Мотивация аффилиации как условие успешной работы технологии критического мышления
статья (5 класс) по теме

Лобанцева Юлия Александровна

Выступление на семинаре 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_affiliatsii.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация аффилиации как условие эффективного использования  технологии развития критического мышления на уроках литературы

Добрый день, разрешите представиться – Лобанцева Ю.А., работаю в пятых классах непрерывно два последних года

Слайд 2

и хотела бы рассказать о мотивации аффилиации как условии эффективного использования технологии ркм чп на уроках литературы.

Слайд 3

Что такое аффилиация? Это стремление быть в обществе других людей, потребность в создании доверительных, теплых, эмоционально значимых отношений.

Для пятиклассников имеют большое значение отношения со сверстниками, поэтому происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

Слайд 4

Оценки при этом играют важную роль. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Т.о. для эффективной работы на уроках в пятом классе преподавателю необходимо учесть стремление одних ребят к общению, тягу показать себя перед одноклассниками,  а также нежелание других быть на виду. Нам приходится так конструировать урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя, несмотря на свои психотип. Поэтому, давая возможность ученику общаться не только с учителем, но и с классом, те используя групповые формы работы, давая возможность высказаться, отстоять свою точку зрения, я как учитель могу добиться наилучших результатов при работе в 5 классе.

Слайд 5

При знакомстве с пятиклассниками всегда хочется подарить им абсолютно новый урок. У каждого из первооткрывателей среднего звена  уже имеется свой опыт взаимодействия с нашими предметами: положительный или отрицательный. Так вот моя главная цель на весь этот сложный год  5 класс - влюбить учеников  в мои предметы, т.е. создать такую обстановку на уроке, чтобы каждый ученик почувствовал непреодолимую тягу еще раз испытать себя  в координатах успеха, т.е. вернуться на урок лит.

Слайд 6

По моему мнению, ситуацию успеха для каждого ученика в 5 классе создать на уроке возможно лишь в том случае, если каждый ребенок на начальном этапе получит для себя то поле деятельности, которое ищет, в котором уже готов принять участие. И здесь главным становится классификация учащихся по типам восприятия информации (дискрет, кенестетик, визуал, аудиал).

Слайд 7

Естественно, мы понимаем,  что нет четкого деления учащихся.

Слайд 8

Воспользуюсь фразой Л.Н.Толстого: «Осознание бытия возможно лишь через ощущения». Добавлю: через совокупность ощущений. Невозможно познать мир всесторонне и качественно, воспользовавшись только лишь одним источником: слухом или зрением, например. Поэтому одной из задач той большой цели на год (влюбить в предметы) будет открыть многогранный мир эмоционального восприятия на уроках литературы через общение с учителем, с предметом и с одноклассниками. Это стало возможно, когда сами дети подсказали ход уроков. На литературе можно  не только читать и слушать, но и мастерить, рисовать, петь и вживаться в роль.

 В начале учебного года на классном часу при обсуждении темы «Кем я буду в моей будущей жизни», выяснилось, к сожалению, что гуманитариями станут предположительно только три человека из 25 учащихся моего 5а класса. С кем же я буду сочинять сказки и писать стихи?

Слайд 9

На первом этапе пришлось придумывать индивидуальные домашние задания: модельеры рисуют костюмы героев сказок «Царевна лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и даже что-то шьют, математики   вычисляют скорость стрелы трех  братьев  и возможное ее удаление от замка, а также вместе с лингвистами подсчитывают количество постоянных эпитетов во всем тексте и процентное соотношение к количеству всех слов, повара-кондитеры   занимаются рецептурой хлебов, художники рисуют иллюстрации, а кукольники изготавливают персонажей. Были и такие, кто решил провести анализ действий Царевны-лягушки с точки зрения психологии: права ли она была, когда решила скрыть от Ивана Царевича правду о своей лягушачьей шкуре или было необходимо честно рассказать правду своему мужу. Кстати, этот вопрос выдвинули сами учащиеся. После такого подхода сказка, которую дети уже знают к 5 классу, перестала быть скучной обязанностью, а превратилась в поле деятельности. Естественно, после этого с интересом учащиеся познакомились и с иллюстраторами, с необходимыми сказочными элементами, со сказочной структурой. Как итог – сочинение собственной сказки по заданным параметрам.  

Слайд 10

В прошлом году подобную же работу с успехом применила в нынешнем 6в классе при постановке сказок  Евгения Шварца «Снежная королева» и Маршака «12 месяцев». Здесь точкой отсчета стали профессии театра. Мы не ограничивались индивидуальными домашними заданиями, а продолжили работу в группах на уроке: 1 гр отвечала за костюмы, 2 за афишу и декорации, 3 гр готовила актеров, причем учащиеся решили отдать роль одного персонажа нескольким актерам и выбрать лучшего. 4 гр выступала критиками. Однако при повторной работе важно было переместить учащихся в следующую группу, чтобы каждый почувствовал себя на месте другого.

Подобная работа (я называю это деление по профессиям)– это лишь первая ступенька, способная расшевелить учащихся и воплотить на уроках самые интересные задумки.  

Слайд 11

    В этом мне помогает технология развития  критического мышления через чтение и письмо.

На первом этапе изучения литературы в 5-6 классах формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников. Одна из важнейших задач – включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад.

При изучении литературы одна из наиболее важных тем – тема «Изучение биографии писателя», и так как изучение биографии писателя является необходимым элементом постижения текста, позволяет понять авторское отношение к изображаемому в произведении, к героям и событиям. Но для ребёнка эти темы однообразны, скучны и сухи. Они зачастую не вызывают эмоционального отклика. При изучении данной темы будет удачным использование приёмов технологии РКМ, а именно:

- таблиц З – Х – У, которые помогут выявить, что учащиеся уже знают по данной теме и что они ещё хотят узнать;

- ИНСЕРТа (чтение с маркировкой текста). В ходе работы учащиеся могут систематизировать материал.

Уроки литературы невозможны без теоретических понятий. Часто дети заучивают определения теоретического характера, не осознавая их смысла. Если же использовать работу с глоссарием или приём «верные и неверные утверждения», то можно заметить, насколько более понятен для учащихся становится теоретический материал.

В центре внимания методики литературы в 5 классе находятся также вопросы развития речи. Развитая речь учащегося – это показатель его высокой читательской культуры, а также умственных способностей.

Развитию речи учащихся способствуют устные формы ответов и творческие работы. Технология РКМ как раз и направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.

Технология РКМ большое место уделяет творческим заданиям: эссе и синквейнам.

Наиболее удачными, на наш взгляд, будут работы с глоссарием и чтение с остановками.

Слайд 12

Материалом для использования приема "Чтение с остановками" является повествовательный текст. Очень понравилась работа над текстом Курамшиной (все дети мечтают иметь собаку).

Как итог всегда берем с ребятами вопросы по классификации Блума, т.н. «Ромашка Блума». Учащиеся сами дома изготовили эту Ромашку и соревновались в ответах, вытягивая вопрос наобум.  Хочется отметить, что  для учащихся всегда очень важно само действие, т.е. что они делают и как это оформлено. После работы над текстом И.Курамшиной «Эквивалент счастья», ребята решили оформить свои впечатления о героях небольшого рассказа в виде ПАСПОРТА. Предложили форму: имя, возраст, внешнее описание (кто-то решил заменить ее портретом) и характер. Некоторые продолжили характеристику описанием будущей жизни щенка и Димы. Стоит отметить, что прием «Чтение с остановками» проходит качественно, если нет в классе внутреннего дискомфорта, если учащиеся готовы делиться своим мнением с одноклассниками, готовы отстаивать свою точку зрения. Вот здесь нам и поможет ведущая деятельность - деятельность общения.

По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

  1. Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  2. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  3. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).  Технология ркм чп в старших классах дает хороший результат на экзаменах, однако мы должны не пропустить на начальном этапе и выстроить необходимость в общении на уроке. Т.О. результативность технологии напрямую зависит от мотивации аффилиации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"

Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1.     Нормативно-правовые основы ра...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Критическое мышление  (англ. critical thinking)  — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обосно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Влияние применения технологии критического мышления на уровень мотивации учащихся на уроках английского языка

Целью современного образования является не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование функциональной грамотности, универсальных учебных и внеучебных компетенций, умения самостояте...