Драма "Гроза"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Каргинова Инна Александровна
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме: Драма «Гроза» в соответствии с рабочей программой для студентов 1 курса. На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе. Данная методическая разработка не только даёт студентам представление о драме А.Н. Островского «Гроза», о характере главной героини и о стадиях развития действия пьесы. Студенты получают возможность совершенствовать разные виды чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, решать проблемы, возникшие у героев, точно, грамотно и логично излагать свою точку зрения по заданной преподавателем человековедческой задаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_groza.docx207.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия по теме: Драма «Гроза» в соответствии с рабочей программой  для студентов  1 курса, специальности  31.02.03 Лабораторная диагностика.

На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

  Данная методическая разработка  не только даёт студентам представление о драме А.Н.Островского «Гроза», о характере главной героини и о стадиях развития действия пьесы. Студенты получают возможность совершенствовать разные виды чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, решать проблемы, возникшие у героев, точно, грамотно и логично излагать свою точку зрения по заданной преподавателем человековедческой задаче. 

     К методической разработке прилагается презентация, использование которой даёт возможность заинтересовать обучающихся темой занятия с первых моментов работы над произведением.

       Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.

Содержание методической разработки

раздел

стр

1

Пояснительная записка

3

2

Методический блок

5

3

Информационный блок

9

4

Список  литературы

15

5

Приложения

17

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что знакомство  со спецификой драмы как особого рода литературы  и методикой преподавания поможет  понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматургических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию.

«Пьеса - драма, комедия - самая трудная форма литературы, - писал М. Горький. ...В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки... управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями... Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без  подсказываний со стороны автора...».

Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы студентами. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить студентов  со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой — помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя.

     Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в колледже.

Оборудование

  • текст пьесы А.Н. Островского «Гроза»;
  • выдержки о персонажах драмы А.Н. Островского «Гроза» из критических статей: 1) Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»;  2) А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского»; 3) Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»; 4) П. Вайль «Мещанская трагедия»;
  • компьютерная презентация, объясняющая специфику работы (Приложение 1);
  • раздаточный материал с примерным планом работы над выбранной темой (Приложение 2);
  • компьютер (ноутбук, электронная книга);
  • монолог Катерины «Почему люди не летают…» и заключительный монолог Кабанихи из спектакля «Гроза» Магнитогорского драматического театра (видеофрагменты); звуковой файл с романсом «Под лаской плюшевого пледа…»;
  • справочные материалы, словари;
  • иллюстративный материал (эскизы костюмов героев спектакля «Гроза» середины XIX века; иллюстрации к пьесе; фотографии актеров в роли персонажей пьесы «Гроза» в середине ХХ века и начале ХХI века; иллюстрации к пьесе «Гроза»);
  • бумага, карандаши, цветные ручки.

Технологическая карта занятия

  1. Дисциплина литература

Специальность 31.02.03  Лабораторная диагностика

  1. Курс  1  Семестр I
  2. Тема: Драма «Гроза»
  3. Вид занятия: теоретическое занятие
  4. Тип  урока: обобщающий
  5. Место проведения занятия и  время проведения занятия: аудитория МК №1 , время проведения 90 мин
  6. Мотивация темы:

При изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» необходимо поставить следующие нравственные проблемы: нравственные качества самодуров как признак их приближающейся гибели; безволие, уступчивость самодурам - условия для их процветания; разоблачение семейного гнета; борьба за

человеческое достоинство; гибель Катерины как ее нравственная победа над «темным царством».

Творчество А. Н. Островского приходится на 40 - 70-е годы XIX в., когда реакция сменилась демократическим движением 60-х годов, а затем снова пришло время политических репрессии и засилья реакционных идей.

Герои его пьес - купцы, чиновники, актеры, исторические деятели, сказочные герои. Это ханжи, самодуры, невежды и люди с большим талантом, богатой поэтической душой, щедрым сердцем.

Как ни парадоксально, но многие, хотя и называют Островского создателем русского национального театра, не знают ни одной его пьесы, кроме «Грозы»

Но и пьеса «Гроза», особенно образ Катерины, вызывает много противоречивых суждений. Причина этого кроется в неисторическом подходе к их анализу. Следовательно, нужно больше внимания уделить тем условиям, в которых приходилось жить героям Островского,  и которые так выразительно названы Добролюбовым «темным царством».

  1. Цели занятия:

Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника.

Конкретные цели:

  • обобщить материал по творчеству А.Н. Островского и выявить актуальность его пьес для современного общества;
  • развивать умение анализировать художественный текст, находить параллели между проблемами, поднимаемыми в классических произведениях, и проблемами, существующими в настоящей жизни;
  • развивать творческие способности студентов, направленные на достижение конкретного результата;
  • отрабатывать навык работы в группах: воспитывать внимание студентов, умение слушать чужое мнение и нести ответственность за собственную деятельность; совершенствовать их культуру речи.
  1.  Уровень освоения – 1, 2
  2.  Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи

В процессе занятия реализуются внутридисциплинарные (взаимосвязь древнерусской литературы, классической литературы первой трети XIX века и конца XIX века, литература Серебряного века) и междисциплинарные (литература и история; литература и русский язык и культура речи) связи.

  1.  Обеспечение занятия:

А.  Методическое обеспечение:

Мультимедийная презентация

 Б.  Материально- техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийная система

  1.  Методы: 

проектный; частично-поисковый; проблемный; исследовательский.

  1.  Приемы: 

прием актуализации опорных знаний; «Песочные часы»; проблемная ситуация и проблемные вопросы; аналитическая беседа; творческая групповая работа.

  1.  Литература:
  1. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 2011. – 127с.
  2. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 2015. -171с.
  3. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 2012. – 520с.
  4. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 2014. – С.172-176.

        


Содержание занятия

Цели этапа

Деятельность преподавателя и студента

Средства

Компетенции

Регламент

Организационный момент, призванный настроить студентов на рабочий лад

Слово преподавателя + репродуктивная беседа.

- Любая сфера человеческой деятельности предполагает наличие конечного продукта (хорошего, выдающегося или рядового, повседневного). Одним из таковых результатов является проект.

- Как Вы понимаете слово «проект»? Какими могут быть проекты?

- Зачем нужны проекты? Кто может быть их авторами?

- Действительно, каждый из нас способен стать автором какого-нибудь проекта.  Для  этого  необходимо  несколько   составляющих: идея,  средства  и цель. Сегодня мы заканчиваем изучать творчество А.Н. Островского, у нас уже есть необходимые знания (средства) для создания проекта. Я предлагаю разработать макет журнала «Пьеса А.Н. Островского «Гроза»: вчера, сегодня, завтра…»

Прием «Песочные часы».

Нарисуйте на своем рабочем листе «песочные часы». В верхней их части отметьте, каких результатов вы ждете от этого проекта, что вам интересно было бы узнать, работая над реализацией проекта.

Аналитическая беседа.

- Как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы опубликовать журнал?

- Какие разделы, рубрики в нем могут быть? Каким материалом можно заинтересовать читателя и привлечь его внимание к классике?

- Что поможет сделать статью интересной?

В течение нашего занятия Вам необходимо будет создать всевозможные компоненты нашего журнала и представить их в

финале занятия на обсуждение всех участников проекта.

Компьютерная презентация

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

5 минут

Этап планирования, цель которого поставить задачи перед студентами и пояснить специфику работы над проектом

Слово преподавателя. Преподаватель поясняет алгоритм выполнения проекта:

  1. Определить основные проблемы пьесы А.Н. Островского.
  2. Выбрать (сформулировать) тему, проблему будущего проекта
  3.  Определить форму реализации проекта.
  4. Спланировать  ход  выполнения  проекта  составить  план,  распределить обязанности.

Преподавателем и студентами предлагаются возможные формы реализации проекта:

  • статья в журнал;
  • рубрика «Знакомство»;
  • кроссворды и сканворды;
  • создание обложки журнала и оформление макета журнала.

В конструктивной  беседе преподаватель и  студент разрабатывают  критерии оценки:

  1. Аргументация выбора темы.
  2. Эффективность выбранного пути и средств для выполнения проекта (наличие примеров из текста А.Н. Островского; продуманность фактов реальной  жизни, приведенных  для  аргументации;  составление  графиков; разработка иллюстраций и т.д.).
  3. Умение задавать вопросы команде и отвечать на поставленные вопросы.

Оценка = самооценка + взаимооценка + оценка преподавателя.

Компьютерная презентация

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

10 минут

Аналитический этап + этап обобщения информации.  Развитие аналитического мышления творческих способностей студентов

Самостоятельная творческая исследовательская работа студентов (в группах) над выбранной проблемой.

Студенты самостоятельно объединяются в группы (до 5 человек) по интересам и выбирают темы, распределяют обязанности. Задача преподавателя – предоставить все необходимые средства и материалы для работы над темой и ответить на возникающие у студентов вопросы.

Раздаточный материал (темы и примерные планы работы; текст пьесы «Гроза» и критические статьи, справочный материал, электронные книги с видео-файлами; бумага, карандаши и т.д.)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимых для эффективного выполнения поставленных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с  коллегами, руководством

45 минут

Этап представления полученных результатов работы

Защита командами собственных проектов.

Активное  участие  в  выступлении  принимают  все  ребята, поскольку им предстоит оценивать друг друга. Задача учителя заключается в создании доверительной обстановки, чтобы каждый выступающий смог достойно защитить проект. Вместе с тем, необходимо поддерживать дух соперничества для организации продуктивной  работы,  направленной  на  оптимизацию  знаний студентов по каждой выбранной командами теме.

Подготовленные командами проекты

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

25 минут

Оценка и комментарий результатов занятия

Аналитическая беседа.

Преподаватель и студенты анализируют плюсы и минусы подобного занятия, подводят.

Прием «Песочные часы»

Студенты заполняют нижнюю часть «Песочных часов», где пишут, что узнали нового  на  занятии,  как  изменилось  их  представление о творчестве А.Н. Островского. Делают выводы о том, совпали ли их ожидания в начале занятия с результатами в финале.

В качестве домашнего задания студентам предлагается откорректировать командные работы в соответствии с прозвучавшими на занятии предложениями и заданными вопросами. Из завершенных работ необходимо собрать макет журнала, посвященного пониманию классической пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире.

ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием

5 минут


        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.Н.. Островский «Гроза». – М.: Просвещение, 2013
  2. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 2011. – 127с.
  3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 2015. -171с.
  4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 2012. – 520с.
  5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 2014. – С.172-176.

                       Приложение 1

                                 

                                    Пьеса А.Н. Островского

                                                  «Гроза»:

                                    вчера, сегодня, завтра…

                                                                                                                      Подготовила: преподаватель

                                                                                                               ГДПОУ ДЗМ «МК № 1»

                                                                                                                 И.А. Каргинова

Предлагаемые темы для журнала «Пьеса А.Н.Островского

“Гроза”: вчера, сегодня, завтра…»

«Искусственная жизнь» и искусство жить

(на материале драмы А.Н. Островского «Гроза»)

Волжское купечество и современный бизнесмен: сходство и отличия

Искушение: двигатель жизни с древнейших времен или активизатор смерти

Город Калинов и город Магнитогорск: тенденции развития

Сколько гроз в «Грозе»?

Свет Катерины: вчера и сегодня

Борис, Тихон, Дикой: мужчина в российской действительности

        

                                                 

                                                        Что такое проект?

  • Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для

                                                                                                     достижения в течение заданного периода времени и при установленном

                                                                                                     бюджете поставленных задач с четко определенными целями.

                                                                                                                                                                               Бурков, В.Н., Новиков, Д.А. Как управлять проектами. М.: Синтег, 1997.

                                                                                                        Проект (от лат. projectus  брошенный вперед, выступающий, выдающийся впер д)

                                                                                                    замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов,

                                                                                                    чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической

                                                                             реализации.

                                                                                                                                      Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь. –

                                                                                                                                                                                                                                      2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

Алгоритм выполнения проекта

  • Определить основные проблемы пьесы А.Н. Островского.

  • Выбрать (сформулировать) тему, проблему будущего проекта.

  • Определить форму реализации проекта.

  • Спланировать ход выполнения проекта (составить план, распределить обязанности).

                                                   Возможные формы реализации проекта

  • Статья в журнал

  • Рубрика «Знакомство»

  • Кроссворды и сканворды

  • Создание обложки журнала и

                                                                               оформление  макетного журнала

Критерии оценки

  • Аргументация выбора темы.

  • Эффективность выбранного пути и средств для выполнения проекта (наличие

примеров из текста А.Н. Островского; продуманность фактов реальной жизни,

приведенных для аргументации; составление графиков; разработка иллюстраций

 и т.д.).

  • Умение задавать вопросы команде и отвечать на поставленные вопросы.

Оценка = самооценка + взаимооценка + оценка преподавателя

Творческих успехов

в работе над проектом!

Приложение 2

«Искусственная жизнь» и искусство жить (на материале драмы А.Н. Островского «Гроза»)

  1. Определите по словарям значение слов «искусство» и «искусственный».
  2. В чем, по вашему мнению, состоит «искусство жить». Как это искусство понимает А.Н. Островский (приведите примеры из текста)?
  3. Сформулируйте определение понятию «искусственная жизнь».
  4. Определите, кто из героев пьесы А.Н. Островского живет «искусственной жизнью», а кто стремится постичь искусство жизни. Изобразите это противостояние.

Например:

  • составьте таблицу, в которой будут обозначены критерии «настоящей» жизни как искусства и герои, которые соответствуют им, или, наоборот, противоречат им;
  • символически (например, через шарж) изобразите противостояние «искусственных» и (естественных) героев.
  1. Современный мир: чего в нем больше «искусственности» или искусства жить? Аргументируйте свое мнение.
  2. Актуальна ли данная проблема, поднимаемая в пьесе А.Н. Островского, в наши дни.

Волжское купечество и современный бизнесмен: сходство и отличия

  1. Раскройте особенности жизни купцов: сфера их интересов; что определяет их отношения друг к другу; способность отдавать свое во благо другим. При ответе опирайтесь на информацию статьи «Купечество».
  2. Ориентируясь на перечисленные в пункте 1 критерии, определите особенности жизни волжских купцов конца 50-х гг. XIX в (приведите примеры из пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
  3. По тем же критериям определите специфику жизни современного бизнесмена. Свое мнение докажите примерами из жизни.
  4. Обозначьте в диаграмме тенденции развития предпринимательства в России. Критерии для построения диаграммы могут быть: степень материального состояния; нравственность; внутренний мир и культура.
  5. Под столбцами символично изобразите купцов начала и конца XIX века и бизнесмена рубежа XX – XXI вв.
  6. Сделайте выводы по диаграмме. Насколько актуальна поднимаемая А.Н. Островским проблема зависимости человека от денег в наши дни.

Искушение: двигатель жизни с древнейших времен или активизатор смерти

  1. Ориентируясь на цитаты из словарей, сформулируйте свое определение понятию «искушение».
  2. Какие искушения предлагаются героям пьесы А.Н. Островского (Катерине, Дикому, Борису и др.)? Как меняется их жизни после искушения? На что проверяются герои пьесы искушением? Есть ль в драме А.Н. Островского персонажи, устоявшие от искушения? Свои ответы аргументируйте цитатами из текста пьесы.
  3. В каких произведениях мировой литературы наблюдается мотив искушения (Например, «Ветхий Завет» – Адам и Ева, «Слово о полку Игореве» – Игорь, «Герой нашего времени»). В чем он проявляется. Как герои проверяются искушением?
  4. Какие искушения есть в современном мире? Возможна ли жизнь без искушений? Актуальны ли искушения прежних веков в наши дни?
  5. К чему ведут искушения? Нарисуйте график жизни человечества, в которой присутствуют искушения.
  6. Сделайте вывод: искушение – это двигатель жизни или активизатор смерти.

Город Калинов и город Москва: тенденции развития

  1. Опишите «внешность» города Калинова, его быт и нравы. При выполнении этого задания ориентируйтесь на монологи Кулигина (Действие 1 явл. 3, Действие 2 сцена 1 явление 3) и реплики Феклуши. Подумайте, почему А.Н. Островский дает противоречивые характеристики городу.
  2. Опишите «внешность» города Москва, его быт и нравы. Актуальны ли противоречия для характеристики нашего города. С чем это связано?
  3. Найдите сходство и отличия этих городов. Что изменилось в жизни горожан за сто пятьдесят лет
  4. Нарисуйте два пейзажа: город Калинов и город Москва. В пейзажах отразите особенности жизни этих городов.
  5. Подумайте, влияет ли «характер» города на личность человека.

Сколько гроз в «Грозе»?

  1. Определите по различным словарям значение понятия «гроза». Найдите в пьесе «Гроза» подтверждение каждому определению.
  2. Только прямое значение слова «гроза» можно найти в драме? Символом чего является гроза в пьесе?
  3. Посчитайте, сколько гроз в «Грозе». Подтвердите свое мнение примерами из текста.
  4. Посмотрите на иллюстрацию Б.А. Алимова. Какие «грозы» отразил художник в своей картине?
  5. Актуальны ли найденные в пьесе «грозы» для современного мира? Аргументируйте свою точку зрения примерами из жизни.
  6. Какие «грозы» находит в пьесе А.Н. Островского магнитогорский режиссер Эренбург в театральной постановке «Грозы» на сцене драмтеатра?

Свет Катерины: вчера и сегодня

  1. Составьте характеристику Катерины: портрет, ее семья, воспитание, история жизни.
  2. Посмотрите на эскизы костюмов для актрис, играющих Катерину на сцене. Какие черты героини хотели подчеркнуть костюмеры? Отличается ли Катерина внешне от жителей города Калинова? Почему вы так думаете?
  3. Подумайте, почему Н. А. Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». В чем, по мнению критика, свет Катерины?
  4. Как «свет» Катерины видят режиссеры ХХ века (посмотрите на актрис ХХ века, играющих Катерину на сцене: как меняется ее костюм по сравнению со спектаклями 19 века)?
  5. Посмотрите на Катерину из пьес ХХI века. Меняется ли ее облик? В чем заключается ее «свет» сейчас?
  6. Прослушайте романс Ларисы Огудаловой (из кинофильма «Жестокий романс» по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница») на слова М. Цветаевой. Может ли этот текст характеризовать и Катерину? Докажите свою точку зрения.
  7. Как вы думаете, есть ли в наше время девушки, похожие на Катерину по глубине своего внутреннего мира и нравственным переживаниям. Как проявляется их драма сейчас?

Борис, Тихон, Дикой: мужчина в российской действительности

  1. Проанализируйте героев пьесы «Гроза» (Борис, Тихон, Дикой):

а) говорящие имена и фамилии;

б) история жизни;

в) какой тип мужчин герои символизируют собой;

г) мнение критиков об этих персонажах

  1. Поразмышляйте, существуют ли подобные типы мужчин в современной действительности. Докажите свое мнение. Какие изменения произошли в России за 150 лет ее развития: появились ли другие типы мужчин, какой тип мужчин преобладает. Попробуйте изобразить в диаграмме тенденции развития каждого типа героев.

  1. Попытайтесь схематично, символично или с помощью шаржа изобразить представленные в пьесе типы мужчин.

Приложение 3

Примерный оценочный лист проектной работы студента

Критерии

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Количество баллов

Полученный результат в баллах

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый  - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

1

Повышенный  - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Студентом продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

2

Повышенный высокий  - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить,   формулировать выводы, обосновывать,  реализовывать и апробировать принятое решение. Студентом продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

3

Знание предмета

Базовый  - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

1

Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

2

Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы.

3

Регулятивные действия

Базовый  - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля студента.

1

Повышенный  - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

2

Повышенный высокий  - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

3

Коммуникация

Базовый  - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

1

Повышенный  - Тема ясно определена и пояснена. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

2

Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой  интерес. Автор свободно  и аргументировано отвечает на вопросы.

3

Итого 4-12 баллов

Критерии выставления отметки

Итоговая отметка

баллы

4-6

7-9

10-12

отметка

удовлетворительно

хорошо

отлично