Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы
статья по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при  изучении нехудожественных текстов на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_uchebnym_tekstom.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мамедова Е.Г., учитель рус.яз. и литературы

ОАНО  Школа «Ника»,  г.Москва

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы

        ФГОС ООО второго поколения поставил перед образовательными учреждениями целый ряд важнейших задач, одной из которых является развитие  коммуникативной компетенции  обучающихся.   Подобный подход к организации обучения не случаен. Ритм  современной   жизни требует от  человека способности решать сложные коммуникативные задачи: вести обмен информацией, продуктивно  работать в команде, корректно оппонировать,  вырабатывать общую позицию, совместно принимать решения.  Развитию этих важных умений способствует обучение на коммуникативной основе, то есть моделирование на занятиях ситуации учебного сотрудничества, которое наиболее эффективно достигается в процессе групповой работы.

Основной смысл групповой работы состоит «в  продуцировании коллективного  мышления в  ходе  выполнения общей учебной задачи» [1, 88].

         Успешность  занятий в форме учебного сотрудничества  определяется целым рядом факторов:

  •  психологическими особенностями  участников команды и  степенью владения ими  правилами работы в группе;
  • наличием осознанной творческой взаимозависимости между членами коллектива;
  •  тщательностью отбора учебного материала, на основе которого  будет организована познавательная деятельность групп;
  • качеством организации группового занятия.

        Предлагаем универсальный алгоритм учебных действий группы  в ходе работы над  совместным  заданием, выполнение которого реализуется посредством речевой коммуникации:

  • выдвижение каждым участником группы своих идей, гипотез, версий с попутным фиксированием их  на рабочем листе,
  • обсуждение предложенных идей и выработка группового решения,
  • создание «продукта» работы, который может быть представлен как в словесной  (в виде развернутого суждения по исследуемой проблеме), так и в словесно-визуальной форме (в виде схемы, коллажа, таблицы с попутным устным комментарием),
  • отчет о результатах работы  и представление «продукта» перед другими группами.

В  процессе общения при  выполнении совместной учебной задачи    члены группы учатся  выбирать языковые средства в зависимости от условий общения, совершенствуют навыки всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма), познают психологические механизмы общения между людьми.

        Чтобы общение в ходе учебного сотрудничества носило конструктивный характер  и проходило в обстановке доброжелательности и взаимной поддержки,  необходимо неукоснительное следование  правилам работы в группе, которые требуют от участников команды умения

  • высказывать свою точку зрения четко и обоснованно,
  • слушать партнеров по группе, уважать их права и мнения,
  • оппонировать корректно, не допуская конфликтных ситуаций.

        Групповая работа является эффективным средством изучения гуманитарных  дисциплин: истории, обществознания, литературы, в основе которых лежит работа с учебным или художественным текстом.  Это не случайно: текст является основной дидактической единицей, способствующей формированию и развитию у обучающихся коммуникативной компетенции, которая представляет  собой органичное единство целого ряда компетенций  и является «высшей ступенью в их иерархии»  [4, 414].

По семантико-стилистическим характеристикам учебные тексты  по литературе являются образцами научного стиля речи и характеризуются логичностью, точностью выражения мысли, последовательностью изложения, насыщенностью информацией. Являясь моделью научных текстов, они  отличаются относительной простотой синтаксических конструкций, их повторяемостью, имеют сходные композиционные характеристики. Навыки, приобретенные при  изучающем чтении учебного текста, обучающиеся в дальнейшем  смогут использовать при работе со специальной литературой, отличающейся высокой степенью сложности.

        Так сложилось, что в школе  при преподавании литературы работа  с учебным текстом нередко остается на втором плане, а в центре внимания на уроке оказывается художественный текст. Это несправедливо, поскольку учебный текст, содержащий историко-литературные, биографические сведения, литературоведческий анализ произведения, создает прочную базу для адекватного  восприятия смысла и художественной специфики литературного произведения.

        Изучению  текстового материала в группах  предшествует  его внимательное чтение и фронтальная работа по выявлению общего восприятия  содержания текстового материала,  которое проявляется в умении определять проблематику текста, гипертему текста, коммуникативную цель автора при разработке темы, ведущий тип речи, используемый автором для разработки темы в соответствии с коммуникативной целью, основную идею текста с опорой на триединство:  тема – коммуникативная  цель – ведущий тип речи.

Учебное сотрудничество в работе с текстовым материалом  по литературе предполагает  обращение групп к различным аспектам текста: стилистическому, содержательному, структурному – а также сопоставление разных текстов.

Задание для I группы

Определите стиль текста. Выявите  лексико-фразеологические, морфологические,  синтаксические черты, обусловливающие  принадлежность текста к данному стилю. Зафиксируйте результаты работы в таблице. Сделайте устный стилистический анализ текста с опорой на таблицу.

Языковые особенности

Примеры из текста

Лексико-фразеологические

Продукт работы группы: таблица, стилистический анализ текста.

Комментарий к заданию: данное задание позволяет проверить умение обучающихся выявлять в текстовом материале стилистические средства  лексико-фразеологического, морфологического, синтаксического уровней в их тесной взаимосвязи, увидеть «действие интегративных отношений»  [5, 113] в тексте и обеспечивает  последовательное осмысление его содержательно – концептуальной информации.

Задание для II группы

Найдите в тексте ключевые знаки. Составьте  краткий пересказ текста с опорой на выявленные  ключевые знаки.

Продукт работы:  лист с  ключевыми знаками,  сжатый пересказ  текста.

Комментарий к заданию:  задание проверяет  умение обучающихся выявлять в тексте ключевую информацию, то есть слова, словосочетания и предложения, несущие  наибольшую смысловую нагрузку.  Их  роль в продуцировании сжатого пересказа,  несомненно,  высока, поскольку ключевые знаки есть не что иное, как  элементы структуры текста, взаимосвязь между которыми осуществляется  в его  семантическом пространстве. Ключевые знаки   обладают свойством свертывать информацию, несомую целым текстом, поэтому они составляют предельно уменьшенную модель  его содержания [3,85], играющую роль  опоры при  создании пересказа.

Задание для III группы

Из скольких частей состоит текст? Напишите план текста. Создайте модель текста, отразив в ней основное содержание, структуру, логику авторской мысли. Пользуясь моделью текста, представьте сжатый пересказ.

Продукт работы: коллаж, схема, ассоциативный рисунок (по выбору группы), сжатый пересказ.

Комментарий к заданию: задание проверяет умение обучающихся  представлять содержательно-концептуальную информацию  текста в виде некоторого абстрактного объекта, или модели, в которой отображаются релевантные, существенные с точки зрения исследования свойства текста.  Это  весьма сложное  задание, поэтому предлагать его для выполнения следует в том случае, если моделирование текстовой информации ранее выполнялось на практических занятиях.

Задание для IY  группы

Сопоставьте два текста (основной и дополнительный)[1]. Что их объединяет?  В чем состоит своеобразие авторского подхода к освещению основной проблемы в каждом из текстов? Какая точка зрения вам ближе? Почему? Свои наблюдения зафиксируйте в таблице:

Текст 1

Текст 2

Проблематика

Тема

Авторская позиция

Точка зрения группы

Продукт работы: таблица, развернутое  суждение.

Комментарий к заданию: в основе выполнения данного задания лежит умение обучающихся проводить сравнительно-сопоставительный анализ двух текстов на уровне проблематики    и  авторской позиции. Важнейшим аспектом работы является   определение собственной точки зрения обучающихся на поднятую в тексте проблему.

        Следующим этапом занятия в форме учебного сотрудничества является отчет групп о достигнутых результатах  и представление ими учебного «продукта».  При выполнении данного задания происходит формирование навыков публичной  защиты и создание ситуации успеха, способствующей формированию у обучающихся положительного самоопределения к дальнейшему обучению.  Завершает групповое занятие по изучению текста рефлексия, предполагающая  самооценку результатов деятельности, качества коммуникативных взаимодействий в группах.

        Эффективность  занятий в форме учебного сотрудничества   не вызывает сомнений,  поскольку групповая работа

  • способствует более прочному запоминанию текстового материала,  повышает интерес к изучению литературы,
  • формирует навыки работы с учебным текстом, необходимые для изучения разных дисциплин,
  • обеспечивает вовлеченность всех участников образовательного процесса в совместную активную деятельность, повышает уровень позитивной взаимозависимости и мотивации к успеху;
  • способствует выработке способов поведения,  направленных на гармонизацию отношений с окружающими;
  • повышает коммуникативную культуру личности.

Список литературы

  1. Джонсон Д.В., Джонсон Р.Т., Холубек И. Новый круг обучения: Учебное сотрудничество в классе и в школе //Гражданское образование. Содержание и активные формы обучения / Под ред. Н.Воскресенской, С. Штехера. – М., 2006. – С.86-92
  2. Ковылёва Ю.Э. Реализация модели образовательного процесса на основе деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников // Профильная школа.- №2. – 2009. – С. 59-63
  3. Лукин  В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М.: Ось-89, 1999
  4. Чибухашвили В.А. Формирование коммуникативной компетенции при обучении родному языку //Русское слово в языке и речи: Доклады общероссийской конференции.- Брянск, 2000. – С. 413-416
  5. Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста: Учебное  пособие. – М.,  2003


[1] Задание для сопоставительной   характеристики  целесообразно предлагать на материале двух критических статей разных авторов, посвященных одному и тому же художественному произведению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке

Цель данного проекта: Внедрение метода проекта в учебную деятельность; развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности. Продукт прое...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности

Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, ...

Доклад на тему "Ансамблевый этюд - одно из средств развития коммуникативной компетенции учащихся" (из опыта работы)

В докладе представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетенции при  постановке спектаклей...

2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

    Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополн...

Мастер-класс по теме «Работа с учебным текстом на уроках географии как одна из форм развития коммуникативных компетенций обучающихся»- 2023

Методическая разработка - 30.03.2023Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыка...