Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Крючкова Вероника Александровна

Технологическая карта урока литературы по теме: "Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони»  (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kryuchkova_v.a._razrabotka_uroka_po_literature.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Технологическая карта изучения темы

Предмет

Литература

Класс

5

Тип урока

Урок-исследование, направленный на формирование УУД в рамках изучения литературного произведения

Тема

Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони»  (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Цель

Сопоставить образы Маруси и Сони, подготовиться к написанию сочинения.

Автор

Крючкова Вероника Александровна,  МБУ СОШ №86 г.о. Тольятти, учитель русского языка и литературы

Планируемые результаты

Предметные:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы;

-  формировать умение сопоставлять героев, формулируя собственное отношение к каждому из персонажей;

- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесных образов;

-  обогащать словарный запас.

 Личностные УУД:

-  формировать умение проверять и оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников;

Регулятивные УУД:

 -  планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

- развивать логическое мышление;

-развивать и совершенствовать приемы умственной деятельности;

- контролировать и оценивать процесс и результаты действия;

- закрепить навыки работы с черновым материалом;

 Познавательные УУД:

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

-  научиться в процессе подготовки к сочинению и на этапе его написания использовать определения понятий;

- уметь подобрать языковой материал  в соответствии с замыслом;

  Коммуникативные УУД:

 -  уметь высказать свое мнение, уметь слушать и вступать в диалог;

-  участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-  развивать умение работать в парах.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

В парах

Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

                                                                                               Технология изучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

1.Этап мотивации и самоопределение к деятельности

2.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

3.Этап  подготовки к изучению новых знаний, постановка учебной задачи

4) Организация деятельности  по анализу повести. Обсуждение ответов на вопросы

5) Закрепление материала, самостоятельная работа

6) Этап рефлексии

8) Итоговый этап.

Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя.

- Здравствуйте, ребята!  Мы продолжаем знакомиться с  повестью В. Г. Короленко « В дурном обществе» В.Г.Короленко в своем  произведении  сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых. Писатель показал, что в жизни ребенка бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья.

Учитель формулирует проблемную задачу по теме урока. Предлагает  записать в тетради эпиграфы к уроку:

"улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры”. (Вася)

Беда и радость ходят рядом

Вечно –

Людей спасает только человечность

                              (Пимен Панченко)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

О судьбах каких героев мы будем говорить на уроке?

Как вы определите цели нашей сегодняшней беседы?

Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

Сегодня на уроке мы будем сравнивать  двух героинь повести – Марусю и Соню.

Учитель сообщает тему и  цель урока

Работа с термином «сравнение».

Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.)

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Определяем схему, по которой будем характеризовать героинь повести.

Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою;  имя; обстановка)

Войдя в жизнь Валека и Маруси, наблюдая за ними, Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению?

1.Портреты Маруси и Сони.

Выразительное чтение портретов Маруси и Сони.  Чтение отрывка, описывающего Марусю.

Найдите художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения), с помощью которых автор выражает свое отношение. (Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;

Сравнение - …как былинка, … как головка полевого колокольчика)

Можно ли сказать, что автор любуется Марусей, ее красотой (белокурые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы).

Найдите детали портрета, показывающие сочувственное отношение писателя к своему герою.

(Крошечное создание, кривые ножки, головка, как головка полевого колокольчика, платье грязно и старо, шаталась, как былинка.

Прочитайте описание портрета Сони.

Какой автор показывает эту девочку?

Что явилось причиной того, что девочки выглядят по-разному?

2. Условия жизни героинь.

Сравните условия жизни Маруси и Сони и как отразились эти условия на внешности и характерах  Сони и Маруси.

(Условия жизни: Маруся была нищей, бездомной; Соня из «приличного общества»).

(Самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком. Все это поражает Васю. Он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни высасывают из нее жизнь.)

3. «Серый камень»

 Как вы понимаете слова о серых камнях, которые высосали из Маруси жизнь? Как называется художественное средство, которое использует автор?

Символом чего является «серый камень»?

(Серый камень- голод, холод, безжалостность, черствость, страх, равнодушие. Серый камень — символ человеческой жестокости, несправедливости законов, которые заставляют страдать.)

Какие выводы мы можем сделать о жизни девочек на основании этих характеристик?

4. Анализ главы «Кукла»

(звучит музыка  П.И. Чайковский «Болезнь куклы»)

-Какие игрушки могли окружать Соню?

(У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле).

-Почему у Маруси не было игрушек?

-Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты.

Какую роль сыграла детская игрушка  в жизни Маруси?

«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания.  Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку,   и по временам даже бегала, по – прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

1.Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (работа в парах)

2. Создание синквейна

Работа в группах:

Самостоятельная работа с проверкой.

 Составьте небольшую характеристику Маруси и Сони, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. 

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

3.Составление плана сочинения. (используя материал таблицы)

Организация рефлексии учащихся. Учитель просит учащихся каждой группы подумать, с какими заданиями они справились легко и без затруднений, а какие вызвали у них трудности. Просит подумать в чем причины этих трудностей.

Одним предложением записать, что нового и наиболее ценного каждый узнал на уроке.

Сегодня на уроке я научился….

-Своей работой на уроке я….

-Урок заставил меня задуматься….

- А особенно мне удалось…

- Мне показалось важным…

- Мне было интересно, потому что…

-Я понял, что…

- Для меня стало открытием, что…

Заключительные слова учителя.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

 Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много– опасайтесь потерять друзей!

Домашнее задание.  

Написать сочинение: «Сравнительная характеристика Сони и Маруси»

Эмоционально настраиваются на работу.

Записывают  в тетради эпиграфы урока.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Сопоставляют свое понимание термина «сравнение» с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов.

Определяют роль сравнения героев (это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

 Анализируют этапы построения сравнительной характеристики.

Составляют таблицу: «Сравнительная характеристика Маруси и Сони»  (не заполняют)

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

Читают  отрывок, описывающий Марусю.

Работают  с лингвистическим словариком  (эпитет, сравнение). Анализируют фрагмент текста.  Выписывают в тетрадь сравнения, эпитеты.

Читают  описание портрета  Сони. Аналитическая работа с текстом.

Сравнивают портретные характеристики Сони и Маруси.

Сопоставляют условия жизни двух героинь.

Составляют ассоциативный  ряд  к словосочетанию  «серый камень», определяют лексическое значение, записывают ключевые слова.

 

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

Работают с языковыми средствами выразительности

Заполняют таблицу сопоставления Маруси и Сони (приложение1)

Выступление 2-3 пар (зачитывание данных, внесенных в таблицу)

Работают в группах.

Составляют синквейны:  «Маруся» и «Соня».

Зачитывают синквейны..

Записывают в тетрадь план сочинения.

Зачитывают планы (2-3 плана по выбору).

Учащиеся формулируют и записывают (возможно, отображают графически, в виде рисунка) результат своей рефлексии.

Записывают в дневники  

Личностные:  самоопределение; выработка учебной мотивации.

   

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

личностные: осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные : построение речевого высказывания в устной форме, формулирование собственного мнения.

Регулятивные: целеполагание, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование.

Познавательные: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, умение излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

Коммуникативные:  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

.

Познавательные: умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного произведения.

Коммуникативные: создание устных монологических высказываний разного типа, умение вести диалог.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.

                                                                                                                                                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маруся

     Соня

Портрет  

Характер персонажа

Изображение условий, в которых живет персонаж

Художественная деталь, характеризующая героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...

Тема урока: «Маруся и Соня : два детства.»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

На этом уроке сравнительно изучаются два литературных героя: Соня и Маруся.Ребята должны понять, в какой трудной ситуации могут оказаться бедные люди.Им тяжело выбраться из подземелья.Нищета,голод и х...

Урок литературы. Подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".

Материал содержит темы сочинений по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе", а также памятку к данным темам....

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...