Алмазные россыпи речи
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Банникова Елена Александровна

Программа дополнительного образовательного курса по литературе и русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_almaznye_rossypi_rechi.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»

Рабочая программа дополнительного образовательного курса

«Алмазные россыпи речи»

для 5-7 классов

Составитель Е.А. Банникова

Тамбов 2017

Пояснительная записка

Слава мастеру слов! И умен, и упорен.

Он алмазы творит из чуть видимых зерен.

Низами

Доминирующей идеей государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Он ориентирован на формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогической.

Хорошо развитая речь школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

Программа дополнительного образования «Алмазные россыпи речи», направленная на интеллектуально-познавательное развитие школьников, дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в 5 - 7 классах материал и реализовать работу по развитию связной речи. Педагогическая целесообразность программы в том, что в качестве основной задачи выделяется формирование умений школьников грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Известно, что сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из сложных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать мысли.

В связи с этим призван способствовать обучению написания сочинений разных жанров, помогать учащимся свободно рассуждать, выражать свои чувства и идеи.

Кроме того, система занятий «Алмазные россыпи речи» помогает подготовить учащихся к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку: написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.

Отличительной особенностью: является полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится на синтезе достижений гуманитарных дисциплин (русского языка и литературы). Это демонстрирует невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в образовательной программе.

Интеграция данных предметов обуславливается необходимостью создания системного учебно-воспитательного процесса, синтезирующего знания учащихся по языку с их проникновением в текст, в мир художественной литературы, как вершины речевой деятельности. Основная задача этой интеграции - овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения мыслей, пробуждения у учащихся потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, конструирования текста. В основе такого изучения - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и при возможности актуальный на момент использования.

Кроме того, интегрированное обучение создаёт оптимальные условия для личностно ориентированного подхода, для творчества учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности и развивающих приёмов обучения.

Таким образом, единая программа отличается многогранной структурой, а каждый предмет (русский язык, литература) приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность, что позволяет более широко, чем на уроке, использовать разнообразные средства для выработки у учащихся навыков практического владения языком.

Изучение проходит по темам, параллельно с программным курсом по русскому языку (программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, издательство «Просвещение») и литературе (программа Г. С. Меркина, издательство «Русское слово»). Однако это не означает, что данный кружок дублирует школьную программу. Тесная связь дополнительного образовательного процесса с тематикой урочной деятельности дает возможность осуществить задачу взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями по предмету, что решает важные образовательные и воспитательные задачи.

Цель программы - обеспечение высокого уровня качества речевой, коммуникативной культуры школьников, содействие становлению духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии её творческих возможностей.

Основные задачи программы

  • углубление знаний учащихся о значении правильной речи для человека;
  • формирование умений грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
  • активизация и закрепление программного материала по развитию связной речи;
  • воспитание средствами слова в человеке нравственности, эстетического отношения к миру и жизни, доброго и внимательного отношения друг к другу; о поддержка и развитие интереса к русскому языку,
  • использование для этого яркого, эмоционального материала, разнообразных форм и приемов работы.

Задачи обучения

Обучающие задачи:

  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
  • учить демонстрировать высокий уровень надпредметных умений и достигать более высоких показателей в основной учебе;
  • учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения; о учить исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке; о учить концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию; о учить быть критичными слушателями.

Развивающие задачи

  • способствовать интеллектуально-познавательному развитию личности школьников;
  • развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
  • развивать коммуникативность обучающихся; содействовать речевому общению учащихся;
  • развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
  • постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями;
  • совершенствовать речевую культуру учащихся;
  • развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные задачи

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  •  формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • воспитание интереса к внимательному прочтению художественных произведений,
  • формировать доброе отношение друг к другу.

Ожидаемые результаты:

По окончанию курса обучения учащиеся должны уметь:

  • понимать значение правильной речи для того, чтобы быть активным участником общественной жизни;
  • создавать оригинальные связные тексты (как письменные, так и устные), грамотные и убедительные, от крайне малых до сочинений разных жанров (на литературную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т. д.);
  • владеть монологической и диалогической речью, составлять сообщения, доклады, рефераты;
  • подготовить публичное выступление, определив заранее его основную установку, проанализировать эффективность его воздействия на аудиторию; о вести публичный спор, грамотно аргументируя свою точку зрения и не прибегая к непозволительным уловкам в процессе спора;
  • вступать в контакт с незнакомыми людьми, тактично поддерживать беседу со взрослыми, обращаться с просьбой, выражением сочувствия, используя формулы речевого этикета, составлять приветственные и поздравительные сообщения.

знать:

  • образную природу речевого искусства;
  • правила поведения во время общения;
  • основные закономерности речевой организации;
  • основные теоретические понятия:
  • «речевое общение» и «речевая ситуация»;
  • «диалогическая речь» и «монологическая речь»;
  • текст, смысловая и грамматическая связь предложений в тексте;
  • «широкая и узкая тема»;
  • иносказание, аллегория, эзопов язык;
  • экспрессия, риторическое обращение, риторическое восклицание;
  • юмор, юмористическая ситуация, фельетон, ирония, сарказм, сатира;
  • сказовая речь, просторечная лексика;
  • поэтическая лексика;
  • словесное рисование, зарисовка;
  • портрет, портретный очерк, словесный портрет
  • эпизод, финал;
  • аннотация, библиография;
  • отзыв, рецензия, рассуждение;
  •  заметка, путевые заметки;
  •  сообщение, доклад, реферат;
  •  факт, интервью, репортаж;
  •  инсценированное чтение, театральное искусство, киносценарий;
  •  диспут, дискуссия.

Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической и творческой работой учащихся.

Формы подведения итогов: творческий конкурс, написание сочинений разных жанров, защита презентаций, рефератов обучающихся, выступления с сообщениями и докладами, конференции.

Формы и методы работы:

  • Лекции по конкретным темам программы.
  • Обсуждение книг, статей, теле- и видеосообщений по вопросам лекции.
  • Самостоятельные сообщения и доклады учащихся.
  • Проведение творческих мастерских, творческих практикумов, творческих конкурсов.
  • Проведение итоговых конференций по защите творческих работ обучающихся.
  • Диспуты и дискуссии.
  • Деловые игры

Во всех вышеуказанных формах и методах осуществляются принципы интегративного личностно развивающего образования: личностного

подхода; рефлексии; системности; проблемности; диалогичности.

Структура программы:

Программа рассчитана для обучающихся 5-7 классов. Общее количество часов - 252 (72-108 часов в год). Продолжительность обучения 3 года. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 5 класс (72 часа)

Тема

Наименование темы

Кол-во часов

Введение. Дорога к Слову... или как мы говорим?

2

Тема 1

Что такое текст?

8

Тема 2

Оказывание. Жанровые особенности сказок.

11

Тема 3

Начальные представления о сценической речи.

5

Тема 4

Сочинение на литературную тему.

7

Тема 5

Рождение рассказа.

8

Тема 6

Отзыв о книге. Элементы анализа литературного произведения.

5

Тема 7

Характеристика литературного героя.

8

Тема 8

Повествование с элементами описания. Устный журнал о Н. А. Некрасове «Грешнево - Карабиха».

4

Тема 9

Юмористический рассказ (на примере рассказов А. П. Чехова)

4

Тема 10

Рассказ с необычным построением. Новогодняя сказка.

12

Итого:

72

6 класс (72 часа)

Тема

Наименование темы

Кол-во

Введение. Речевой и коммуникативный этикет как универсальное языковое явление, присущее всем членам общества.

2

Тема 11

Речевая, коммуникативная культура.

16

Тема 12

Тезисы и конспект. Конспектирование статьи. Тезисы и конспект. Цитирование.

8

Тема 13

Сообщение, доклад, реферат.

12

Тема 14

Рассуждение в разных стилях речи.

20

Тема 15

Отзыв. Элементы анализа литературного произведения. Рецензия.

7

Тема 16

Основы киноискусства. Написание сценария мультфильма «Мир Добра и красоты» к сказке X. К. Андерсена «Чайник».

9

Итого:

72 ч

7 класс (108часов)

Тема

Наименование темы

Кол-во часов

Введение. Заседание «круглого стола» «Для чего людям нужна речь?»

3

Тема 17

Жанр «путешествия».

33

Тема 18

Беседа. Диалог.

12

Тема 19

Интервью.

22

Тема 20

Репортаж.

35

Итого:

108 ч

Содержание программы.

5 КЛАСС (72 ЧАСА)

ВВЕДЕНИЕ. Дорога к Слову... или как мы говорим? (2 часа).

РАЗДЕЛ I. Принципы построения устных и письменных высказываний простых жанров.

Творческая мастерская. Сочинение на свободную тему. Рассказ на тему «Как я провёл лето». Содержание сочинений о лете.

Текст. Тема и основная мысль текста. Творческая мастерская. Создание текста на тему «Я расскажу вам ...».

Сказывание. Жанровые особенности сказок. Сочинение сказки. Начальные представления о сценической речи. Инсценировка фрагментов сказки.

Сочинение на литературную тему. Постановка вопроса или проблемы (вступление к сочинению). Развёртывание идеи сочинения (основная часть), доказательность, последовательность, вывод (заключение). Сочинение по сказкам А. С. Пушкина.

Рождение рассказа. Устный рассказ о детстве М. Ю. Лермонтова. Экскурсия. Составление текста. Заочная литературно-краеведческая экскурсия в Тарханы. Подготовка и проведение. Сочинению в жанре рассказа по стихотворению М. Ю. Лермонтова «На Бородинском поле».

Отзыв о книге. Элементы анализа литературного произведения. Сочинение - рассказ о повести Н. В. Гоголя.

Характеристика литературного героя. Словесное рисование. Словесный портрет. Портретный очерк. Понятие очерка. Требования, предъявляемые к очерку. Показать наиболее характерное в жизни, мыслях, поступках конкретного человека.

Творческая мастерская. Рассказ об авторе и его героях. Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское - Лутовиново». Завязка, кульминация, развязка. Рассказ с обрамлением.

Повествование с элементами описания. Устный журнал о Н. А. Некрасове «Ерешнево - Карабиха». Сочинение «Школа будущего».

Юмористический рассказ (на примере рассказов А. П. Чехова). Отношение к объекту осмеяния, оценивание, уровень культуры. Характер вкусов. Комическая ситуация или смешное недоразумение. Манера повествования, обрисовка внешности и язык героев. Создание собственного юмористического рассказа. Фельетон. Смех помогает бороться с отрицательным в жизни, делает человека духовно более сильным, поддерживает дух критики и самокритики. Синонимические обороты речи. Выдумка, художественные краски, живая речь, живые диалоги. Стихотворный фельетон. Составление фельетона или юмористического рассказа на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).

Рассказ с необычным построением. Кульминация, завязка, развязка. Действующие лица. Хронология событий. Новогодняя сказка.

6 КЛАСС (72 часа).

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ II. Речь и культура общения.

Речевой и коммуникативный этикет как универсальное языковое явление, присущее всем членам общества. Культура общения. Психологические основы общения. Формулы речевого этикета. Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений. Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс- конференции и т.д.

Речевая, коммуникативная культура. Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.

Как писать сочинение на свободную тему. Проблемное сочинение на литературной основе. Сочинение - рецензия, сочинение - эссе.

Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Литературный салон «Поэты XX века о Родине и о себе».

Тезисы и конспект. Конспектирование статьи. Тезисы и конспект. Цитирование. Литературная конференция «Новая встреча с Пушкиным» (по самостоятельно законспектированным источникам).

Сообщение, доклад, реферат. Сообщения и презентации «Лермонтов и Кавказ», «Украинскими дорогами Н. В. Гоголя», «Некрасов и художники- передвижники» и т. д. Ролевая игра «Мое функционально-семантическое поле доброжелательного общения». Советы выступающим.

РАЗДЕЛ III. Дискутивно-полемическая речь.

Рассуждение в разных стилях речи. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли текста. Рассуждение проблемного характера. Сочинение - рассуждение. Проблема - сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий рассуждения. Тезис. Аргумент. Дискуссия. Сочинение-рассуждение. «Я и взрослые». Устный журнал «Жестокая правда войны» (по произведениям Д. Самойлова, М. Исаковского, В. Астафьева) Дискуссия «Я думаю, что я поступил бы...». Сочинение «Что такое доброта и милосердие?»

Отзыв. Элементы анализа литературного произведения. Цель отзыва: поделиться впечатлениями о книге, привлечь внимание к книге, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев. Рецензия. Диспут «Мир детства»

Основы киноискусства. Просмотр художественного фильма по повести В. К. Железникова «Чучело». Использование произведений художественной литературы, кинофильмов для анализа взаимоотношений героев. Проведение беседы «Как можно предотвратить психологический конфликт».

Написание сценария мультфильма «Мир Добра и красоты» к сказке X. К. Андерсена «Чайник». Рецензия на фильм. Литературный ринг.

7 КЛАСС (108 часов).

ВВЕДЕНИЕ. Заседание «круглого стола» «Для чего людям нужна речь?»

РАЗДЕЛ IV. Сочинения «нетрадиционных» жанров.

Жанр «путешествия». Путешествие по родам и жанрам. Заочная литературно - краеведческая экскурсия. «История одного путешествия».

Путевые заметки. Путевые зарисовки. Написание путевых заметок. («По дорогам Отечества». «Путешествие в село (город, край), где я родился». «По тропинкам заповедного края»). Иллюстрация своих записей рисунками, фотографиями, схемой маршрута, картой путешествия.

Чтение отрывков из путевых заметок журналиста Арнольда Пушкаря. «Речка моего детства» Василия Пескова.

Литературная гостиная «Маршрутами декабристов». Составление сообщения об одной из «станций» путешествия. Использование выразительных средств. Сочинение в жанре путешествия «Москва Ивана Грозного». Литературно - краеведческая конференция «Сибирскими дорогами декабристок».

Интервью. Беседа. Репортаж. Диалог. Собеседник: политический деятель, учёный, писатель, художник, спортсмен, писатель, артист, воин - интернационалист. Ток-шоу «Судите сами» по теме «Над чем смеетесь?» (По произведениям А. Чехова, М. Зощенко, А. Аверченко, II. Тэффи)

Инсценированное интервью с защитниками города Севастополя (по «Севастопольским рассказам « Л. Н. Толстого) Факт. Градация фактов: новость, сенсация, результат, явление. Их значение. Статья в газету. Заметка. Рассуждение проблемного характера. Общественно - политическая лексика, эмоционально - окрашенные слова и обороты речи, риторические вопросы.

Заметка в газету о героизме защитников Севастополя. Написание сценария литературно-музыкальной композиции «Город русской славы, ратных подвигов». (По «Севастопольским рассказам « Л. Н. Толстого) Литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Репортаж. Репортаж. Информационная заметка. Воссоздание картины происшедшего, рассказ о том, как протекало событие. Выразительные средства в репортаже. Фоторепортаж, радио - и телерепортаж.

Конференция «М. Горький и русские писатели» Подготовка репортажа о проведенной конференции. Дискуссионный клуб «Что есть красота?» (По повести А. Куприна «Куст сирени»)

Репортаж о литературном ринге «К барьеру» (О лирике С. Есенина и В. Маяковского)

Выставка «Каждый край по-своему прекрасен» (по страницам К. Г. Паустовского «Мещерская сторона»). Подготовка репортажа.

Литературно-лингвистическая конференция «И мы сохраним тебя, русская речь...».

Список литературы для учителя

  1. Борисова В. А., Мишлимович М. Я. “Сочинения на литературную тему в старших классах”, М., Просвещение, 1978
  2. Брызгалова С. М., Романова С. Р. “Из опыта обучению написанию сочинений”, Методическое пособие, Якутск, 2003
  3. Введенская J1.A., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999.
  4. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.
  5. Горбачевич КС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. — М., 1978.
  6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. — М., 2000.
  7. Львов М.Р. Риторика. —М., 1996.
  8. Морозова Н П. “ Учимся писать сочинение”, М., Просвещение, 1987
  9. Розенталь Д.Е. Практическая стилистика русского языка. — М., 1987.
  10. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М., 2000.
  11. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. — М., 2000.
  12. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. — М., 1995.

Список литературы для обучающихся

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. —М., 1989.
  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М., 1986.
  3. Большая детская энциклопедия. — М.: Русское энциклопедическое общество, 2000.
  4. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984,
  5. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. — М., 2004.
  6. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р.И. Аванесова. — М., 1987,
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). —М., 1985.
  8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1984.
  9. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1989.
  10. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: РАБОТА В ТЕХНИКЕ АЛМАЗНОЙ МОЗАИКИ

В статье мы разберем правила работы в удивительной технике декоративного мастерства АЛМАЗНАЯ МОЗАИКА. Вас ждут полезные практические советы, призванные облегчить создание творческих работ и повысить и...

Творческий проект "Алмазная мозаика"

Творческий проект по технолоогии-самостоятельная итоговая работа учащихся под руководством учителя....

Творческий проект "Алмазная картина"

Творческий проект по технологии " Алмазная картина "Уберега моря" выполнел в сооствествии с требованиями к творческим проектам. Последовательность выдержана от выбора и обосноваия пробл...

Алмазная вышивка

Алмазная вышивка...

МК Алмазная мозайка

Мастер класс по созданию картины в технике "Алмазная мозайка"...