Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Шарипова Рамзия Мухамматовна

Разработка урока литературы в 9 классе  Учитель.

  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях?

 Ученик.

 По-моему. Эта повесть обо всём, что вы перечислили.

Учитель.

 Темой нашего урока являются слова Ч.Айтматова: «Добру человек у человека учится». Посмотрите, как эти слова подходят к нашему уроку. Мы,

действительно, весь урок говорили о доброте. Ольга Сергеевна, как учитель, учила добру, близкие и родные, о ком вспоминает и пишет автор, добрые люди, религия тоже учит только добру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoraya_uchitelnitsa.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Добру человек у человека учится.

Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)

  Цель. 1) познакомить с краткой биографией писателя, 2) показать проблему добра в человеческих отношениях, 3) развить навыки анализа художественного произведения, 4) учить высказывать собственное мнение о нравственных позициях литературных героев, развивать творческое воображение и способности учащихся, 5) воспитывать чувство доброты к окружающим и близким, любовь к родной земле и народным обычаям.

Оборудование: Портрет писателя, высказывание Л.Н.Толстого об учителе, изображение деревенской школы 50-х годов, портрет сельской учительницы, произведения И.Евсеенко.

                                                           Эпиграф к уроку. Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д.И.Менделеев.

                                Ход  урока.

Слово учителя: Древние мудрецы говорили: «Никогда не говори не подумав!» Этого принципа мы будем придерживаться в своих ответах. К концу урока мы должны стать лучше в мыслях, поступках, действиях. И если мы это осознаем, цель урока будет достигнута.

  Сегодня мы с вами будем говорить о повести Ивана Евсеенко «Вторая учительница».Эта повесть автобиографичная, поэтому кратко познакомимся с жизнью писателя. Родился он в1943 году в селе Займище Черниговской области. О чём говорит год его рождения?

  Ученик.

1943 год – это год Великой Отечественной войны в стране. Она принесла горе, слёзы, разруху, потери. Но у народа нашей страны была одна цель – победить врага. Люди верили в это и стремились к победе. Именно в самый тяжёлый год войны родился Иван Евсеенко. По повести мы узнаем, что у него погиб отец и как тяжело жилось им без него.

 

Учитель.

После школы служил в армии, учился в Курском педагогическом  институте. В 1973 году закончил Литературный институт имени Горького. Автор многих книг прозы. Лауреат литературных премий имени И.Бунина, имени А. Платонова, премии «Бежин луг» имени И.Тургенева и др. Член союза писателей. Живёт в Воронеже. Иван Евсеенко – писатель, следующий традиции русской классической литературы. Его творчеству присуще пристальное внимание к судьбе отдельного человека, его проблемам и заботам. Его произведения охватывают широкий круг событий нашей истории, отражающие его самые болевые моменты, начиная с Великой Отечественной войны, голодного послевоенного времени и кончая трагической перестроечной и постперестроечной эпохой.

Учитель.

Тема школьной жизни, взаимоотношений учителей и учеников – одна из основных в литературе второй половины 20 и начала 21 века. У каждой эпохи свой идеал учителя. Но есть в личности учителя непреходящие ценности: духовность, доброта, умение видеть индивидуальность в каждом воспитаннике. В народе говорят, что хороший учитель строит мост, а плохой – видимость моста. Ученик не может пройти по несуществующему мосту. В повести «Вторая учительница» поднимается именно эта важная тема.

 События в повести происходят в 1953 году в далёком селе. Тогда учителя имели большой авторитет, для простого народа были необыкновенными людьми, их уважали за образованность, порядочность, к ним приходили за советом. А в каких произведениях русских и татарских писателей вы об этом читали?

  Ученик.

Мы читали в рассказах В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» и В. Распутина «Уроки французского», в романе М. Магдеева «Фронтовики».

   Второй ученик.

В начале повести И. Евсеенко говорит о влиянии учителя на простых сельских жителей. Иван Дмитриевич и бабка Акулина, у которых постоянно жили учителя, полюбили чтение книг. В повести читаем: «цитата 1стр. 3 абзац»

Учитель.

И вот появляется  на селе новая учительница. Какой её увидел Коля?

Ученик.

Коля побежал к Ивану Дмитриевичу под каким- то предлогом. Он увидел женщину довольно пожилую, лет 45,чуть полноватую и медлительную. Эта полнота и медлительность не портили её, а наоборот лишь оттеняли какую-то её особую, не деревенскую красоту. Ей очень шли и круглые, в тоненькой почти  невидимой оправе очки и необычная, редко встречаемая у деревенских женщин причёска. Тёмные волосы были гладко зачёсаны назад и уложены в тугой пучок. Но больше всего Колю поразило то, что у неё на груди виднелся маленький нательный крестик, который она носила на серебряной цепочке.

Учитель.

Обратите внимание на портрет учительницы, который вы видите на доске. Он полностью соответствует описанию Евсеенко. Действительно, учителя той эпохи внешне были чем-то похожи: строгая причёска, классический костюм, правильное поведение создавала такую атмосферу, где нельзя было вести себя неприлично. Повлиял ли внешний вид  Ольги Сергеевны на Колю?

Ученик.

Весь этот строгий порядочный вид и неожиданный крест на шее учительницы на удивление самого Коли быстро изменили его характер. Вдруг ему стало стыдно за давно не стриженные волосы, за старенькую с заплаткой рубашку и даже за босые, со ссадинами ноги. Перед первым сентября он добровольно постригся, чего не было раньше, вымыл голову, почистил ботинки, выгладил свой красный галстук, что очень удивило мать. Вечером они с матерью обернули газетами все учебники и тетради.

Учитель.

У великого писателя Л.Н.Толстого есть такие слова: (читает высказывание) «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель». Можно ли назвать Ольгу Сергеевну совершенным учителем? Если да, то почему?

                   Учитель записывает тезисы учащихся на доске, оставляя место для второго столбика. Каждый тезис ученик аргументирует устно.

  1. Любит и уважает детей.

Первый  ученик.

При первой встрече Ольга Сергеевна внимательно посмотрела на Колю, просто спросила его имя и заметила, что оно красивое, не стала расспрашивать, как строгая учительница, в каком классе он учится, какие у него отметки.

Второй ученик.

На первом уроке она не стала спрашивать, а просто познакомилась с детьми. Это удивило  всех, потому что прежняя учительница Анна Павловна была деревенской и знала их. Но когда каждый ученик рассказал о себе, (цитирует) « … вдруг обнаружили, как будто заново познакомились друг с дружкой и даже как будто побывали друг у дружки в гостях». Затем Ольга Сергеевна подробно рассказала о себе. Дети узнали о её сложной судьбе. Автор запомнил этот рассказ почти дословно. Весь этот откровенный разговор сблизил детей и учительницу. Они почувствовали простой человеческий интерес к себе.

Третий ученик.

 Автор вспоминает, что больше всего их поразило то, что с самого первого урока Ольга Сергеевна начала называть их на «вы». Они этим страшно загордились, заважничали, подтянулись в учебе, стали более внимательными.

  1. Образованная

Первый  ученик.  

«У Ольги Сергеевны учиться было удивительно легко и необременительно.… Все уроки у неё были интересными, даже такие несерьёзные, шумные, как рисование, пение и физкультура. На уроках рисования она показывала на доске, как надо рисовать самые разные предметы, рассказывала про тени и полутени, про картины и жизнь художников и ещё много всего интересного и неожиданного, о чем мы раньше даже не подозревали…  на ежедневной обязательной утренней зарядке перед уроками Ольга Сергеевна вела нас за школу, на луг и там позволяла играть в лапту, бегать наперегонки. При чём она сама заражалась нашими играми, так переживала за ту или иную команду, что мы старались не ударить перед ней лицом в гряз и не щадили своих сил.»

Второй ученик.

«Но особенно нам нравились уроки  пения…. С самого первого урока она начала нас учить нотной грамоте. При чем учить так же серьезно и внимательно, как учила математике и русскому языку. «Каждый образованный человек, сказала она нам, - должен знать нотную грамоту».

Третий ученик.

Она была хорошо знакома с творчеством И.А.Бунина, читать чьи произведения были запрещены в эту эпоху.

  1. Уверенная в себе.

Ученик.

Образованный человек всегда бывает уверен в себе, особенно учитель. Когда директор школы, по прозвищу Дециметр, приходил на уроки, дети его просто боялись и от страха путались в ответах, «…забывали на уроках математики таблицу умножения, а на уроках русского языка самые простые, казалось, навсегда уже заученные правила». Потому что побаивалась Дециметра и Анна Павловна. Она путалась, краснела, роняла мел. А  Ольга Сергеевна вела урок так же уверенно и спокойно, как и в отсутствие директора: «…вызывала и отличников и бывших двоечников, кого надо журила, кому надо объясняла задание по несколько раз, ничуть не боясь задержать его возле доски больше положенного».

  1. Смелая

Первый ученик.

Ольга Сергеевна не побоялась сообщить ученикам о смерти Бунина И.А., чьё творчество было запрещено в советскую эпоху, и смело начала читать его книгу. Даже призналась о своём личном знакомстве с ним. Услышав чтение книги запрещенного писателя, директор забирает книгу у учительницы. Затем начинает следить за Ольгой Сергеевной, посещает её уроки, требует календарный и поурочные планы, устроил открытый урок, пригласив всех учителей школы, в том числе и старших классов. Но Ольга Сергеевна оставалась спокойной и уравновешенной. И это спокойствие передавалось детям.

Второй ученик.

Преследования директора и запреты эпохи не сломили учительницу. Самое неожиданное случилось в день Пасхи. В этот день, как и все дети, она пришла нарядная, «… торжественная, в белом праздничном платье с большим белым бантом на груди» и произнесла: «Христос воскрес!» У всех перехватило дыхание, потому что все учителя и директор требовали от учеников здороваться пасхальную неделю, как в обычные дни, увидев ободряющий и смелый взгляд Ольги Сергеевны, все ответили не очень громко: «Воистину воскрес!»  Потом учительница рассказала об  Иисусе Христе.

Третий ученик.

На Радоницу был обычай помянуть своих дедов и прадедов. Но приходить на кладбище было запрещено даже детям. А вот Ольга Сергеевна  не побоялась, пришла помогать Ивану Дмитриевичу и бабке Акулине. Вечером была и на деревенских поминках.  

  1. Романтичная.

Ученик.

Любовь к поэзии, к литературе уже говорит о романтичности её натуры. Любила стоять у окна задумавшись, наблюдала за «тонюсенькой паутинкой бабьего лета». На поминках  Ольга Сергеевна заплакала.

Учитель. Мы, действительно, доказали, что Ольга Сергеевна – совершенный учитель. К определению Толстого мы добавили еще такие черты как уверенность в себе, смелость, романтичность.

 Перечислим человеческие черты характера Ольги  Сергеевны.

Первый ученик.

Готовая помочь, добрая. Как только она приехала в деревню, устроилась у Ивана Дмитриевича, помогла пилить дрова на зиму «Пилила она очень умело и старательно, ручку пилы не загибает и влево, ни вправо, не давила на неё изо всей силы, стараясь как можно скорее отпилить очередной чурбачок… пилит она осторожно и робко, словно ей жаль отпиленные полешки».  

Второй ученик.

На кладбище учительница показала Коле «молодила» и посоветовала их посадить на могилу деда крестиком.

Третий ученик.

Ночью во время поминок Коля заснул. А когда проснулся, обнаружил на себе теплый шерстяной платок  Ольги  Сергеевны. Ольги  Сергеевна, заметив его спящим, укрыла своим платком. От платка «…пахло каким-то резким, кружащим голову запахом, чем-то похожим на запах только что распустившейся майской  черемухи». Коля не хотел вставать.

Учитель.

Вы много знаете об Ольге  Сергеевне, сумели понять и раскрыть  этот образ. Это радует.

По ходу беседы я записывала ваши тезисы на доске. И вот что у нас получилось.

Ольга Сергеевна

Учитель

Человек

1.Любит детей

1.Готовая помочь

2.Образованная

2.Добрая

3.Уверенная в себе

4.Смелая

5.Романтическая

Как видно, образ второй учительницы является воплощением лучших черт, как человека, так и учителя. Не зря её запомнил мальчик и так тепло отзывался в этой повести  уже будучи писателем.

Учитель.

Появление Ольги  Сергеевны как-нибудь повлияло на детей?

Первый ученик.

Конечно. Во-первых, у них изменилось отношение к учебе: Автор пишет «… мы подтянулись в учебе… даже уроки математики были нам не в тягость. На что уж я мало чего соображал в задачках… вдруг обнаружил, что кое-что смыслю и могу без посторонней помощи и дома, и возле доски».

Второй ученик.

Изменилось  и их поведение. «На переменах мы не носились как угорелые по школьному двору, Ольги  Сергеевны не играли в «третьего лишнего», в «квача» или в «классики», а «сбившись в стойки, обсуждали случившееся, стараясь утаить его от учеников из других классов».

Третий ученик.

Неожиданно для себя и для матери Коля обнаружил  у себя кое-какие способности к музыке. «…Ольга  Сергеевна, послушав, как я бренчу на мандолине сказала, что слух и голос у меня есть, только их надо развивать. Вместе с другими мальчишками я начал оставаться после уроков ( попробуй  оставь меня раньше!) на дополнительных занятиях  по пению и вскоре, к удивлению матери сыграл ей на мандолине, может, даже и не хуже отца, любимую его песню «Светит месяц, светит ясный».

 Четвёртый ученик.

У Коли появилось желание быть честным и прямым «… мне хотелось поступать именно так, как она просила: никогда в жизни больше никого не обманывать, не давать таких обещаний, какие не смогу выполнить, во всем и всегда слушаться  мать и бабку Марью».

Учитель.

В повести есть и другие образы учителей. Это директор Анатолий Анатольевич, первая учительница Анна Павловна, бывший директор Иван Кузьмич.

Что вы можете сказать о них?

Ученик.

 Иван Кузьмич был не очень строгий директор, в смысле добрый, а не добренький. Дети его не боялись как Дециметра, и прозвища у него не было.   Анна Павловна,(боялась) была строгая только потому, что боялась Анатолий Анатольевича. А вот, Дециметр, мне кажется, не любил детей, поэтому был слишком строг.  

Учитель.

Давайте остановится на образе директора. Хочу обратить ваше внимание на некоторые детали.  Анатолий Анатольевич работал директором школы в 50-е годы. А в эти годы запрещалась религия, и чтение произведений писателей, которые эмигрировали заграницу. Анатолий Анатольевич, может быть, понимал, что преданность народным обрядам, вера в святое, чтение душевных произведений нужно в воспитании. Но эпоха требовала от него иного. Он выполнял свои обязанности, требования власти. Творение равнялось преступлению.  Вспомните эпизод, когда после уроков в день Пасхи директор вызывает Ольгу  Сергеевну в кабинет. Он что-то кричал, доказывал, изредка падал в кресло. «Казалось, что он сейчас наброситься на Ольгу  Сергеевну кулаками, но он этого не делал…»

Помните, он перед отъездом всё-таки вернул книгу Бунина. Скорее всего время и требования сделали его таким черствым.

А когда он наказал свою дочь на линейке,  Анатолий Анатольевич посмотрел в окошко, хоть и бегло, мельком, но посмотрел. Значит, он беспокоился за неё. А что вы можете сказать о Настеньке? Ведь её воспитал  отец.

 Ученик.

  Настенька была дочерью директора. Скорее всего она никогда не была ябедой, иначе дети не могли дать прозвище директору и спокойно называть Дециметром. «Настенька всегда была какой-то замкнутой и нелюдимом часто болела… все относились к ней чуть снисходительно». На линейке, когда директор заставлял всех снять галстуки, она, хотя отец и не остановился возле неё, «…сорвала с шеи дрожащей рукой галстук » этим она хотела сказать, что если в этой деревне были могилы их родственников, она непременно пошла бы на кладбище. Когда отец её прогнал из школы, она выскочила на улицу и побежала домой. Все это увидели, а Коля , мне кажется, пожалел её, потому что он обратил внимание на две тоненькие почти невидимые косички с белыми бантами. Может, действительно, директор был и неплохой отец.

Учитель.

Ребята, как вы думаете, почему эта повесть была вам предложена после изучения рассказов Шукшина «Мастер», и «Крепкий мужик». Что объединяет эти произведения?

Ученик.

В рассказе «Крепкий мужик» говорится о разрушении церкви, о людях, которые варварски относятся к религии. А в рассказе «Мастер» наоборот, мы видим ценителей, пусть даже не с религиозной точки зрения, церквей. А в повести «Вторая учительница» мы сталкиваемся с этой же темой. Мы видим, как деревенские жители преданны народным обрядам, чтят предания, воспитывают в духе детей, ведут патриарх образ жизни. Коля знает все обычаи, порядки праздника. Пасхи, и понимает важность посещения могил предков, которыми гордился. Нужно, наверное, отметить родителей, которые смогли воспитать его таким.

Учитель.

Вернёмся к образу Коли. На следующий день после праздника Пасхи Коля не увидел Ольгу Сергеевну в школе. Он заволновался. Как вы думаете, когда у мальчика началась настоящая боязнь? когда их выстроили на линейку? когда сняли галстуки? когда начался педсовет?

  Первый ученик.

 Наверное, когда начался педсовет. Потому что до педсовета Коля беспокоился только за себя, а когда начался педсовет,  он думал об Ольге Сергеевне. Он долго ждал её и надеялся, что они встретятся как всегда возле калитки, она «улыбнётся и скажет: «Ничего не бойся! »

 Второй ученик.

  А мне кажется, что настоящая боязнь у него началась тогда, когда на следующий день утром он увидел, как  Ольга Сергеевна уезжала. (ученик цитирует стр.22 детское моё сердце…обиды).

Именно в этот момент Коля понял, как глубоко любил и уважал он свою учительницу. Ведь всё дорогое мы оцениваем после потери. После отъезда Насти он ещё понял, что она ему нравилась.

 Учитель.

  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях?

 Ученик.

 По-моему. Эта повесть обо всём, что вы перечислили.

Учитель.

 Темой нашего урока являются слова Ч.Айтматова: «Добру человек у человека учится». Посмотрите, как эти слова подходят к нашему уроку. Мы,

действительно, весь урок говорили о доброте. Ольга Сергеевна, как учитель, учила добру, близкие и родные, о ком вспоминает и пишет автор, добрые люди, религия тоже учит только добру. Что бы вы хотели сказать героям повести. Проведём диалог с героями.

Ученик.

Уважаемая Ольга Сергеевна! Счастливы ваши ученики тем, что в своём детстве они учились именно у такой учительницы как Вы. Хоть Вы и проработали в этой школе недолго, они полюбили Вас и запомнили на всю жизнь. Меня восхищает ваша смелость, уверенность в себе, чего не хватает многим в наше время.

 Ученик.

 Уважаемый Анатолий Анатольевич! Мне очень жаль, что вы в повести выглядите отрицательным персонажем. Может быть, вы (будучи образованным человеком) думаете так же как Ольга Сергеевна. Вы подчинились требованиям времени и не смогли завоевать любовь и уважение ваших детей. Ваш отъезд  из деревни говорит о том, что вы считали себя виноватым. Значит, вы неплохой человек.

     

                  Далее такой же диалог проводится с Колей, Настей, с Анной Павловной и другими героями.

 Учитель.

 Нескольким ученикам было задано опережающее домашнее задание – выписать из повести понравившуюся цитату и прокомментировать, то есть написать двойной дневник.

Учитель.

 Эпиграфом нашего урока являются слова Д. И Менделеева: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Может ли Ольга Сергеевна гордиться своими учениками?! Да, безусловно. Коля полюбил литературу и стал писателем. Книга Бунина подаренная Ольгой Сергеевной стала для него самой дорогой вещью в его жизни и когда ему становилось невыносимо тяжело и трудно, он открывал её и начинал читать. Через рассказы Бунина он полюбил жизнь, понял её смысл, цену. Наверное, Бунин так же действовал и на Ольгу Сергеевну.

Д/з I группе - написать отзыв о повести.

II группе - написать монолог банта Насти

III группе – написать монолог книги Бунина.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...