации: Русский на пять, Литературус и др. Применяю мультимедийные продукты и диски, электронные пособия. Для создания открытой информационной образовательной среды ежедневно веду электронный журнал, поддерживаю связь с родителями через сайт школы.

Шагая в ногу со временем, на своих уроках я использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал.  Также с помощью технических средств можно быстро проверить уровень знаний -  при проверке домашнего задания ученик отвечает на вопросы теста. Это экономит время и поддерживает интерес к предмету. Интернет помогает найти необходимый материал по любой теме, очень полезны сайты и электронные словари: Грамота.ру, . При демонстрации презентаций очень важно соблюдать  определенные условия: каждый слайд должен содержать немного информации, мысли должны быть сформулированы четко, рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде. После создания презентации и ее оформления необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом.

Использование  различных видео-  и аудиофайлов на уроках литературы способствует погружению учащихся в учебный материал, приближает текст и автора к современному ребенку. Это, к примеру, актерское чтение  произведений известными поэтами и писателями, чтение стихов самими авторами. Чтение произведения самим поэтом (аудиозапись) часто помогает лучше понять основную мысль. Также  демонстрирую клипы, созданные к стихотворениям. Они помогают не только услышать стихотворение или песню, положенную на стихи, но и зрительно представить картину. На заключительных уроках литературы использую отрывки из художественных фильмов, спектаклей изучаемых произведений. Очень хорошо помогают видеофайлы при знакомстве с личностью писателя, учебные фильмы, воспоминания современников писателя. Особенно интересны ребятам заочные экскурсии по литературным местам писателей. Большую роль играют информационные технологии и при установлении взаимосвязи литературы с другими видами искусства. Например, при знакомстве учащихся со «Словом о полку Игореве» можно продемонстрировать полотна известных живописцев к данному произведению, послушать отрывок из оперы «Князь Игорь», показать отрывок из мультфильма. На завершающем уроке по изучению произведения часто предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, проверяя знание текста и основных проблем произведения.  

Информационные технологии использую в своей работе и как способ обмена опытом с коллегами. В Интернете есть много интересных и полезных учительских сайтов: 1 сентября, На урок, Про школу, Продленка, Методисты, Учительский портал, Педсовет, Презентации COM, Инфоурок, nsportal.ru, Мультиурок. Создание своего персонального сайта как учителя русского языка и литературы, на котором я размещаю свои личные наработки по русскому языку и литературе, воспитательной работе, позволило обобщить мой педагогический опыт, транслировать практические результаты своей профессиональной деятельности. Важно помнить о следующих моментах: применение ИКТ на уроке должно быть оправдано. Нет необходимости каждый урок проводить по данной методике. Необходимо чередовать приемы данной технологии с другими формами и методами. Демонстрация видео- и аудиоматериала не должна превышать двадцати минут. Весь используемый материал должен быть качественным, без нарушений санитарных норм.

Представляю список образовательных ресурсов, полезных учителю-филологу: http://www.gramota.ru; http://www.gramma.ru, http://KURSY.RU/jur_wrds, http://www.repetitor.1c.ru/online,  http://speakrus.narod.ru, http://www.edu.nsu.ru/vmrus, http://www.comics.ru/dic,   http://www.slovari.ru/lang/ru, http://www.russlang.narod.ru,   http://starling.rinet.ru/morphoru.htm, http://www.teneta.ru/rus, http://ssp.ioso.ru, http://www.online.ru/sp/eel/russian, http://www.litera.ru, http://www.alleng.ru/edu/ruslang.htm, http://language.edu.ru.

Литературные страницы и сайты писателей:  

1.Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

2.Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru

3.BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru

4.  Kidsbook: библиотека детской литературы http://kidsbook.narod.ru 

5.Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum  

6.В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru

7.Древнерусская литература http://pisatel.org/old/ 

8.Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru 

9.Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru 

10.Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия http://www.foxdesign.ru/legend

11.Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru 

12.Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

13. Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/

14.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru 

15.Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://likhachev.lfond.spb.ru 

16.Белинский Виссарион Григорьевич http://www.belinskiy.net.ru 

17.Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru

18.Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru 

19.Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru 

20.Гончаров Иван Александрович http://www.goncharov.spb.ru 

21.Грибоедов Александр Сергеевич http://www.griboedow.net.ru 

22.Добролюбов Николай Александрович http://www.dobrolyubov.net.ru 

23.Достоевский Федор Михайлович http://www.dostoevskiy.net.ru 

24.Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru 

25.Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru 

26.Карамзин Николай Михайлович http://www.karamzin.net.ru 

27.Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru 

28.Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru 

29.Островский Александр Николаевич http://www.ostrovskiy.org.ru 

30.Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru

31.Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru 

32.Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru 

33.Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.r

Современные ученики имеют прекрасную возможность получать знания с помощью интернет-уроков, самостоятельного поиска информации, готовиться к уроку, производить самоконтроль посредством тестовых заданий и т.д. Исходя из вышеизложенного, могу отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет экономить время на уроке, обеспечить глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об эффективности использования СОТ на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ

В статье рассказывается о современных образовательных технологиях....

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка и литературы

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной рабо...