Разработка урока по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Краснова  Галина Николаевна

Урок знакомит учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой А. И. Куприна;выявляет позицию автора в изображении любви; определяет, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; показывает роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения А.И. Куприна «Куст сирени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.kuprin_kust_sireni.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема нашего урока:

«Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и семейном счастье»  

Цель урока: раскрыть символический подтекст произведения, выявить

мастерство писателя-прозаика через целостный анализ текста художественного произведения. формировать нравственное отношение к семье. вспомнить основные  эпизоды биографии Куприна; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного; обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека. учить характеризовать героев произведений, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним;

обучающая:

освоить способ выделения проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей;

развивающая

развивать монологическую речь учащихся (умение строить высказывание,  используя литературоведческие термины);

умение отбирать и обобщать отобранный материал;

воспитательная

воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать,

понимать другого человека.

Заповедное царство сирени

Майской ночи глаза отвести

И сквозь утро нежнее свирели,

Ни о чём не печалясь, войти

В заповедное царство сирени.

С. Мекшен

 1. Здравствуйте!  Я, как всегда,  рада встрече с вами. Как настроение? Замечательно!  Человеку хорошо, когда светит солнце, когда рядом есть друзья, с которыми можно поделиться радостью и горем, когда в  вашей семье мир, взаимопонимание, любовь.

Необычность  сегодняшнего урока в том, что на нём присутствуют гости, но, я надеюсь, что вас это не будет  смущать и наш разговор получится интересным и познавательным.  

Давайте вспомним  жизнь и творчество  великого русского писателя – А.И.Куприна, используя приём  «Верные и неверные утверждения»

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да

«Белый пудель»,                                                          

 Эти рассказы учат  добру, умению дружить, любить, быть преданными, не отступать перед трудностями, не бросать в беде, не сдаваться и побеждать.

Сейчас вы стали старше, и вам открывается новая грань таланта этого замечательного писателя – рассказы Куприна о любви – «настоящие романы воспитания чувств.»

 

2. В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: "Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться? (Еккл. 4, 9-11). Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ А.Куприна «Куст сирени».
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением  

А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

 (Просмотр видеоклипа. Рахманинов «Сирень» )

 Перед вами репродукции картин русских   художников: И. Левитана,

М. Врубеля, П. Кончаловского с изображением сирени. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

 Обращение к эпиграфу.

Куст сирени.

- О чём говорит вам  это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

- Сирень – красивый цветок, который зацветает весной.

 -  Весна – это пора влюблённых,  сирень – цветок влюблённых.

 - Сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной.

 - А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. 

Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и семейном счастье».

Нам нужно определить проблему, поставленную в произведении. Прийти к её определению  помогут персонажи, их поступки, характеры.

Вспомним, что такое проблема?

Это вопрос, который автор поднимает в своем произведении.

Умение видеть, понимать, решать проблемы нам пригодится в жизни.

1. Вспомним сюжет рассказа. Какую жизненную проблему нужно было решить героям?

          ( Найти выход из трудного положения. Помочь герою все-таки

           поступить в академию.)

  1. Это проблема, вставшая перед персонажами рассказа. Нам нужно

       определить проблему, поставленную в произведении. Прийти к её

       определению  помогут персонажи, их поступки, характеры.

3.   У каждого из вас было индивидуальное домашнее задание и инструкция к нему.

Инструкция  «Этапы выполнения работы»

* Выберите из текста материал, характеризующий поведение героя.

* Подготовьте рассказ о том, как ведет себя герой в сложившейся ситуации.

* Определите, какие черты характера героя проявляются в данной ситуации.

* Определите, как относится автор к персонажу. Чем вызвано такое отношение?

Создать презентацию «Мое представление о семейном счастье»

 Подготовить ответ на вопрос: Почему в 1894 году, когда писателю 24 года, он

обращается к теме семейного счастья (цель мини-исследования: представить образ автора,

связанный с благородством, человечностью, романтикой).

1 (Малвина) готовит рассказ о Николае Алмазове

2 (Милена) – о Верочке Алмазовой.

3 (Светлана) – символика в рассказе (имена, фамилии, предметы)

Составьте композиционный план рассказа.

 Определите, что можно считать экспозицией, кульминацией, развязкой в рассказе.

Ответьте на вопрос: Почему после развязки рассказа А. Куприн продолжает

повествование?

Литературоведческий словарик.

Исследование по тексту.

Учитель: Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

Ученик: (Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках).

Аналитическая беседа. (6мин.)

Учитель: Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

Ученик: (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

Учитель: Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

Ученик: (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

Учитель: Какой же выход находит Вера?

Ученик: (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

Учитель: Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

Ученик: (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

Учитель: Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

Ученик: (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

Ученик: (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

Учитель: Чем же заканчивается эта история?

Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

Ученик: (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

IV. Физминутка.

Учитель: Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?

1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось

Учитель: Какой приём лежит в основе?

Ученик: (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.

Учитель: Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

Учитель: Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика 

Сравнительная характеристика

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

Учитель: Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

Ученик: (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

- Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

- Какова роль детали? Как «портфель» помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

- И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

- Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

- Какой выход находит Верочка?

- Алмазовы едут в ломбард. Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово,

равнодушен к чужому горю.)

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

- Останавливается ли Верочка на достигнутом?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

- Чем же заканчивается эта история?

- Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

- Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

- История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

(Проблемы счастья, упорства и любви.)

Счастлива ли Вера Алмазова и почему? (Потому что настоящая самоотверженность, преданность, умение поддержать любимого в трудную минуту и приносит настоящее счастье,- говорит нам мудрый и наблюдательный знаток жизни и человеческих чувств  А.И.Куприн. И Вера Алмазова обладает .этим величайшим даром, дающимся далеко не всем людям , а только достойным его –даром любви. Этот дар и дал Куприн своей героине и только ли он?

Межлитературные связи. В прошлом году вы прочитали одно произведение из курса зарубежной литературы, которое очень уместно вспомнить сегодня на уроке. Давайте мысленно покрутим глобус и перенесемся в один из американских штатов. А вспомнить этот рассказ вам поможет небольшая сценка, которую мы посмотрим в исполнении ваших одноклассников.(Сценка из р-за «Дары волхвов»)

-Джим, милый,- закричала она,- не смотри на меня так! Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к Рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с Рождеством, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой замечательный подарок я тебе приготовила!

_Ты остригла волосы?

-Да, остригла и продала. Но ведь я все та же, хоть и с короткими волосами

-Так значит твоих кос уже нет?

-Не ищи, ты их не найдешь. Я же тебе говорю, я их продала, остригла и продала. Не сердись, Джим, потому что сделала я это для тебя.

Джим достал из кармана пальто сверток

-Не пойми меня ложно, Делл. Никакая прическа и стрижка не могут заставить меня разлюбить тебя. Но разверни этот сверток, и тогда ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел.

Вы вспомнили этот рассказ? Итак, разные авторы, разные сюжеты, разные герои, но мне сегодня очень хочется поставить рядом этих двух героинь: американку Деллу и русскую дворянку Веру. Почему?

(Потому что они обладают самыми ценными из всех даров – самоотверженной любовью и преданностью, а это и есть величайшее сокровище – говорят нам О.Генри  и А.И.Куприн. Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)

Важно ли умение и желание сохранить этот дар? И что происходит, если его нет между близкими людьми?

Учитель: Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

Ученик: (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

Автор уважает Веру за то, что она  ради любимого человека,

      его счастья отдает свои драгоценности, за то, что она  в трудной

      ситуации не раскисает, а находит нестандартный выход.

     Какую проблему поднимает А. Куприн в своем рассказе,

     так описывая героев?

Итог

1.  Дает ли писатель ответ   на поставленные вопросы? Какие?

           Трудности способен преодолеть сильный, упорный,

           целеустремленный человек.

           Из трудного положения всегда можно найти выход.

Это идея рассказа.

2. Каждый ли пришедший в этот  мир должен быть

     обязательно счастлив?   Какой вывод вы сделаете после обсуждения

     рассказа?    

          За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими

          руками. 

- Оправдана ли тема сегодняшним днем? Является ли она актуальной?

Все содержание рассказа последовательно и четко пронизано

символическими выражениями мотива чуда и волшебства. В произведении и

имя, и предметы символичны. Раскроем мир образов-персонажей.

Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, писал  в своих стихах:

Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина. 
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.

Учитель: Рассказ открывается словами: Николай Евграфович Алмазов....

Сочетание имени, отчества и фамилии, вынесенное в самое начало

произведения, указывает на значительность всех его составляющих. Так, имя

героя мгновенно вызывает в сознании образ одного из святых  -  Николая

Чудотворца. Отчество переводится с греч. как хорошо пишущий, благонаписанный: писаный красавец. По существу, символический план

сюжета заключен в зерне сюжета -- в образе имени-отчества-фамилии

персонажа. Напомним, фамилия же героя (Алмазов) отсылает читателя к

символике и назначению камня.

Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы?

Ученик: (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.   (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

- Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

Давайте ещё раз обратим внимание на фамилию героев. Прослушайте стихотворение А.А. Фета «Алмаз» (читает заранее подготовленный ученик).

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной

Среди явлений пёстрых - ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

9 февраля 1888 г.

-Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.

Случайно ли имя Вера?

- Имя жены Алмазова Веры восходит к образу четырех святых: Веры,

Надежды, Любови и матери их Софии. И действительно, на протяжении всего

повествования Верочка находится рядом с мужем, помогает ему, верит в него:

... Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем

бодрость <...> Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей,

чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой. Другими словами,

она  - чудо для Николая Алмазова.

Таким образом, уже при помощи имен  А.И.  Куприн  вводит читателя в необыкновенный мир художественного произведения, в чудесный мир волшебства.

(Вера – это вера в свои силы, уверенность в будущем.)

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?

Ученик: (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

Учитель: Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Ученик: (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора - Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Ученик: (Любовь – это «труд»:  доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

Учитель: Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

Ученик: (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

Учитель: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?

Ученик: (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)

- Каким представляет семейное счастье А.И. Куприн? Согласны вы с ним?

Учитель. Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. Попробуйте записать свои советы. А теперь посмотрите на следующий запись. Согласны ли вы с такими утверждениями?
• Никогда не пилите друг друга, умейте прощать;
• не пытайтесь перевоспитать друг друга;
• не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;
• научитесь ценить друг друга;
• оказывайте друг другу знаки внимания;
• будьте вежливы, общительны;
• помните только хорошее;
• берегите здоровье своё и родственников.

- Жаль расставаться с героями рассказа. Хотелось, чтобы ваше открытие

писателя Куприна продолжилось и в других произведениях: «Олеся»,

«Гранатовый браслет»,  «Суламифь»

Домашнее задание (на выбор):

1 вариант

После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры).

2 вариант

Творческий пересказ от лица Алмазова.

Примечание: задание выполняется письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.)

Задание: напишите синквейн:

1. Семейное счастье

2. 2глагола)____________________________________________________________

3. (3прилагательных)_______________________________________________________

4. (цитата)_________________________________________________________________

5. (синоним выражению семейное счастье)___________________________________

Рефлексия. (2мин.)

  • С каким ощущением покидаете урок?
  • Чем для вас интересен был  урок , сам рассказ? Что больше всего понравилось?
  • О чём ещё хотелось бы поговорить?
  • Что нового узнали?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт.-сост.

В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

2. От художественного текста - к художественному миру. Теория. Методика Практика.

Учебно-методическое пособие. Под редакцией В.В.Савельевой. Алматы: Фонд литературы

ХХI, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»

Творчество Александра Ивановича Куприна, ровесника Ивана Андреевича Бунина, связано с периодом конца 19 – начала 20 века. В это время завершает свой жизненный путь Лев Николаевич Толстой, раскрываются...

Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...