По страницам 20 века
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Щербакова Екатерина Евгеньевна

Сценарий и презентация внеклассного или итогового занятия по литературе после изучения блока поэзии второй половины 20 века. Перед переходом к блоку поэзии о Великой Отечественной войне. Также мероприяие можно провести на неделе русского языка и литературы. Ориентировано на учеников, обладающих артистическими, ораторскими и декламаторскими способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_stranitsam_20_veka.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

По страницам XX века

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли.  Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В. Розанов.

Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская литература XX века" – с какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без героя": (слайд 2)

А по набережной легендарной

Приближался не календарный,

Настоящий двадцатый век…

Литература не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная ангажированность отчетливо проявлялась в характерных заголовках произведений: "Без дороги", "На повороте" В. Вересаева, поэма «Чёрный человек» С. Есенина, «Баллада о борьбе» и «Охота на волков» В. Высоцкого «Закат старого века» А. Амфитеатрова, "У последней черты" М. Арцыбашева, «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Котлован» А. Платонова, «Не выходи из комнаты. Не совершай ошибку…» И. Бродского (слайд 3)

«Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой…» - из манифеста И.А. Бунина «Миссия Русской эмиграции» (слайд 4)

(слайд 5) Один из персонажей с фото – И. А. Бунин – будто сходит с фотографии.

Разыгрывается сцена из рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

(выделенные слова читает Бунин, герои ведут диалог)

— Вы ужасно болтливы и непоседливы, — говорила она, — дайте мне дочитать главу...

— Если бы я не был болтлив и непоседлив, я никогда, может быть, не узнал бы вас, — отвечал я, напоминая ей этим наше знакомство: как-то в декабре, попав в Художественный кружок на лекцию Андрея Белого, который пел ее, бегая и танцуя на эстраде, я так вертелся и хохотал, что она, случайно оказавшаяся в кресле рядом со мной и сперва с некоторым недоумением смотревшая на меня, тоже наконец рассмеялась, и я тотчас весело обратился к ней.

— Все так, — говорила она, — но все-таки помолчите немного, почитайте что-нибудь, покурите...

— Не могу я молчать! Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!

— Представляю. А что до моей любви, то вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае, вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом. Читать при вас нельзя, давайте чай пить...

И я вставал, кипятил воду в электрическом чайнике на столике за отвалом дивана, брал из ореховой горки, стоявшей в углу за столиком, чашки, блюдечки, говоря, что придет в голову:

— Вы дочитали «Огненного ангела»?

— Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.

— А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?

— Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

— Все-то вам не нравится!

— Да, многое...

«Странная любовь!» — думал я и, пока закипала вода, стоял, смотрел в окна. В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него... «Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах...»

Белоусов: Это был Иван Алексеевич Бунин, мастер короткой прозы, нобелевский лауреат, модернист, эмигрант, спорная, одиозная фигура русской литературы.

А теперь позвольте представить А.А. Блока

(Е. Козорюк под музыку читает «Незнакомку») на слайде ключевые слова символизма – звукопись, двоемирие, Прекрасная дама, цветовая гамма.

На фото появляется Н.С .Гумилёв в мундире

Белоусов: Н.С. Гумилёв

(И. Анисимов под этническую музыку выразительно читает, обыгрываает «Жирафа») на слайде ключевые слова акмеизма и имена друзей Гумилёва, входивших в его общество)

А.А. Ахматова (А. Егоренко читает финал поэмы «Реквием»)

Огромное количество стихов поэтов Серебряного века было спето музыкантами не только XX века, но и современными нам.

Нежная М.И. Цветаева (А. Бакурская под музыку романса читает «Мне нравится, что Вы больны не мной…»)

Белоусов: В.В. Маяковский (Куницын читает фрагмент поэмы «Облако в штанах») на двух слайдах плакаты Маяковского и отличительные черты футуризма

Вашу мысль,

мечтающую на размягченном мозгу,

как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий,

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

Мир огр_о_мив мощью голоса,

иду – красивый,

  двадцатидвухлетний.

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

чтобы были одни сплошные губы!

Приходите учиться -

из гостиной батистовая,

чинная чиновница ангельской лиги.

И которая губы спокойно перелистывает,

20 как кухарка страницы поваренной книги.

Хотите -

буду от мяса бешеный

– и, как небо, меняя тона -

хотите -

буду безукоризненно нежный,

не мужчина, а – облако в штанах!

Не верю, что есть цветочная Ницца!

Мною опять славословятся

мужчины, залежанные, как больница,

 и женщины, истрепанные, как пословица.

Белоусов: Вечный оппонент В.В. Маяковского – С.А Есенин

(Яшкина М. исполняет песню на стихотворение Есенина «Клён ты мой опавший»/ звучит аудиозапись группы «Чайф» на стихи Есенина)

Белоусов: В XX веке русская литература стала эстетически многослойной.
Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. Дополнился реализм едкой иронией, жёсткой сатирой, трагизмом. Вашему вниманию – «Мастер и Маргарита».

Сцена из романа «Мастер и Маргарита»

Она подпрыгнула и повисла в воздухе невысоко над ковром, потом ее медленно потянуло вниз, и она опустилась. (катается на метле)

 - Ай да крем! Ай да крем! - закричала Маргарита, бросаясь в кресло.

 "Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита". (пишет записку мужу)

Садится на окно и видит соседа

- А, здравствуйте, Николай Иванович! - грустным голосом сказала Маргарита, - добрый вечер! Вы из заседания?

 Николай Иванович ничего не ответил на это.

- А я, - продолжала Маргарита, побольше высовываясь в сад, - сижу одна, как видите, скучаю, гляжу на луну и слушаю вальс.

 Левою рукою Маргарита провела по виску, поправляя прядь волос, потом сказала сердито:

 - Это невыносимо, Николай Иванович! Все-таки я дама, в конце концов! Ведь это хамство не отвечать, когда с вами разговаривают!

 Николай Иванович, видный в луне до последней пуговки на серой жилетке, до последнего волоска в светлой бородке клинышком, вдруг усмехнулся дикой усмешкой, поднялся со скамейки и, очевидно, не помня себя от смущения, вместо того, чтобы снять шляпу, махнул портфелем в сторону и ноги согнул, как будто собирался пуститься вприсядку.

 - Ах, какой вы скучный тип, Николай Иванович, - продолжала Маргарита, - вообще вы все мне так надоели, что я выразить вам этого не могу, и так я счастлива, что с вами расстаюсь! Ну вас к чертовой матери! (звонит телефон, под музыку «Шабаш ведьм» после звонка летит на болота – на слайде фото болота под музыку «Шабаш ведьм»)

Белоусов: Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье". Несмотря на воцарение малых эпических жанров, текстом, отразившим понятие «кризисность» в полной мере, стал роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

 Разыгрывается сцена из романа Б. Л. Пастернака

(двое облокотились на спинку  дивана: Бондаренко А. и Зайченко О.)

- Убийства, как полагали, встречались только в трагедиях, романах из мира сыщиков и в газетных дневниках происшествий, но не в обыкновенной жизни.

- И вдруг этот скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства.

- Наверное, никогда это не проходит даром. Ты лучше меня, наверное, помнишь, как сразу все стало приходить в разрушение.

- Движение поездов, снабжение городов продовольствием, основы домашнего уклада, нравственные устои сознания.

— Продолжай. Я знаю, что ты скажешь дальше. Как ты во всем разбираешься! Какая радость тебя слушать.

— Тогда пришла не правда на русскую землю. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической — потом революционной.

- Это общественное заблуждение было всеохватывающим, прилипчивым. Все подпадало под его влияние. Не устоял против его пагубы и наш дом. Что-то пошатнулось в нем. Вместо безотчетной живости, всегда у нас царившей, доля дурацкой декламации проникла и в наши разговоры, какое-то показное, обязательное умничанье на обязательные мировые темы. Мог ли такой тонкий и требовательный к себе человек, как Паша, так безошибочно отличавший суть от видимости, пройти мимо этой закравшейся фальши и её не заметить?

И тут он совершил роковую, все наперед предрешившую ошибку.

- Ты не можешь себе представить, как это было важно, сколько глупостей натворил Паша из-за этого ребячества.

- Он пошел на войну, чего никто от него не требовал. Он это сделал, чтобы освободить нас от себя, от своего воображаемого гнета. …. С каким-то юношеским, ложно направленным самолюбием он разобиделся на что-то такое в жизни, на что не обижаются. Он стал дуться на ход событий, на историю. Пошли его размолвки с ней. Он ведь и по сей день сводит с ней счеты. Отсюда его вызывающие сумасбродства. Он идет к верной гибели из-за этой глупой амбиции. О если бы я могла спасти его!

— Как неимоверно чисто и сильно ты его любишь! Люби, люби его. Я не ревную тебя к нему, я не мешаю тебе.

В образе Б.Л. Пастернака Бондаренко А. читает стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути»

Белоусов А.: Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим стремлением к свободе нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении.

 Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.

Возникают такие особые явления в истории литературы, как Иосиф Бродский. Несомненно, его творчество – результат того самого эстетического и исторического контекста.

(А. Бондаренко читает стихи Бродского «Не выходи из комнаты…», А.Белоусов читает «Балладу о борьбе В.Высоцкого)

(на экране несколько отрывков из экранизаций, стихов, голосов поэтов)

Белоусов А.: Таков он – век ΧΧ - ый. Противоречивый, стремительный, надрывный, острый,  век великих трагедий и самой едкой сатиры.

Молчат гробницы, мумии и кости,—
       Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
       Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
       Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
       Наш дар бессмертный — речь.


http://www.nashaepoha.ru/?page=obj93178&lang=1&id=6187

http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post340864425


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы истории России в XVI - XVII веках

Правила игры.Игра  составлена  на  основе  некогда  очень  популярной телевизионной программы «Брейн-ринг».Класс делится на три команды  (8,9,10 классов). Путём жере...

Учебно-методические материалы музейного урока «Страницы развития книгоиздательского дела в конце 19 - начале 20 веков в Петербурге-Петрограде»

Учебно-методические материалы музейного урока «Страницы развития книгоиздательского дела в конце 19 - начале 20 веков в Петербурге-Петрограде»...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

урок по истории "Три страницы позапрошлого века"

Конспект повторительно-обобщающего урока по истории России по итогам правления Александра 1...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ"ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА"

урок по первой половине 19 века,представлены его наиболее значимые моменты...

Былины и их герои в поэзии 20 века (Автор и время на страницах произведений 20 века)

Материал помогает изучить тему: "Былины и их герои в поэзии 20 века" (по учебнику Литература. 8 кл. Под ред. Курдюмовой)...

Брейн-ринг По страницам Истории России 18 века

Подготовительный этап. Класс делится на три  команды: две команды -  игроки, одна – наблюдатели(учащиеся, которые по объективным причинам не пожелали участвовать в конкурсной программе...