Конспект урока по литературе в 8 классе на тему «Трагедия Корнеля «Сид» как шедевр французского классицизма»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Хвостикова Валентина Викторовна

Конспект урока с презентацией на тему "Трагедия кнеля "Сид" как шедевр французского классицизма".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip.zip901.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 х. Незаймановского

Тимашевского района Краснодарского края

Конспект урока по литературе
в 8 классе


«Трагедия Корнеля «Сид» как шедевр французского классицизма»

Автор:  

учитель русского языка и литературы

Хвостикова Валентина Викторовна

х. Незаймановский 2012

      Тема: Трагедия Корнеля «Сид» как шедевр французского классицизма.

      Цели урока:

      образовательная: познакомиться с трагедией Корнеля «Сид», углубить знания о классицизме;

      развивающая: продолжить развитие умения анализировать драматическое произведение с точки зрения принадлежности к жанру трагедии и стилю классицизм;

      воспитательная: воспитывать уважение к идеальному, доброму, светлому в человеке, ориентировать на общечеловеческие ценности.

Ход урока:

      I. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос, контролирующий уровень усвоения знаний по теме «Классицизм».

      Учитель:

      - Начнём урок с опроса, проверим, что вы знаете о классицизме.

      1. Дайте определение классицизму. (Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых норм и правил.)

      2. Какую эпоху писатели-классицисты считали идеальной, образцовой? (Античность.)

      3. В какой стране зародился классицизм? (В Италии.)

      4. В каком веке и в какой стране классицизм достиг своего расцвета? (Во Франции в XVIII в.)

      5. При какой форме правления зародился классицизм? (При абсолютной монархии.)

      6. Назовите писателей, прославивших классицизм в жанре трагедии (Пьер Корнель, Жан Расин), в жанре комедии (Мольер), в поэзии – назовите великого французского баснописца. (Лафонтен.)

      7. Кто был теоретиком классицизма? (Никола Буало.)

      8. В каком произведении он сформулировал основные правила классицизма? (В поэме «Поэтическое искусство».)

      9. Назовите правила «трёх единств» классицизма. (Единство места, времени и действия.)

      10. Что они означают? (Действие должно происходить в одном месте, в течение одних суток, в произведении должна быть одна конфликтная линия.) 

      11. Каков основной конфликт в произведениях классицизма? (Между долгом и чувством.)

      12. Что было выше для классицизма: долг или чувства? (Долг.)

      13. Мы знаем, что в классицизме существовала определённая иерархия жанров. Какие жанры считались высокими? (Трагедия, ода, эпопея, поэма.) Какие жанры считались низкими? (Комедия, басня, сатира.)

      14. Какие сюжеты могли разрабатываться в трагедии? (Античные и исторические.)

      15. Какие проблемы могли подниматься в трагедии? (Важные, общественные.)

      16. Каким должен быть герой трагедии? (Воплощать собой добродетель, быть преданным слугой государства, отечества с главным достоинством – верностью государю, не должен иметь противоречивых черт.)

      17. В каком стиле писались трагедии? (В торжественном, величественном.) 

      18. Может ли трагедия быть написанной прозой? (Нет, только стихами.)

      19. Кто был героем трагедии? (Боги, цари, исторические лица, полководцы.)

      20. А простой человек (крестьянин, ремесленник) мог быть героем трагедии? (Нет, это исключено.)

      21. В чём особенность финала произведений классицизма? (Порок всегда наказан.) 

      22. В классицизме было только три правила или их было больше? (Больше.) 

      II. Изучение нового материала. 

      1. Биография Корнеля. (Слайды 3 – 5.)

      Учитель:

      - Итак, мы переходим к разговору об одном из произведений классицизма, о великом французском драматурге, о писателе, которого А.С.Пушкин назвал «истинным гением трагедии» - о Пьере Корнеле.

      Сообщение учащегося. Корнель родился в Руане 6 июня 1606 г. в семье судейского чиновника. Он готовился продолжить профессию отца: учился в иезуитской школе, потом изучал право и вступил в должность адвоката. Но его увлекала поэзия. Корнель начал писать стихи. В 1632 г. вышел первый сборник «Поэтическая смесь». Затем он обращается к комедии и становится известным широким театральным кругам.

      Писал он неровно. Выдающиеся произведения чередовались с весьма посредственными. В 1637 г. он создал гениальную трагедию «Сид», поразившую и восхитившую современников. Успех «Сида» не поддаётся описанию. Вскоре после премьеры появилась поговорка: «Это прекрасно, как «Сид». Но трагедия не понравилась всесильному кардиналу Ришелье. Одна из причин – политическая: отношения между Францией и Испанией в то время были натянутыми, и Ришелье был недоволен тем, что испанский национальный герой стал главным персонажем в пьесе французского автора. Вторая причина: кардинал сам писал трагедии и завидовал славе молодого Корнеля.

      По заданию кардинала Франции академия нашла несколько отступлений от классицистических правил. Предосудительным показалось поведение Химены, продолжающей любить Родриго уже после его дуэли с отцом, окончившейся столь трагически.

      Критику в адрес «Сида» Корнель пережил очень болезненно. Следующие две трагедии «Гор» и «Цинна» (1640 г.) были написаны в строгом соответствии с правилами классицизма. Корнель стал ведущим драматургом Франции.

      В 40-е годы Корнель вновь обращается к жанру трагедии, а с 50-х годов его творчество переживает упадок. В последние десять лет Корнель почти перестал писать. На сцене блистал новый гений – Расин, трагедия которого «Андромаха» потрясла Париж так же, как когда-то потряс его «Сид».

      Корнель пережил свою славу и умер в бедности, но значение его творчества для французского театра трудно переоценить. Пьеса «Сид», открывшая славную историю французского национального театра, является гордостью французов.

      Учитель:

      - У нас есть несколько высказываний о Корнеле, которые помогут нам понять, что это был за человек.

      Первое высказывание. Один из современников о Корнеле: «В первый раз, когда я его увидел, я принял его за руанского купца. Его внешность нисколько не говорила о его уме, и речь его была настолько тяжела, что утомляла даже за короткий срок».

      Второе высказывание. Современник Корнеля французский писатель Ламбрюйер писал о нём: «Простой, робкий, скучный в беседе, он на сцене… король, и король великий, он политик, философ, он заставляет героев действовать, он рисует римлян, и они более велики, более римляне в его стихах, чем в истории».

      Третье высказывание. Племянник Корнеля писатель и учёный Фонтенель так писал о своём знаменитом дяде: «Он был серьёзен и избирал серьёзные сюжеты, утверждавшие веру в победу, а не страх и тоску… Это была гордая и независимая душа, чуждая компромиссов и уловок. Эти качества его характера позволяли ему живописать римскую доблесть, но никак не способствовали его личному благосостоянию. Он не любил королевский двор, и его почти не знали там в лицо. Его великое имя, вызывавшее столько похвал, и его достоинства не принадлежали тому миру». (Слайды 6 – 8.)

      2. Анализ произведения. Историческая основа.

      Учитель:

      - Мы переходим непосредственно к анализу трагедии. Начнём с исторической основы. Она важна, поскольку главным героем является исторический деятель, национальный герой Испании, герой так называемой реконкисты.

      Сообщение учащегося о реконкисте. В 711 – 718 годах арабы (древние римляне называли их маврами) вторглись в Испанию и почти полностью захватили её территорию. Тогда же началась борьба испанцев за отвоевание своих земель. Она длилась несколько веков (с 718 по 1492 год) и окончилась победой. Эту борьбу испанцев за возвращение своих земель называют реконкистой.

      Во время реконкисты особенно отличился кастильский рыцарь Родриго Диас де Ривера. Он жил в IX веке. Народ создал огромное количество песен, посвящённых событиям реконкисты. Имя Сида (от арабского сеид – господин), присвоенное как почётное Родриго Диасу, занимает в них первое место. Примерно через сорок лет после смерти Родриго была создана поэма «Песнь о моём Сиде», донёсшая до нас его несколько идеализированный, но достаточно правдиво обрисованный облик. Народ видел в нём своего защитника не только от иноземцев, но и от притеснений своих же господ-феодалов.
     В 1618 году испанский драматург Гильен де Кастро написал пьесу «Юность Сида». Сюжет её лёг в основу трагедии Корнеля.

      Учитель:

      - Мы услышали, что сюжет «Сида» взят из пьесы испанского драматурга Гильена де Кастро «Юность Сида». Перескажите сюжет. (Слайд 9.)

      Сообщение учащегося. Сюжет трагедии. В центре трагедии любовь молодого Родриго, ещё не прославившего себя подвигами, и его будущей жены Химены. Обое из благороднейших испанских семей, и всё идёт к браку. Действие начинается в тот момент, когда отцы Родриго и Химены ждут, кого из них король назначит наставником своего сына. Король останавливает выбор на доне Диего – отце Родриго. Дон Гомес – отец Химены – считает себя оскорблённым. Он осыпает соперника упрёками; разгорается ссора, в ходе которой дон Гомес даёт дону Диего пощёчину. Дон Диего хватается за меч, но меч выпадает из его дряхлых рук. Тогда дон Диего просит Родриго отомстить за него. Он обращается к сыну с вопросом: «Родриго, ты не трус?» Родриго: «Вам дать ответ наглядный мешает мне одно: ваш сын я». Дон Диего: «Гнев отрадный!» 

      Родриго убивает отца своей возлюбленной. Химена требует суда, требует отомстить за отца. Рыцарь дон Санчо, влюблённый в Химену, согласен защитить её честь в дуэли с Родриго. Но в те же сутки Родриго отправляется на поле сражения (идёт война с маврами), возглавляет войско, одерживает победу и получает прозвище Сид. Родриго сражается с доном Санчо, побеждает его, но оставляет в живых. Король настаивает, чтобы Химена согласилась выйти замуж за Родриго. Правда, прежде чем жениться на Химене, Сиду предстоит ещё год сражаться за короля.

      Жанр трагедии. (Слайд 10.)

      Учитель:

      - Обращаю ваше внимание на то, что произведение заканчивается хорошо. Давайте прочитаем определение трагедии.

      Трагедия – это один из видов драмы, в основе которого особо наряжённый, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.

      То, что Корнель положительно закончил трагедию, - ещё одно отступление от правил классицизма. Это сбивало с толку его современников, и во времена Корнеля пьесу называли трагикомедией на том основании, что положительно заканчивается комедия.

      Но это действительно трагедия. В основе трагедии не могли лежать частные события частной жизни, трагедия поднимает глобальные, кардинальные вопросы человеческого бытия, чаще всего это вечные проблемы, над которыми человечество бьётся и не может их решить. В такую ситуацию или в подобную могут попасть многие.

      По остроте конфликта, по тяжести страданий, обрушивающихся на героев, это, конечно же, трагедия, несмотря на положительный финал.

      Учитель:

      - Конфликт здесь типичный для классицизма – конфликт между долгом и чувством, он проходит через сердце и Родриго, и Химены. Итак, мы обращаемся к системе образов данного произведения. Охарактеризуйте Химену. (Слайд 11.)

      Сообщение ученика. Образ Химены. Химена умна, добродетельна (как говорит её отец, «она блюдёт свой долг»), очень любит своего жениха Родриго. Она бесконечно страдает, когда на неё обрушивается горе – смерть отца – и необходимость выбирать между чувством и долгом. Как и Родриго, она выбирает долг, но это даётся ей тяжело:

                         Как я измучена, Эльвира, как несчастна!

                         Увы! Моей души одна из половин

                         Другою сражена и страшен долг, велевший,

                         Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.

                         Родриго дорог мне, я с ним душою вместе,

                         Я сердцем за него; но долг мне говорит;

                         Ты знаешь, чья ты дочь, и твой отец убит.

      Она не мыслит своей жизни без Родриго:

                         Кровавого суда мне страшно торжество:

                         В день казни я умру, и я гублю его!

      Она решает:

                         Чтоб честь свою спасти и обрести покой,

                         Послать его на казнь и умереть самой.

      Химена обращает к Родриго такие слова:

                                                 … Клянусь тебе любя

                         Ни мига не дышать на свете без тебя.

      То нежная и радостная, то скорбная и негодующая, она плачет и проклинает, любит и ненавидит, понимает всю невиновность Родриго и в новом порыве горя опять и опять обрушивает на Родриго проклятия и упрёки.

                          Ужели я склонюсь перед победой Сида?

                          Мой долг не так убог, не так мала обида…

      И в то же время просит его остаться в живых и победить в сражении с доном Санчо:

                          Ты вспомни нашу страсть, мой дорогой Родриго,

                          Сразись, чтоб на меня не пало это иго,

                          Борись, чтобы меня не отдали тому,

                          Кто отвратителен и сердцу и уму.

                                                   <…>

                              И если ты любви не угасил огня,

                          Будь победителем и завоюй меня.

      Образ Родриго.

      Слова учителя:

      - Тот же конфликт между долгом и чувством, который мучает Химену, мучает и Родриго. Уже на первой странице даётся описание Родриго доном Гомесом, из которого многое можно понять в герое. Такой приём характеристики называется характеристика одного персонажа другим. Давайте найдём эту характеристику и прочитаем.

      Ответ ученика:

      - Отец Химены о Родриго:

                          Кровь чиста, смела, верна до гроба,

                          И юношеский взгляд легко даёт прочесть

                          Отважных пращуров блистательную честь.

                          Особенно в чертах Родриго молодого

                          Дух высшей доблести запечатлён сурово

                          И древний дом его так много знал побед,

                          Что в нём под лаврами рождаются на свет.

                                                                  <…>

                           Сын подаёт отцу залог достойной смены,

                           И я одобрил бы любовь к нему Химены.

      Учитель:

      - Какие понятия мы можем выделить как ключевые для понимания образа Родриго?

      Ученик:

      - Ключевые понятия: чистота, смелость, верность, честь, высшая доблесть.

      Учитель:

      - Вывод: Родриго – истинный герой классицизма, человек чести, человек долга, обладающий высшими добродетелями.

      Анализ эпизода.

      Учитель:

      - Мы переходим к монологу героя в конце I  действия, в котором он решает, как ему поступить. Монолог передаёт смятение чувств героя. Стендаль, великий французский писатель, будучи большим почитателем творчества Корнеля, охарактеризовал этот монолог как «суд разума человека над движениями его сердца».

       Чтение отрывка наизусть учеником.

       Учитель:

       - О чём говорит этот отрывок?

      Ученик:

      - Монолог Родриго раскрывает бурю чувств героя, его сомнения и метания в связи с тяжёлым выбором, который ему предстоит.

      Учитель:

      - Слава Родриго полны страсти, отчаяния, бьющего через край, и вместе с тем они точны, логичны, рациональны. Вот где сказалось умение Корнеля-адвоката строить судебную речь.

      III. Закрепление нового материала. Вопросы к образу Родриго:

      1. Докажите, что Родриго смел, доблестен. (Ни с кем не дрался до дона Гомеса, бой с маврами.)

      2. Родриго убил отца Химены. Какая первая мысль возникает у него? Что ему теперь делать? (Хочет умереть.)

      3. Из чьих рук он хотел бы принять смерть? (Из рук Химены.) 

      4. Отец предалагает Родриго забыть Химену: «Честь у мужчин одна, возлюбленных так много». Что отвечает Родриго? (Родриго не может изменить ни своему долгу, ни Химене:

                          Бесчестье равное волочит за собой

                          Тот, кто предаст любовь и кто покинет бой.

                                                     <…>

                          Священной верности ненарушим запрет;

                          Я связан до конца, хотя надежды нет;    

                          Не в силах ни забыть, ни возвратить любимой

                          Я только смерть зову, терзаньями томимый        .

      Верность – одна из важнейших нравственных категорий для Родриго.)

      5. Найдите в тексте слова, в которых говорится о трумфе Родриго, о его победе, о новом отношении к нему в городе.

                          (Его все в городе возносят, как кумира,

                          И до небес гремит всеобщая хвала

                          Бойцу, свершившему бессмертные дела.

                          Лишь посрамление враги его стяжали:

                          Напав стремительно, ещё быстрей бежали.

                          И вот в его руках, когда взошла заря,

                          Победа полная и пленных два царя.

                          Испанский вождь склонил их головы под иго.

                                                      <…>

                          Молва ему хвалу возносит повсеместно:

                          Он – общей радости виновник и предмет,

                          Он – ангел, всю страну избавивший от бед.)

      6. Прочитайте слова, выражающие мнение инфанты о триумфе Родриго.

                          (То был твой долг вчера; сегодня он не тот.

                          Родриго нам теперь единственный оплот,

                          Надежда и любовь простых людей и знати,

                          Кастильи верный щит и ужас маврской рати.

                          Согласен сам король с народною молвой,

                          Что в образе его воскрес родитель твой;

                          Короче, говоря без лести и коварства,

                          В его погибели – погибель государства.)

      7. Мы знаем, что главное достоинство героя трагедии – верность королю. Прочтите слова, в которых Родриго её выражает.

                          (Вы можете владеть, как вашим достояньем,

                          И кровью жил моих, и уст моих дыханьем;

                          Когда я ради вас навеки их отдам,

                          Я лишь исполню долг того, кто служит вам.)

      8. С кем сражается Родриго во втором поединке? (С доном Санчо.)

      9. Родриго настроен на смерть: «Я не на бой иду, я принимаю казнь». Кто сумел переубедить его? (Химена.) 

      10. Какие доводы она привела? («Узнав, что ты убит, сочтут, что ты сражён…». «Будь победителем и завоюй меня» - не хочет достаться нелюбимому.)

      11. В чём проявляется великодушие Родриго в поединке с Санчо? (Оставляет ему жизнь.)

      12. А теперь давайте обратимся к образу инфанты. Опишите её. (Умна, честна, благородна, влюблена в Родриго.)

      13. Как вы думаете, зачем Корнель вводит этот персонаж? Многие считали его лишним. (Приподнимает образ главного героя, образ Родриго.)

 

      Отступления от правил классицизма в трагедии (слайд 12):

      1. Инфанта, её любовь к Родриго (нарушение единства действия, в классицистическом произведении должна быть одна сюжетная (любовная) линия).

      2. Пощёчина.

      3. Тридцать шесть часов (нарушение единства времени).

      4. Места действия – дом Родриго, дом Химены, королевский дворец (нарушение единства действия).  

      5. Положительный исход.

      Композиция продуманная, логичная, выверенная. Две дуэли – два объяснения. (Слайд 13.)

      Легко просматриваются элементы композиции:

      1. Экспозиция.

      2. Завязка: пощёчина.

      3. Развитие действия: дуэль с доном Гомесом, первое объяснение с Хименой.

      4. Кульминация: бой с маврами.

      5. Спад: второе объяснение с Хименой, дуэль с доном Санчо.

      6. Развязка: речи о свадьбе.

      Язык.

      Пьер Корнель считал, что «язык должен быть ясным, фигуры разнообразными и уместными, стихи лёгкими, приподнятыми над прозой».

      Умение чётко, ясно, легко и свободно выражать свои мысли – одно из тех умений, которые сделали его «истинным гением трагедии» (А.С.Пушкин).

      Сообщение учащегося о судьбе произведения в России. В России трагедии Корнеля пользовались необычайной популярностью, их ставили как на французском, так и на русском языках. В 1822 году на петербургской сцене состоялась успешная премьера «Сида» в переводе П.А.Катенина. А.С.Пушкин упомянул об этом в строках «Евгения Онегина»:

                             Там наш Катенин воскресил

                             Корнеля гений величавый.

      Пушкин очень высоко ценил Корнеля, называл его «истинным гением трагедии».

      Вывод: любовь, мудрость, красота, справедливость – это то, что несёт Корнель своим зрителям.

      Прославляя идеальное, доброе в человеке, он напоминает нам об общечеловеческих ценностях.

      IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

      V. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Какой герой трагедии и почему произвёл на вас наибольшее впечатление?»

Использованная литература

      Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера / Глав. ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 2000.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы (источник иллюстрации)

http://www.afor.ru/authors.php?aut_id=%20418

http://around-shake.ru/resources/3808-original.jpeg

http://www.malina-mix.com/topic5811.html

http://magazines.russ.ru/inostran/2011/2/zh8.html

http://www.ljplus.ru/img3/s/n/snorri_di/richelieu35.jpg

http://www.russianplanet.ru/filolog/evropa/france/xvii/cid.htm

http://tv.akado.ru/programs/el_cid.html

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//64/444/64444247_Cardinal_de_Richelieu_mg_0052.jpg

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/163856/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...