Проект "Использование инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе
проект по литературе на тему

Балобанова Людмила Семеновна

Данный проект является обобщением опыта работы учителя по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 4

                                

                                                                                                                                                                

ПРОЕКТ

«Использование инновационных технологий

в обучении русскому языку и литературе»

                                                   

        Автор: Балобанова Людмила Семеновна,

                                                              учитель русского языка и литературы

                                                           СУРГУТ, 2014

                                        

СОДЕРЖАНИЕ

1.Краткая аннотация проекта                                                               3-4

2.Обоснование необходимости проекта                                               4-5

3.Цели и задачи проекта                                                               5-6

4.Основное содержание проекта                                                       6-17

5.Ресурсы                                                                                       17-18

6.Партнеры                                                                                       18

7.Целевая аудитория                                                                       18-19

8.План реализации проекта                                                                        19

9.Ожидаемые результаты и социальный эффект                                     20-21                  

10.Перспективы дальнейшего развития проекта                                      21

11.Литература                                                                                22

12.Приложения                                                                                23-29

  1. Краткая аннотация проекта.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели подчиняются основные задачи современного образования.

Цель проекта «Использование инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе»:

-формирование в процессе обучения русскому языку и литературе критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений;

-развитие способности и готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

-воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его устно и письменно, умеющего анализировать прочитанное, проводить самостоятельно поиск решения учебных задач, оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.

Проект направлен на развитие творческой, одухотворённой личности, способной жить и трудиться в современных социально - экономических условиях и творчески применять на практике полученные знания.

Применение на практике приемов активной учебной деятельности технологии развития критического мышления через чтение и письмо проблемного обучения, метода проектов  дает возможность целенаправленно работать над развитием у учащихся интереса к предмету, реализовывать принципы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрять в учебный процесс новые конструкции педагогической деятельности.

  1. Обоснование необходимости проекта.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют  новые требования и к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели подчиняются основные задачи современного образования. В какой степени сформируются личностные компетенции выпускника, насколько он осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, научится критически мыслить, применять полученные знания на практике, многое зависит от нас, словесников.

В современных условиях учитель должен стать не источником информации, а человеком, который должен указать правильное направление в поиске новых способов получения знаний. В поисках информации нужно создать условия не только для развития самостоятельной, творчески мыслящей личности, но и для расширения  познания в других предметных областях. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

В основе нового ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

- изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач;

- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;

- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

        Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеет информационной культурой, культурой работы с текстом. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации.

Инновации в образовании   направлены на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации и дают возможность реализовать принципы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрять в учебный процесс новые конструкции педагогической деятельности.

Поэтому одним из способов решения поставленных перед образованием задач становится использование инновационных технологий в обучении, в том числе в обучении русскому языку и литературе. 

В связи с этим особый интерес вызывает технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП), разработанная Международной ассоциацией чтения, авторы программы: Ч.Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, С.Уолтер. В отечественной педагогике эта технология представлена в трудах Загашева И.О., Заир – Бека С.И.

                        3.Цели и задачи проекта.

Моя деятельность как педагога направлена на выполнение социального заказа общества. Использование в практике обучения русскому языку и литературе инновационных технологий определяется следующими целями:

-формирование в процессе обучения русскому языку и литературе критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений;

-развитие способности и готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

-воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его устно и письменно, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.

Задачи проекта:

1. Прививать интерес учащихся к урокам русского языка и литературы.

2. Развивать уважительное отношение к слову.

3. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.

4. Сформировать у учащихся необходимые умения и навыки как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве.

5. Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

       4.  Основное содержание проекта.

Каким образом через РКМЧП привести к процессу развития личности, формированию духовно-нравственного опыта и социальной компетентности? Как создать условия на уроках русского языка и литературы  для самостоятельного успешного освоения новых знаний    и умений, как научить учиться? Какие возможности развития личности открывает технология РКМЧП?

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения, но мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

Во-вторых, полученная информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Уделяется внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Работая в группе, учащиеся выслушивают мнения каждого участника, объективно подходят к выбору верного способа решения поставленной перед ними проблемы.

Из этого следует, что технология критического мышления способствует развитию  мыслительных навыков учащихся, необходимых как в учебе, так и в повседневной жизни: очень важно уметь принимать взвешенное решение в любой жизненной ситуации.  А  технология РКМЧП  развивает  смысловое восприятие и  понимание информации.  Считаю эффективным использование данной технологии на уроках русского языка и литературы, потому что это универсальная, метапредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач. Технология предполагает использование конкретных методических приемов, которые могут быть применены в различных предметных областях (истории, права, МХК, иностранного языка и т.д.).

В использовании этой технологии интегрируются и систематизируются подходы и приемы технологий проблемного обучения, метода проектов и исследовательской деятельности и др.

Например, мною успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); дискуссия; чтение с остановками; «толстые» и «тонкие» вопросы; графическая систематизация материала в виде кластеров, таблиц, схем; синквейн, комплексный анализ текста; работа с тестами; творческие формы домашнего задания. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Алгоритм технологии РКМЧП состоит из трех фаз:

  1. вызов;
  2. осмысление;
  3. рефлексия.

Первая фаза – «вызов». На этом этапе основной задачей для учителя является постановка цели и задач урока. Это первая учебная задача, мотивирующая участников к обсуждению основного вопроса урока. Проблемную ситуацию на уроке создаю двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». «Затруднение» предполагает, что задание невозможно выполнить без новых знаний, это выясняется во время проблемного диалога, и теперь уже можно подвести их к теме и цели урока. «Удивление» через анализ двух фактов или мнений приводит к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

На уроках литературы в 10 классе часто использую задания по анализу эпизода текста. Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева, который поначалу учащимися тяжело читается, уже скоро становится благодатной почвой для рассуждений, наблюдений и исследований. Например, предлагаю задание проблемного характера:

«Исследовательница Г.Б.Курляндская пишет: «Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и четкости изображения, …определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям личности…».

Вопросы: 1. Вы заметили ясность и четкость изображения у Тургенева? Если да, приведите конкретные примеры из романа «Отцы и дети».

2. Прочитайте отрывок из 9 главы романа: «Он (Павел Петрович) бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок. Захотел ли он скрыть от самых стен, что у него происходило на лице, по другой ли какой причине, только он встал, отстегнул тяжелые занавески окон и опять бросился на диван».

  • Какая сцена предшествует этому эпизоду?
  • Можете ли вы согласиться с тем, что И.С.Тургенев чутко относится к психическим состояниям Павла Петровича? Обоснуйте свой ответ на примере данного отрывка.

        Выполняя это задание, литературно-историческая основа которого представляет собой определенную позицию исследователя, ученик корректирует собственное читательское восприятие изучаемого текста, устанавливает причинно-следственные связи, выдвигает свою гипотезу о связях и закономерностях событий.

Или еще такой прием - «Верите ли вы, что…» (или «Да-нет-ка»), который придает уроку определенную интригу, задает эмоциональный фон. Данный прием в форме блиц - опроса способствует формированию умения критически оценивать результат, после выполнения такого рода заданий проводится самопроверка. Задания для этого элемента урока периодически предлагаю подготовить учащимся. Пример «да-нет-ки» в 10 классе по пьесе А.Н.Островского «Гроза»:

  1. Варвара – главная героиня пьесы. (нет)
  2. Представитель «темного царства» - Дикой. (да)
  3. Муж Катерины – Кулигин. (нет)
  4. Больше всех донимала Катерину Кабаниха. (да)
  5. Катерина мечтала летать, как птица. (да)
  6. Тихон защищал Катерину от матери. (нет)
  7. Дикой любил своих племянников и собирался отдать их наследство. (нет)
  8. Катерина полюбила Бориса. (да)
  9. Варвара в конце пьесы убежала с Кудряшом. (да)
  10.  Борис увез Катерину с собой. (нет)
  11.  Катерина покончила жизнь самоубийством. (да)
  12.  Островский показал в пьесе «Гроза» жизнь провинциальных дворян. (нет)

Уже с 5 класса начинается освоение литературы в движении, в контексте культуры. Пятиклассник – сложный переходный возраст. Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: проявляется стремление быть и казаться взрослым, самостоятельным. Он еще не научился планировать свои действия, контролировать их. Изучение биографии писателя является необходимым элементом постижения текста, позволяет понять авторское отношение к изображаемому в произведении. Применяю прием – составление кластера в 5 классе, чтобы сделать наглядным мыслительный процесс «погружения» в ту или иную тему, вызвать у учащихся эмоциональный отклик.

Например, на первом уроке по изучению  творчества И.А.Крылова в 5 классе я демонстрирую детям иллюстрации к известным басням, не указывая  при этом ни названия, ни строк из басен. Обучающиеся вспоминают названия басен, цитируют строки. Предлагаю выдвинуть предположение о теме предстоящего урока и попытаться сформулировать проблему. А потом предлагаю рассмотреть галерею портретов баснописцев. После короткой беседы о басенном творчестве  находим в этой галерее  автора басен и затем прошу учащихся рассказать всё, что они знают об И.А.Крылове. В это время на доске оформляем в виде кластера выданную детьми информацию. В итоге мы получили структуру, определившую информационное поле данной теме. Этот прием стал способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы. Выразительное чтение и обсуждение новых басен позволило нам увеличить количество «спутников».  А на последнем уроке мы провели коллективную работу по систематизации информации через совместное обсуждение всех «спутников» в творчестве И.А.Крылова. Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Таким образом, на первом этапе проводится актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов и целей деятельности, пробуждение интереса к теме, формируется мотивация для дальнейшей работы (см. приложение 5.1 и 5.2 «Примеры использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка»).

Вторая фаза–осмысление. На этом этапе предполагается основная учебная деятельность - работа над осмыслением текста. Приобретаются  новые знания через знакомство с новой информацией, ее систематизацией, соотнесением с имеющимися   знаниями, производится поиск ответов на поставленные в начале урока вопросы. При подготовке к уроку по теме «Базаров и родители» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») даю индивидуальное домашнее задание исследовательского характера:

Как, по вашему мнению, представлена «злоба дня» в следующем эпизоде романа «Отцы и дети»? «-Поздравь меня, - воскликнул вдруг Базаров, - сегодня 22 июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос…- Ну, подождут, что за важность».гл.15». 

Задание предполагает интерпретацию высказывания литературоведа С.Е.Шаталова («Так называемая злоба дня представала в произведениях Тургенева в нравственно-психологическом опосредовании и обусловливала симпатии и антипатии персонажей, их поступки, взаимоотношения и суждения»), с которым  учащиеся знакомятся на предыдущем уроке.  Ребята выдвигают собственные гипотезы по взаимоотношению отцов и детей, а именно по отношению Базарова к родителям, проводят мини-исследование. Из рассуждения, в котором учащимися выражается версия решения учебной задачи, формулируется вывод, с которого начинается следующий урок.  

 Учащиеся проводят самоконтроль, самооценку учебной деятельности, выявляются затруднения и противоречия, корректируют цели, поставленные ими в начале урока. Чтобы создать наиболее комфортную обстановку на уроке, задания распределяю таким образом, чтобы они были выполнимы для каждого. Если мы работаем в группах, то в заданиях могут быть «тонкие» и «толстые» вопросы.  «Тонкие»     требуют краткого однозначного ответа: кто? что? когда? где?  согласны  ли вы…? Верно ли…? «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Примеры «тонких» вопросов: Кто из героев «Грозы» олицетворяет «темное царство»? Какие пути возможны у Катерины, чтобы изменить свою жизнь? Кого из героев пьесы вы считаете виновными в смерти Катерины? Какова их вина?  «Толстые» вопросы: На ваш взгляд, суицид – это выход из сложившейся ситуации? Почему? Дайте объяснение финалу пьесы. Каким образом сложатся судьбы героев пьесы после смерти Катерины? Выскажите свои предположения.  Учащиеся самостоятельно распределяют вопросы, контролируют процесс работы, составляют план выступления, предполагают возможные вопросы учащихся других групп и, соответственно, готовят на них ответы.

В работе с текстовым материалом использую прием активного чтения – ИНСЕРТ, позволяющий работать над формированием умения систематизировать и анализировать информацию. Учащиеся делают пометки на полях (обычно на полосках бумаги) и по ходу чтения заполняют таблицу:

v- это я знаю

+ - новое

- - думал иначе

? – не понял

На уроках русского языка в 10 классе идет систематизация и обобщение изученного материала. Самостоятельно работая с теоретическим материалом, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы или предложения, после чего в соответствии со своими пометками вносят информацию в таблицу. Таким образом, они самостоятельно систематизируют и анализируют информацию, определяют затруднения, в которых хотелось бы разобраться, углубить знания  по теме. Последовательно обсуждаем каждую графу таблицы, выполняя устно и письменно обобщающие упражнения. На стадии рефлексии использование этого приема помогает отследить уровень понимания материала.

На этапе осмысления идет постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому».

Одной из моих задач как учителя-словесника является подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Работу над написанием сочинения я провожу поэтапно. На 1 этапе учащиеся получают домашнее задание: эссе на заданную тему, например: «Что такое активная жизненная позиция?» На 2 этапе мы заслушиваем и обсуждаем информацию, записываем необходимую информацию; на 3 этапе работаем с текстом, заполняем таблицу (см. приложение 1). Все критерии содержательной части сочинения заносятся в таблицу и по ходу осмысления предлагаемого для анализа текста вносятся идеи и мысли в графы таблицы.

По завершении работы с таблицей вырисовывается структура сочинения. На 4 этапе рефлексии учащиеся обмениваются мнениями. Получив всю необходимую информацию, выбрав одну из выявленных проблем текста, приступают к написанию сочинения.

Третья фаза – рефлексия. На этом этапе проводится анализ, творческая переработка новой информации,  полученной на уроке, выслушиваются все выступления, задаются вопросы выступающим, и, как следствие, рождается новое знание. Далее проводится собственно рефлексия: учащиеся проводят анализ и оценку собственной деятельности в процессе занятия, заполняют последнюю колонку таблицы «Знаю – Хочу узнать - Узнал», отвечают на рефлексивные вопросы:        Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача? Какие затруднения испытывали в ходе работы? Возможны ли иные способы решения учебной задачи? Какой вопрос сегодня для вас самый главный? Получили ли вы ответ на него? Остались ли непонятыми какие-либо вопросы? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих ответов?

Учащиеся делятся мнениями, соотносят полученную информацию со «старой», устанавливают причинно-следственные связи между полученными блоками информации, заполняют «Листы контроля» (см. приложение 2), подводя итоги общей работы на уроке. Лист контроля заполняется каждой творческой группой учащихся в процессе работы.

        Таким образом, я вижу плюсы этой технологии в развивающем, деятельностном способе обучения. Цель урока возникает у учащихся в процессе проблематизации, возникает внутренний интерес, средства деятельности разнообразные, результат виден в личностных изменениях обучающегося, который имеет возможность высказать свое мнение, оценить свою деятельность на уроке.

Эффективность процесса обучения зависит от самостоятельности и активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.

Проектная деятельность, являющаяся составной частью технологии РКМ, позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, исследовательские способности обучающихся.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы.

2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся.

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

6. Проект должен иметь конкретный выраженный результат: письменная работа, стендовый доклад, компьютерная презентация, творческая работа в области изобразительного искусства, эссе и др.

Работая над проектом, ученик контролирует свою деятельность в соответствии с алгоритмом (см. приложение 3), при необходимости консультируется с учителем.

        Проектная деятельность учащихся в процессе  создания продукта оценивается по заданным критериям (см. приложение 4).

        Не каждый ученик способен на творческом уровне решить поставленные перед ним проблемы, поэтому использую на уроках проблемное обучение на основе 4 уровней этого метода:

  • уровень несамостоятельной (обычной) активности: создается проблемная ситуация учителем, формулируется проблема или проблемный вопрос, сам предлагает гипотезы и способы решения, в слабом классе учитель сам проводит анализ и сам делает вывод -ученики усваивают образец умственной деятельности в условиях проблемной ситуации, воспроизводят деятельность по образцу;
  • уровень полусамостоятельной активности: учитель и ученики участвуют в совместном поиске способа решения проблемы, применяя прежние знания и умения в новой ситуации;  
  • уровень самостоятельной активности: учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему; ученики самостоятельно работают с источниками в поисках решения, применяют имеющиеся знания в новых ситуациях, предлагают  гипотезу, ход решения, сами делают анализ и выводы.
  • уровень творческой активности: учитель только создает проблемную ситуацию; ученики сами обнаруживают и формулируют проблему, предлагают гипотезы и способы ее решения, проводят сопоставительный анализ разных гипотез, отвергают неверные - выбирают верную, делают самостоятельные выводы.

Использование на уроках литературы инновационных технологий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала, позволит выпускнику школы научиться самостоятельно планировать и выполнять как учебную, так и социально значимую деятельность, целенаправленно и осознанно оценивать и развивать в дальнейшем свои способности.

Основными принципами использования инновационных технологий  обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- умение критически мыслить;

- формирование универсальных учебных действий.

          5.Ресурсы.

Над проектом я работаю второй год. В кабинете имеются информационные ресурсы для создания условий по развитию творческих способностей обучающихся: справочники по литературе и русскому языку, энциклопедии, словари, дополнительная литература из серии «Школьная программа» издательства «Дрофа», тексты изучаемых художественных произведений, создана  видеотека и электронная папка презентаций, используемых на уроках.

В настоящее время все кабинеты русского языка и литературы в школе оборудованы средствами ИКТ, что открывает возможности работы в различных сетях Интернета, используется  при необходимости  режим работы Он-лайн; систематизирован учебный материал для индивидуальных заданий по  литературе и русскому языку в соответствии с программами, разработаны диагностические материалы для промежуточной аттестации с учетом отслеживания уровня сформированности УУД.

  6.Партнеры.

Партнерами по реализации проекта в первую очередь являются учащиеся 5, 10 классов. Администрация школы создает условия для системного использования мультимедийной аппаратуры, укрепляется материально-техническое оснащение учебных кабинетов. В рамках перехода на ФГОС организовано сотрудничество с СурГПУ, проведены курсы повышения квалификации учителей школы, преподаватели вуза консультируют учителей по вопросам организации урока на основе системно - деятельностного подхода к обучению.

При содействии СурГУ была проведена диагностика по определению модальности и полушария, на основании которой проведен педагогический анализ особенностей учеников, что позволяет  максимально комфортно  организовать образовательный процесс. Также учащиеся 5,10 классов сдавали экзамен «Учись учиться», организованный администрацией нашего образовательного учреждения с целью диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД). Экзамен проводился по Международной системе оценки «PIRLS» в 5 классах и «PISA» в 10 классах.

7.Целевая аудитория.

Проект рассчитан на реализацию в 5-11 классах. Сегодня в этом проекте задействованы учащиеся 5, 10 классов – 87 учащихся. В дальнейшем (срок опыта работы всего 2 года) предполагается разработать систему вопросов и заданий для всех параллелей. В этом учебном году в реализации проекта участвуют 13 учителей, включая  учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранных языков. В процессе реализации проекта проводится обмен опытом с педагогами предметных методических объединений, обучающимися, родителями. К реализации проекта вовлечено 25 родителей 5 класса, в котором я являюсь классным руководителем. Родители помогают детям осваивать компьютер, готовят вместе с детьми тематические презентации, мини-проекты. Совместно с родителями учащиеся 5 класса составили мини-проект на классный час «О пользе витаминов» с театральным представлением и компьютерной презентацией.

8.План реализации проекта.

Реализация проекта предусматривает ряд мероприятий, которые определены временными рамками в 4 этапа.

1 этап. 2011 год. Изучение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерных программ по учебным предметам «Русский язык» и «Литература». Изучение учителями школы развивающих инновационных технологий и внедрение элементов технологий в практику педагогической деятельности.

2 этап. 2012 год. Проведение школьного семинара по способам формирования универсальных учебных действий. Курсы повышения квалификации «Системно-деятельностный подход как основа ФГОС», организованные СурГПУ. На основе курсов составление рабочих программ по предметам (в соответствии с ФГОС). Администрацией школы и педагогами - психологами проведена диагностика уровня сформированности  универсальных учебных действий учащихся. Учителями проведены открытые уроки на основе системно - деятельностного подхода к обучению.

3 этап. 2013 год. Семинар «Способы формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на ФГОС на уроках русского языка и литературы».

4 этап. 2014 год. Диагностика результативности педагогического проекта на основе показателей ЕГЭ по русскому языку и литературе.

         

 9.Ожидаемые результаты и социальный эффект

         Тема проекта «Использование инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе»  создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы урочной и внеклассной работы по предметам.

Сущность опыта. Сущность опыта заключается не в использовании информации, а умения управлять этой информацией, не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. 

Результативность. Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что создает условия для развития творческих способностей, критического мышления, для лучшего усвоения знаний, формирования умений и навыков. Работа по развитию критического мышления учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, формирует личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Об этом говорят результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

2010-2011г.

2012-2013г.

Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

Русский язык. Сдавали 42 выпускника.

Качество - 60,35%

Русский язык.

Сдавали 35 выпускников.

Качество- 63,6%

       

        Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ показывает динамику успешности выпускников на экзаменах как при выполнении заданий базового уровня, так и заданий повышенного и  высокого уровней.

Социальный эффект. Создаются условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.  Использование инновационных технологий, различных приемов и методов активизации познавательной деятельности школьников, внедрение различных видов контроля приведет к формированию универсальной творческой личности, способной отбирать и анализировать нужную информацию, адекватно оценивать обстановку в стране и в мире. Творческая, одухотворённая, умеющая критически мыслить личность способна жить и трудиться в современных социально - экономических условиях и творчески применять на практике полученные знания.

10.Перспективы дальнейшего развития проекта.

В перспективе развития проекта предполагается расширение контингента участников проекта. В течение 2013-2014 учебного года увеличится количество субъектов в реализации проекта за счет пятиклассников. Для успешной реализации проекта необходимо провести диагностику творческих способностей пятиклассников, уровень мотивации, тревожности. С целью дальнейшего развития проекта внутри школы предусмотрены методические семинары и практикумы по использованию инновационных технологий в условиях перехода школы на новые образовательные стандарты. Предполагается в 2015 году разработать программу элективного курса для 11-классников «Единый государственный экзамен: сочинение без проблем». Курс будет ориентирован на развитие критического мышления в работе над  написанием сочинения.

        

        

11.Литература

   

1. Стандарты второго поколения. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. /М.: Просвещение ,2011.   

2. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

3. Якиманская И.С./ Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.

4. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. /Критическое мышление: технология развития. – СПб. – 2003.

5.Селевко Г.К. /Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов. - М.: Народное образование, 1998.

6. Гузеев В.В./Методы и организационные формы обучения.–М.: Народное образование, 2001.

7. Гузеев В.В. / Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. – Директор школы, 1995 - № 6.

        

        12. Приложения

          Приложение 1.  Таблица «Работа с текстом».

Критерии оценки сочинения

         1

         2

         3

           4

Формулировка проблемы текста

Комментарий проблемы

Позиция автора

Согласен/ не согласен

Аргументы

                     

 Приложение 2.   Лист контроля (работа в группах).

Критерии оценивания

1гр.

2гр.

 3 гр.

 4 гр.

5гр

  • Умение понимать основной материал текста

  • Умение сворачивать и разворачивать текстовую информацию

  • Умение отобрать необходимую информацию

  • Умение выступать публично

  • Соблюдение литературных норм русского языка

  • Примечания (состав группы, функции группы на уроке, впечатления от работы группы, выявленные недочеты)

   Приложение 3.  Алгоритм деятельности учащихся по созданию мини- проекта.

     1. Вдумайтесь в тему проекта.

     2. Обсудите главную идею, сформулируйте цели  и задачи будущего

проекта.

     3. Обсудите методы работы над проектом  и определите функции  

каждого участника проекта.  

  1. Структурируйте проект, выделите  подзадачи для всех участников.  
  2. Время работы над проектом ограничено - используйте его эффективно.
  3. Подведите итоги,  определите условия оформления результатов.
  4. Презентация проекта.

Критерии оценивания проекта

баллы

примечания

1

Творческая составляющая (нестандартность и оригинальность решений)

2

Грамотность в подборе необходимого материала

3

Качество подобранных источников

4

Самостоятельность, логичность и последовательность суждений

5

Грамотность и эстетичность оформления результатов работы

6

Качество представления проекта

Приложение 4. Критерии оценивания проекта.

Приложение 5.

5.1. Примеры использования приёмов технологии развития

       критического мышления на уроках русского языка.

Да-нет-ка. Русский язык. 5 класс.

  1. Слог - наименьшая единица произнесения слова.
  2. Звуки образуются в речевом аппарате при вдыхании воздуха.
  3. Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным оглушается.
  4. Буквы Ь,Ъ,Й не обозначают звуков.
  5. Гласных звуков 10.
  6. Звуки речи делятся на гласные и согласные.
  7. Разделительный твердый знак пишется после любой приставки.
  8. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную перед буквами

Е, Ё, Ю, Я.

5.2. Учебная ситуация на уроке русского языка в 10 классе на этапе вызова перед началом изучения раздела «Лексика».

В цепочке слов найдите слово, имеющее значение:

1) «строго, до мелочей последовательный и принципиальный в своих отношениях к чему-нибудь?»

2) «стремление к практически неоправданной организации чего-нибудь в очень крупных размерах»?

3) «часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей»?

1) мелочный;  2) гипербола;  3) тщательный;  4) щепетильный;

5) гигантомания;  6)русло;  7) преувеличение;  8)фальсификация;

9) фарватер;  10) придирчивый;  11) кильватер;  12) ватерлиния.

Приложение 6.

Конспект урока:

Тема: “Базаров и родители. Эпилог романа». (2 часа)

Цели урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям; 

-раскрыть сложность и противоречивость образа Базарова, неоднозначность авторского отношения к нему;

-формировать умение давать идейно-художественный анализ текста, выразительно читать;

-способствовать формированию активной жизненной позиции, пониманию красоты и глубины чувств, способности сопереживать, чувства долга перед родителями.

Задачи урока: создать благоприятные условия для работы творческих групп; способствовать развитию у детей критического стиля мышления.

Форма проведения: творческая лаборатория.

                            Ход урока.

1. Оргмомент. (распределение учащихся по группам, определение функций участников.)

1 ЭТАП. ВЫЗОВ. Урок начинается с прослушивания песни «Родительский дом» на стихи Михаила Рябинина. 

Слово учителя:

  • Кому посвящена  эта песня, написанная на стихи поэта Михаила Рябинина?
  • Назовите тему и идею данного произведения.(Песня посвящена не только матерям, а родителям в целом. Она о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование. Песня о родительском доме, с которым связано все самое светлое, мирное, доброе. Дом – это начало нашей жизни.  Человек рождается, воспитывается, живёт в семье.)
  • Объясните смысл высказывания Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Слайд 1)

(Духовное родство и душевные качества находятся в благополучии. Дом – это место, где тебя ждут, куда всегда хочется вернуться, где твои любимые и любящие люди).

  • Приходится вам с родителями спорить, правда же?

Старшие в пример всегда ставят свое поколение, всё в их молодости было лучше, они были способны на благородные поступки, они не смели повышать голоса на родителей. А вы другие… (Да, они говорят о тех принципах жизни, которые нам сегодня не понятны, они на многое не имели права, даже на выражение собственного мнения. Они не смели спорить с родителями. Они не хотят примириться с тем, что сейчас другое время, и многое в жизни изменилось, и т.д.).

Молодежь сегодня более инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира. Думаю, что этого вы не будете отрицать. Но ЧТО в отношениях между родителями и детьми во все времена остается неизменным?

(духовное родство: общие интересы,  взгляды, деятельность,душевные качества: искреннее дружелюбие, любовь, уважение).

  • Проверка индивидуального домашнего задания: давайте послушаем ваше рассуждение “Что значат для меня мои родители?” (слайд 2) (слушаем сочинение и просматриваем презентацию ученика с семейными фотографиями)
  • Какое отношение наш разговор о родителях и родительском доме имеет к сегодняшнему уроку?  (Мы будем говорить об отношениях Евгения Базарова с родителями).
  • Называю тему урока, учащиеся записывают в тетрадях со слайда. (Слайд 3)

Каждая группа-участница творческой лаборатории ставит в соответствии с заданиями свои цели и задачи (записывают в тетрадях). (Слайд 4)

Актуализация знаний.

Вспоминаем:

  • Какой конфликт в романе основной? (социально-политический, он направлен против дворянства)
  • Какова тема романа? (Смена поколений - тема романа. Проблема взаимоотношений отцов и детей, старшего и молодого поколений не только в литературе является вечной темой, но и в нашей сегодняшней жизни).

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.

  • Если родители – это самое святое, близкое и дорогое в жизни человека, то почему так сложно складываются взаимоотношения Евгения Базарова с родителями?
  1. ЭТАП. ОСМЫСЛЕНИЕ.

1.Слово учителя. Проблеме  взаимоотношений «отцов» и «детей» И.С.Тургенев посвятил целое произведение. Вашему вниманию и оценке предлагается одно проведенное мини-исследование по теме «Базаров и родители».

Описание задания: Как, по вашему мнению, представлена «злоба дня» в следующем эпизоде романа «Отцы и дети»? «-Поздравь меня, - воскликнул вдруг Базаров, - сегодня 22 июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос…- Ну, подождут, что за важность».гл.15». 

Задание предполагает интерпретацию высказывания литературоведа С.Е.Шаталова («Так называемая злоба дня представала в произведениях Тургенева в нравственно-психологическом опосредовании и обусловливала симпатии и антипатии персонажей, их поступки, взаимоотношения и суждения»).(Краткое содержание работы: Злоба дня в романе «Отцы и дети» действительно представлена «в нравственно-психологическом опосредовании», как замечает литературовед С.Е.Шаталов. Через столкновение Евгения Базарова со старшим поколением обуславливаются симпатии и антипатии героев... При чтении романа, а именно главы 15, я сразу обратил внимание на фразу Базарова о дне ангела. Мне кажется, ему трудно было произнести эту фразу, потому что перед последними словами он понизил голос. В этот момент он подумал о своих любимых и любящих родителях… Главный представитель молодого поколения  - Базаров – отличается от своих сверстников, от Аркадия, например…Он не выражает открыто своих чувств к родителям, но я уверен, что это было сказано только из идеологических убеждений Евгения, а не сыновних. Базаров – нигилист…, и этим многое объясняется в его поведении, поступках, во взаимоотношениях с окружающими, даже с родителями…).

(Слайд 5) Определение нигилизма.

Работать будем в группах. Каждая группа имеет свое задание. В работе примут участие литературные критики (Писарев и Страхов), искусствоведы и автор романа. Вам дается 15 минут на выполнение заданий.

2. Работа с текстом романа. 

1 группа. Подготовьте рассказ об отце Василии Ивановиче и матери Арине Власьевне по алгоритму:

А) портрет

Б) характер

В) занятия, интересы

Г) как относится к своему сыну?

Д) какие чувства герои испытывают друг к другу?

2 группа. Подобрать материал из текста об отношении Базарова к своим родителям. Подготовить связный рассказ с выводами по определенным вами задачам.

(Главы 20,21,27).

3 группа (работают 2 ученика) автор романа. Изучите авторские размышления по образу главного героя романа Евгения Базарова. Выскажите свои предположения по авторскому отношению к герою. В чем проявляется неоднозначность авторского отношения к герою? Составьте синквейн «Кто он – Евгений Базаров?».

4 группа (2 человека). Подберите материал об истории создания картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”. (Слайд 6)

Какие впечатления у вас возникли от этой картины?

5 группа. Перечитайте высказывания русских критиков Д.Писарева и Н.Страхова о Базарове. Чья точка зрения ближе вам? Свой ответ аргументируйте.

 (По завершении работы в группах приступаем к обсуждению основного вопроса урока).

  1. ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.
  1. Анализ текста романа.

С родителями Базарова более подробно мы знакомимся во второй половине романа в 20-21 главах.

  • Начнем это знакомство с главы семейства - Василия Ивановича.

(Выступление участников 1группы).

  • Поддержкой его в жизни всегда была и есть жена Арина Власьевна.

(Выступление участников 1 группы).

  • Почему так сложно складываются отношения между сыном и родителями? (выступление участников 2 группы).
  • Как автор относится к своему герою? В чем проявляется неоднозначность авторского отношения к герою? (выступление 3 группы – от имени автора романа).

Ребята, а можете вы сейчас высказать свои предположения об эпилоге романа? Почему И.С.Тургенев заканчивает свое произведение смертью главного героя? (выслушиваются версии учащихся и зачитываются высказывания Тургенева).

  • Под впечатлением от прочитанного романа «Отцы и дети» художник Василий Перов создал картину «Старики родители на могиле сына».

Послушаем выступление искусствоведов об истории создания этой картины. (выступление 4 группы - искусствоведов).

  • Как рассматривается образ Базарова в русской критике? (выступление 5 группы- критики).

         2. Рефлексия. Оценка деятельности.

1. Вот мы и закончили работу над романом  И.С.Тургенева «Отцы и дети».

  • Какие цели вы сегодня ставили, какие задачи? Достигли ли поставленной цели? Какие из задач остались нерешенными? Запишите их.
  • Получили ли вы удовлетворение от сегодняшнего занятия?

(ребята делятся своими впечатлениями- мнения противоречивые).

  • Какие недочеты сегодня были в ваших выступлениях? Оцените свою работу и работу всех творческих групп. Не забудьте внести в листы контроля замечания.

         3. Домашнее задание.  

  1. Сочинение «Мой любимый герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»».
  2. Письмо литературному герою: «Я с Вами не согласен, Евгений Васильевич…».
  3. Индивидуальные задания по группам. Подумайте над вопросами, ответы на которые показались вам неубедительными, постарайтесь найти ответы в других источниках.

Спасибо всем за работу. (Листы контроля сдаются учителю для общего анализа деятельности на уроке). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы

статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы"....

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе...