Культурологический аспект изучения литературы в школе
статья по литературе по теме

Елена Станиславовна Хвостова

ФГОС по литературе среди предметных результатов освоения программы предполагает, что ребенок должен научиться осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Для этого у него должна быть сформирована целостная картина мира (а не мозаичная, в которой он вынужден жить). Культурологический подход к литературному образованию призван помочь ребенку сориентироваться в сходящихся и расходящихся направлениях мысли и осуществить диалог, общение ТЕКСТ – РЕБЕНОК – КУЛЬТУРА. Несколько слов о том, как это можно осуществить через уроки литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурологический аспект изучения литературы в школе

«То, что происходит с миром во всех сферах, есть апокалипсис целой огромной космической эпохи, конец старого мира и преддверие нового. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может не устоять человек… Возможно не только возникновение нового искусства, но и гибель всякого искусства, всякой ценности, всякого творчества».
Н. Бердяев

Учебный предмет «Литература» представляет собой единство искусства слова и основ науки, которая изучает это искусство (литературоведения). Таким образом предполагается, что литературное развитие ребенка — это процесс, направленный на формирование читателя, способного понять литературное произведение в историко-культурном контексте и выразить себя в слове. Художественная литература предоставляет читателю возможность освоить духовный опыт разных поколений, помогает выработать мировоззрение, а главное, раскрывая образ человека как величайшей ценности, вводит читателя в пространство культуры. Вот в этой точке возникает сразу целый ряд вопросов, над которыми, мне кажется, нужно задуматься учителю литературы.

Имея линейную программу, мы могли выстроить (и пройти) в течение школьных лет путь развития человечества по всем его этапам: Античность, Средневековье, Новое время, Современность — и позволить ребенку увидеть в образах культуры себя. Культурологический подход к изучению литературы позволял поговорить о каждой эпохе, которая дала культуре концентрированный Образ, включивший все самые напряженные философские, этические и эстетические проблемы своего времени. Для Античности это Эдип и Прометей, Данте, для Средневековья — Христос, для Нового времени — Гамлет, Дон-Кихот, Фауст. Формально соответствующие тексты в рекомендуемом перечне присутствуют и сегодня, однако выстроить в разговоре о них какую-либо последовательность не всегда возможно, т.к. концентрический принцип построения программы вынуждает каждый учебный год начинать с одной и той же точки.

При этом во ФГОС заложены вполне справедливые требования к предметным результатам освоения программы:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования при этом включают

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Все это невозможно сделать без осознания своего места в культуре, ибо, как сказал философ В. Библер, «культура сегодня смещается в область обыденности, в средоточие человеческого бытия и пронизывает все события жизни от войн до экономических неурядиц, сознает это человек или нет». Человек оказался в промежутке различных встречных и пересекающихся смыслов бытия, все более несводимых между собой. Вместо последовательного восхождения (Античность — Средневековье — Новое время) человек получает все модели бытия в одной точке. «Индивид теряет комфортное место "точки" на некоей единственной восходящей траектории. В таком промежутке ни один осмысленный поступок уже не имеет абсолютной истинности или ценностной санкции. Каждый поступок что-то ПРЕСТУПАЕТ, несет в себе риск личного перерешения — заново! — исторических Судеб, решений, выборов. Все эти смысловые и ценностные спектры оказываются значимыми одновременно. ...бытие в "промежутке" непереносимо, наше сознание спешит к однозначному выбору: абсолютный покой Востока, или — в причащение Средневековья, или — в чистый эстезис Античности, или — в позитивистский (рассудочный) прогрессизм».

Культурологический подход к литературному образованию призван помочь ребенку сориентироваться в этих сходящихся и расходящихся направлениях мысли и осуществить диалог, общение ТЕКСТ – РЕБЕНОК – КУЛЬТУРА.

Далее предлагаю несколько уроков-ключей по наиболее важным разделам курса.

«Была прежняя история, которая сейчас кончается, завершается, ей на смену приходит новый период, ни в чем не похожий на прежний – не истории даже, а чего-то совершенно нового – то ли всеобщего одичания и упадка, то ли нового варварства. Между концом старого и началом нового нет связующих звеньев».
В. Соловьев

Античная нравственность

Древний эллин внутренне покорен року, космической судьбе, справедливости. Он обреченно избывает предначертания судьбы, он не может и не должен знать свою судьбу и тайный смысл своих поступков. Он должен честно сыграть свою роль в космической трагедии, но — одновременно — древний эллин целиком, индивидуально отвечает за космический рок. Это индивид, могущий и долженствующий судить самого себя. Индивид, способный сосредоточить в акмэ (вершине жизни) героического поступка все прошлое и все будущее многих поколений. Это индивид, полностью осознающий, провидящий космический роковой смысл своего деяния(поступка) уже в самый момент его осуществления. (По работе Библера «Нравственность. Культура. Современность»).

Цель занятий по мифологии — сформировать картину мира античного человека. Цель творческой работы — описать мир с позиции мифологического сознания.

I этап — космогонические мифы: мифы о создании Вселенной. Смена времен года, суток — идея циклического времени: актуально только настоящее, т.к. все повторяется. Отсюда культ бессмертия (мифы о Деметре, наказание и отношение к убийствам).

II этап — героический пантеон. Походы Тезея, Язона, Одиссея, Геракла — освоение пространства: земля – небо – стороны света. Пространство не рассматривается как абстрактное понятие.

Актуализация текста: что стоит за мифом — миф и реальность: 12 подвигов Геракла, мифы о Дедале, Гефесте — история технического развития, основные занятия греков, пояс Ипполиты — падение матриархата, кони Диомеда, Авгиевы конюшни — коневодство, стимфалийские птицы — появление железа, быки Гериона и т.п.

Основной метод работы — эстетический анализ содержания через «вчувствование и сочувственную оценку» (М. Бахтин), т.е. пересказ другими словами того события, поступка, которые нашли художественное завершение в тексте.

III этап — человек в пространстве и времени.

Основные выводы: античный человек = богу; природа вечна, человек — часть природы, следовательно, и человек вечен; отсюда переход из живого в неживое и наоборот (метаморфозы). Смысл бытия — радость и красота, т.к. добро и зло неразделимы, а сам человек и является истиной.

Завершающий этап — урок Свободного Вопроса. Мы прослеживаем развитие и падение мифа как Слова (наивность, беспристрастность, не-знание) и каждый задает вопрос, который его заинтересовал больше всего. Вопросы можно задавать и учителю, и одноклассникам.

Типы творческих заданий на этом этапе:

  • собственный космогонический миф;
  • Метаморфозы;
  • толкование фразеологических оборотов, пришедших из античных мифов.

Средневековая нравственность

Ядро нравственности, напрягающее каждый поступок средневекового индивида (христианина), может быть определено так: в душе индивида всегда существует точечное и крайне неустойчивое равновесие между мгновением земной жизни, краткой, суетной, смертной, временной, и неподвижными веками потустороннего бытия - вечностью небесного возмездия. Краткая земная жизнь, как бы преходяща и тленна она ни была, определяет все события жизни вечной. В этом смысле земное время равнозначно вечности. В средневековом сознании каждое мгновение нравственно осознается и осмысливается как мгновение предсмертное, замыкающее жизнь, мгновение на грани времени и вечности. Это означает, что каждый миг нравственно завершает земное время человека, все его жизненные поступки, и поэтому жизнь в средоточии этого (последнего!) мгновения может быть перерешена, повернута, направлена свободной волей в другую жизненную кол ею. И в этом смысле — от мгновения смертной жизни зависит наполненность вечности; вечность — не предрешена, но предрешаема. Каждый поступок средневекового индивида оказывается обусловлен не только прошлым, но и будущим, уже существующим в вечности, возмездием или блаженством; и одновременно абсолютно свободным, так как я, поступая сейчас, на века определяю будущую вечность. (По работе Библера «Нравственность. Культура. Современность»).

Прежде, чем перейти к чтению библейских историй, притч или житий, опираясь на уже сформированное представление о христианстве, сопоставляем картину мира средневекового человека и античного. Что изменилось?

Время

_____________ РХ __________                           Линейное (в отличие от античного циклического)

ДО                (смерть и             СТРАШНЫЙ СУД
            воскресение Христа)

Актуализируется будущее время, так как земная жизнь конечна, а вечную (после смерти) надо заслужить.

                                          Вечность

                                     борьба добра и зла

Земная жизнь

Человек отделяет себя от природы и больше не равен Богу.

Если есть возможность поработать с библейскими текстами, то основной метод работы — комментированное чтение и проблемные вопросы. Например:

— Читаем Нагорную проповедь без комментариев, а потом вопрос: «Кто ни разу в жизни не нарушил ни одной заповеди? Почему?»

— Чем отличаются 10 заповедей Моисея от заповедей Иисуса Христа?

— Что значит заповеди БЛАЖЕНСТВА?

— Можно ли не клясться?

— Как быть с законом «Не судите...»?

— Истолкуйте притчу, не заглядывая в Евангелие.

Цель уроков по библейским текстам — сформировать представление об основных категориях средневековой (христианской) этики, эстетики и культуры в целом. Возможные типы творческих заданий — заметки на полях (толкование некоторых строк), комментарии к законам и притчам, собственная притча.

Наиболее полное представление о требованиях к жанрам литературы эпохи Средневековья формируется при работе с житийным каноном. Мы работаем с «Житием преподобного Сергия Радонежского», написанным Б. Зайцевым в 1925 году. («Житие» Б. Зайцева используется в силу слабой подготовленности детей к восприятию древнерусского текста, а это «Житие» сохраняет и идею, и структуру житийного канона. В «подлиннике» читаются отрывки «Жития протопопа Аввакума»). По тексту составляется структурная модель (не план!) жития.

Структурное моделирование — один из способов актуализации текста, узнавание в тексте определенных признаков, правил, по которым он строятся (аналогично картам Проппа в волшебных сказках). По модели жития Сергия Радонежского предлагается создать свой текст, сохраняя структурные элементы и идею, но перенеся действие в современный мир или на литературного персонажа. Цель такой работы — испробовать манеру работы средневекового мастера, который создавал художественный текст, опираясь на образцы великих Мастеров (классицистический подход к творчеству как к ремеслу).

Нравственность Нового времени

В Новое время каждый момент земного бытия нравственно значим в своей неповторимости и включенности в актуальную бесконечность земного срока. В Новое время каждый поступок (в его нравственной рефлексии) может быть полностью свободен и полностью ответствен только в трагедийности Гамлетовой вопросительности бытия: я могу действительно отвечать за свои поступки, если могу пройти искус самоубийства, когда моя жизнь, зависимая от родителей, благоприятных условий, от божьей воли, оказывается феноменом моей воли «быть!», моего мучительного и никогда не окончательного выбора, так как в каждое мгновение я способен перерешить этот вопрос заново. Но только разум — в его полной беспощадности — должен судить суть каждого поступка, меру его свободы, ведь может оказаться, что мой поступок — лишь неотвратимое звено в цепи не моих расчетов и свершений. Я должно прерывать связь времен, возвращаться к началу, отвечать за весь ход истории — до и после свершаемого поступка. (По работе Библера «Нравственность. Культура. Современность»).

Идея циклического времени:

                                              расцвет

          упадок

Новое время включает в себя несколько литературных течений, но главным для них остается одно: для создания художественного текста одного мастерства мало, нужно чувство, синкретизм (объединение) субъекта, объекта и адресата в эстетическом «вчувствовании» (Бахтинская модель высказывания (текста)). Понятие правила сменяется понятием вкуса. Для реализации художественного текста читатель должен стать эмоциональным эхом автора.

Для работы с текстами вводим санскритское понятие "вкуса текста" — ras'ы. Не вкус читателя как эстетического субъекта, а вкус самого текста (как вкус чая или кофе), чувство, которое испытывает читатель от прочтения текста.

Выделяется всего 9 ras

Мужество

Гнев

Скорбь

(гордость)

(печаль)

Любовь

Покой

Отвращение

Веселье

Удивление

Страх (ужас)

 

Цель работы на этом этапе — воспитание вкуса, чувства стиля. Типы заданий:

  • соотнести любой текст с древнеиндийской расой ( эмоциональная рефлексия; в основном работаем с поэтическими текстами Пушкина и Жуковского);
  • глоссализация — выбор ряда слов, которые создают упорядочение этого текста (ключевые эмоциональные слова, создающие вкус текста);
  • эссе в духе выбранной расы, можно на основании другого текста.

Один из приемов работы с текстом — восстановить пропущенные слова (ключи) в художественном тексте, сохраняя стилевую доминанту. Например, задание: восстановить в стихотворении А. Пушкина «Туча» пропущенные эпитеты так, чтобы полученный текст соответствовал расе веселья. Результат работы: сверяем свои тексты с оригиналом и делаем вывод о соответствии и ошибках.

Еще один вид работы — работа с поэтикой заглавия (название — эквивалент текста) — по «Бедной Лизе» Карамзина, «Горю от ума» Грибоедова.

Следующий этап работы с текстом — умение увидеть за/над текстом картину мира, создавшею его сознания (картина мира сентименталиста, романтика и т.д.).

Основные понятия эпохи Просвещения (гуманизм как уважение к личности; естественный человек, то есть свободный; культ знаний) закономерно рассмотреть на примере конфликта комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Здесь основным моментом работы над текстом становится его актуализация для современного читателя, отсюда задания при чтении :

  • составить цитатник крылатых слов и выражений;
  • выписать все упоминания об уме (чтобы составить толкования понятия ума в системе взглядов Чацкого и Молчалина);
  • подобрать актера, подходящего на роль (возраст, манеры поведения, внешний вид);
  • определить жизненной кредо основных персонажей цитатой из текста;
  • любовные многоугольники (Чацкий – Молчалин – Софья; Софья – Молчалин – Скалозуб; Молчалин – Софья – Лиза) и вывод о том, почему комедия превращается в трагедию;
  • поэтика заглавия (Чацкий — "умный дурак", человек, не умеющий пользоваться своим умом. Ум (разум) в системе Просвещения: интеллект — здравомыслие. Обеспечивает ли ум нравственность?)

Последний этап работы — картина мира человека Нового времени. В эстетике романтизма искусство — игра свободного воображения (Кант). Искусство — творческая деятельность, порождающая новую реальность. Романтический читатель присваивает себе текст, переживая его как СВОЮ жизнь. Если читатель в классицизме — эксперт (оценивает уровень мастерства), в сентиментализме — со-страдатель (эстетическая рефлексия), то в романтизме — равноправный участник. Поэтому художественное восприятие текста — способ САМОактуализации читателя, то есть читатель выступает со-автором текста, участвует в процессе сотворчества.

Способ освоения художественной действительности — литературная мистификация на материале «Повестей Белкина» А.С. Пушкина. Творческое задание: «Один день в кругу И.П. Белкина»; «История глазами героев».

Классический реализм рассматривает искусство как способ познания мира. Автор познает героя как другую Личность. Поэтому цель работы с текстом — научить видеть в другом другого, определить Я-в-мире, найти себя среди других, принять позицию Я-в-мире автора, понимая, что мое Я-в-мире отличается от него и от Я-в-мире литературного героя.

В XX веке творческий акт принципиально не завершен, так как произведение искусства не состоится без воздействия на читательское восприятие. Если я спорю с текстом, не происходит эстетическое восприятие, а значит, не происходит объединения сознаний автора и читателя, то есть не возникает диалог, перекличка, без которого невозможно формирование художественного мышления.

«В художественном мышлении формируется новая всеобщая ориентация разума на идею взаимопонимания, общения через эпохи. …В искусстве начала века возрастает роль читателя, слушателя, зрителя, который должен — каждый по-своему — вместе с художником ("дополнительно" к деятельности художника) формировать, доводить, завешать полотно [текст, партитуру]. Причем зритель, читатель, слушатель проектируется художником не только внутри данной исторической эпохи, но и как человек иного исторического видения, человек иной культуры». В.С. Библер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. — М., 1986

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986

Бердяев Н.А. Кризис искусства. — М., 1990

Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. — М., 1990

Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1991

Тюпа В.И. Архитектоника эстетического дискурса//Бахтинология. Исследования. Переводы. Публикации. — СПб., 1995

Розанов В.В. О писательстве и писателях. — М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе.

Одной из отличительных особенностей моей методики преподавания литературы считаю системное обращение к сравнительно-типологическому анализу художественного произведения в литературном контексте. Сравн...

Культурологический аспект в изучении географии своего региона (на примере одного урока)

Методическая статья для учителей регеоноведения и краеведения...

Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе

В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...

Формирование чувства национальности при изучении литературы в школе

Формирование чувства национальности при изучении литературы в школе...

Культурологический аспект преподавания литературы в школе.

О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....

Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы в школе

Экспериментальная деятельность учителя на уроках литературы....

Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках

Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках...