А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Слесарева Елена Михайловна

Методическая разработка урока литературы литературы в 5 классе. А.П.Чехов. «Хирургия»  как юмористический рассказ (урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А.П.Чехов. «Хирургия»  как юмористический рассказ  5 класс

Цель деятельности учителя

Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова;  выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов; познакомить пятиклассников с содержанием рассказа «Хирургия» и выявить; помочь ученикам обнаружить сатирический пафос произведения, формы оценки героев, значение фамилий; выразительность, яркость художественной детали, сценичность диалога, динамику повествования, а отсюда и лаконизм изложения, простоту фразы, индивидуальность речи. 

Тип урока

Открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах,  воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Формы обучения

  Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер для прослушивания аудиозаписи «Рассказ А.П.Чехова «Хирургия». Корабль.

Наглядно-демонстрационный материал

Портрет А. П. Чехова.

Основные понятия

«юмор», «сатира», «фельдшер», «дьячок», «чечунчовый»,  «триковый»,  «карболовая кислота», «просфора́», «земская больница». 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

взаимодействия

УУД

 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку.

Эмоциональный  настрой детей на урок. Добрый день! Ребята, а вы знаете известный педагог Я.А.Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя.

Давайте мы отправимся  в  путешествие на этом корабле за новыми знаниями. Отправляться в дорогу, конечно,  нужно с хорошим настроением. А что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

- Надо улыбнуться.

- Подарим друг другу теплые улыбки.  

 Помощниками  в нашем нелегком, но интересном путешествии по различным станциям будут ваши знания, находчивость, старание, терпение.

Нас ждет сегодня  встреча с удивительным человеком, прекрасным писателем и знакомство с его  рассказом.

 Итак, в добрый путь!  

Ученики  проверяют  свою готовность к уроку.

Слушают учителя.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

 

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Личностные: внимание, уважение к окружающим; совершенствование духовно- нравственных качеств личности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция.

2. Актуализация знаний

Цель этапа:  воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Определение темы и цели. 

1 порт «Начальный»

 -Чей портрет перед вами?

- Правильно, это портрет А. П. Чехова, гениального юмориста, прозаика и драматурга.  

-  А какие произведения Антона Павловича вы изучали,  знаете? («Мальчики», «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Злой мальчик», «Налим»).

-  Скажите, а эти произведения короткие или большие по объёму?

(Они небольшие).

-  А они, по-вашему, серьёзные или смешные?

(Они весёлые, смешные, с юмором).

-  А  вы о Чехове и его коротких юмористических рассказах всё знаете?

(Нет).

-  А хотите ещё больше узнать?

( Да).

Работа в парах.

 - Для того, чтобы узнать о каком произведении пойдет сегодня речь, я предлагаю вам найти в зашифрованных строчках  букв название рассказа (из первой строки вычеркните все гласные, а из второй – все согласные; из полученных  букв составьте слово).

 Ехыирораягэю    приручия

- Правильно, мы сегодня будем изучать рассказ Антона Павловича Чехова «Хирургия».

- Так какая же тема урока?

Хирургия»  как юмористический рассказ).  

- А что такое рассказ?

(Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

- Запишем тему в тетрадь.

- Можно ли узнать из названия о чем пойдет речь в произведении?

- А какая цель нашего занятия? Что мы должны узнать, чему научиться? На какой вопрос мы можем ответить в конце занятия?

- Правильно, в ходе урока мы познакомимся с рассказом «Хирургия»; будем совершенствовать навыки анализа произведения, умения давать характеристику героям произведения, развивать свои творческие способности. Сегодня мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

 Обдумывают ответы на вопросы, формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Работают в парах.

Фронтальная. Работа в парах.

 Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи.  Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

 

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель этапа: развитие навыков выразительного чтения, постановка проблемных вопросов, развитие интереса к произведению, закрепление основных понятий.

2 порт «Познавательный»

-  Прежде, чем говорить о произведении, необходимо поближе познакомиться с его творцом. Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в понимании замысла и содержания произведения.

   Мы познакомимся с вехами биографии замечательного писателя Антона Павловича Чехова, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и почувствовать всю пестроту сложной русской действительности.  Из своих 44 лет жизни 25 лет он отдал литературе, создал несколько сотен замечательных произведений - рассказов и театральных пьес. Эти произведения учат понимать жизнь и людей, смеяться над глупостью и любить труд.

   Антон Павлович Чехов верил, что жизнь может быть светлой и счастливой. И сам он был удивительным человеком – его любили все. Эти качества души писателя проявляются и в его произведениях, оттого-то читатель и не может от них оторваться.

Выступление учащихся по биографии Чехова

  Вопросы для беседы после прослушивания:

1. Каким человеком представляется вам Чехов?

2. Что вы знаете о его детстве писателя?

3. Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья?

4. Как относился Чехов к чтению, книгам?

5. Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?

6. Как Чехов подписывал свои произведения?

7. Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?

8. Что вызывали рассказы Чехова у читателей?

-  Ребята, а знаете ли вы, что существует смех разный. Можно смеяться до слёз и никому от этого не обидно. А иногда кто-то смеётся, но при этом другому человеку это не смешно. Он чувствует себя униженным. Давайте вспомним разновидности смеха, которые вам известны.

- Юмор.

- Что такое юмор?

 (Юмор (англ. humour «нрав», «настроение») – изображение чего-то в смешном, комическом виде).

- А давайте сейчас прочтем материал в учебнике на стр.269 «О смешном в литературном произведении. Юмор».

- Выпишем в тетрадь определение сатиры.

Сатира (лат.) – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

-  Одна из жемчужин раннего творчества Чехова — рассказ «Хирургия». Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему области — области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного таланта.

- Ребята, перед вами два эпиграфа.  

Краткость-сестра таланта.              

А.П.Чехов.

Они смешные, но невесёлые.

А.П.Чехов

- Такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями. Запишем их в тетрадь.

- Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» в исполнении народного артиста России А.Пожарова. (Чтение с остановками).

 - Ребята, во время прослушивания рассказа вы должны подумать и определить почему же  рассказ  «Хирургия» юмористический? Что делает рассказ смешным? 

  Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.

 Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

  Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.).  

Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

  Чечунчо́вый (устар.) – чесунчовый; чесунча, чечунча – плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.

  Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

  Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.

  Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.

 Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

 Просфо́ра (греч.prosphora– «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.

 Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

 «Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питье мое с плачем растворял.

 «…ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…» т. е. никак, нисколько.

  Наме́дни – на днях, совсем недавно.

 Иере́й – священник.

 Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.

  Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.

  Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора», место непрестанной молитвы к Богу, освященное подвигами тысячимонахов.

  Предрассудок – заблуждение, суеверие.

 Шкап – шкаф.

  Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

 Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

 Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

 Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

 Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.

 Бу́рса – духовное училище, семинария.

 Восвоя́си – домой, к себе. Собственно русское образование, возникшее путем сращения в одно слово словосочетания во своя вьси (где родственно современному, хотя и устаревшему весь – «деревня»), имеющему значение «в свои деревни, домой».

 - Понравился ли вам рассказ? Какое впечатление он произвел на вас?  Что он вызвал у вас? Можно назвать его юмористическим?

- Что делает рассказ смешным, мы обсудим после физминутки, ведь мы уже прибыли к следующей станции.

Слушают сообщения одноклассников. Выразительно читают статью в учебнике.

Отвечают на вопросы. Работают с определениями.

Прослушивают аудиозапись рассказа.

Индивидуальная, фронтальная.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные:

контролируют учебные действия.

Коммуникативные:умение отвечать на вопросы по прослушанному материалу,  осмысленное  и адекватное восприятие текста.

 

4. Физминутка

3 порт« Физкультурный»

- А давайте мы с вами проведем физминутку и немного посмеемся.

Организует  физминутку.

“Праздничные подарки”

На праздник маме подарили мясорубку (показывают правой рукой). Папе – подарили  расческу  (все показывают, как папа причесывается). Дочери подарили обруч (изображаем, как она его крутит). А сын получил лыжи. Изображаем движения лыжника, после чего пытаемся изобразить все движения одновременно.

Выполняют физические упражнения. 

Фронтальная.

Личностные: осознание важности физического здоровья.

 5. Первичное закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; развитие навыков самоконтроля.

4 порт «Проверочный»

Викторина

 Внимательно ли вы прослушали рассказ? Чтобы узнать это, проведем викторину.

- Каков сюжет рассказа? Что такое сюжет? 

(Сюжет — цепь событий, происходящих в произведении). 

(У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но в конце концов обратился в земскую больницу. Фельдшер Курятин не сумел правильно удалить больной зуб.)

-  Какими словами начинается рассказ? (Земская больница).

 - Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? (Доктор уехал жениться).

- А кто такой фельдшер? (помощник лекаря, врача).

- Как фамилия фельдшера? (Курятин). Как зовут его? (Сергей Кузьмич).
- Сколько лет Курятину? (Человек лет сорока).
- Как фамилия дьячка? (Вонмигласов Ефим Михеич).
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (Водку с хреном).
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (на руке носить ниточку с Афонской горы и полоскать зуб теплым молоком).
- Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ).

- Какая жакетка была у фельдшера Курятина? (чечунчовая). А брюки? (истрепанные триковые).

-  Что было на глазу дьячка? (бельмо).

- Что принес Вонмигласов фельдшеру (вынул из красного платочка)? (Просфо́ру).

- На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (карболовым).

- Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? (Псалтыре).

Отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Коммуникативные:умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

 Познавательные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные:

контролируют учебные действия.

 

 6. Работа с текстом.  

 Цель этапа: развивать умение цитировать текст для доказательства своей мысли, побуждение эмоциональных переживаний, работа в группах, постановка проблемных вопросов.

5 порт «Занимательный»

Заполните таблицу:

1 группа. Курятин

- Найдите в тексте портрет Курятина. Соответствует ли его одежда виду врача? (Толстый человек 40 лет, в поношенной одежде, истрепанных брюках, на лице выражение чувства долга и приятности).

Не соответствует внешнему виду врача.
- Как ведет себя фельдшер?  Соответствует ли такое поведение поведению врача?   (Зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние).

Не соответствует виду врача.

-  Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

(А-а-а. мое вам. Сейчас мы его тово.

Раз плюнуть. Хирургия – пустяки).

-  Как речь Курятина характеризует его?

 (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача). 

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена).

2 группа. Вонмигласов.
- Каков  внешний вид служителя церкви?
(Высокий, коренастый старик, правый глаз с бельмом и полузакрытый, на носу бородавка, издали похожая на большую муху).

-  Как ведет себя Вонмигласов? Что можно сказать о его поведении?

(Крестится на бутыль с карболовым раствором. Доверяет фельдшеру удалить зуб. Глупый).

Кощунственное поведение, не

соответствующее поведению священника.

- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

(Старославянские слова. Просторечные слова).

 Хочет казаться культурным.
Делаем вывод. Вонмигласов -

бескультурный, малообразованный человек.

 Работают с  текстом.

Путем аналитической беседы и поисковой деятельности учащихся составляется характеристика образа Вонмигласова, Курятина.

 Индивидуальная, групповая.

Коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со  сверстниками; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Познавательные: умение понимать проблему, выделять причинно-следственные связи.

7. Работа с иллюстративным материалом.

 Цель этапа: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к произведению.

6 порт «Творческий»

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике к этому произведению на стр. 266.

-  Сначала дадим учащимся представление о творческой группе художников, назвавших себя Кукрыниксами.

- Название творческого коллектива советских художников составлен из первых слогов фамилий Михаила Куприянова и Порфирия Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально – над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

- Рассмотрите иллюстрацию Кукрыниксов к рассказу на с. 266 учебника. Что из рассказа отразилось в рисунке знаменитых художников? (Можно рассмотреть иллюстрации А. Лаптева, Г. Никольского, Е. Викторова).

(Художники обратили внимание на характеры героев. Они передали страх дьячка перед операцией и ложную самоуверенность Курятина, который выбирает инструмент для удаления зуба.)

Рассматривают иллюстрацию.

Обсуждают, делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Индивидуальная. Коллективная.

 Личностные: используют для решения познавательных и коммуникативных задач иллюстрации в учебнике. Коммуникативные:умение создавать устные высказывания.

 Регулятивные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

8. Этап включения в систему знаний. 

Цель этапа: развивать умение делать вывод из анализа текста, развитие навыков самоконтроля.

7 порт «Конечный»

- Какими предстают перед нами фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

(И фельдшер, и дьячок предстают людьми невежественными, невоспитанными. Сначала они оба называют друг друга на «вы» и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают». Дьячок рассказывает о способах, которыми он пытался унять боль в зубе. Курятин хвастается своим мастерством, которого на самом деле нет, ведь он всего лишь помощник лекаря, не имевший необходимого образования. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения хвастовством фельдшера).

Работа в группах

- Определите основную мысль рассказа

 с помощью русских пословиц.  Выберите из предложенных те, которые созвучны смыслу   произведения и обоснуйте выбор.

Учащимся предлагаются карточки со следующими пословицами:

И куёт, и дует, и сам не знает, что будет. Трусливому каждый шорох — беда.

 Из печёного яйца живого цыплёнка высидит.  

Каков мастер, такова и работа. 

Согнулся дугой, да и стал как другой.

 Поклониться — вперёд пригодится.

Не умеешь — не берись. 

 -Какая из пословиц употреблена в  рассказе «Хирургия?  

 равильно, «коли не умеешь..так не берись».

-  Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан  в фамилии.

 «Вонмигласов» означает «услышь меня», то есть «услышь глас Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии. У А.П.Чехова все фамилии «говорящие».

- Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю.

- Найдите  фразеологизм со словом курица

(вспоминаем, как  пользоваться фразеологическим словарем).

-Мокрая курица?  Что означает «мокрая курица?»

-«Жалкий человек».

-Курятин - жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер.

 -  Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает? Что из этого следует?

 Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.  

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? На чем основан юмор этого рассказа?

(Можно. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков).

- Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

(Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту – дьячку Вонмигласову).

- О какой хирургии рассказывает Чехов? (Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача).

– Как вы можете объяснить эпиграфы к уроку? 

 Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объемом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл.  

- Рассказы писателя и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устаревают, не теряют своей свежести и новизны.  

Работают с фразеологическим словарём,   текстом, раздаточным материалом.

Индивидуальная, групповая.

Коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со  сверстниками; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Предметные:  умение понимать и формулировать тему  литературного произведения, владение элементарной литературоведческой терминологией.

Личностные: используют для решения познавательных и коммуникативных задач словарь.

9.Коллективная работа

 Цель этапа: воспитание культуры речи, культуры поведения.

8 порт «Оценочный»

-  Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека?

- Если мы захотим написать юмористический рассказ, что нам для этого нужно?
(1. Придумать  говорящую фамилию.
2. Описать лицо, одежду, обувь героя.
3. Показать речь героя).

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Индивидуальная. Коллективная.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Познавательные:

умение понимать проблему, выделять причинно-следственные связи.

 10. Рефлексия.

Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретаций произведения, постановка проблемных вопросов.

- Что вы сегодня узнали нового?

 (Смех Чехова помогает обратить внимание на собственные недостатки и постараться их исправить, а также поднять настроение, в результате чего любую работу можно сделать лучше).

 - Какие трудности у вас возникли в процессе работы, как вы их преодолевали?

 - Понравилось ли вам сегодня на занятии?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек (с улыбающимся лицом, с грустным лицом).

- Как вы себя оцениваете?

- Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?

 

 

 Отвечают.

Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова.

 Работать с текстом, составлять таблицу.

Индивидуальная.

 Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений и исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений;

приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

  11. Задание на дом

 1. Прочитать справочный материал о Чехове стр. 289-290.

2. Перечитать рассказ «Хирургия»; ответить на вопросы «Размышляем о прочитанном», с.268.

3. Нарисовать иллюстрации к рассказу «Хирургия» или Попробовать себя в роли писателя и сочинить юмористический рассказ (на выбор).

Записывают домашнее задание

Фронтальная, индивидуальная.

Заполните таблицу:

1 группа. Курятин

- Найдите в тексте портрет Курятина. Соответствует ли его одежда виду врача?  

- Как ведет себя фельдшер?  Соответствует ли такое поведение поведению врача?    

-  Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения?  Как речь Курятина характеризует его?

 Делаем вывод.

 

 

Персонаж

Внешний вид

Поведение

Речь

Характеристика

Курятин

 

 

 

 

 

Заполните таблицу:

2 группа. Вонмигласов.

- Каков  внешний вид служителя церкви?
 

-  Как ведет себя Вонмигласов? Что можно сказать о его поведении?

 

- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

Делаем вывод.

Персонаж

Внешний вид

Поведение

Речь

Характеристика

Вонмигласов

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 5 классе. А.П. Чехов. "Хирургия"

Открытый урок.К данному уроку имеется видеофайл, размещенный на портале Youtube и доступный по ссылке   https://www.youtube.com/watch?v=GvyCsT_Pf4I&feature=youtu.be ....

Антон Павлович Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Урок литературы в 5 классе по программе В.Я.Коровиной...

конспект к уроку лит-ры 5 кл:А.П.Чехов"Хирургия"

конспект по лит-ре 5кл Хирургия...

презентация к уроку по лит-ре 5 кл :А.П.Чехов:Хирургия.

презентация к уроку лит-ры 5 кл :Хирургия...

А. П. Чехов «Хирургия» Особенности юмористического рассказа

Данный урок был проведен  в время декады русского языка и литературы. Познакомить учащихся с юмористическими рассказами Чехова, с приёмами , создающими комическую ситуацию....