Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Оришева Елена Евгеньевна

Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bylichka.docx142.61 КБ

Предварительный просмотр:

Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».

                                       Происхождение термина

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале ХIХ века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э. В. Померанцева, «само слово „быличка“ было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их легкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам „предание“, „легенда“, „бывальщина“».

                                                    Специфика жанра

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, — о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин — полноправных членов племени.

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

                                             Классификация быличек

Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о черте, змее, проклятых и т. д.
Функционирование в литературе

Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки».

Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н. В. Гоголь «Вий») или включаются в текст (И. С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».

Это урок по хорошо знакомому произведению. Это мое видение проблемы Дмитрия Ионыча Старцева и всего рассказа А.П.Чехова "Ионыч". В соответствии с новыми ФГОСами материалы к уроку содержат возможность ...

Дополнительный материал для обучающихся при изучении темы "Компьютерные вирусы. Разновидности. Особенности"

Данный материал можно использовать для углубленного изучения темы "Компьютерные вирусы" или как материал для дополнительного образования....

Дополнительный материал для обучающихся при изучении темы "Файл и файловая система"

Данный материал можно использовать для изучения темы "Файл и файловая система"....

Материал к уроку по изучению масштаба карты

Данные задания можно использовать на уроке закрепления для отработки  навыков работы с маштабом...

Дидактический материал к уроку по изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского (опорная схема)

Дидактический материал к уроку по изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского (опорная схема)...