Урок литературы по теме «Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Москвина Лариса Леонидовна
Урок литературы в 6 классе по теме : «Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник» (Учебник Автор-составитель Г.С. Меркин – М.: Русское слово). Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме «Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник»

Учитель литературы: Москвина Лариса Леонидовна

Учебный предмет

Литература

Класс

6

Тема

Творчество А.С. Пушкина. Роман «Дубровский»

Базовый учебник

 Автор-составитель Г.С. Меркин – М.: Русское слово, 2013. – 328 с.

Тема урока: «Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник»

Место урока в теме: четвёртый в теме

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Дата урока: 25.11.2016

Образовательные ресурсы: презентация, учебник, рабочие листы

Цель урока: 

Задачи урока:

Предметные: Выявить причины неспособности героя, наделённого лучшими личностными качествами, изменить законы, признанные обществом

Метапредметные: Освоить следующие общеучебные умения на уровне применения:

1.14 Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности

3.2.4 Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать сходство  по нескольким аспектам

2.1.25 Осуществлять цитирование письменного текста

2.3.2  Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения

1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму

Планируемые образовательные результаты:

Выявлять черты народной сказки

Получат возможность научиться: Выполнять неполное комплексное сравнение. Осуществлять цитирование письменного текста

Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения

План урок

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Метапредметная карта урока

Этапы урока

Осваиваемое УУД с указанием уровня

ОДД (ориентировочная основа действия) освоения УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1.14

Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности

Умение планировать действия в соответствии с учебной целью

Учитель просит сформулировать цель и задачи урока

Учащиеся проговаривают определение цели (Цель – это желаемый результат. Задачи – это последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат) и формулируют цель урока.

4. Этап  усвоения новых знаний и умений.

3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е.

сходство  по нескольким аспектам

2.1.25

Осуществлять цитирование письменного текста

Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов.

Сходство – это наличие общего.

Цитирование – умение приводить откуда-либо цитату. Цитата – дословная выдержка из текста.

Учитель даёт задания по сравнению пушкинской сказки  и народных сказок на уровне сюжета и композиции

Учитель предлагает , обратившись к тексту сказки, выбрать цитаты, подтверждающие то или иное качество героя

Учащиеся выполняют задания (читают тексты, заполняют таблицу), делают выводы о сходстве  пушкинской сказки и народных сказок на уровне сюжета и композиции

Учащиеся выбирают фразы из текста, строят своё высказывание по предложенному учителем плану

5. Этап первичного понимания

2.3.2 Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения (неструктурированное наблюдение)

Наблюдение – это метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов.

Неструктурированное наблюдение – это наблюдение, при котором определён только объект наблюдения.

Дает установку на самостоятельную работу в группах.

Учащиеся разделяются на группы по и совместно выполняют задание

8. Рефлексия

1.12. Оценивать

свою учебную

деятельность и

деятельность

одноклассников

по заданному

алгоритму

Алгоритм – это предписание пошаговой последовательности действий, точное выполнение которой позволяет решать учебные задачи определённого типа.

Учитель

предлагает

учащимся

оценить свою

учебную дея-

тельность и

деятельность

одноклассни-

ков по опре-

деленному

алгоритму

Самооценка учебной

деятельности:

– Какой цели мы достиг-

ли на уроке?

– Все ли шаги по дости-

жению цели урока вы-

полнены?

– Что было трудным?

Как вы с этим справи-

лись?

– Что было самым ин-

тересным?

– К какому выводу мы

пришли?

Ход урока

  1. Организационный этап.

Мы продолжаем с вами изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Посмотрите фрагмент фильма Вячеслава Никифорова 1988 года, созданного по роману.

- Есть ли такой эпизод в произведении? Обратимся к 7 главе романа. Найдите соответствующие строчки.

 -А почему же создатели фильма придумали этот эпизод? На что хотели обратить внимание? Чем так поражён Троекуров?

- Предположите, какая тема нашего урока? (Мы будем говорить о Владимире Дубровском)

  1. Постановка цели и задач урока

Владимир Дубровский - …….гвардейский офицер,……… учитель,……… разбойник.

Подберите эпитеты, подходящие по смыслу (необыкновенный, благородный, доблестный). Кстати, фильм, фрагмент которого вы смотрели, называется «Благородный разбойник Владимир Дубровский»

           - Какие же цели и задачи мы поставим? (выяснить, как он проявляет себя в разных ролях,  какие моральные качества присущи герою, что руководит его поступками (разум или чувства) и может ли он изменить законы, признанные обществом)

             - Каким образом будем добиваться их осуществления? (Проанализируем поведение Дубровского в разных ситуациях). Какие эпизоды вы бы предложили для рассмотрения?

 (Жизнь героя в Петербурге, болезнь и смерть отца, пожар в усадьбе, Дубровский – разбойник, Дубровский – учитель, Дубровский разоблачает себя)  

 

  1. Актуализация знаний

На доске перед вами – открытки с иллюстрациями Дементия Алексеевича Шмаринова к роману. Нужно пойти к доске и выбрать  иллюстрации к тем эпизодам, которые будут рассматриваться на уроке. (события 4-11 главы)

- Что мы знаем о герое ещё до приезда его в Кистенёвку?

- Каким мы видим Владимира Дубровского в Петербурге? (чтение  третьего абзаца 3 главы)

(Окончив Кадетский корпус, Владимир Дубровский поступает на службу в гвардейский полк (элитное подразделение армии) - недостойных, наверное, туда не возьмут.

Привязан к отцу, любил семейственную жизнь, которой был лишён.

С другой стороны, живёт беспечно, беззаботно.)

  1. Первичное усвоение знаний

1)  - Когда всё меняется в его жизни?

 - Что испытывает герой, когда получает  письмо из Кистенёвки ? Выберите предложения из текста, прочитайте.

- Что вы ещё добавите к чертам характера героя, которые успели назвать? (любящий, неравнодушный, умеющий глубоко чувствовать, действующий часто под влиянием чувств)

 - В каких ещё эпизодах эти качества проявляются? (когда он подъезжает к Кистенёвке, когда видит отца, когда прогоняет Троекурова)

 -  Чувства, которые испытывает герой, помогают ему или мешают?  (Владимир тяжело переживал болезнь отца. Поглощённый своими чувствами, он бездействует. Это и приводит к катастрофе – потере имения.)

 - После смерти отца, после похорон мы видим Дубровского в Кистенёвской роще. Какой он представляет свою жизнь? Знает ли он, что ему делать дальше? Докажите текстом.

2) А.С. Пушкин всегда очень внимательно относился к словам. И нам сейчас предстоит решить литературную задачу, поработав с двумя словосочетаниями: «странные чувства» и «страшные мысли».

Перед вами два отрывка из текста. Прочитайте их, узнайте эпизод и поясните, что за «странные чувства»  и «страшные мысли» волновали Дубровского.

Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. «Отец ты наш, — кричали они, целуя ему руки, — не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим». Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его. «Стойте смирно, — сказал он им, — а я с приказными переговорю». — «Переговори, батюшка, — закричали ему из толпы, — да усовести окаянных».

«И портрет этот достанется врагу моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую …или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате... где умер отец, поселится его приказчик…. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец все утихло. 

(Первый эпизод – когда судейские чиновники приехали отбирать имение и народ был готов к бунту. В Дубровском же только зарождается «странное чувство» - чувство протеста, он пока отдаёт себе отчёт в том, к каким последствиям может привести бунт, и приказывает дворовым разойтись.

Второй эпизод – последняя ночь в родном доме. Герой не может допустить , чтобы дорогие сердцу воспоминания о матери и отце были осквернены прикосновением чужих равнодушных рук. Поэтому рождаются «страшные чувства» - сжечь дом. То есть герой твёрдо решил не покоряться обстоятельствам.

3) Просмотр фрагмента фильма. (Эпизод пожара)

- Вы готовили цитатные планы 6 главы, сравните ваши планы и планы на слайде. Какой на ваш взгляд, важный пункт плана пропущен? («Постой… кажется , второпях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их»)

 - Какой приказ отдаёт Дубровский и как его выполняет Архип?

- Каким перед нами предстаёт здесь Дубровский? (Убивать приказных – бессмысленная жестокость, мы не можем сказать, что герой обладает таким качеством.)

- А что произошло дальше? (Архип спасает кошку)

- Почему Пушкин вносит этот эпизод? (Автор хочет показать, что злоба – не единственное выражение натуры Архипа. Он может быть и добрым, и суровым, в нём сплетена покорность и мятежность).

4) Дубровский – разбойник.

- Ещё в одной роли появляется перед нами Дубровский – в роли разбойника.

- Почему он становится разбойником? Что им руководит? (Нежелание подчиняться несправедливым законам, форма замозащиты. )

- Обозначая тему, мы назвали его «благородным разбойником»? Почему? Найдите в 7 главе ответ на вопрос.  («Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». То есть даже сделавшись разбойником, Дубровский остаётся служителем справедливости.)

5) Дубровский - учитель Дефорж.

- Когда вы догадались, что француз-учитель, появившийся в доме Троекурова, это Дубровский? А как вы догадались? (По его необыкновенным поступкам, например поведению в медвежьей комнате, когда мы видим, как храбро и с каким достоинством он держит себя.)

- А для чего Дубровский проникает в дом Троекурова? (Хочет отомстить ему.)

- Почему отказывается от мести? (Полюбил Марью Кириловну)

- А здесь чувства помогают или мешают герою? (Мешают свершиться его «кровавому подвигу, помогают остаться человечным, благородным).

6)-  А теперь посмотрите маленькую инсценировку. Ваша задача – узнать героев и объяснить происходящее. (Двое мальчиков инсценируют разговор Дубровского, переодетого генералом, с приказчиком Анны Савишны Глобовой).

Вопросы:

- Кто эти герои?

- Чьи деньги украл приказчик? Кому они предназначались?

- Кто передаёт содержание разговора? Где рассказывает?

- Как она относится к Дубровскому?

- Что вы можете сказать о самой героине?

7) – А кто очень сильно боится Дубровского и почему? (Антон Пафнутьич Спицын, который лжесвидетельствовал против отца Дубровского и теперь боится  мести сына).

- Почему Дубровский разоблачает себя перед Спицыным? (Чувство вновь одерживает верх. Теперь оно лишает героя безопасности. Владимир не может простить подлость и стремится наказать Спицына за ложь и предательство.)

  1. Первичное закрепление

- Итак, мы рассмотрели поведение Дубровского в разных эпизодах, видели его в разных ролях,  выявили мотивы его поступков, узнали, какими качествами обладает герой.

Подведём итоги.

Вставьте подходящие по смыслу слова в текст.

Владимир Дубровский наделен…, …, …, способностью…. Однако в каждой своей роли он| остается прежним — сыном…, но …дворянина (…разбойник, …слуга). Человечность в Дубровском побеждает…. Герой чаще руководствуется…, чем соображениями пользы. Он так же, как и…, не в силах изменить…, признанные обществом.

- Вернёмся к названию темы. С каким, быть может, эпитетом вы не совсем согласны?

- Что обозначает слово «благородство»? (Благородство – это высокая нравственность, самоотверженная честность и открытость.)

- Совместимы ли понятия «благородство и разбой»? Может ли  офицер, человек, для которого понятие чести не пустой звук, пойти грабить на больших дорогах?

 

Вспомните первый фрагмент фильма. Троекуров  поражён, как может дворянин, офицер жечь людей. Мы знаем, что Дубровский приказывал Архипу отпереть двери, но мы не можем сказать, что Дубровский не виноват в гибели приказных.

- Сочувствуете ли вы Дубровскому?

- Оправдываете ли его поступки?

  1. Рефлексия.

Достигли ли мы тех целей, которые ставили на уроке?

- Достигли ли вы своих личных целей?

- Было ли вам интересно?

- Всё ли для вас стало понятным или остались вопросы?

- Посмотрите на слайд. Перед вами темы пробных сочинений 11 класса.

(Что руководит поступками человека в экстремальной ситуации: разум или чувства?

  Книга о чести и бесчестии, которая меня воспитала?

«Величайшая победа – победа над собой» (Цицерон)

 Что добавляет читательский опыт  к жизненному опыту?

 Может ли дружба перерасти во вражду?)

- Можно ли, на ваш взгляд, раскрыть эти темы, используя роман Пушкина «Дубровский»

 - О чём это говорит?

- Какие универсальные учебные действия на уроке мы отрабатывали? Найдите лишнее.

1. Определяли наиболее последовательную деятельность при выполнении учебной задачи

2. Осуществляли наблюдение объекта

3. Осуществляли классификацию

4. Определяли существенные признаки объекта (производили анализ)

 

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Дать названия главам XII—XIX.

2. Заполнить таблицу: «Князь Верейский и Владимир Дубровский», опираясь на текст романа А.С. Пушкина.

3. Индивидуальные задания:

-пересказать историю с кольцом от лица Саши и Мити;

- выпиcать слова, характеризующие состояние Маши Троекуровой во время венчания

  

 

 

 




              -

                     

                   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Дубровский"

Урок литературы по теме "Тайны Пушкина" подготовлен по произведению А.С.Пушкина "Дубровский" с использованием ресурсов Единой Коллекции интернета. Урок литературы соответствует требованиям ФГОС...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Презентация к уроку литературы на тему "Владимир Маяковский"

Презентация к уроку изучения творчества Владимира Маяковского...

Презентация к уроку по роману А.С. Пушкина "«Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник»

Презентация к уроку в 6 классе по роману А.С. Пушкина "«Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник» (Урок разработан в соответствии с ФГОС)...

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...