И.С. Тургенев Обзорный урок
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Байматова Дилбар Солиевна

Разработка урока по новому учебнику 10 класс с русским языком обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenev.docx130.16 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОТДЕЛ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗВАНИЯ ЯНГИЮЛЬСКОГО РАЙОНА

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«И.С. ТУРГЕНЕВ»

ОБЗОРНЫЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ ПИСАТЕЛЯ

C:\Users\User\Downloads\1259755609.jpg

2017 год

Дата:

Класс: 10 класс

Тема:  И. С. Тургенев. Обзорный урок по творчеству писателя.

Цели:

Обучающие: Знакомство с личностью писателя; дать обзор по творчеству И.С. Тургенева;

Развивающие: обеспечить развитие речи учащихся путём самостоятельного формулирования выводов и обобщений обеспечение ситуации эмоционального переживания;

Воспитательные: формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств;

Формируемые ключевые компетенции:

К1- Коммуникативная компетенция: (-понимает лекцию, доклад с преобладанием знакомой лексики; - умеет вести по изученным темам и ситуациям диалог, аргументируя своё мнение);

К2- Информационная компетенция: (-умение пользоваться существующими источниками информации);

К3- Компетенция самосовершенствования: (умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений классической и современной русской литературы в жизненных ситуациях);

Тип урока: Комбинированный урок

Метод работы: Лекция, фронтальный, индивидуальный опрос

Ресурсы: Портрет И.С. Тургенева, рефераты, иллюстрации к произведениям «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», раздаточный материал, выставка книг, мультимедиа, презентация по творчеству писателя;

Ход урока

  1. Организационный момент. (К1, К3) Приветствие. Объявление темы и цели урока. Проверка готовности класса к уроку.  

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русской прозой второй половиной XIX века.

   – Что же происходит с человеком, когда он открывает книгу? Он попадает в   мир литературы. По страницам своих произведений вас, читателей, ведут А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Островский, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, И. Гончаров и другие великолепные мастера пера. Из творений этих замечательных людей вы черпаете знания, потому что литература скрывает в себе немало тайн, раскрытие и познание которых придаёт вам силы и мудрости. А сегодня нашу портретную галерею пополнит ещё один замечательный писатель Иван Сергеевич Тургенев.

  1. Актуализация полученных знаний. (К3) Выполняется у доски.

1. Составить синквейн по темам «Гроза» и «Бесприданница».

2. Вопросно-ответная беседа по творчеству А. Н. Островского.

    План:

1. “Бесприданница”. Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы Огудаловой в безнравственном мире “чистогана”.

2. “Снегурочка”. Поэтический мир берендеев, добрые и справедливые законы этого мира. Любовь – высшая ценность человеческой жизни. Сказочно-символическая поэтика пьесы.  Значение А.Н. Островского в истории русского театра. Островский на современной сцене.

3. Критика: Н.А.Добролюбов “Луч света в темном царстве”, А.А. Григорьев “После “Грозы” Островского”, “Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу”

  1. Объяснение нового материала.(К2, К3)

Вступительное слово учителя.

  •  Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока, исходя из тех материалов, которые лежат на партах?

             Тема: И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества / запись в тетрадь/

  • Какие цели ставите вы перед собой на сегодняшнем уроке?

Учитель знакомит с количеством часов, отведённых в программе на изучение творчества И.С.Тургенева, и сообщает о плане работы;

План:

1. Очерк жизни и творчества.  Романы “Рудин”, “Отцы и дети”,  “Дворянское гнездо”   (по выбору).

2. “Рудин”. Герой эпохи в изображении Тургенева.

Противоречия в       характере героя,  трагичность его судьбы. Наталья  Ласунская – тип тургеневской девушки; увлеченность героини и романтическими идеалами, ее готовность к  самопожертвованию. Особенность композиции романа.

3. “Отцы и дети”. Общественный и любовный конфликт в романе, отразивший суть социально-политических, философских, эстетических проблем России 60-х годов. Объективно-историческая и субъективно-авторская обусловленность в изображении характера Базарова (демократизм, нравственный максимализм и др.). Принципы типизации центральных и второстепенных героев (Кукушкина, Ситников). “Концентрические круги” в композиции романа. Жанровое своеобразие – социально-психологический роман. Полемика вокруг романа “Отцы и дети”.

4. Критика: Д.И.Писарев “Базаров”, М.А.Антонович “Асмодей нашего времени”. Значение творчества И.С. Тургенева в русской и мировой литературе. Вопросы теории литературы: определения, термины, понятия о разных типах (видах) романа. 

  • Я каждому из вас раздаю листочки, а в конце урока постарайтесь ответить на вопрос: «Зачем я это сделала?»
  • Слушайте внимательно, работайте с имеющейся у вас таблицей и готовьте ответ на вопрос: «Какие люди и события повлияли на становление Тургенева как писателя и как личности? Докажите это». Сообщение учащегося / индивидуальное задание/.
  • 28 октября  (9 ноября) 1818 года в дневнике Варвары Петровны Тургеневой ее рукой записано,что в 12 часов утра в понедельник родился сын Иван…Будущий писатель Иван Сергеевич Тургенев. В городе Орле.  Этот город на Оке знаменит тем, что является родиной М. Пришвина, Н. Лескова, Л. Андреева. В 1968 году ( 145 лет со дня рождения) в орле установлен памятник Тургеневу скульптора Бессарабского. (Показ презентации по творчеству И.С. Тургенева). В произведениях Тургенева отражена жизнь дворянского общества второй половины 19 века. Показаны характеры людей того времени. Особенно хочется сказать о женских образах. Есть такое понятие в литературе, как «тургеневская девушка».  Героиня тургеневских книг – девушка – дворянка, воспитанная, выросшая в провинции. Девушка умная, скромная,  начитанная,  с очень сильным характером, способная сильно и преданно любить. Ее избранник тоже должен быть сильным человеком, целеустремленным.  У Тургенева это часто революционеры или люди, посвятившие себя народу. Для того времени это были герои. Такие образы показаны в книгах писателя: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Вешние воды», »Накануне».

И. С. Тургенев  - тонкий лирик, его проза отличается задушевностью, внимательностью к человеческой сущности. Поэтому читать книги этого писателя – удовольствие.

Дополнение учителя: первая встреча с П.Виардо / грамзапись отрывка концерта Антонио Вивальди или оперы «Севильский цирюльник»/, отношения с матерью, Тургенев-отец, «обеды пяти», последний год жизни. Чтение отрывков из книги Ю. Лебедева «Тургенев», с. 151, 163, 569, 601,  цитат, демонстрация фотографий/.(Показ слайдоа)

         Ответы учащихся на поставленный вопрос.

  1. Закрепление. (К1, К3)

Слово учителя.

Известен такой факт: когда известному английскому романисту  конца 19-начала 20 веков Арнольду Беннетту было предложено написать статью о двенадцати лучших романах в мировой литературе, он заявил, что эти двенадцать романов написаны русскими, и в их число входят все шесть романов Тургенева.

- Составьте по статьям учебника краткий анализ произведений Тургенева (работа в группах) :

 «Рудин»;

 «Накануне»

 «Отцы и дети»

  1. Итог урока. Выставление оценок и комментирование. (К3)

     Рефлексия:

    Что важно!________________________

    Мне было интересно________________

     Мне было скучно___________________

  1. Задание на дом (К3)

        Домашнее задание: прочитать статьи учебника, с.79-89, составить хронологическую таблицу  по творчеству И.С. Тургенева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.С.Тургенев , к уроку

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТ УРЫ В 10 КЛАССЕ...

Презентация к обзорному уроку по современной литературе. "Ад Афгана".

Данная презентация подготовлена мной к обзорным урокам по современной русской литературе. На примере биографии бывшего ученика школы, участника Афганской войны, Холодова О.М. я знакомлю ребят с событи...

Обзорный урок "Серебряный век русской поэзии"

Материал содержит презентацию к обзорному уроку литературы в 11 классе, который дает учащимся предварительное представление о Серебряном веке, его течениях и представителях в русской поэзии, а также с...

Обзорный урок по теме «Функция» в 7 классе

Цель урока:  Привести в систему знания по теме «функция» и подготовить учащихся к контрольной работе....

презентация к обзорному уроку "Культура ХМАО-Югры"

урок был проведен для детей Донбасса, гостивших в детском лагере "Окуневские зори" в сентябре 2022г. Этот урок призван кратко познакомить ребят с культурой Ханты-Мансийского округа -Югра...