Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 8 класс ФГОС (В.Я.Коровина)
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

В пояснительной записке указано место предмета в учебном плане, дана общая характеристика программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyas_z_l-ra_8kl_fgosklword.docx53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа  разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рабочей программы  по литературе для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Ориентирована на работу по учебно-методическому  комплекту:

  1. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2014.- (Рабочие программы).
  2. Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. /В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  •  развитие у учащихся  интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  •  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  •  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  •  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  •  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения предметного курса:

  • сформировать у учащихся представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  • помочь  осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
  •  помочь освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
  •  воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • научить использовать изучение литературы для повышения речевой культуры;
  •  совершенствовать  устную  и письменную речь.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать их ценностно – мировоззренческие ориентиры, которые позволят адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики. Приобщение к вечным ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке его приоритетных целей:

  • воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
  • формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
  • формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
  • воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, уважения к истории и традициям других народов;
  • развитие нравственно – эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих произведениях отечественной классики;
  • приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Структура курса

     Предметный курс имеет следующую структуру.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение

1

2-3

Устное народное творчество

2

4-5

 Из древнерусской литературы

2

6-8

Из русской литературы 18 века

3

9-43

Из русской литературы 19 века

35

44-62

Из русской литературы 20 века

19

63- 67

 Из зарубежной  литературы

5

68

Итоговое тестирование

1

Итого

68

Описание места учебного предмета в учебном плане

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 8 классе (34 учебных недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год) на этапе основного общего образования.

     В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.

Содержание тем учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ(1ч.)

 Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне.

     Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»

Особенности содержания и формы народных преданий.

      Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  (2ч.)

     Из  «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.

 Теория литературы.Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

     РР. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений 17 в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы 17 в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч.)

     Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные  правила классицизма в драматическом произведении.

КР. Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

РР. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35ч.)

 Иван Андреевич Крылов (2ч.)

 Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория  (развитие представлений).

     РР. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч.)

     Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

РР. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9ч.)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье…»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

     Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

КР. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С Пушкина.

РР. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

     Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

КР. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

РР. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького» человека в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

КР. Контрольная работа № 4 по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор».

РР. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И. С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

     Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

РР. Выразительное чтение отрывков рассказа.  Устное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (2ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М. Е. Салтыков – Щедрин – писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления), эзопов язык (развитие понятия).

     РР. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

     «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы.Рассказ (развитие представлений).Художественная деталь (развитие представлений).

РР. Участие в коллективном диалоге.Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказа.  Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героев. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция  (развитие представления). Роль антитезы в композиции произведений.

РР.  Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа.  Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе 19 в. (обзор) (2ч.)

     А.С. Пушкин «Цветы последние милей…»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие понятия).

РР. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное  рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

     Антон Павлович Чехов (2ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

     «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

РР. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19ч.)

     Иван Алексеевич Бунин (1ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

     «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

РР. Выразительное чтение  фрагментов рассказа. Устное и письменное  рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказа. Участие в коллективном диалоге.Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч.)

          Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

      «Куст сирени».Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы.Сюжет и фабула.

РР. Выразительное чтение  фрагментов рассказа. Устное и письменное  рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказа. Участие в коллективном диалоге.Устный и письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч.)

          Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия».  Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

РР. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2ч.)

          Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

     Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

КР. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

РР. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное  рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).    

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

РР. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4ч.)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

РР. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи.Рассказ «Жизнь и воротник».  Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы.Историко – литературный комментарий (развитие представлений).

РР. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно – эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни».Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы.Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

РР. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно – эмоционального содержания.

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).

РР. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

     «Василий Тёркин».Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер  Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями – фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

КР. Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского.

РР. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. (обзор) (2ч.)

     Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М. В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л. И. Ошанин «Дороги» и др. лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно – воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представлений).

      РР. Выразительное чтение. Устное и письменное  рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет».Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).

КР. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

РР. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2ч.)

И. Ф. Анненский «Снег»; Д. С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н. А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. А. Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И. А. Бунин «У птицы есть гнездо…».Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно – выразительные средства языка (развитие представлений).

     РР. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч.)

     Уильям Шекспир (2ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта».Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

     Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

     В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы.Сонет как форма лирической поэзии.

РР. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы  на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж. – Б. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж. – Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж. – Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы.Комедия. Классицизм (развитие понятия).

РР.  Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (1ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

     «Айвенго».Исторический роман.  Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы.Исторический роман (развитие представлений).

РР. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

     Итоговый контроль (1ч.)

    КР. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по литературе являются:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях 5 разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своѐ досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностными результатами освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Межпредметные связи: В процессе изучения литературы учителю необходимо рассматривать произведения в историко- литературном контексте, усиливать внутрипредметные связи. В требования к уровню подготовки выпускника включено умение выявлять культуру литературныхассоциаци, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты. Формируются внутрипредметные связи курса, предполагающие взаимосвязь литературного материала и истории, культуры, русского языка, некоторых предметов научно-естественного цикла.

Описание материально – технической базы

  1. Дополнительная литература:
  1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

       2.Интернет – ресурсы:

           1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http:// school – collection.edu.ru

           2. Универсальная энциклопедия «Википедия». – Режим доступа: www.wikipedia.ru

3. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». - Режим доступа: www.krugosvet.ru

           4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». - Режим доступа: www.feb-web.ru

           5. Электронные словари. - Режим доступа: www.slovari.ru

           6. Энциклопедия «Рубрикон». - Режим доступа: www.rubricon.ru

3.Информационно – коммуникативные средства:

      Слайды (диапозитивы), видеофильмы о творчестве писателей.

     4.Наглядные пособия:

           1. Фотографии и портреты писателей.

           2. Наборы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям).

           3. Альбомы раздаточного изобразительного материала.

           4. Настенные таблицы литературных терминов и понятий.

5.Технические средства обучения:

1.Видеоплеер, DVD – плеер (видеомагнитофон).

           2. Телевизор.

           3. Мультимедийный компьютер.

           4. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CD–R).

6.Учебно – практическое оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором  приспособлений для крепления таблиц, схем.

          2. Штатив для таблиц.

          3. Ящики для хранения таблиц.

          4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.)

7.Специализированная мебель:

          Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 11 кл. для общеобразовательных учреждений (В.В. Агеносов)

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 11 кл.общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова. Соответствует требованиям к оформлению рабочей программы....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 7 класс. ФГОС.

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 7 класс ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5-9 классов

Составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений по литературе (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Забарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Прос...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 9 класс ФГОС (В.Я.Коровина)

В пояснительной записке указано количество часов, место предмета в учебном плане, содержание курса....