Методическая разработка урока «Петербургский текст в русской литературе»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Имамбаева Людмила Михайловна

Тема урока: «Петербургский текст в русской литературе» 

Цели урока:

Образовательная :  познакомить учащихся с литературоведческим понятием «петербургский текст» русской литературы. Обобщить и систематизировать знания произведений и имена авторов, которые писали о Петербурге, формировать  отношение к языку и литературе как важнейшей сфере человеческого бытия. Совершенствовать навыки  творческого письма.  

Воспитательная : пробуждать эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы, формировать чувство сопричастности к истории своего города, ответственности за его будущее, учить понимать своеобразие и уникальность Петербурга и «Петербургского текста». Воспитывать чувство гордости за свой город

Развивающая : развивать умение выражать свою личностную позицию, развивать память, мышление, творческую фантазию, формировать свое ценностное отношение к явлениям, происходящим в Петербурге. Развивать умение создавать свой текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_peterburgskiy_tekst.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

 «Петербургский  текст в русской литературе»

Автор   Имамбаева Людмила Михайловна (преподаватель литературы и русского языка)

 СПб ГБОУ КСиПТ   г. Санкт-Петербург                                      

                         

Тема урока: «Петербургский текст в русской литературе»  

Цели урока:

Образовательная :  познакомить учащихся с литературоведческим понятием «петербургский текст» русской литературы. Обобщить и систематизировать знания произведений и имена авторов, которые писали о Петербурге, формировать  отношение к языку и литературе как важнейшей сфере человеческого бытия. Совершенствовать навыки  творческого письма.  

Воспитательная : пробуждать эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы, формировать чувство сопричастности к истории своего города, ответственности за его будущее, учить понимать своеобразие и уникальность Петербурга и «Петербургского текста». Воспитывать чувство гордости за свой город

Развивающая : развивать умение выражать свою личностную позицию, развивать память, мышление, творческую фантазию, формировать свое ценностное отношение к явлениям, происходящим в Петербурге. Развивать умение создавать свой текст.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Форма урока : групповая и индивидуальная.

Образовательные технологии : мастерская, кейс технология

Оборудование : мультимедийный проектор, альбомные листы бумаги.

                               Ход урока:

  1. Спросить студентов, что они знают о рождении Петербурга? Можно ли его назвать уникальным? Почему?
  2. Показать слайды с видами Петербурга, фотографии архитекторов, писателей и спросить, что общего между ними.        

( архитекторы строили город, а писатели писали о нем).

  1. Спросить студентов, какие  они знают произведения о своем городе?  
  2. Показать слайды с портретом Петра -1 и А.С. Пушкина и спросить, что общего между ними?  

(Петр1 построил этот город, а Пушкин пропел никем не превзойденный гимн городу и Пушкин- же  первый в русской литературе определил тему контраста города. Ни всем в Петербурге живется одинаково. «город пышный – город бедный») Показ слайдов.  

  1. Сформулировать понятие «Петербургского текста». Его константы. Показ слайдов. Работа со словом : учащиеся выписывают(+) и(-)
  2. Создание индивидуальных  текстов  «Мой Петербург…»  
  3. Ознакомление участников с текстами.
  4. Дискуссия, которая позволяет обобщить результаты, дает возможность каждому определить свое отношение к городу, оценить итоги собственного труда, обменяться мнениями о процессе написания ( что это дало для каждого как личности) и о целях подобной практики.      

Список литературы

1. Топоров В.Н. «Петербургский текст русской литературы»  СПб 2003

2. Мурин Д.Н. «Русская литература второй половины 19 века» СПб 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.

"Стилистические особенности предложений на тпримере художественного текста комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".  Подробная разработка урока с технологической картой и комментарием....

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе.

Подробная методическая разработка урока с технологической картой и комментарием...

Методические разработки "Конкурс интеллектуалов - (природоведение, русский язык, литература, математика, финальное задание)" - Лапшина В. А.

Методические разработки "Конкурс интеллектуалов - (природоведение, русский язык, литература, математика, финальное задание)" - Лапшина В. А....

Методическая разработка по учебной дисциплине «Русский язык и литература» Официально-деловой стиль

Методическая разработка по учебной дисциплине "Русский язык и литература" для специальностей "Сварочное производство", "Моделирование и конструирование швейных  изделий" по теме "Официально-делов...

Методическая разработка интегрированного урока-конкурса русского языка и литературы 8 класс

Игра- конкурс  не только благотворно влияет на отношение школьников к русскому языку и литературе как к учебным предметам, но и способствует развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной ...