Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Галиева Эльвира Райфаловна

В данном уроке раскрывается историческая тема на примере произведения М.Ю. Лермонтова. Учащиеся знакомятся с эпосом 30-х годов 19 века. На занятии прослеживаются исторические параллели в литературе, показывается важность исторических процессов, их влияние на особенности поэмы. Урок делает увлекательным изучение истории и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели урока:  1. Образовательная - раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпосом 30-х гг. XIX века, показать на исторические параллели в литературе; показать на важность значения исторических процессов; показать особенности поэмы и ее связь с историей; сделать увлекательным изучение истории, поэмы М.Ю. Лермонтова

2. Развивающая - продолжить работу над умением анализировать текст;

продолжить формировать умение анализировать события, делать выводы; структурировать различные виды информации.

3. Воспитательная- продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории и литературе своей страны. Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям.

Формируемые УУД: 

Личностные: сформировать у учащихся учебную мотивацию, понимание необходимости получить новые знания, формирование самостоятельности, повышение познавательного интереса к предмету. Уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения проблемных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, его цели и задачи, научить планировать свою учебную деятельность, осуществлять самооценку и коррекцию знаний, а также контроль. 

Коммуникативные: продолжить формировать умение слушать других, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, формулировать и аргументировать собственные суждения.

Познавательные: сформировать умения анализировать информацию, осуществлять поиск информации из различных источников, осуществлять сравнение, формулировать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпосом 30-х гг. XIX века; показать на важность значения исторических процессов; показать особенности поэмы и ее связь с историей; сделать увлекательным изучение истории, поэмы М.Ю. Лермонтова

Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение работать с информацией (анализировать и обобщать факты, сравнивать).

Личностные: развитие системы ценностной ориентации учащихся: самоопределение (сформированность внутренней позиции), развитие интеллектуальных способностей в процессе решения проблемных задач.

Оборудование: - портрет М.Ю. Лермонтова

                           - иллюстрации Билибина, Васнецова, Глазунова

                           - музыкальный отрывок из церковного пения

                           - материалы из «Истории государства Российского Н. Карамзина»

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний.

Учитель литературы. Сергей Наровчатов сказал о поэте : «Лермонтов- то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ»…каждый заново открывает для себя Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца…»

И я не побоюсь сказать, что вы по-новому взглянули на творчество поэта, прочитав поэму «Песнь…» В этом произведении Лермонтов вновь обращается к национальной истории. В ранний период творчества его интересовала личность Наполеона, а основная мысль исторических стихов зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении Бородино. Какие задачи ставит поэт перед собой, создавая поэму?

На последнем уроке мы дочитали «Песню про купца Калашникова».

Беседа с классом:

- О каком времени рассказывается в поэме?

- О каком царе рассказывается? Об эпохе?

- Почему М. Лермонтов вновь обращается к исторической теме?

Учитель истории. Эпоха правления Ивана Грозного – самая противоречивая и трагическая страница истории. Давайте обобщим знания о внутренней политике царя

Беседа с классом

- назовите хронологические рамки правления Ивана IV Грозного

- на какие два периода можно разделить его правление?

- чем характеризовался первый период?

- перечислите основные реформы Избранной рады

- какой вывод можно сделать из этих фактов?

На доске крепится надпись «Царь-Реформатор»

Учитель истории: Но попытка Ивана IV укрепить самодержавную власть демократическими мерами провалилась. В результате реформы управления, по которой отменялись кормления, было ослаблено управление на местах, что привело к снижению налоговых поступлений в казну. Увеличилось число преступлений.

Реформы, проведенные  Избранной Радой, не могли дать быстрых результатов. Это привело к разгрому Избранной Рады в 1560 г., что явилось прологом для проявления новой характерной только для России формой управления государством.

Беседа с классом

- Какие еще события, по мнению историков, способствовали сворачиванию реформ?

- Что обозначают даты (1565-1572 гг.), записанные на доске?

- Что такое опричнина?

- Против кого был направлен террор?

Выступление учащегося с докладом «Опричнина»

- Как характеризует эта политика Ивана IV?

На доске крепится надпись «Царь-тиран»

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

У вас на столах лежат цитаты, с разными мнениями о времени правления Ивана Грозного. Одно высказывание принадлежит Н. Карамзину, который писал «о рабстве, уничтожающем русский дух». А теперь, послушаем мнение историка И. Смирнова, который считает , что вся деятельность Ивана Грозного была шагом вперед к государственности, а его жестокость можно оправдать.

Проблемный вопрос: Кто прав из историков?

Учитель литературы.

- А как считает Лермонтов, какой точки зрения он придерживается?

- Какой он изобразил эпоху XVI века в поэме?

- Каким поэт изобразил царя Ивана IV ?

Исходя из этих основных вопросов, давайте сформулируем тему нашего урока : «Образ эпохи XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова. Каков он?»

Целями нашего урока являются: рассказать об эпохе русского Средневековья через призму восприятия поэмы «Песня…»; понять, в каких исторических условиях, развиваются события поэмы и совершают поступки герои. Попытаться ответить на вопрос: почему далеко не однозначное отношение к личности Ивана Грозного и его политике?

Ответить еще на один важный вопрос: Как автор создает образ Руси XVI века?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель истории. Для этого давайте совершим путешествие в Москву XVI века вместе с Лермонтовым. На картинах старинных мастеров вы можете посмотреть какой была Москва XVI века.

Работа с картинами А. Васнецова

А теперь представьте…

Звучит фонограмма колокольного звона. Учитель литературы читает отрывок «Над Москвой великой, златоглавою…»

Итак, мы в Москве белокаменной. Первое место, куда мы попадаем- это царские палаты, где происходит трапеза. Найдите на стр. 134 и прочитайте

Учащиеся зачитывают начало I главы.

- Что в сцене характерно для эпохи Ивана Грозного?

- Кто такие опричники?

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Чего ждет царь от пирующих?

- Какими эпитетами автор рисует образ царя?

- Почему Кирибеевич назван «лукавым» рабом?

Учитель истории. Чтобы наше путешествие стало ярким и запоминающимся, обратимся к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и понаблюдаем, как веселятся опричники.

        Отрывок «Танец опричников».

- Какими изображены опричники?

- Чем же интересен этот эпизод?

Учитель литературы. А мы продолжаем путешествие по Москве и переносимся в мир Москвы купеческой. О ней говорит отрывок во второй части поэмы

- Кто же является представителем купечеств в поэме?

-Чему удивился Степан Парамонович, вернувшись домой, и не застав жену дома?

- Какие взаимоотношения царят в семье?

- О чем просит Алена Дмитриевна мужа?

Муж- защитник жены и детей. Он защищает семью, охраняет ее, отец младшим братьям. Устои купеческой семьи традиционны. Мир купеческой Москвы живет по своим законам. Это приводит нас к мысли, что в XVI веке существовал определенный свод правил. Кто знает, как он называется?

 

Учитель литературы. Путешествие наше продолжается, и мы оказались на Москве-реке. Для чего сходились удалые бойцы на Москве-реке? Ответьте строчками из текста.

А вот мы на Лобном месте. Чем оно интересно?

Почему Кирибеевич назван «лукавым рабом»?

Как показан царь в конце III главы? Почему?

V. Первичная проверка понимания, осмысление и закрепление.

Учитель литературы. Возвращаясь к проблемному вопросу, кто же, по вашему мнению прав из историков? Какой позиции придерживается М.Ю. Лермонтов в поэме ? Учащиеся высказывают свое мнение

Лермонтов не хулит царя, он дает возможность самому читателю сделать вывод об эпохе и о личности Ивана Грозного.

Если противоречив государь - противоречива и эпоха. С одной стороны, это умнейший человек своего времени, государственный ум, образованнейший человек эпохи. А в «Песне..» Лермонтов показывает, что в его душе, возможно, живут остатки какого-то чувства справедливости.

Учитель истории. Делая вывод о роли личности в истории, необходимо отметить противоречивость эпохи XVI века, что порождалось противоречивостью царя. Нельзя однозначно оценить Ивана Грозного и время его праиления.

Но несомненно, правление Ивана IV оказало значительное влияние на всю дальнейшую историю России. Закончить мне хотелось бы словами историка М. Карамзина

«В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным. История злопамятнее народа!» 

VI. Первичное закрепление знаний.

Тест. Взаимопроверка.

  1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.
  1. 14               2.   16            3.   17               4.   15
  1. Какой особый знак принадлежал опричникам?
  1. Черная лента                                             3.   Знак ястреба
  2. Метла и собачья голова                         4.   Шапка с изображением волка

      3. Где в Москве происходили кулачные поединки?

  1. На Красной площади                                     3.   На Каменном мосту
  2. На Москве-реке                                              4.   В Александровском саду

        4. Как зовут молодого купца Калашникова

            1. Степан Парамонович             2.  Степан Прохорович                   3. Степан Петрович

        5. Определите жанр произведения М. Лермонтова

            1. Баллада                                                              3. Былина

            2. Быль                                                                   4. Поэма

       6. Где происходят события первой части поэмы?

  1. В доме купца                                            3.   В Коломенском
  2. В Кремле                                                    4.   В белом доме

7. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

  1. Царского суда                                           3.   Людской молвы
  2. Немилости мужа                                       4.   Лютой смерти

8. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна вечером?

  1. В лавку                                                              3.   В гости
  2. В церковь                                                         4.   На свидание

    9. Что Кирибеевич просит у царя? 
         
1.  Женить его                                                   3.  Дать должность при дворе. 
         
2.  Дать надел земли.                                        4.  Опустить сражаться с басурманами. 

  10.  Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы:
       
1.  Показать свою силу;            2. Отстоять честь жены;         3. Его не считали трусом.

VII. Информация о домашнем задании.

Написать сочинение «Какой я представляю историческую эпоху Ивана Грозного? Хотел бы я жить в это время?»

VIII. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся высказать своё отношение к уроку – дописать необходимую информацию

И (что было интересно)__________________________

Т (что было трудным)___________________________

О (что пришлось осмыслить)_____________________

Г (что было главным)___________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....