Разработка урока литературы для групп и классов профильного обучения по теме: "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Семенова  Ирина Вениаминовна

Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова  "Дама с собачкой" уместно проводить  в конце изучения  рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года). 

Разработка содержит  поэтапное описание урока  и  дополнительные справочные материалы. Работа  на уроке может осуществляться как в группах, так и в парах  (мои ученики предпочитают работать в парах, считают, что в такой форме сотрудничества легче найти единомышленников). Сценарий урока предполагает активное участие  всех обучающихся, каждый  должен высказаться, предложив свою интерпретацию  рассказа, и аргументировать свой выбор, опираясь на текст произведения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Разработка  урока  литературы

                 учителя   русского языка и литературы

                    Семеновой  И.В.  

                                               

                       Урок литературы    в  10 классе     (конец  учебного года)

ТЕМА   УРОКА:  «Загадки рассказа А.П.Чехова  «Дама с собачкой»                   

ТИП   УРОКА:     комбинированный  урок; урок межпредметных связей;

                               урок применения  ИТ  и  ООТ.                                                        

ЦЕЛЬ  УРОКА:   рассмотреть  загадочную поэтику произведения А.П.Чехова

ЗАДАЧИ  УРОКА:

  • рассмотреть  высказывания  о произведении известных  литературоведов и критиков;
  • просмотр и обсуждение двух фрагментов  к/ф  «Дама с собачкой»  (режиссер  И.Е.Хейфиц);
  • рассмотреть  калейдоскоп  интерпретаций рассказа,  соотнести с замыслом писателя;
  •  соотнести  своё истолкование рассказа  с  интерпретациями известных литературоведов;
  • изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;
  • развитие  эмоциональной  сферы  учащихся;
  • развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
  • развитие  монологической речи.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

                           презентация виртуальных  версий учащихся по теме: «Загадки

                          «Дамы  с собачкой»;  классификация   данных;  

                           пополнение  и    активизация  словаря;  поиск  аргументов,  

                           подтверждающих   правильность  выбора  интепретации;  

                           совершенствование речевой  культуры;  обобщение.

МЕТОДЫ  РАБОТЫ:   проблемный,  деятельностный подход

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:  смарт-доска,  компьютер,

                                              экран для проецирования.

 ЗАДАНИЕ  К  УРОКУ:  подготовить  компьютерные  презентации  «Страничка к

                                        уроку»

СМЫСЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ УРОКА

1.  Вопрос-завязка урока:

    Бердников Г. П.  в статье «Проблема человеческого счастья»  писал, что Чехов рисует «драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя обывательское забытье».  Автор статьи пришёл к следующему выводу: «Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его».

               Л.Н Толстой  в «Избранных дневниках»  заметил: «Читал «Даму

          с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не выработавшие в себе    

         ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели,

         искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются

         по сю сторону, то есть почти животные».

  • Как вы думаете,  кто  прав?  Каковы ваши аргументы?

  1. Панорама интерпретаций  

Задание группам:   обсудить  существующие варианты  

                                интерпретаций, выбрать  соответствующие вашим  

                                читательским истолкованиям,  назвать их,  

                                 аргументировать свой  выбор.

      КАЛЕЙДОСКОП     ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

                      рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»

«Дама с собачкой»  -  это...

  • история  двух семейных катастроф
  • история  пошлых  супружеских измен
  • история  большой и хрупкой  любви
  • банальная  история  курортной любви
  • история  любви к обыкновенной  женщине
  • история  встречи  с женщиной-богиней
  • история  любви к роковой  женщине
  • история  утраченных иллюзий
  • история  ожидания новой,  прекрасной  жизни
  • история  обретения  счастья
  • история  утраты  счастья
  • история  утраченных иллюзий
  • история  преображения  человека
  • воплощение  отражения жизни в кривом зеркале повседневности
  • ещё одна  «скучная  история»
  • история  столкновения  иллюзий героев  с действительностью
  • история обретения человеком истинного смысла жизни
  • история  малодушия  и  боязливого отказа от  возможного счастья
  • история  «расфутляривания»  человека

..............................................................................................................................

3.    Рассмотрение   выбранных  интерпретаций, обсуждение   аргументов  

       с опорой на текст произведения

4.    Просмотр  «страничек к уроку»  с  комментариями  авторов

5.    Обсуждение результатов  работы.  Выводы  гимназистов

6.  Рефлексия:    

  • Оцените свою работу на уроке.
  • Какие  чувства  вы испытали,  обсуждая  проблему урока?

Дополнительные материалы   к уроку:

  • Сементковский Р. И. Что нового в литературе? // Ежемес. лит. и поп.-науч. прил. к журн. «Нива». 1900. № 1. Стб. 191—203.

 Гуровых на Руси очень много. Чехов поднял очень важный вопрос: как создаются подобные ненормальные типы, почему для них семья, воспитание детей, общественная служба отодвигаются на задний план и заменяется любовными интрижками? Необходимо воспитывать общество с помощью просвещённых педагогов.

  • Набоков В. В. Антон Чехов // Лекции по русской литературе: пер. с англ. / В. В. Набоков М., 2001. С. 330—338. 1-я публ.: Lectures on Russian Literature / v. Nabokov. Harcourt Brace & Company, 1981.

 В лекции, которую Набоков читал американским студентам в 1940-е годы, отмечено, что «Дама с собачкой» — один из самых великих рассказов в мировой литературе. В частности, он отмечает семь свойств, присущих рассказу: естественность повествования; достижение точных характеристик за счет распределения незначительных деталей; отсутствие особой морали, особой идеи, «которую нужно было бы уяснить»; рассказ основан на оттенках настроения; Чехову одинаково дорого и высокое, и низкое; рассказ в действительности не кончается.

  • Мейлах Б. С. Два решения одной темы // Нева. 1956. № 9. С. 184—188.

 Сравнительный анализ сюжетных линий «Анна Каренина — Вронский» и «Анна Сергеевна — Гуров». Героинь объединяет тоска по счастью. Любовь привела Гурова к резкому осуждению окружающей жизни, и «такая трактовка темы любви так близка роману Толстого, что кажется прямым её развитием». Главное в рассказе — постановка вопроса о причинах трагедий, и вопрос о любви таким образом «перерастал у Чехова в мечту об иной жизни, полной героизма, творчества, красоты». По мнению критика, Толстой, осуждая рассказ, не прав, возводя мораль чеховских героев к Ницше.

  • Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста // Читая Достоевского и     Чехова: ст. и разборы / А. А. Белкин. М., 1973. С. 190—192. 1-я публ.: Мастерство русских классиков: сборник. М., 1959.

 Психологически очень правдив эпизод, в котором показано, как пошлый банковский служащий под влиянием глубокой любви к женщине становится подлинно человечным. Этот эпизод, или художественная деталь — упоминание об осетрине с душком. «Обыденная и пошлая реплика потому стала признаком освобождения от пошлости, что Гуров впервые сам осознал её пошлость».

  • Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья // А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 413—414. 1-я публ.: А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.

 Чехов рисует драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя обывательское забытье. Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его.

  • Берковский Н. Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе / Н. Я. Берковский. М. ; Л., 1962. С. 430—431.

 Чехов слегка презирает обоих. Оба по-своему сговорчивы в отношении к злу. Они имитируют жизнь, имитируют любовь, веря, что их подражание — это и есть сам подлинник, не понимают себя. «Их счастье, что они понимают меньше, чем позволено понимать читателям через автора».

  • Бялый Г. А. «Пути, мною проложенные…» А. П. Чехов // Чехов и русский реализм / Г. А. Бялый. Л., 1981. С. 68—69.

 Семья в рассказе имеет отношение к тому миру, где «осетрина с душком», где люди ведут «куцую и бескрылую жизнь». Семейный союз — это путы. Как освободиться от этих пут? — спрашивают себя герои рассказа. Любовь, поднявшая их высоко над миром, подобном сумасшедшему дому, даёт им нравственную силу поставить вопрос об освобождении. Чехов показывает, что «жизнь начинает требовать от людей каких-то решительных действий, разрыва с привычным существованием».

  • Катаев В. Б. Две оппозиции в «Даме с собачкой» // Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. М., 1979. С. 250—268.

 Чехова больше интересует образ Гурова. Финал рассказа указывает на переход героя в новое состояние, его отказ от некоторых стереотипов и появление новых вопросов. Эти перемены в представлениях Гурова, полагает критик, проясняются при сопоставлении двух контрастных пар — оппозиций: «казалось — оказалось» и «кончаться — начинаться». Анна Сергеевна, кажется, ничем не примечательная женщина, но именно она оказалась для Гурова настоящей любовью. Значит, причина не столько в ней, сколько в том, что происходит в душе героя. Чехов пишет о тайне в любви, то есть о том, что любовь — тайна для его героев, каждый случай уникален.

  • Звонникова Л. А. «Ложные представления» // Заколдованный круг (проза А. П. Чехова), 1880—1904 / Л. А. Звонникова. М., 1998. С. 103—107.

 Художественное время рассказа — время духовного пробуждения Гурова. Время бежит вне встреч Анны Сергеевны и Гурова и замедляет свой ход в моменты их общения. Бежит «бытовое» время, замедляется время «любви»; человек преодолевает время, под влиянием любви приобщаясь к «высшим и отдалённым целям» — к правде и красоте, к природе, к самому себе, к ближним.

  • Л.Н.Толстой: «Читал «Даму с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, то есть почти животные. […]»

                                 Л.Н.Толстой  Избранные  дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"

Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы техн...

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Загадки"

конспект урока литературы в 5 классе "Загадки"...

Календарно - тематическое планирование для 8класса по татарской литературе ( татарская группа с русским языком обучения)

Календарно - тематическое планирование для 8 класса  татарской группы с русским языком обучения. В рабочий программе дается объяснительная записка и календарно - тематическое планирование 2 часа ...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Урок литературы по теме "Загадки"

Урок разработан с использованием методики З. Я .Рез....

Урок литературы в 5 классе по теме «Загадка» с использованием ИКТ

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы. Чтение часто воспринимается учениками как принудительное и ненужное действие. В связи с этим з...

Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в подготовительной к школе группе Тема: "Загадки Зимушки-зимы"

Цель:  обогащение музыкальных впечатлений детей через восприятие характера музыки  и способы передачи в движении музыкальных образов....