Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Грезнева Ольга Васильевна

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Цели урока:

 

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в  неё новых элементов: открывая смысл жизни героев, осмысливая идейное содержание  произведения, постигать нравственную сторону и  философский смысл сказки.

Задачи урока:

-                     Личностные: способствовать развитию умений учащихся работать в малых группах, строить диалог, выступать перед аудиторией.

-                     Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): способствовать развитию навыков работы со словарями, способствовать развитию умений анализировать и синтезировать информацию, строить связный ответ на заданный вопрос.

-                     Предметные: определить жанровые особенности философской сказки, выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц».

 

Материально-техническое обеспечение урока

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, оформление доски, презентация, раздаточный материал, жетоны - звёздочки для оценки ответов (красные, синие, жёлтые), текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в  6 классе.  

 Учитель: Грезнева Ольга Васильевна МОУ СОШ с.Родничок им.В.П.Сергеева Балашовского района Саратовской области

Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

 

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в  неё новых элементов: открывая смысл жизни героев, осмысливая идейное содержание  произведения, постигать нравственную сторону и  философский смысл сказки.

Задачи урока:

  • Личностные: способствовать развитию умений учащихся работать в малых группах, строить диалог, выступать перед аудиторией.
  • Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): способствовать развитию навыков работы со словарями, способствовать развитию умений анализировать и синтезировать информацию, строить связный ответ на заданный вопрос.
  • Предметные: определить жанровые особенности философской сказки, выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц».

Материально-техническое обеспечение урока

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, оформление доски, презентация, раздаточный материал, жетоны - звёздочки для оценки ответов (красные, синие, жёлтые), текст.

Этап урока

Время

Оборудо-

вание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

1 мин.

Презентация Слайд № 2

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжаем работать над произведением французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Как хорошо вы усвоили содержание сказки, покажет небольшая игра-конкурс «Самый внимательный читатель»

За ответы на уроке будете получать символические звёздочки, в конце урока они помогут мне  оценить вашу работу на уроке

Слушают учителя

Регулятивные УУД:  саморегуляция

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

4  мин.

 Слайд № 3

Проводит конкурс на самого внимательного читателя.  (Приложение № 1)

(За ответы раздаёт  «звёздочки»: правильный, полный ответ- красная, неполный ответ – синяя, дополнение к ответу - жёлтая)

Выявляет самого внимательного читателя.

Участвуют в конкурсе: отвечая на вопросы, проверяют знания по содержанию сказки.

Подсчитывают свои «звёзды»

Коммуникативные УУД:

1.Умение с точностью и полнотой выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 3. Выявление места и причины затруднения (Постановка учебной задачи)

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

2 мин.

Слайд № 4

Слайд № 5

Наш небольшой конкурс показал, что многие из вас внимательно прочитали сказку «Маленький принц» ( на прошлом уроке доказали, что это сказка), давали правильные ответы. А теперь прочитаем тему нашего сегодняшнего урока и подумаем, какое открытие мы сделаем сегодня.

Произведение Экзюпери по своему жанру - философской сказкой. А что такое философия?

Часто слово “философия” используют как синоним к слову “мудрость».                

Попробуйте сформулировать вашу цель на данный урок.  

1.Читают тему урока.

2.Говорят, что должны узнать, почему это философская сказка.

3.Работают с «Толковым словарём»

4.Дают толкование слова

Философия – это наука об общих законах развития человека и мира. 5.Высказывают предположения:

-Узнать, философский смысл сказки.

- Учиться постигать ее мудрость.

Регулятивные УУД: целеполагание.

1.Познавательные УУД:    

-умение работать со словарями                                                     -самостоятельное выделение и формулирование цели

4.Построение проекта выхода из затруднения.(«Открытие нового знания» )

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

10 мин.

Слайды № 6

Раздаточный материал (Приложение №2

Слайды № 7

1. Проблемное слово учителя.

На прошлом уроке мы выяснили, что Маленький принц - это символ человека – странника, ищущего смысл вещей и собственной жизни. «Печальная и насмешливая сказка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей, - писала замечательная переводчица произведения Н. Галь. – Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное задумаешься. Сказка эта – мудрая и человечная… Просто и проникновенно говорит он [Экзюпери] о самом важном…» . А в чём же мудрость этой сказки? Мы должны выяснить это, поработав в группах.

2. Организация проблемно-поисковой работы групп.

1. Работают в группах. Проводят проблемно-поисковую работу (Приложение № 2 )

1.Познавательные УУД:                                                         - производить анализ                                      – выстраивать логическую цепь рассуждения                                      – делать выводы;                     2. Регулятивные УУД:     - планировать,               -прогнозировать,                            -корректировать,                         -  оценивать

3. Личностные УУД: .

- Формирование эмоционально-оценочного отношение к прочитанному                              - оценка своих возможностей достижения цели в различных  сферах самостоятельной и коллективной деятельности                                                - радость сотрудничества

4.Коммуникативные УУД:                              - формирование атмосферы исследования, творчества, сотрудничества (распределение ролей при анализе текста, составление индивидуального и коллективного устного речевого высказывания). 

                                           

5.Реализация построенного проекта

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

8 мин.

Слайды

№ 8- 11

Таблица (Приложение № 3)

Создаёт условия для воспроизведения учащимися «нового знания», руководит  работой групп, даёт качественную оценку.

Ребята! Вы хорошо справились с проблемными задачами, правильно определили смысл жизни героев, выявили авторское отношение  к ним, поднимаемые автором проблемы.

Проанализируйте результаты работы своих групп  

Демонстрирует заполненную таблицу, комментирует её, обобщает, даёт свою оценку работы групп.

Воспроизводят  «новое знание»,  (открытия проблемно-поисковых групп)

1 группа - гл. X (первый астероид,

Король),

2 группа – гл. XI (честолюбец),

3 группа – гл. XII (пьяница),

4 группа – гл. XIII (деловой человек),

5 группа – гл. XIV (фонарщик),

6 группа – гл. XY (ученый-географ)

Заполняют таблицу(Приложение № 3)

Проводят самоанализ: дают оценку работы своей группы Приложение № 4)

1.Познавательные УУД:                                                         – выстраивать логическую цепь рассуждения                                      – делать выводы;                     2. Регулятивные УУД:                                        - корректировать,                        

3. Личностные УУД: .

-осознавать духовно-нравственные уроки сказки                            - - давать нравственные оценки

4.Коммуникативные УУД:                                                 - точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами

6.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи

Цель – усвоение нового способа действия.

6 мин.

Слайды

№ 12-13

Вопросы для беседы:

1.Какая была седьмая планета?  2. Что испытал и понял Маленький принц на Земле? 3. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?  

(После инсценировки)

4. Какие жизненные истины открыл ему Лис? Чему научил мудрый Лис Маленького принца?

Привести примеры мудрых мыслей Лиса.

Как вы поняли эти секреты Лиса?

Эти фразы Сента Экзюпери стали крылатыми. Как называются такие  крылатые выражения?

1.Отвечают на вопросы.

2.Инсценируют отрывок из сказки (21 гл) (Диалог Маленького принца и Лиса о дружбе)

Мы в ответе за тех, кого приручили”.“ Зорко одно лишь сердце”.

Афоризмы

1.Познавательные УУД:

Выполнять                                  универсальные логические действия:

- выполнять анализ,

- производить синтез,

- выстраивать логическую цепь рассуждения,

- делать вывод;

-инсценировать сказку; извлекать информацию и формулировать свою точку зрения на основе представленного фрагмента сказки.

2. Личностные УУД: 

-осознавать духовно-нравственные уроки сказки                             -давать  оценку героям сказки

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: Самоанализ и самоконтроль.

5 мин.

Слайд ы

№ 14-15

Раздаточный материал (Приложение №5)

Читая сказку дома, работая над отдельными главами на уроке, вы не могли не заметить, что в тексте много  афоризмов.

Предлагает разноуровневые  задания.

1 вариант («сильные») :найти и выписатьв тексте афоризмы

2 вариант («средние»): продолжить афоризм

3 вариант («слабые»): соотнести начала и конец афоризма

Выполняют разноуровневые  задания

(Приложение № 5)

Проводят  самопроверку и самооценку (слайды № 14-15)

1. Регулятивные УУД:     -  самооценка,

2.Познавательные УУД:

   -извлекать информацию, представленную в разных формах      

3. Личностные УУД: 

адекватная оценка своих возможностей  для достижения цели определённой сложности, самоанализ результатов и самооценка                            

8. Включение «нового знания» в систему знаний и повторение

Цель – закрепление изученного, понимание возможности применения нового знания.

4 мин.

Слайд ы

№ 16-19

Раздаточный материал (Приложение №6)

О чём эти мудрые фразы? Какие темы и проблемы поднимает ими автор?

Названные вами проблемы характерны для какого-то определенного времени, какой-то конкретной эпохи?

А так какая наука занимается рассмотрением вечных вопросов бытия?

Значит, какой характер носит наша сказка «Маленький принц»?

Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое:

Предлагаю вам подумать над символами, разгадать их и соотнести

1 Называют проблемы:

О смысле жизни

О добре и зле

Об одиночестве  

Об ответственности

О счастье

О дружбе и любви

Нет, это вопросы вечные.

Философия

Философский

Соотносят героев сказки и символы (Приложение № 6)

С последующей проверкой (Слайд ы№ 17-19)

1.Познавательные УУД:

Самостоятельное выделение и; формулирование проблемы.

2Коммуникативные УУД:                                                

Участие в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3Регулятивные УУД:    На основе имеющихся знаний, жизненного опыта  выделять, группировать информацию; обнаруживать ценность информацию

4. Личностные УУД: 

Самостоятельный контроль своего времени и способность распределять его; актуальный контроль

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Цель – самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, определение задания для самоподготовки.

3 мин.

Слайд  

№ 20

Звучит   песня   М.Тариевердиева   на   стихи   Н.   Добронравова «Маленький принц». Приложение № 8

Ребята! Теперь возвратимся к нашей цели и нашим задачам. Все ли у нас получилось реализовать?

Организует рефлексию

Даёт оценку работы обучающихся на уроке

Надеюсь, что эта книга многому вас научила. Эту сказку можно постоянно перечитывать и каждый раз находить в ней  новое, мудрое.

Автор устами маленького героя взывает к голосу сердца каждого человека, но автор не навязывает читателю готовых рецептов жизни, его мудрая сказка – приглашение к размышлению. Прочитайте её,  когда повзрослеете, и вы поймёте её философский смысл уже по-другому, увидите её глазами взрослого. В этом и заключается её значимость.

Проблемы, которые поднимал Экзюпери, остались и по сей день. Поэтому эта сказка, написанная более 70 лет и переведенная на 160 языков мира, остается актуальной и сейчас.

Да. Мы узнали, что сказка имеет философский смысл сказки.

Мы   постарались постичь  ее  мудрость.

Проводят рефлексию

Сегодня я узнал…,

было интересно…,

меня удивило…,

было трудно…,

мне захотелось…

Подсчитывают полученные за работу «звёзды»

Регулятивные УУД: самооценка.

10. Постановка домашнего задания

2 мин.

А сейчас предлагаю вам на выбор следующие творческие задания.

Читает и комментирует  (задания записаны на листочках- звёздочках, выдаётся каждому ученику) (Приложение № 7)

Получают задание.

Слушают комментарий

Личностные УУД:

самооценка готовности к выполнению заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...