«Повесть временных лет»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

«Повесть временных лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_urok_literatura.docx17.47 КБ
Файл 6_urok_literatura.pptx724.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Повесть временных лет»(слайд 1)

  1. О.Н.У.
  2. Работа по теме урока

1) Вступительное слово

- Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?

Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения  здание  нашей  культуры,  мы  обретаем  «самостоянье  человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.

- А что дает чтение летописи?

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.

Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.

Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон (слайд 2), которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.

Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор (слайд 3), дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

  1. Выразительное чтение учащимися вступительной статьи учебника (автор Д. С. Лихачев).
  2. Рассматривание и сравнивание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины В. М. Васнецова (слайд 4).

- Давайте познакомимся с миниатюрой из Летописного свода, изображающей Сильвестра.

Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись

Это образ идеального летописца. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя. Ему важно было изобразить не именно Сильвестра, а летописца вообще. А поскольку летописцами в те времена могли быть только монахи, то на миниатюре изображен монастырь – его стены, храм, убранство внутри монастыря и даже внутри кельи, и монах, пишущий за столом.

Рассмотрим миниатюру. Обратите внимание на то, как изображает художник предметы.

Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Так, монастырь должен быть изображен весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее же внутри него показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.

Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», помещенной на форзаце учебника.

Художник современности использует совсем другие художественные приемы: мы видим часть интерьера внутри кельи; летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже – просто это другой язык.

  1. Демонстрация репродукции первой страницы «Повести…»*. (слайд 5)

Обратите внимание на изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.

Буквы писались вертикально, каждая отдельно, для экономии места. Некоторые слова сокращались, и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт называется «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.

  1. Чтение летописного «Сказания о Кожемяке»  учителем.
  2. Беседа по вопросам:

– «И стал тужить Владимир…» – говорится в «Сказании…». Почему?

– Кем был юноша, решившийся на поединок? (Дружина – почетная часть  общества,  но  среди  дружинников  не  нашлось  поединщика. Юноша – простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».)

– Что прославляет летописец?

– Какие особенности речи повествователя вы заметили?

– Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство того, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.)

  1. Подведение итогов
  2. Д/задание подготовить художественный пересказ произведения древнерусской литературы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повесть временных лет»

Слайд 2

Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань . В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.

Слайд 3

Д ревнерусский летописец , агиограф конца XI — начала XII веков , монах Киево-Печерского монастыря . Традиционно считается одним из авторов « Повести временных лет »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 1150-летию российской государственности. «Повесть временных лет» рассказывает…

«Повесть временных лет» рассказывает о призвании варягов....

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

"Повесть временных лет" Урок истории + ОПК 6-9 класс.

Тема урока: Шедевр Древнерусской литературы  «Повесть временных лет»Цель: Познакомить с «Повестью временных лет» и с преподобным Нестором Летописцем.Познакомить с летописным жанром....

Древнерусская ли тература. "Повесть временных лет". Из "Поучения Владимира Мономаха"

Данная презентация предназначена для урока литературы в 7 классе....

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Отрывки из "Повести временных лет"

Отрывки из "Повести временных лет"...

"Повесть временных лет"

Интегрированный урок по теме "Древнерусская литература"...