урок литературы по повести "Чучело"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Строева Ольга Владимировна

урок с присутствием родителей, несет огромное воспитательное значение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_i_poyasnitelnaya_zapiska.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Пояснительная записка

    Методическая разработка представлена по гуманитарному направлению. Тема урока: «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав» (по повести В. Железникова «Чучело»).

Класс проведения: 7 Б

    В классе 20 учащихся. Русский язык и литературу в этом классе веду третий год. Большинство учащихся имеют сформированные УУД на среднем и высоком уровне. Учащиеся отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией.  На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.

    На изучение литературы в 7 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).  Данный урок литературы был проведен на уроке внеклассного чтения в рамках  проведения мероприятий, посвященных  Году кино в Российской Федерации в 2016 году.

   Цели деятельности учителя - ознакомить с жизнью и творчеством писателя, главными героями произведения; пробудить интерес к повести и вызвать у учащихся эмоциональный отклик на произведение; помочь учащимся  раскрыть  нравственные  проблемы,  поднятые  писателем в повести,  показать, что такое детская жестокость и к чему она может привести.

    В прошлом учебном году в этот класс прибыла новая ученица, которую некоторые учащиеся не приняли. В этом году отношение к ней не изменилось, поэтому данный урок именно в этом классе был проведен, на мой взгляд, вовремя. Произведение учащиеся читали летом (одно из произведений, рекомендованных для летнего прочтения), а перед проведением урока был рекомендован семейный просмотр к/ф «Чучело». Хочется отметить присутствие родителей на уроке, которые принимали активное участие в работе. Они не только писали памятку для своих детей, но и выучили наизусть стихотворение, которым был подведен итог урока.

   Поставленная цель была достигнута, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; делали выводы, строили обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности.

    Выбранная структура урока рациональна для реализации планируемых результатов. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная и групповая.

    На уроке царила комфортная, доброжелательная атмосфера. Считаю, что урок прошел не зря, так как несколько учащихся во время рефлексии попросили прощения у новенькой  ученицы, которую они не приняли в свой коллектив.

      Тема: «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав» (по повести В. Железникова «Чучело»).

      Цели деятельности учителя: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, главными героями произведения; пробудить интерес к повести и вызвать у учащихся эмоциональный отклик на произведение; помочь учащимся  раскрыть  нравственные  проблемы,  поднятые  писателем в повести,  показать, что такое детская жестокость и к чему она может привести.

     Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать содержание прочитанного текста; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

    Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.

    Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, составляет монологическое высказывание, соблюдая правила речевого поведения.

Оформление :

  1. Плакаты с цитатами из текста:

Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

Вот именно, поддакивать тоже нельзя — должна быть четкая позиция. И вообще что такое «поддакивать» — это же угодничество?..

Все это для меня неожиданно, - продолжал Николай Николаевич.-Жили рядом, а я толком в тебе ничего не понял. Не проник в твою душу-вот что обидно.

Живешь не по правде — расплата! Никто не должен оставаться безнаказанным. И никто не уйдет от ответа. Ни-ког-да!

Так хотелось справедливости, а ее не было!

  1. Портрет В. Железникова
  2. Выставка книг В.Железникова
  3. Портреты героев из к/ф «Чучело» (Ленки Бессольцевой, Димки Сомова, Шмаковой и Мироновой)
  4. Листы самооценки деятельности учащихся
  5. Сердце, сшитое из ткани с разрезом

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Вступительное слово учителя

Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

- А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

- Надо улыбнуться.

- Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки,

что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой

тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость подаренных вам улыбок, и пронесите это настроение через весь урок.

  1. Актуализация знаний

    Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? (ответы учащихся)

   А что думают по этому поводу родители? (ответы родителей)

   Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием. А как вы считаете, если ребенок становится жестоким и равнодушным, кто виноват?

  Это очень хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами (портрет  Владимира Карповича Железникова). Рассмотрим портрет, что мы можем сказать об этом человеке?

3. Постановка учебной задачи.

- прочитайте тему и высказывания к занятию. Определите тот круг вопросов и проблем, которые мы попытаемся решить?

- какая цитата больше всего подходит к теме нашего урока? Запишите ее в тетради.

- итак, цель нашего занятия…..(ответы детей)

 Сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях  произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков,  постараемся  обозначить проблему, поднятую автором, и попытаемся найти решение этой проблемы.

4. Открытие нового

Представим, что В.К.Железников сейчас перед нами. Что бы вы у него спросили? Запишите свои вопросы в тетради.

А сейчас, прочитав материал из информационной карточки, найдите ответы на свои вопросы.  

                                                             Карточки-информаторы

      В. Железняков родился в г. Витебске, в семье кадрового военного 26 октября 1925 года. Учился в юридическом институте, затем в литературном. Начал печататься в 1957 году в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. Написал несколько книг для дошкольного и младшего школьного возраста.   Писатель поднимает в своих произведениях вопросы непростых взаимоотношений в семье, отношений ребят и взрослых. Писатель не боится острых ситуаций и жестких жизненных столкновений. Он показывает жизнь такой, какой сам ее видит.   По произведениям Железнякова поставлены фильмы “Нежданный гость”, “Серебряные трубы”, “Алая гвоздика”, “Чучело”.    Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.  Сам автор потом писал: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль» . Повесть «Чучело» (1978) – самая значительная. Тревога писателя по поводу все более ожесточающихся подростков и все большего разрыва между поколениями и тогда была не беспочвенной, и в наши дни особенно справедлива.

  А чтобы родители не скучали, им тоже задание: прочитать высказывание автора. Согласны с автором или нет?

    В одном из интервью В.Железников говорил: « Когда я пришел в детскую литературу, я считал детей замечательными созданиями. Так и писал и полагал, что все плохое, что есть в детях, идет от взрослых, взрослые лишают их детские жизни… Потом я увидел, что дети тоже обладают отрицательными  свойствами характера. Они часто эгоисты, даже эгоцентристы, они не считаются с миром взрослых, они бывают бестактны. И вот тогда у меня появилось желание показать детям: какие они на самом деле, чтобы они увидели себя».

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Что вы узнали о писателе?

На какие вопросы вы не нашли ответы? Запишем первое домашнее задание: найти ответы на свои вопросы из дополнительных источников

Что вы узнали о повести «Чучело»?

        Итак, повесть  Владимира Железникова о глубоком, драматичном конфликте, произошедшем в детском коллективе.  Давайте  уясним, а что  же  такое  конфликт? (Это столкновение  двух  или  более  точек  зрения).

        Когда  возникла конфликтная ситуация  в  классе,  о  котором  нам  рассказал  автор?  Когда, по мнению коллектива, Лена предала класс?  Или раньше?

 Почему ребята в классе не приняли Лену? (Не такая, как все:)

 Кто участники  конфликта?  Конфликт предполагает как минимум две стороны,  два лагеря противостояния.  

  1. Работа в группах

-  Чтобы продолжить дальнейшую работу, предлагаю объединиться в 4 группы.

А  для того, чтобы проанализировать и дать оценку событиям, которые происходят в произведении, предлагаю начать с их участников.

            - Ребята, вспомните героев произведения. Ваша задача:  охарактеризовать героя, доставшегося вашей группе, и его поступки. (На работу 5 мин). Родители в это время составляют памятку «Каким нравственным принципам должны следовать учащиеся, чтобы не стать «Шмаковыми, Сомовыми и Мироновыми»

Работы проверяются  с группы Лены Бессольцевой. После характеристики героини ее портрет вешаем на доску.

- Но все же поначалу Лена думает, что у нее есть друг, но потом как оказалась она жестко ошибалась!....

Выступает группа – Дима Сомов.

-Портрет Димки размещаем рядом с Леной? А почему?

Затем представляют  «Железную кнопку» Миронову и Шмакову, размещая их портреты в отдалении от портрета Лены.

Рефлексия работы в группе

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

 Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

 3. Тебе нравится результат работы группы?

 А) Да, всё получилось хорошо;

 Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

(В листе оценивания выставляем оценку за работу в группе по пятибалльной шкале )

- почему портрет Лены висит отдельно от других? (обратите внимание на тему урока).

 

  1.  Просмотр отрывка их к/ф «Чучело» (сожжение чучела)

- Что сформировало  жестокость в детях? (равнодушие взрослых в том числе)

Слово родителям. (Читают памятку)

  1. Рефлексия деятельности

Молчанье – золото, но не всегда, как видно,

Порою, промолчать – предать кого-то!

Становится мучительно обидно,

Как будто потерял ты в жизни что-то!

А потерял доверие, быть может,

Его вернуть – тяжёлая задача!

Ты промолчал и совесть тебя гложет,

Душа страдает, кается и плачет!

 Учитель берет сердце, сшитое из материала. На этом сердце разрез (рана, нанесенная Ленке одноклассниками).

Ребята, это сердце не только Ленки Бессольцевой, но и тех людей, которых мы так или иначе обидели. Давайте попросим у них прощения. Возьмите листки бумаги и напишите  “П Р О С Т И  М Е Н Я,…”

Если этот человек в классе, то отдайте этот листок сейчас ему. В этот момент разрез на сердце зашивается. Ранка заросла, но шрам остался. Какой вывод сделаем?

Чтение стихотворения родителями

Давайте, будем бережней друг к другу

Наталья Евстигнеева

 
Давайте, будем бережней друг к другу:
Не говорить жестокие слова,
Не требовать расплаты за услугу
И не плести интриги-кружева.
Давайте обходиться без подвохов,
На чьих-то нежных чувствах не играть.
Не нужно превращаться в скоморохов
И без умолку льстить врагам и лгать…
Давайте, будем честными друг к другу,
И не пускать для «блага» пыль в глаза,
Не делать из товарища прислугу,
Почаще нажимать на тормоза…
Давайте же ценить чужое время,
Не заставлять людей напрасно ждать.
И уважать ошибочные мнения
И никогда других не осуждать.
И в утвержденьях будьте осторожны.
Не нужно вешать сразу ярлыки.
Обидеть человека так несложно,
На то они и злые языки…
Но сколько же страданий и несчастий
Приносим самым близким, дорогим.
Сквозь зубы цедим равнодушно: «Здрасьте».
И сеем зло с намереньем благим…
Давайте станем чуточку добрее,
Чуть проще, чище, бережней к другим.
И станет все прекрасней и светлее.
Мы новый мир любовью создадим.

  1. Домашнее задание
  • Найти ответы на свои вопросы, заданные автору

       •        Письмо герою повести В.Железникова «Чучело», акростих к слову жестокость или кроссворд к повести (на выбор учащихся)

  1. Оценивание своей деятельности на уроке и выставление оценок

               

 

Норма оценки: 5 баллов – оценка «3»,  6-7 баллов – оценка «4»  Более 8 баллов – оценка «5»

Деятельность на уроке

Количество баллов

оценка

1 балл за присутствие одного из родителей на уроке

Работа в группе

Устные ответы (за один ответ 1 балл)

 

             

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....