Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения
план-конспект урока по литературе на тему

Юзкаева Лилия Марсовна

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_knige.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

2.09.2017   №1

Тема. Книга в мировой культуре

Цель: Cформировать представление о книге как предмете культуры.

Ввести:

- правила написания энциклопедической статьи;

- алгоритм создания «Энциклопедии книги».

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Актуализация знаний о книге.  Ведения  понятия «культура», «мировая культура», «книга как предмет культуры», «книга в мировой культуре». Изучение мудрых высказываний о книгах и знании.  Сравнение Древних и современных книг. Освоение правила написания энциклопедической статьи.  Создание «Энциклопедии книги».

Информационный  материал Учебник, часть № 1

Демонстрационный  материал. Компьютерные  презентации «Книга в мировой культуре».

Ситуативное задание. После летних каникул Аня с Ваней с радостью вернулись в свой 4 класс. На первом уроке литературного чтения школьники рассказывали   о книгах, которые прочитали летом. Ваня  с гордостью поведал  о том, что он прочитал много статей из разных энциклопедий, и у него возникло желание создать «Энциклопедию книги». Для этого он предложил сначала собрать материал о книге. Ане понравилась идея Вани, но   она предложила сначала подобрать или составить самостоятельно каждую статью для «Энциклопедии книги». Ребята долго спорили, но не смогли договориться о том, с чего следует начинать  создание  «Энциклопедии книги». Ребята, как вы думаете, кто прав: Аня или Ваня?

Учебные  задания . Расскажите о книге, которую вы прочитали летом. Назовите значение выражения «литературные жанры». Назовите жанр каждой прочитанной книги. Оформите  отзыв о прочитанной книге, используя план:

- имя и фамилия автора;

- название произведения;

- жанр (стихи, рассказ, повесть, сказка);

- тема произведения;

- имя любимого героя и ваше отношение к нему;

- новая информация, которую узнали благодаря этому произведению;

- урок, который извлекли благодаря прочитанному в книге.

Сообщение учителя. Культура – область человеческой деятельности и его достижений.

Мировая культура - это соединение  лучших достижений людей разных национальностей.

Книга как предмет культуры – достижение  человека не только по созданию книги как печатной продукции, но и как  духовной ценности.

Книга в мировой культуре – создание человеком шедевра литературного и исторического наследия, а также художественного искусства.

прочитайте  известные  пословицы о книге. Задание Учебник с.6-7

Назовите значение выражения «неизмеримая глубина».

Назовите главную мысль высказывания Нестора летописца из «Повести временных лет».

Назовите совет, который дает детям М.Горький в своем очерке «Как я учился».

Верно ли, что в современном мире можно жить без книг? Обоснуйте свое мнение.

Сообщение учителя

Энциклопедия — справочное пособие, содержащее научно-познавательные сведения на различные темы, предназначенные для широкого круга читателей.

Цель энциклопедии - собрать информацию о предметах, объектах, людях, достижениях из разных источников, привести эти данные в систему, понятную для людей ныне живущих, чтобы их передать будущим поколениям.

Виды энциклопедий:

Универсальная (общемировая) – энциклопедия, в которой содержатся знания обо всех отраслях человеческих знаний. В универсальных энциклопедиях до 40-50% материалов посвящено стране, выпустившей энциклопедию. Например: «Большая Российская энциклопедия», «Малая Советская энциклопедия», «Большая Британская энциклопедия».

Отраслевая – энциклопедия, в которой  содержатся знания по одной из отраслей знаний или  человеческой деятельности  всего мира. Например: «Театральная энциклопедия», «Энциклопедия религии».

Узкоотраслевая (проблемная)  - энциклопедия, в которой содержатся знания узких отраслей науки и искусства. Например: «Физика микромира», «Российская театральная энциклопедия», «Энциклопедия языков программирования».

Региональная – энциклопедия, в которой, содержатся знания  об отдельном регионе мира. Например: «Латинская Америка», «Лес России», «Уральская историческая энциклопедия».

Биографическая - энциклопедия, в которой содержится материал о выдающихся личностях в мировой культуре. Например, «Лермонтовская энциклопедия», «Лучшие люди России», «Пушкинская энциклопедия».

Тематическая - энциклопедия, которая содержит информацию на конкретную тему. Например:  «Энциклопедия для детей. Птицы и звери», «Большая мужская энциклопедия», «Энциклопедия для девочек».

Энциклопедия книги - это тематическое издание, содержащее информацию о книге (история создания, структура, оформление, техническое изготовление, персоналии), которое оформлено с использованием статей и представлено в печатном или электронном формате.

Рефлексивная деятельность Закончите предложения:  На уроках литературного чтения по теме «Книга в мировой культуре» я:

- узнал(а)……………………………..,

- понял (а)……,

- научился (лась)……. .

Наибольшего успеха я достиг (ла)  в ………. .

Закончите предложение:

Я……..(очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которое сделал(а) сам(а).

Д\З.Прочитать статью на с.14-15. в/з на с. 15

9.09.2017  №2

Устное народное творчество»

Цель урока: расширить и углубить представления учащихся по теме «Устное народное творчество»

Задачи урока:

1. Учить различать виды и жанры УНТ, совершенствовать навыки чтения, работать над выразительностью речи учащихся, учить аргументировать свой ответ, развивать речь учащихся, расширить знания детей о народном творчестве через предметы старины.

2. Учить детей общению в парах и группах, совершенствовать умение вести диалог, развивать коммуникативные качества.

3. Формировать УУД, воспитывать положительное отношение к книге, народным притчам и другим жанрам УНТ.

Ход урока.

Определение темы урока.

-Чтобы узнать, какой теме будет посвящен урок, нужно ответить на мои вопросы.

 1.Языка не имеет, а у кого побывает, тот много знает. (книга)

2. Этим предметом писали в старину (перо)

3. Имя мальчика, превратившегося в козленка (Иванушка)

4.Кто в старину писал и переписывал книги? (Ученые монахи)

5.Почему в старину книги были рукописные? (не было печатных станков)

6. Что такое «летопись»? (запись происходящих событий по годам, «от лета до лета»)

7.Имя русского первопечатника (Иван Федоров)

8.Стихи, положенные на музыку (песня)

9.Песня, которую напевают ребенку на ночь (колыбельная)

10.Какие сказки называют докучными? (без начала и конца)

11. Фраза, которая произносится очень быстро (скороговорка)

12.Фраза, в которой скрыт глубокий смысл, народная мудрость (пословица)

13.Шуточные народные куплеты (частушки)

--О чем сегодня пойдет речь на уроке?

--Тема нашего урока «Устное народное творчество»

--Как вы понимаете слово «устное»?

--Что значит «народное»?

--Почему говорят «творчество»?

--Как эти слова можно заменить одним словом? (Фольклор)

--Что это за слово, откуда оно появилось в нашей речи?

--Это слово появилось в русском языке около 100 лет назад. В переводе с английского оно означает «народная мудрость».

Особый вид искусства — устное народное творчество. Устное — означает передачу из уст в уста, то есть без записи текста. Особенностью фольклора является коллективное авторство, поэтому его называют творчеством народным. Фольклор.

--Как вы думаете, УНТ—это наше прошлое или настоящее?

Виды УНТ: Частушка, Колыбельная, Рассказ, Повесть, Потешка, Пестушка

Стихотворение, Пословица, Сказка, Загадка, притчи…

Пословицы и поговорки:

 Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Терпенье и труд все перетрут.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Век живи, век учись.

-Одной из древних книг является – библия.

Библия – это великое литературное творение. Это известная всему миру книга, с ней в той или иной мере знаком каждый культурный человек. книга жизни Библия – единственная книга, которая так ясно говорит откуда мы, люди, пришли, куда мы уйдем и для чего существуем. Нет никакой другой книги, которая так исчерпывающе отвечала на вопрос, - в чем смысл нашей жизни, как велико её значение.

Сегодня  на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром, содержащим иносказательное поучение – притчей. Как и басня, притча содержит поучение, но только скрытое, не видное на первый взгляд, которое человек должен понять, размышляя над притчей. Обратимся к словарной статье. Найдите в словаре точное определение понятию «притча».

Мы сегодня познакомимся «притчами Соломоновых», «притча о сеятеле», «милосердный самарянин». Чтобы разгадать скрытый смысл  притчей необходимо внимательно прочитать их. 

Комментированное Чтение притчей стр.23-25

Рефлексия. -- Вот и подошел к концу наш урок.  Вспомните, в начале урока я у вас спросила: «УНТ—это наше прошлое или настоящее?» Что вы ответите сейчас?

--УНТ—это и прошлое, и настоящее, и будущее народа, и сейчас сочиняются народные песни и сказки и пословицы, или возрождают старые. Просто раньше их было намного больше. Почему? (Народ был неграмотным, не умели записывать)

--Скажите, что вы взяли для себя с урока?

--Какие выводы сделали?

--Что вас заинтересовало?

--Если урок вам понравился, улыбнитесь.

Д /з  - подготовит краткое содержание одного из притчей.

16.09.2017        №3

«Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. «Ильины три поездочки».

Цели: -  сравнивать былину и сказочный текст, поэтические и прозаические тексты былины, находить эпитеты в былине, пересказывать текст подробно и кратко;

- осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем.

                                       Ход урока.

1.Организационный момент. Организация и проверка рабочего места. Создание положительного настроя учащихся.

2. Чтение былины «Исцеление Ильи Муромца».на с.28-30.

3.  Беседа по теме.

- что напоминает текст? Есть ли элементы сказки?

- Найдите в учебнике определение  былинам ( с. 26-27)

-  выяснить, что напоминают былины?

-  вспомнить элементы сказки.

(элементы сказки ( зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, чаще добро побеждает зло, концовка)

Находят, по определению на с.38, эпитеты, выясняют, для чего они нужны в былине, находят реальные факты. Отмечают особенности языка (устаревшие слова)

Отличительные  черты былины:  Былинный зачин,  повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность,  ритм, определённое содержание–  сказ о героических делах богатырей;  неспешность, обстоятельность, подробность повествования.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым,  защищать родную землю).

4.Работа над лексическим значением слов. СИЕ – это.  КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.

 БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь. СМЕТА – богатство. Сажень -2,134м (3 аршина). Облатынивать – обращаться в католическую церковь. БАШЛЫК – головной убор. ВОРОНОВЫЕ – чёрные. ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА –  оборванцы. АМБАР – сарай.

5. Чтение учителем былины. 

- Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

6. Физминутка.

7. Обобщение образа Ильи. Выберите те слова,  которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый,  грубый, справедливый).

Итог урока.

- Что такое былина?

Домашнее задание: иллюстрирование былины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков русского языка для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме (9 класс)

Конспекты уроков русского языка составлены для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме. Программа рассчитана на 34 занятия, 0,5 ч в неделю.  Длительность одного занятия составляет ...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения

представлены конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....

конспект урока по родной русской литературе

музыка родного (Астраханского) края...

Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"

Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...