Рабочая программа по литературе в соответствии с требованиями ФГОС
календарно-тематическое планирование по литературе на тему

Программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature.docx92.29 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа по предмету «Литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы.

Рабочая программа является частью ООП ООО МБОУ СОШ № 13 и конкретизирует содержание и особенности реализации курса Литературы на уровне ООО. Её характеризуют направленность на достижение планируемых результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся на уровне начального общего образования, а также предоставляет возможность для получения образования на следующих уровнях.

В соответствии с ФГОС содержание программы направлено на реализацию следующей цели: достижение планируемых результатов освоения курса литературы на предметном, личностном и метапредметном уровнях.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе - внимание к книге). В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по литературе базовыми принципами школьного литературного образования являются: - идея преемственности и непрерывности литературных процессов;

-воспитательный потенциал литературного образования, его исключительная роль в формировании социальной активности растущего человека;

-в осознании своей роли в этом мире и овладения формой участия в его событиях и свершениях;

-познавательное значение литературы в овладении приёмами общения с художественными произведениями разных жанров: эпоса, лирики, драматургии и их авторами в соответствии с психологическими и возрастными особенностями учащихся курс каждого класса представлен разделами: устное народное творчество; древнерусская литература; русская литература XVIII века; русская литература XIX века; русская литература XX-XXIвв.; зарубежная литература; сведения по теории и истории литературы;

  • свобода владения собственной речью, которая оформляет наши суждения и оценки; в 5 классе ученики начинают постигать специфику литературы, происходит первое

практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров; в центре внимания находится сюжет;

  • большую роль при реализации программы имеет принцип вариативности: в одних случаях это будет краткая информация, а в других - тщательное изучение художественного текста и обращение к жизненному и творческому пути писателя.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по литературе, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются:

-деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

-компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по литературе формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у обучающихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;
  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления обучающихся.

Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

 

  1. Планируемые результаты освоения программы по литературе:

КОД

Личностные УУД

Л-1

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Л-1.1. Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны — России (ее многонационального народа).                                                                                              Л-1.2. Воспитывать в себе чувство патриотизма — любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране — России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах.                                                                                                                                               Л-1.3. Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной.                                                                                                      

Л-2

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Л-2.1. Обладать устойчивой мотивацией к обучению и познанию на основе личностно-ориентированного подхода.                                                                                 Л-2.2. Осознавать ответственное отношение к учению,                                                                                                                                               Л-2.4. Осознавать потребность и готовность к саморазвитию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.                                                                                                                

 

Л-3

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:                        

 Л-3.2.1.  осознавать современное многообразие типов мировоззрения, социальных, духовных, языковых, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;                                                                                                     Л-3.2.2    постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы;                                                                                                                                                                                      Л-3.2.4.   учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта.                                                           Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Л-4

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Л-4.1. Выстраивать толерантное (уважительнодоброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя, к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к ценностям народов России и мира — их истории, культуре, традициям, религиям.                                                                                     Л-4.2.1. Взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга;                                                                                                                    Л-4.2.2.   Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;                                                                                                         Л-4.2.3.   Стараться понять друг друга при столкновении позиций и интересов ,       Л-4.2.4.  Учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок.

Л-5

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация).                                                                                                                                      Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат.                                                                                                   Л-5.3. Учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса.                                                                                                          Л-5.4. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами.                                                                                                                Л-5.5. По мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона с учётом религиозных, этнокультурных социальных и экономических особенностей (экономические проекты, культурные события и т.п.).                                                                                                                    

Л-5.6. Учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права.                                                                                                                                                   Л-5.7. Учиться участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.).                                                                                      

Л-6

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Л-6.1. Стремиться к нравственному самосовершенствованию;                                  Л-6.2.Знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;                                                                                                 Л-6.4 Сформировать представления об основах светской этики, о культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;                                                                                                               Л-6.5 Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.                                                                                                              Л-6.6. Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нравственном поведении.                                                                                                                                                                                                                                          Л-6.7. Учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения.                                                                                    Л-6.8. Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми.                                                              

Л-7

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Л-7.1.Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Л-11

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Л-11.1.Учиться понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;                                                                                                    Л-11.2. Сформировать основы художественной культуры  как части  общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;                                                                                                                                              Л-11.3.Сформировать эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;                                                                                                                           Л-11.4. Сформировать способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;                                                                                                                           Л-11.5. Уважать  историю культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;                                                                                               Л-11.6. Развивать в себе потребность в общении с художественными произведениями;                                                                                                                                   Л-11.7. Сформировать активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

КОД

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

Р - 1

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;                                                                                                               Р-1.2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;                                                                                                                      Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;                                                                                                                                                       Р-1.4.  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;                                                                                                                                                            Р-1.5.  формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;                                                                                                         Р-1.6.  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Р - 2

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Р-2.1. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;                                                                                                                     Р-2.2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;                                                                                                                                     Р-2.3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;                                                                                                                            Р-2.4. выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);                                                                                                                                       Р-2.5. выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;                                                                                                                            

Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Р-2.7. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
Р-2.8. описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
Р-2.9. планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Р - 3

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
Р-3.2.  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Р-3.3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Р-3.5. находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
Р-3.6. работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
Р-3.7. устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
Р-3.8. сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Р - 4

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Р-4.1. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
Р-4.2. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
Р-4.3. свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
Р-4.4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
Р-4.5. обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
Р-4.6. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Р - 5

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Р-5.2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Р-5.3. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Р-5.4. самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Р-5.5. ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Р-5.6. демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

К

ОД

Познавательные УУД

Выпускник научится:

П - 1

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

П-1.1. давать определения понятиям, подводить под понятия;                                                          

П-1.2. подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
П-1.3. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
П-1.4. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
П-1.5. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
П-1.6. выделять явление из общего ряда других явлений;
П-1.7. определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
П-1.8. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
П-1.9. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
П-1.10. строить рассуждения на основе аналогии                                                                                                   П-1.11. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
П-1.12. выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
П-1.13. делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.                                                      П-1.14. выделять главное

КОД

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

К-1

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 К-1.1. Определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников;                                                                                                                                                        К–1.2. Работать в группах на основе заданных правил взаимодействия;                             К–1.3. Допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;                                                                                                                                    К– 1.4.Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;                                                              К– 1.5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности  с учителем и сверстниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, согласуя с ними свои интересы и взгляды.;                                                                                                                            К– 1.6. Соблюдать регламент деятельности в  группе;  слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;                                                                                              К– 1.7. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
К– 1.8. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;                                  К-1.9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;                                

К-2

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

К-2.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.                                                                                                                                     К-2.2. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
К-2.3.
К-2.4.представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
К-2.5. соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
К-2.6. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
К-2.7. принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
К-2.8. создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
К-2.9. использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
К-2.10. использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
К-2.11. делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

К-2.11. Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:
К-2.11.1. Определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;
К-2.11.2. определять границы содержания темы;
К-2.11.3.  формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
К-2.11.4.  придерживаться темы при изложении мыслей;
К-2.11.5.  придерживаться определённого плана при изложении мысли;
К-2.11.6.  излагать тезисно;
К-2.11.7.  формулировать выводы из собственного текста;
К-2.11.8.  подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.11.9.  пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
К-2.11.10.  подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

К-2.12. Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:
К-2.12.1. формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
К-2.12.2.определять границы содержания темы;
К-2.12.3.выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;
К-2.12.4. составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);
К-2.12.5. придерживаться темы при изложении мыслей;
К-2.12.6. придерживаться определённого плана при изложении мысли;
К-2.12.7. оформлять мысли тезисно;
К-2.12.8. подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
К-2.12.9. обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;
К-2.12.10. пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
К-2.12.11. подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;
К-2.12.12. грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

КОД

Смысловое чтение

СЧ-1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

СЧ-1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
СЧ-1.1.1. определять главную тему, общую цель или назначение текста;
СЧ-1.1.2. выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
СЧ-1.1.3. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
СЧ-1.1.4. предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
СЧ-1.1.5. объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
СЧ-1.1.6. сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
СЧ-1.2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);                                                      

СЧ-1.3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
СЧ-1.3.1.  определять назначение разных видов текстов;
СЧ-1.3.2. ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
СЧ-1.3.3. различать темы и подтемы специального текста;
СЧ-1.3.4. выделять главную и избыточную информацию;
СЧ-1.3.5. прогнозировать последовательность изложения идей текста;
СЧ-1.3.6. сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
СЧ-1.3.7. выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
СЧ-1.3.8. формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
СЧ-1.3.9. понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

СЧ-2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

СЧ-2.1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
СЧ-2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
СЧ-2.3. интерпретировать текст:
СЧ-2.3.1. сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
СЧ-2.3.2. обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
СЧ-2.3.3. делать выводы из сформулированных посылок;
СЧ-2.3.4. выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

СЧ-3

Работа с текстом: оценка информации

СЧ-3.1. откликаться на содержание текста:
СЧ-3.1.1. связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
СЧ-3.1.2. оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
СЧ-3.1.3. находить доводы в защиту своей точки зрения;
СЧ-3.2.откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
СЧ-3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
СЧ-3.4. в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
СЧ-3.5. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

КОД

ИКТ-компетенции

ИКТ-1

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

Обращение с устройствами ИКТ

ИКТ-1.1.осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
ИКТ-1.2. получать информацию о характеристиках компьютера;
ИКТ-1.3. оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
ИКТ-1.4.соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
ИКТ-1.5. входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
ИКТ-1.6.соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

ИКТ-2

Фиксация и обработка изображений и звуков

ИКТ-2.1.создавать презентации на основе цифровых фотографий;
ИКТ-2.2. проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
ИКТ-2.3. проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
ИКТ-2.4. осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

ИКТ-3

Поиск и организация хранения информации

ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поис.ковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
ИКТ-3.2.6строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
ИКТ-3.3. использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
ИКТ-3.4. искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
ИКТ-3.5. сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

ИКТ-4

Создание письменных сообщений

ИКТ-4.1. осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
ИКТ-4.2.форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
ИКТ-4.3.вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
ИКТ-4.4. участвовать в коллективном создании текстового документа;
ИКТ-4.5. создавать гипертекстовые документы.

ИКТ-5

Создание графических объектов

ИКТ-5.1. создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;
ИКТ-5.2. создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
ИКТ-5.3.создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.

ИКТ-6

Создание музыкальных и звуковых объектов

ИКТ-6.1. записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
ИКТ-6.2.использовать музыкальные редакторы для решения творческих задач.

ИКТ-7

Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов

ИКТ-7.1. создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
ИКТ-7.2.работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
ИКТ-7.3. оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
ИКТ-7.4. использовать программы-архиваторы.

ИКТ-8

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

ИКТ-8.1. проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
ИКТ-8.2. вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
ИКТ-8.3.проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.

ИКТ-9

Моделирование, проектирование и управление

ИКТ-9.1. строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов;
ИКТ-9.2.моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
ИКТ-9.3. моделировать с использованием средств программирования.

ИКТ-10

Коммуникация и социальное взаимодействие

ИКТ-10.1. осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
ИКТ-10.2. использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
ИКТ-10.3. вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет;
ИКТ-10.4.соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
ИКТ-10.5. осуществлять защиту от  компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
ИКТ-10.6.соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
ИКТ-10.7. различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.

ИКТ-11

Пользование различными источниками информации

ИКТ-11.1.Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр.

КОД

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

ИПД-1

Опыт учебно-исследовательской и проектной деятельности

ИПД-1.1.  планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;  проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы;

ИПД-1.2. распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

ИПД-1.3. использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

ИПД-1.4. использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение  гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование;

ИПД-1.5. использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

ИПД-1.6. умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства;

ИПД-1.7. отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

ИПД-1.8. видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

КОД

Предметные УУД

Выпускник научится:

Лит-1

ЛИТ-2

Фольклор

Художественные тексты

ЛИТ-1.1. осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм

ЛИТ-1.2.выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

ЛИТ-1.3. видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

ЛИТ-1.4. учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

ЛИТ-1.5. целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

ЛИТ-1.6. определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

ЛИТ-17 выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

ЛИТ-1.8. пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

ЛИТ-1.9. выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

ЛИТ-2.0. видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

ЛИТ-2.1. осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

ЛИТ-2.2. воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

ЛИТ-2.3. определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

ЛИТ-2.4. выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

ЛИТ-2.5. определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

ЛИТ-2.6. анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

ЛИТ-2.7. создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

ЛИТ-2.8. сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации

Выпускник получит возможность  научиться:

ЛИТ-3

ЛИТ-4

Фольклор

Художественные тексты

ЛИТ-3.1. сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

ЛИТ-3.2. рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

ЛИТ-3.3. сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

ЛИТ-3.4. сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

ЛИТ-3.5. выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

ЛИТ-3.6. устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

ЛИТ-4.1. выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

ЛИТ-4.2. дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

ЛИТ-4.3. сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

ЛИТ-4.4. оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

ЛИТ-4.5. создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

ПУУД-4.6. сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

ЛИТ-4.7. вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

  1. Содержание предмета

В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это значит, что учитель имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать УМК и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Учитель имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учета положений примерной образовательной программы.

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Примерная программа строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах).

Список Апредставляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список Впредставляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться - конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список Спредставляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано. В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в спискеСпроблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

  1. класс

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Русский фольклор

Сказки «Царевна - лягушка», «Иван - крестьянский сын», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»), загадки.

Древнерусская литература

«Повесть временных лет»как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Литература XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...».

Русская литература XIXвека

И.А. Крылов. «Ворона и лисица» (1808), «Волк на псарне» (1812), «Свинья под дубом» (1823)

В.А. Жуковский. «Кубок» (1831), «Спящая царевна» (1831)

  1. С. Пушкин. Стихотворения: «Зимний вечер» (1825)
  1. стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества — по выбору, входят в программу каждого класса: «Няне» (1826) - дружба

Сказки — 1 по выбору: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

«Улукоморья дуб зеленый» (пролог).

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино» (1837)

10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса: «Из Гете («Горные вершины...») (1840)

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (1830 - 1831)

Н.А. Некрасов.

Стихотворения: «Крестьянские дети» (1861),

«Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»).

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (1852).

  1. Г. Короленко «В дурном обществе».

Л. Н.Толстой. «Кавказский пленник».

А.П. Чехов «Хирургия», «Размазня», «Пересолил».

Русская литературная сказка XIX века (А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, А.М. Ремизов, Ю.К. Олеша, Е.В. Клюев и др. — 1 сказка на выбор)

Антоний Погорельский. « Чёрная курица, или Подземные жители».

Поэзия 2-й половины XIX в.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...») (1828, нач. 1850-х)

1-2 стихотворения по выбору. «Еще в полях белеет снег...» (1829, нач. 1830- х),«Зима недаром злится...».

А.А. Фет. 1-2 стихотворения по выбору. «Япришел к тебе с приветом...» (1843), «Весенний дождь».

1-2 стихотворения по выбору. А. Н. Плещеев.«Весна» (отрывок); И. С. Никитин.«Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков.«Ласточки»; И. 3. Суриков.«Зима» (отрывок); А. В. Кольцов.«В степи».

Проза конца XIX - начала XX вв. (М Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, И.С. Шмелев, А.С. Грин. (1-2рассказа или повести по выбору)

И. Бунин. «Косцы», «Подснежник».

Поэзия конца XIX - начала XX вв. (К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, М.А. Волошин,

В.        Хлебников и др.)

Иван Алексеевич Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...».

Сергей Александрович Есенин. - 1 стихотворение по выбору, например: «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Русская литературная сказка XX века П. Бажов «Медной горы хозяйка». Сказы.

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Литература XX века.

Проза о Великой Отечественной войне

  1. П. Платонов «Маленький солдат».

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях (М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский и др. (1-2 произведения — по выбору)

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Е. Носов «Трудный хлеб», «Тридцать зерен».

Проза о детях (В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.И. Коваль, Ю.П. Казаков, В.В. Голявкин и др.)

  1. Астафьев «Васюткино озеро».

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Поэзия 2-й половины ХХ в.

Произведения о Родине, родной природе

А. Прокофьев.«Алёнушка»; Д. Кедрин.«Алёнушка»; Н. Рубцов.«Родная деревня»; Дон-Аминадо.«Города и годы».

Поэзия о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский.«Рассказ танкиста».

Литература XX-XXIвв. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов.

Артур Гиваргизов. Стихи детям.

Николай Назаркин. «Изумрудная рыбка».

Зарубежная литература

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

(Примерной программой данное произведения предлагаются к изучению в 6-8 классах.В связи включением фрагментов в учебник 5 класса возможно ознакомительное чтение.)

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мёд».

Зарубежная сказочная и фантастическая проза (Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А.

Г офман, бр. Г римм, Л. Кэрролл, Л. Ф. Баум, Д.М. Барри, Дж.Родари, М.Энде, Дж.

Р. Р. Толкиен, К.Льюиси др.)

Сказки бр. Гримм

Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»

О. Уальд«Мальчик - звезда»

ХансКристиан Андерсен. «Снежная королева».

Зарубежная проза о детях и подростках        (М.Твен, Ф.Х.Бернетт,

Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман,

и др.)

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы (Р. Киплинг, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, ДжДарелли др.)

Джек Лондон. «Сказание о Кише».

  1. класс

Введение

Русский фольклор

Календарно-обрядовые песни.

Пословицы и поговорки. Загадки.

Древнерусская литература.

«Сказание о белгородском киселе».

Литература VIIIвека И.И. Дмитриев. «Муха».

Литература XIX века (28 часа)

И.А. Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро» (1829)

10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества — по выбору, входят в программу каждого класса:

«И.И. Пущину» (1826)- дружба «Узник»(1832) - свобода

«Дубровский». (1832 — 1833)

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус» (1832), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841)

10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса: «Листок», «Три пальмы».

Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Ф.И. Тютчев. «Умом Россию не понять...» (1866).

1-2 стихотворения по выбору, например. «Есть в осени первоначальной...» (1857), «Неохотно и несмело», «Листья».

А.А. Фет. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...» (1850)

1-2 стихотворения по выбору, например: «Учись у них - у дуба, у березы...» (1883)

и др.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

Н.С. Лесков. Повесть «Левша».

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия».

Поэзия 2-й половины XIX в.

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».(1-2 произведения по выбору)

Проза конца XIX - начала XX вв.

А.И.Куприн. «Чудесный доктор».

А. Грин. Повесть «Алые паруса».

Литература ХХ века.

М.М. Зощенко. «Галоша».

Поэзия конца XIX - начала XX вв.

С.        Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном». А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» (1915).И.А. Бунин «Родина». К.Д. Бальмонт «Вечер». (1 стихотворение на выбор)

Проза о Великой Отечественной войне К Воробьев «Немец в валенках».

Поэзия о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые»

Проза XX вв.

  1. П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937).

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

Проза о детях

  1. Г. Распутин «Уроки французского».

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Поэзия 2-й половины ХХ в.

Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов- лауреатов премий и конкурсов

М. Самарский. «Радуга для друга».

Литература народов России

Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

К. Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Зарубежная литература.

Гомер «Одиссея» (фрагменты по выбору)

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни:

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Зарубежная сказочная и фантастическая проза (Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А.

Г офман, бр. Г римм, Л. Кэрролл, Л. Ф. Баум, Д.М. Барри, Дж.Родари, М.Энде, Дж.

Р. Р. Толкиен, К.Льюиси др.)

КЛьюис «Хроники Нарнии»._

Зарубежная проза о детях и подростках (М.Твен, Ф.Х.Бернетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман,

и др.)

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943).

Э.Портер «Поллианна»

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы (Р. Киплинг, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.Дарелли др.) - 1-2 произведения

Э.        Сетон-Томпсон «Снап».

Луиджи Пиранделло «Черепаха».

Современная зарубежная проза

  1. класс

Введение

Русский фольклор

Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

Пословицы и поговорки, предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки - Ведьмы», «Пётр и плотник».

Анекдот.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Литература VIII века

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание».

Литература XIX века

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (1822)

10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества — по выбору, входят в программу каждого класса: «Воспоминания в Царском Селе» (1814) - свобода, «Арион» (1827) -дружба, свобода, «Цветок» (1828) - природа, смысл жизни.

«Повести Белкина» (1830) - «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

Поэма «Медный всадник» (1833) (Вступление).

Поэма «Полтава» («Полтавский бой» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Ангел» (1831), Молитва» («В минуту жизни трудную...») (1839)

«Когда волнуется желтеющая нива...» (1840).

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837).

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» (1835).

Поэзия пушкинской эпохи

К.Н. Батюшков «Мой гений», А.А. Дельвиг «Русская песня», Е. А. Баратынский

«Весна, весна! Как воздух чист!»

Поэзия 2-й половины XIX в.

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848), «Несжатая полоса» (1854).

«Тройка» (1846), «Размышленияу парадного подъезда» (1858) - 1-2 стихотворения

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)

И.С. Тургенев

Стихотворения в прозе: «Русский язык» (1882), «Воробей», «Близнецы», «Два богача».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Дикий помещик» (1869), «Премудрый пискарь».-2 сказки по выбору.

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (1852).

А.П. Чехов. «Хамелеон» (1884), «Злоумышленник».

Поэзия 2-й половины XIX в.

  1. А. Фет - 1 стихотворение по выбору, например: «Этоутро, радость эта...» (1881).
  1. класс

Введение

Русский фольклор

Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

Пословицы и поговорки, предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки - Ведьмы», «Пётр и плотник».

Анекдот.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Литература VIII века

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание».

Литература XIX века

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (1822)

10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества — по выбору, входят в программу каждого класса: «Воспоминания в Царском Селе» (1814) - свобода, «Арион» (1827) -дружба, свобода, «Цветок» (1828) - природа, смысл жизни.

«Повести Белкина» (1830) - «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

Поэма «Медный всадник» (1833) (Вступление).

Поэма «Полтава» («Полтавский бой» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Ангел» (1831), Молитва» («В минуту жизни трудную...») (1839)

«Когда волнуется желтеющая нива...» (1840).

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837).

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» (1835).

Поэзия пушкинской эпохи

К.Н. Батюшков «Мой гений», А.А. Дельвиг «Русская песня», Е. А. Баратынский

«Весна, весна! Как воздух чист!»

Поэзия 2-й половины XIX в.

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848), «Несжатая полоса» (1854).

«Тройка» (1846), «Размышленияу парадного подъезда» (1858) - 1-2 стихотворения

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)

И.С. Тургенев

Стихотворения в прозе: «Русский язык» (1882), «Воробей», «Близнецы», «Два богача».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Дикий помещик» (1869), «Премудрый пискарь».-2 сказки по выбору.

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (1852).

А.П. Чехов. «Хамелеон» (1884), «Злоумышленник».

Поэзия 2-й половины XIX в.

  1. А. Фет - 1 стихотворение по выбору, например: «Этоутро, радость эта...» (1881).

Проза конца XIX - начала XX вв.

М. Горький «Детство», «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).

Л.Н. Андреев «Кусака».

И. Бунин «Цифры», «Лапти».

Поэзия конца XIX- начала XX вв., например: К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, М.А. Волошин, В. Хлебников и др.

  1. Хлебников. - 1 стихотворение на выбор.
  1. А. Ахматова. - 1 стихотворение по выбору, например: «Перед весной бывают дни такие...» (1915)

Поэзия 20-50-х годов ХХ в. (Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников и др.)

  1. В. Маяковский- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.

Н.А. Заболоцкий - 1 стихотворение по выбору Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...»

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие.», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни.».

Литература ХХ века.

М.М. Зощенко. «Беда».

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов- лауреатов премий и конкурсов

Ю.Кузнецова «Выдуманный жучок».

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях Е. Носов «Белый гусь», «Кукла» , «Живое пламя»

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади»

А.П. Платонов «Юшка»

Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земляродная»

Проза о детях

Ю.П. Казаков «Тихоеутро»

Зарубежная литература.

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

Литература народов РоссииР. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни:

Карело-финский эпос «Калевала».

Французский эпос «Песнь о Роланде».

ЗарубежнаяновеллистикаПроспер Мериме. «Маттео Фальконе».

Э.По «Золотой жук»

О'Генри «Дары волхвов»

Зарубежная фантастическая проза Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы»

  1. класс

Введение

Русский фольклор

Русская народная песня «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная», «Вдоль по улице метели метет».

Частушка

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Древнерусская литература

Из «Жития Александра Невского».

«Шемякин суд».

Литература XVIII века.

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 - 1782)

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792)

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор)

Литература XIXвека И. А. Крылов «Обоз» (1812)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (1832 —1836)

Стихотворения:

«К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1825)

«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Метель», «Выстрел», «Гробовщик».

10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества — по выбору, входят в программу каждого класса, например:

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») (1825) - дружба,

«Монастырь на Казбеке» (1829),

«Туча» (1835) - философский взгляд на жизнь «Маленькие трагедии» (1830) : «Моцарт и Сальери»

М.Ю. Лермонтов

10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса

«Крест на скале»,

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840),

Поэмы

1-2 по выбору, «Мцыри» (1839) и др.

Н.В. Гоголь

«Ревизор» (1835)

Повести — 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например:

«Шинель» (1839) и др.

И.С. Тургенев

1 повесть на выбор, например: «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.

Л.Н. Толстой

1 рассказ на выбор: «После бала» (1903)

Ф.И. Тютчев - Стихотворения:

«Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи...) (1829, нач. 1830-х)

(5-8 кл.)

3-4 стихотворения по выбору, например. «Фонтан» (1836), «К. Б.» («Явстретил вас - и все былое...») (1870) и др.

А.А. Фет

Стихотворения.

«Как беден наш язык! Хочу и не могу.» (1887).

3-4 стихотворения по выбору, например: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» (1877), «Ятебе ничего не скажу...» (1885) и др.

А.П. Чехов

  • рассказ по выбору, например: «Смерть чиновника» (1883)

Поэзия 2-й половины XIX вв.

А. К. Толстой. Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» (Сверх минимума)

Поэзия конца XIX - начала XX вв.

А.А. Блок

  • 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899) «После грозы» (1900)

Н.С. Гумилев

  • 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).

М.И. Цветаева

  • 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано...» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной...» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке.») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно...» (1934) и др.(

О.Э. Мандельштам

  • 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой...» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота.») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.» (1915) и др. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»

А.А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям...»

Проза конца XIX— начала XX вв., М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, И.С. Шмелев, А.С. Грин (2-3рассказа или повести по выбору

А.И. Куприн «Куст сирени»

Поэзия конца XIX — начала XX вв., например: К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, М.А. Волошин, В. Хлебников и др.

(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)

И. Анненский Д. Мережковский

Литература ХХ века М.А. Булгаков

1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др.

  1. И. Солженицын

1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 - 1960) - «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.

  1. М. Шукшин

1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др. (7-9 кл.)

  1. Т. Твардовский «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) - главы по выбору.

Проза русской эмиграции, например: И.С. Шмелев, В.В. Набоков, С.Д. Довлатов и др. (1 произведение — по выбору

И.С. Шмелев «Какя стал писателем»

Зарубежная литература

  1. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 - 1595).

1-2 сонета по выбору, например:

№ 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений...» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец...» (пер.

С.        Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи...» (пер. С. Маршака).

Ж-Б. Мольер Комедии

- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670).

Зарубежная романистика XIX- ХХ века, например: А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго,

Ч.        Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г .Уэллс, Э.М. Ремарк и др. (1-2 романа по выбору В. Скотт «Айвенго»

  1. класс

Введение

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.)

Литература XVIIIвека.

М.В. Ломоносов —1 стихотворение по выбору, например: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.

Г.Р. Державин —1-2 стихотворения по выбору: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795)

Литература XIXвека

В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812),

1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 - 1824)

Поэзия пушкинской эпохи, например: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823-1831) (9 кл.)

Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...») (1818), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд.» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может.» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» (1836) (5-9 кл.)

«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость».

  1. стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества — по выбору, входят в программу каждого класса: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило...» (1820), «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824), «Зимняя дорога» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра.,.»)(1826), «Не пой, красавица, при мне...» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Кавказ» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту»(1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я...» (1830), «Эхо» 1831), «Чем чаще празднует лицей...» (1831), «Пир Петра Первого» (1835) «Была пора: наш праздник молодой...»(1836)

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 -1840). «Дума» (1838), «Искучно и грустно» (1840) «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), и др.

Стихотворения: «Смерть Поэта» (1837) «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса

«Дума» (1838), «И скучно и грустно» (1840) «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), и др.

Н.В. Гоголь «Мертвые души» (1835 - 1841)

Повести — 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например: «Невский проспект» (1833 - 1834) и др.

Поэзия ХХ века А.А. Блок

  • 2 стихотворения по выбору, например: «Девушка пела в церковном хоре...» (1905) А.А. Ахматова
  • 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям...» (1911), «Родная земля» (1961) и др.

Литература ХХ века

  1. И. Солженицын - 1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 - 1960) - «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.

Проза о Великой Отечественной войне, например: М.А. Шолохов, В.Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев, В.В. Быков, В.П. Астафьев и др. (1-2 повести или рассказа — по выбору

Шолохов «Судьба человека»

Поэзия 2-й половины ХХ в.

Б.Ш.Окуджава. "Молитва Франсуа Вийона", "Арбатскийроманс" (8 кл)

  1. С.Высоцкий "Охота на волков", "Кони привередливые", "Яне люблю" (8 кл)

Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия»

Зарубежная литература

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)

Дж. Г. Байрон

  • 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.
  • фрагменты одной из поэм по выбору

И.-В. Гете «Фауст» (1774 - 1832) (фрагменты по выбор


  1. Тематическое планирование

На изучение литературы на уровне основного общего образования отводится 455 часов.

Основное содержание

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Всего

Введение.

1

1

1

1

1

5

Устное народное творчество

10

4

6

-

-

20

Древнерусская литература

2

2

2

2

2

10

Произведения русских писателей 18 века

2

1

2

3

10

18

Произведения русских писателей 19 века

41

50

27

36

55

209

Произведения русских писателей 20 века

29

26

22

21

27

125

Зарубежная литература+ нар. России

15

17+2

6+1

4

4

49

ИТОГО

100

103

67

67

99

436

Резерв свободного учебного времени

5

2

3

5

3

18

Всего

105

105

70

72

102

455


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

О рабочей программе по математике в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на районной конференции учителей математики...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Рабочая программа по литературе в соответствии с обновленными ФГОС 2023год

Рабочая программа по литературе составлена в "Конструкторе рабочих программ"...