Доклад на тему: «Воспитание интереса к чтению»
учебно-методический материал по литературе на тему

Зайцева  Светлана Сергеевна

Доклад на тему: «Воспитание интереса к чтению»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Воспитание интереса к чтению»

Выполнил: учитель русского языка

и литературы  МАОУ Гальчиской СОШ,

Домодедовского городского округа

Зайцева Светлана Сергеевна

Москва, 2017 г.

      Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник  миф о России как о самой “ читающей стране мира”. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы, классики, произведений в “толстых журналах”, собирательство книг, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.

     В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.

    Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.  Ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.

    Сейчас сильно изменилось отношение к чтению у детей. На данный момент для чтения детей характерно:

​ постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

​ сокращение чтения в свободное время;

​ изменение характера чтения;

​ преобладание “делового” чтения над “свободным”;

​ возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

      Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

      При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое “изучающее чтение” по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.

     Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. А между тем привитие детям интереса к чтению на 90% зависит от родителей.

    Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”.

     От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.

     С.Я.Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель”.

     Таким образом, чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

     В нашей стране ежегодно 1 сентября проводится всероссийский праздник “День знаний”. Международный день грамотности в ряде стран проводится 8 сентября. Этот праздник был объявлен ЮНЕСКО более 40 лет назад, но особенно активно он отмечается в последние 10–15 лет. В этот период во многих странах мира в первую неделю сентября открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конференции, конкурсы, викторины и различные акции, привлекающие внимание к чтению, которое лежит в основе получения знаний и становления личности.

     Понятие грамотности претерпело ряд изменений и воспринимается иначе, чем 10 лет назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией. Однако и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе.

    Осознание важности поддержки чтения стало предметом заботы государства и общества во многих странах мира. В России в 2007 году впервые был проведён Всероссийский урок чтения. В настоящее время и российские школьники перестали читать, на досуге играют в компьютерные игры, эта тема стала предметом обсуждения в средствах массовой информации.

    Однако создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, это связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детского чтения. Не было проведено ни одного всероссийского исследования детского чтения. В 2000 году по результатам международного исследования pisa  Россия заняла в нём 28 место. Это исследование заставляет нас задуматься о детском чтении, понять и принять меры, ведь чтение - это первооснова для развития личности и успешного обучения ученика. В грядущем обществе “экономики знаний” чтение и “человек читающий” всё больше осознаётся как национальная ценность. Читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения детей. В школьные библиотеки очень мало поступает детских книг для младшего школьного возраста.

     Педагоги, которые работают со школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

       В школе работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность,  которая существует в 5-6 классах нашей школы, предоставляют широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению.

       Изучив литературу по данной теме, обобщив собственный опыт и опыт коллег по теме “Воспитание интереса к книге”, поняла, что необходимо выстроить систему внеклассных занятий и внеурочной деятельности.

1.​ Внеклассные занятия.

2.​ Часы общения с книгой.

3.​ Библиотечные часы.

4.​ Экскурсии в музеи.

5.​ Конкурсы сочинений и рисунков.

6.​ Конкурсы чтецов стихотворений.

7.​ Дидактические игры.

8.​ Работа с родителями.

     Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателями и их произведениями и т.д. С использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр “Звёздный час”, “Своя игра”, “Счастливый случай”, “Большие буквы”, “Что? Где? Когда?”, созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они могут быть использованы на уроках и во внеурочное время.

     Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы внеклассных занятий: занятие–диспут, занятие–спектакль, занятие–праздник, занятие–интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературная гостиная; литературный ринг и т.д. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

    Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда воспитатель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.

     Заботясь о качестве обучения учащихся–читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет.

     Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.

     Как же воспитывать и поддерживать интерес к книге в семье? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать читательские умения, запросы учеников, результаты проверки техники чтения. Для родителей проводить консультации на тему: “Книга в нашей семье”, “Моя настольная книга”, “Книга моего детства” и др., что позволит выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи.

      Воспитать любовь к книге и чтению помогают тематические родительские собрания: “Роль чтения в жизни ребенка”, “Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося”, собрание – практикум “Как помочь ребенку овладеть связной речью”, праздник “Папа, мама, я – читающая семья”, индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей, где помещена “Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге”, уголки чтения, где помещаются рекомендательные списки для чтения, правила чтения, и т.п.

    Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и по содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

Воспитание интереса к чтению

Стаья содержит описание приемов, которые помогут организовать чтение учащихся художественной литературы...

Статья "Воспитание интереса к чтению"

В статье анализируется, почему дети не любят и не хотят читать, а также рассказывается о способах привлечения детей к книге...

Материал для родителей "Воспитание интереса к чтению у детей младшего школьного возраста"

Информация о том,как привлечь детей к чтению художественной литературы....

Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...

Семь секретов воспитания интереса к чтению

Буклет о способах мотивации ребенка к чтению....

Несколько секретов воспитания интереса к чтению

Для того, чтобы ребенок стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные моменты. Возможно  кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле...