Великие баснописцы мира
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы в 8 классе по УМК под редакцией В.Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikie_basnopistsy_mira.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы на тему «Великие баснописцы мира».

Класс: 8 «А»

Тип урока: изучение нового материала;

Цель урока: познакомить учащихся с баснописцами и баснями разных стран и эпох;

Задачи: 

  • Сформировать у обучающихся представление об этапах развития жанра басни и о баснописцах мира;
  • Закрепить литературоведческие понятия басня, мораль, олицетворение, аллегория, сатира.
  • Развивать у обучающихся умения анализа, синтеза и сопоставления;
  • Развивать навыки устной и письменной речи учащихся;
  • Воспитывать внимательность к художественному слову, любознательность, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: ПК учителя, проектор, книжная выставка «Баснописцы мира», карточки с заданием и текстом басен.

Предварительное задание: обучающиеся делятся на группы (в зависимости от способностей и склонностей): биографы, дизайнеры, актёрская труппа.

Задача биографов – подготовить сообщения о жизни и творчестве баснописцев (Эзоп, Гесиод, Лафонтен, Лессинг, Кантемир, Сумароков, Дмитриев – по выбору учителя). Сообщение не должно превышать 5 минут и включает в себя основные сведения биографии, важные для понимания творчества баснописца, указание на основные особенности творчества, текст басни для выразительного чтения; может сопровождаться презентацией.

Дизайнеры занимаются оформлением класса: плакаты, портреты, иллюстрации, подбор книг для книжной выставки.

Актёрская труппа разыгрывает басню по выбору учителя.

Ход урока.

1. Орг.момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по разным странам и эпохам, чтобы проследить, какой путь прошла басня. Оказывается, не только с именем И.А. Крылова связана история этого жанра. С какими ещё именами? Нам предстоит это узнать сегодня на уроке.

2. Запись темы и формулирование целей урока.

Дети формулируют и записывают тему, основываясь на вступительном слове учителя. Цели формулируются совместно с учителем:

  • Вспомнить, что такое басня и связанные с ней литературные понятия;
  • Познакомиться с баснописцами мира;
  • Узнать, как развивался жанр басни;
  • Сравнить творчество разных баснописцев.

3. Актуализация знаний.

Сопоставьте термин и определение. Запишите ответ в формате «буква-цифра».

А. Басня

Б. Мораль

В. Аллегория

Г. Олицетворение

Д. Сатира

1. Художественный приём, заключающийся в переносе свойств живого на неживое.

2. Небольшое прозаическое или поэтическое произведение нравоучительного или сатирического характера.

3. Нравоучительный вывод, поучение, которым заканчивается или начинается басня.

4. Высмеивание пороков людей и общества.

5. Иносказательное изображение абстрактных понятий через конкретные образы.

Взаимопроверка, выставление оценок (5 правильных ответов – «5», 4 – «4» и т.д.)

4. Прослушивание сообщений обучающихся.

После каждого сообщения учитель задаёт 2-3 вопроса на восприятие. Поощряется активность детей: дети могут задавать вопросы докладчику, за несколько удачно заданных вопросов получают оценку.

После того, как все докладчики выступили, обучающиеся формулируют и записывают с помощью учителя вывод, который является ответ на вопрос «Как развивался жанр басни?»

5. Просмотр инсценировки.

В качестве басни для инсценировки мы выбрали уже знакомую детям басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

6. Сравнительный анализ. 

Для сравнения предлагаем тексты басни Эзопа «Ворон и Лисица», Лафонтена «Ворона и Лис» и Крылова «Ворона и Лисица».

Сравнивая, дети работают в малых группах. Можно оформить записи в таблицу:

Эзоп

Лафонтен

Крылов

Общее

Различия

Представляет работу средний или слабый ученик, который должен составить связный ответ по таблице.

Вывод: каждый баснописец разрабатывает один и тот же сюжет по-своему, опираясь на традиции и культуру своей страны.

7. Итоги урока. Фронтальный опрос: О чём говорили? Что узнали нового? К каким выводам пришли?

8. Рефлексия.

Продолжить фразу: Сегодня на уроке я узнал…. Открытием для меня стало… Меня удивило… Мне было интересно… Мне не понравилось…  Хотелось бы узнать о…

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание. Написать отзыв на любую заинтересовавшую басню или подготовить её выразительное чтение наизусть (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие здания мира

Конспект урока для 10 класса по английскому языку. На уроке ребята знакомятся с различными зданиями мира....

Презентация по теме: "Великие вулканы мира". 6 класс.

Данную презентацию можно использовать на уроке географии 6 класс, при изучении вулканов....

Великие модельеры мира

Материал для классного часа о выдающихся модельерах мира, таких как: Коко Шанель, Пьер Карден и др....

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. Великие дирижёры мира. Симеонов Константин Арсеньевич.

Урок-презентация содержит основные биографические моменты жизни и творчества знаменитого дирежёра, уроженца Тверского края....

Великие университеты мира

Электронное приложение к уроку "Образование в России иВеликобритании"...

презентация "Великие баснописцы прошлого"

Представлена портретная галерея баснописцев докрыловского периода....

Кроссворд "Великие равнины мира"

Кроссворд "Великие равнины мира" предназначен для практической работы с физической картой мира учащимся 5 класса при изучении темы "Рельеф"...