Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Курбатова Людмила Александровна

Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель НРМОБУ « Усть-Юганская СОШ» Нефтеюганский р-н

Курбатова Людмила Александровна.

Тема урока: «У войны недетское лицо». (Повесть В.О Богомолова «Иван»).

( урок внеклассного  чтения)

Класс: 6

Цель урока: создание условий для формирования ключевых компетенций: коммуникативной, учебно - познавательной, информационной.

Обучающая:

Определить тему и главную мысль повести, выяснить, что война и дети -  категории несовместимые, выразить свое отношение к проблемам, выдвинутым автором, создав мини-проект.

Развивающая:

-способствовать развитию  личностных  УУД:

мотивации к познанию,

-способствовать развитию познавательных УУД:  умению анализировать, обобщать, осуществлять поиск, использовать полученную информацию;

- развивать регулятивные УУД: умение соотносить поступки героев с этическими нормами, выделять нравственный аспект анализируемого текста;

 -развивать  коммуникативные  УУД: умение сотрудничать в паре, участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять толерантность.

Воспитательная: формирование речевой культуры учащихся,  осознания того, что ты должен гордиться историей своей страны  и уважать людей, победивших фашизм.

Методы и приемы формирования

коммуникативной компетенции: публичное выступление, работа в парах, обсуждение проблемной ситуации,  обмен мнениями, анализ текста, учебный диалог;

учебно - познавательной компетенции: метод проекта, целеполагание,   проблемная ситуация;

 информационной компетенции: работа со справочной литературой (, словарь), алгоритмом по созданию мини - проекта.

Задачи урока: 

1.Ввести в проблематику произведения.

2.Показать значимость выявленных проблем.

3.Выработать умение применять полученные знания, обобщать знания и умения.

4.Применять опыт творческой деятельности.

Продолжительность урока -45 минут.

Педагогические технологии:  проектная технология, проблемное обучение.

Тип урока: урок применения знаний.

Форма урока: урок – проект.

Средства обучения: аудиозапись песня С.Никитина «Песня о маленьком трубаче»,

 «Правила работы над проектом», шаблон «Наш проект», презентация к уроку, выполненная в Power Point, планшеты с текстом повести В.Богомолова « Иван», Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/ Ожегов, С.И. –М.: Русский язык,1989.

Планируемый результат:

Знать: 1)что такое  тема, идея произведения;

2)почему война и дети – категории несовместимые;

3)алгоритм создания творческого мини - проекта.

 Уметь: 1)определять тему и идею рассказа, находить проблемы;

2) характеризовать героев произведения;

3)отбирать эпизоды, необходимые для понимания проблем;

 4)выдвигать гипотезу, находить пути ее решения;

5) создавать творческую работу - краткосрочный проект.

Технологическая карта урока.

Этап

Продолжительность

1.Организационный момент.

30 сек.  мин.

2.Актуализация знаний.

3 мин.

3.Постановка учебной проблемы.

5 мин.

4..Построение проекта выхода из затруднения.

5  мин.

5.Физминутка.

30 сек.

6. Деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

8  мин.

7.Самостоятельная работа учащихся  над проектом.

9  мин.

8.Защита мини-проектов. Оценка экспертов.

 8 мин.

 9. Выступление « детей войны».

5 мин.

10. Домашнее задание.

Рефлексия. Итоги урока.

2 мин.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

1.Оргмомент.

Включение в деловой ритм, эмоциональный настрой на урок.

Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный день, я рада вас видеть и желаю успеха на уроке внеклассного чтения..Украсим дерево настроения.

Активное слушание

2.Актуализация знаний.

Вступительное слово о теме урока.

Выявление уровня  знаний литературоведческих понятий.

   Звучит песня С.Никитина «Песня о маленьком трубаче»

О чем эта песня?

Совсем скоро наша страна будет отмечать славную дату - победу над фашизмом в ВОВ. Надо ли помнить о ней? Ведь прошло

70 лет, выросли поколения, не видевшие войны…

22 июня 1941.  Грозный сорок первый  изменил судьбы не только взрослых людей, но и обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни мальчишек и девчонок, разрушил их светлые мечты.

Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Б. Васильева, В.Астафьева, В.Распутина, А.Приставкина, В. Богомолова и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить её в своих сердцах.

На уроке внеклассного чтения мы будем работать над повестью  В.О.Богомолова «Иван».

Знакомы ли вы с этим писателем?

Слайд 1.

-Вспомним определение жанра «повесть».

 -Чем повесть отличается от рассказа?

 -Что называется темой произведения?

 -Как определить главную мысль  (идею)  произведения?

Ответы на вопросы учителя.

-Слушают песню

-О войне

О маленьком трубаче, совершившем подвиг в годы ВОВ.

Высказывают мнения.

Это наша история, мы должны знать, какой ценой досталась Победа.

Слушают рассказ, рассматривают портрет писателя.

-Повесть  -

это повествовательный литературный  жанр, в котором больше событий, героев, сложнее сюжет.

-Тема произведения - то, о чем или о ком говорит автор.

 -Главная мысль – это то, к чему автор призывает, чему учит.

Фронтальная работа.

3.Постановка учебной проблемы.

Создает учебную проблему. Организует работу по формулированию темы урока, целей.

-О чем  (о ком) повесть Богомолова?

-Какова ее  главная мысль?

- Постараемся более точно определить тему и идею повести сегодня на уроке.

Что такое война? А как это понятие трактует словарь? С каким словарем работаем?

Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

-Какие чувства вызвала у вас  судьба главного героя повести  – мальчика Ивана?

- У нас получилось две группы слов. Соотнесите их с понятиями: «Война и  Дети». Есть ли противоречие?

Обмениваются мнениями, высказывают различные точки зрения. Формулируют тему и цели урока.

О мальчике Иване

О войне

Дети тоже помогали взрослым ковать Победу.

Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.

Прикрепляют карточки  со  словами  (заранее заготовленными) на магнитной доске.

Проблемная ситуация.

Обмен мнениями.

Формулировка темы.

Целеполагание.

Каким будет название нашего урока?

 

Слайд №2

-Попробуйте сформулировать  цели нашей работы.

Дополняет мнения учащихся.

-Выясняя, почему война и дети – несовместимые понятия, определить, какой нравственный урок преподносит нам автор;

 продолжим учиться анализировать текст, размышлять, делать выводы. Результатом нашей работы будет создание  творческого мини - проекта, в котором вы выразите свое отношение к теме и идее рассказа.

Слайд№3

Записывают тему.

«Война и дети – понятия несовместимые».

-Выяснить,  почему война и дети – несовместимые понятия, определить, какой нравственный урок преподносит нам автор.

Обмен мнениями.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 Организует работу для определения средств и способов решения проблемы.

-Кто из героев поможет разобраться в теме урока?

-Какие эпизоды используем?

Слайд №4

-Теперь определим, какую роль играет одиннадцатилетний мальчик  в повести с помощью исследования  текста.

Слайды №5,8

Организует деятельность по применению знаний.

Задание: найдите в рассказе фрагмент, который поможет ответить на вопрос, подчеркните ключевые слова и словосочетания.

Распределяет индивидуальные вопросы:

 1.Каким мы видим мальчика в начале повести?

Используйте для ответа подчеркнутые слова и словосочетания.

2.Как относятся к Ване  старшие разведчики Холин и Катасонов?

3.Что мы узнаем о прошлом Вани от Катасонова и Холина?

  4. В какие моменты Ваня показан обычным мальчишкой?

Обобщающие вопросы:

5.Какой эпизод – самый напряженный? 6Стал ли конец повести для вас неожиданным?  Почему? 

7.Оцените поведение Ивана в фашистском плену.

8.Сколько бы сейчас лет было Ивану, если бы он остался жив?

Слайд №9.

 

-О чем же этот рассказ?

-Вот мы и определили тему этого произведения.

-Своей повестью  он преподносит нам урок нравственности.  Какой?

-Можно ли назвать это главной мыслью рассказа?

Работают с текстом повести, записывают выводы  в тетрадь.

Иван-11 летний разведчик

Старший лейтенант Гальцев (автор- повествователь)

Разведчики Холин и Катасонов

Встреча в землянке

Встреча Ивана с Холиным

Разговор с Катасоновым о Ване

Второе появление Вани в полку

История Вани

Разговор Холина и автора

Судьба мальчика

Работают с текстом рассказа, выписывают на листы ключевые слова и словосочетания.

Отвечают на индивидуальные вопросы, дополняют ответы   одноклассников.

Работают парами

Формулируют вывод.

-Взрослые вроде бы все предусмотрели, но война ломает все расчеты, и мальчик оказывается один на один с врагом. Иван - настоящий герой, в отличие от взрослого человека, предавшего его.

 

Обсуждают проблему, предлагают выход.

Тема - борьба юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Война - это зло, тяжёлое испытание для всех, особенно для детей.

Дети и война - понятия несовместимые.

-Да, это главная мысль рассказа.

Поиск информации.

Обмен мнениями.

Исследование.

Индивидуальная работа.

Самостоятельная  работа с представлением  устного сообщения и обобщением материала.

Устное сообщение.

Парная работа

Обобщение информации.

Проблемная ситуация.

Обмен мнениями.

5.Физминутка (интерактивная)

Выполняют зарядку для глаз. 

6.Деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

Организует деятельность учащихся.

Ребята, против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. В годы войны погибло  от 500до 700 тыс. детей (точной цифры не знает никто)  , многие из них наравне со взрослыми сражались за Победу. И эти дети достойны нашей памяти и уважения.

Предлагаю выполнить мини – проекты Памяти.

Работаем индивидуально, используя руководство к действию.

 Вспомним, как надо работать над проектом  (чтение правил…).

Выполнить проект и оформить его поможет шаблон «Наш проект».

Предлагаю темы  мини - проектов:

«Письмо из будущего солдату ВОВ»

«Памятник маленькому герою»

« Обращение к взрослым».

Слайд №10

С чего начнем работу?

Слайд № 11  

Что станет продуктом нашего проекта?

 

Повторяют правила работы над проектом.

Формулируют основополагающий вопрос:

Нужно ли  помнить о детях - героях войны?

Достойны ли маленькие герои войны нашего уважения и памяти?

Определяют тип проекта - творческий.

Выбирают конечный продукт – сочинение - миниатюра.

.

7.Выполнение проекта.

Организует деятельность учащихся, помогает сформулировать цель, задачи, гипотезу каждому учащемуся.

Определяют средства решения  проблемы, используя шаблон.

Выполняют  проект,  готовятся к защите. Используют шаблон для работы.

Самостоятельная работа. Проект.

8.Защита проекта.

Организует  деятельность учащихся, привлекает экспертов (присутствующих  приглашенных  «детей войны») к оцениванию работ.

Защищают проект.

Отвечают на вопросы экспертов.

Публичное выступление.

9.Оценка и комментарий экспертов.

К работе привлекаются учителя, присутствующие на уроке, гости из числа «детей войны». Для оценки используют экспертный лист.

Слушают  мнения экспертов.

Активное слушание.

10.Выступление Ветерана труда.

11.Домашнее задание.

Организует выступление Юсифовой.Ф.М.о детстве в годы ВОВ.

Стимул. 

Ребята, мы сегодня говорили о герое художественного  произведения. Может быть, всё это выдумка, и не было таких детей? Прочитав рассказы о пионерах - героях к следующему внеклассному чтению, вы   ответите  на этот вопрос.

Слайд №  (приложение).

Слушают мини-выступление  приглашенного из числа « детей войны».

Записывают домашнее задание.

Активное слушание.

Проблемная ситуация.

Прием» Стимул».

11.Рефлексия.

Итоги урока.

Организует рефлексию. Подводит итоги работы.

Какой урок преподнес сегодня нам писатель? Удалось ли нам выполнить цели урока? Давайте вернемся к ним.

Слайд № 1.

Продолжите фразу «Сегодня на уроке…»

Оценивают свою деятельность, соотносят цель и результат.

Рефлексия.

Самооценка.

Взаимооценка.

Прием

«Возвращение».


Список литературы.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст] / Белобородов Н.В. -М.: Аркти, 2006.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] / Бычков А.В.  – М.: Педагогика, 2000.
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]/ Новикова Т. //   Народное образование. – 2000. - №7.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Пахомова Н.Ю. – М. Учитель, 2005.
  5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности [Текст] / Пахомова Н.Ю. – М.: Учитель. – 2000-№4.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Педагогика, 1998.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии  [Текст] / Селевко Г.К. //  Народное образование. – 1998.-№ 8.
  8. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника  [Текст] / Селевко Г.К.// Школьные технологии. – 1999. - №6.
  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / Сергеев И.С.   – М.: Педагогика,  2005.

                       Информационные образовательные сайты.

1. Приоритетный национальный проект « Образование»  [Электронный ресурс] - Режим доступа: http / : interguru.ru/ Интергуру. Интернет - государство учителей.

 2. . Приоритетный национальный проект « Образование»  [Электронный ресурс] - Режим доступа.http //:nsportal .ru/ Социальная сеть педагогических работников образования.

 3 Приоритетный национальный проект « Образование»  [Электронный ресурс] - Режим доступа.. http //: openklass.ru/

  4. Приоритетный национальный проект « Образование»  [Электронный ресурс] - Режим доступа http //: prosholu.ru / Про Школу.ru /        

   5. Приоритетный национальный проект « Образование»  [Электронный ресурс] - Режим доступа .http //:festival1september.ru/Фестиваль педагогических идей.  «Открытый урок».

Приложение.

№1.Вопросы для исследования текста.

1.Каким мы видим мальчика в начале повести?

Используйте для ответа подчеркнутые слова.

2.Как относятся к Ване Холин и Катасонов?

3.Что мы узнаем о прошлом Вани от Катасонова и Холина?

 4. В какие моменты Ваня показан обычным мальчишкой?

Обобщающие вопросы:

 5.Какой эпизод – самый напряженный? 6Стал ли конец повести для вас неожиданным?  Почему? 

7.Оцените поведение Ивана в фашистском плену.

8.Сколько бы сейчас лет было Ивану, если бы он остался жив?

Наш проект.

Название проекта:

Цель:

Задачи:

Гипотеза: Если предположить, что                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой"

Урок внеклассного чтения в 9 классе по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"(по повести К.Д. Воробьева "Убиты под Москвой")...

Урок внеклассного чтения «История о нас» по повести М Мартиросовой «Фотографии на память» (11 класс)

Открытый урок о  малоизвестной повестью современности М.Мартиросовой «Фотографии на память»....

Урок внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку урока внеклассного чтения....

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".

Материалы представляют собой детальную разработку технологической карты урока внеклассного чтения. Разработка основана на технологии активной читательской деятельности....

Внеклассное занятие "У войны недетское лицо"

Внеклассное занятие "У войны недетское лицо" предназначено для учащихся 7-9 классов. Данное занятие очень хорошо отражает, что пришлось пережить детям в военные 40-е....

Конспект урока внеклассного чтения "У войны не детское лицо" (6 класс)

Цель урока: воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданскую позицию на основе общечеловеческих ценностей...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...