Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Рамазанова Эльмира Тамерьяновна

Конспект урока литературы с презентацией по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivy_prestupleniya_raskolnikova.pptx657.66 КБ
Файл motivy_prestupleniya_raskolnikova.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

*** замкнутый, обреченный. не смиряется, создает (теорию), сомневается разрешает себе «кровь по совести». ***

Слайд 3

Раскольников замкнутый, обреченный. не смиряется, создает (теорию), сомневается разрешает себе «кровь по совести». ***

Слайд 4

Раскольников замкнутый, обреченный не смиряется, создает (теорию), сомневается разрешает себе «кровь по совести». преступление

Слайд 5

Мотивы преступления Раскольникова

Слайд 6

Владимир кошевой, 2007 реж . Дмитрий светозаров ; Георгий Тараторкин , 1968 реж . Лев Кулиджанов

Слайд 7

Мотивы убийства

Слайд 8

Теория Раскольникова о праве сильной личности

Слайд 9

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Мотивы  преступления Раскольникова

Цели:

- образовательные: помочь учащимся определить суть разработанной Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории

- воспитательные: развивать высокие эстетические, нравственные чувства, сострадания к ближнему; развивать интерес к предмету, формировать понимание ценности  литературы; укреплять дружеские, уважительные отношения  при  работе в группе. Активизировать познавательную деятельность учащихся , вовлечь их в творческую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству Ф.М. Достоевского 

- развивающие: развитие умений определять цель учебной деятельности, планировать её ход (регулятивные УУД); сотрудничать в групповой работе – слушать, строить целостное высказывание, пользоваться мнением товарища как источником информации, принимать или отвергать её при помощи аргументов, фиксировать информацию (коммуникативные УУД);

понимать душевное состояние персонажей, сопереживать им;выводить заключения о намерении автора (метапредметные УУД).

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.

Применяемы технологии: проблемное обучение; ТРКМЧП;

Методы: интерактивные методы (диалог, дискуссия, обсуждение); кластер, синквейн.

Оборудование: роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», презентация, экран, проектор, магнитная доска, художественный фильм «Преступление и наказание» 2007 г.

Ход урока:

     Слайд 1

  1. Вызов.

Здравствуйте, ребята! По выражению Белинского, натура человека - это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Я предлагаю вам раскрыть тайны души главного героя романа Достоевского  «Преступление и наказание»

Слайд 2

                                                                         ***

                                                        замкнутый, обреченный.

                               не смиряется, создает (теорию), сомневается

                                              разрешает себе «кровь по совести».

                                                                          ***

- Перед вами фрагмент  синквейна, так называется стихотворение, особенность которого в том, что при его написании не надо соблюдать рифму, но оно помогает выразить основную мысль. Состоит из пяти строк. Первая и последняя строки пропущены. Это существительные .  Я предлагаю вам его прочитать и восстановить 1 строчку.

- О ком идет речь? (о Раскольникове)

Слайд 3

- А теперь попробуйте восстановить последнюю строчку.

- Что совершает Раскольников? (убийство) А убийство это? (преступление)

Слайд 4

- Я прошу вас сформулировать тему урока. (Преступление Раскольникова)

- А теперь поставьте задачу (выяснить мотивы преступления Раскольникова).

- Можем ли уточнить тему? Как?

Слайд 5  Мотивы преступления Раскольникова

  1. Осмысление.

Слайд 6

- Итак, Родион Раскольников. (владимир кошевой, 2007 реж. Дмитрий Светозаров; Георгий Тараторкин, 1968 реж. Лев Кулиджанов)

На предыдущих уроках вы раскрывали образ героя, поделились впечатлениями об этом герое, дали ему характеристику.  Чтобы лучше представить Раскольникова, предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. 29.22 - 31.08

 - Обычно о человеке мы судим по его поступкам. Какие поступки совершает герой в романе? (заботится о пьяной девушке, помогает семье Мармеладова, совершает преступление)

- У вас на партах лежат по 4 листа разных цветов (чёрный, коричневый, жёлтый и красный) .

- Я предлагаю вам выбрать один из листов того цвета, с которым ассоциируется у вас Раскольников, его состояние).

       - А теперь  разделите  лист на две колонки. В первую колонку поставьте +, во вторую -. Заполните обе колонки:  положительные и отрицательные качества Раскольникова .

Озвучить результат работы.

     - Объясните выбор цвета.

      - Перечислите положительные и отрицательные качества героя.

- Какая сторона его души берёт вверх? Что побеждает в его душе добро или зло?

- Давайте выясним: что послужило мотивом преступления?

Слайд 8

Составление кластера.

Преступление ( нищета, желание помочь, жестокость мира, чувство несправедливости, письмо матери, желание испытать идею)

- Какая причина была ведущей?

- бедность? Но он даже не воспользовался украденным) «Знаешь, Соня,… что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, … то я бы теперь счастлив был! Знай ты это!»

- для того, что «сделаться благодетелем»? («Вздор!» - отвечает Соне Раскольников)

- Что же привело его к убийству? (идея о праве сильной личности)

Слайд 9

- В чём суть теории? ( суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи)

- Где он изложил суть этой теории? (в статье «О преступлении», которая за два месяца до преступления была опубликована в газете «Периодическая речь»)

- На какие категории  он поделил людей? ( на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

- А к какому разряду он себя относит? (не может определить)

- Именно этот вопрос не даёт ему покоя, и поэтому он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», «переступить через кровь по совести». Его преступление - протест против мира, который он не хочет принять, но этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.

- К чему привела эта идея? ( к одиночеству, к разладу с людьми, к разладу с самим собой)

- Выдерживает ли он испытание? (нет, он думал убить и при этом оставаться спокойным, но он не смог преодолеть в себе человека. Его  совесть не выдержала пролитой крови.

- Натура человека сложнее, поэтому  и утверждал Белинский, что человек - это лабиринт неизвестности, тайник «Я»)

- От чего он мучается? (переступив через нормы, он на этой же строке и остался, т.е оттого что, он обыкновенный).

- Как можно объяснить фамилию Раскольникова

Беру лист бумаги со стола учеников с + и - и разрываю на две половинки. Так и душа Раскольникова разрывается, раскалывается на две половинки. Он двойственен и в преступлении, и в страданиях.

3 этап. Рефлексия.

- Как сформулировали тему урока.

- Какая перед нами была задача? Удалось нам это выяснить?

- Как вы думаете, о чём стремился предупредить своих читателей Достоевский? (о том, что РАСКОЛЬНИКОВА увлёк идеал сильной личности. Его теория носит антигуманный характер, т.к оправдывает природное неравенство людей, беззаконие, произвол.

-Что напоминает вам теория Раскольникова?  (теорию фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской нации)

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....